А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.
Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.
2. Самая визуально значимая доминанта, если смотреть от станции Лена - это гостиница "Лена". От неё и начнём прогулку. Здесь ось города носит название ул. Кирова.
3. Сразу же обращает на себя внимание, что все пешеходные переходы тут сделаны продвинуто, с возвышением (горбами): транспорт перед ними безальтернативно тормозит - при том, что любителей дать по газам тут достаточно. Московские урбанисты кацо-варламовы, наверное, описались бы от неожиданности и умиления :)
4. Между ж/д вокзалом и речвокзалом работает настоящий фонтан, ампирной стилистики 1950-х.
5. Речной вокзал Осетрово тут совсем недалеко от станции, метров наверное 300-400. Сейчас он по прямому назначению не используется - тут сейчас и отель, и сауна, и отделение банка, и магазины внутри. Но хотя бы само здание в неплохом состоянии, уже хорошо.
6. Якоря, обрамляющие вход, тоже выжили и сохранились.
7. А если встать на ступеньки речвокзала, то вдали строго по оси сквера виден сталинский вокзал Лена.
8. Внутри кое-что сохранилось из старого декора и даже подреставрировано.
9. Традиционное сердечко для фотографирования.
10. Остатки советской античности в виде парадных спусков к реке хотя и обветшали, но ещё проглядываются. А на площади перед речвокзалом тусуется местная молодежь.
11. Есть и два дугообразных спуска без ступенек.
12. Парадная лестница идёт дальше вниз.
13. Вокзал Осетрово свеж фасадом и со стороны Лены, что смотрится приятно.
14. Рядом стоит памятник Матери-Родины (1975).
15. И, собственно, вид на реку Лену с парадного спуска.
16. Можно по спуску уйти влево, к дебаркадеру, он недалеко.
17. Советская античность ещё жива :)
18. А вот и дебаркадер, на моих глазах его разворачивали для каких-то целей. Автодорожный мост ниже по течению, он примерно в 5 км отсюда.
19. Есть и расписание. Суда в регуляре ходят до Киренска (5 часов вниз) и далее до Визирного (ещё 6 с половиной часов).
20. Рядом по тихой улице - застройка рубежа 1970-1980-х, пика строительства города.
21. Рамка неясного назначения.
22. Давайте сходим в жилую зону.
23. Во дворе привокзальных девятиэтажек.
24. Строится тут и торговый туркострой, всё как надо: гладенько, зеркально, гламурно.
25. Сталинки по осевой улице Кирова тоже приведены в порядок и сияют свежими фасадами. В 2001 г., когда я тут был, они были сильно обшарпаны.
26. Вот это понравилось: на наиболее оживленном участке улицы вместо рекламы стоят щиты с орденоносными земляками, которые воевали на войне.
Ну и разрозненные снимки, сделанные мной по пути в разное время. Для понимания, как застроен город.
27. Туманное утро, ул. Кирова. На фасаде выложены цифры "1980".
28. "Элит-Маркет", похожий на склеп или немецкое фортификационное здание где-нибудь в Карлсхорсте.
29. Тут сильно увлекаются вентфасадами, рекламой и сайдингом. Но советское происхождение проглядывается - например, "Кубань - Лене" и таких надписей по микрорайонам много. Есть даже олимпийские кольца, но я их не успел поймать в камеру.
30. Застройка 1970-х: этажей пониже и возрастом постарше.
31. Вид на порт Осетрово по пути на восток: туман над Леной стоит с раннего утра и рассеивается примерно к полудню.
32. Деревянный Усть-Кут - это примерно половина площади города, или даже 60%.
33. Муралы на торцах зданий тоже попадаются.
34. Новый дом для железнодорожников на склоне сопки.
35. Окончание дня 18 сентября: я спустился к Лене и омыл руки в её прохладных водах. Заодно и поймал закат.
Ну что ж, с Усть-Кутом всё, дальше будем двигаться на восток к Байкалу.
Также помните, что мой портрет города совершенно не претендует на полноту, это лишь фрагменты его.
Продолжение следует.
Journal information