2. И вот, около 13.30 дня по дальневосточному времени «Россия» подходит к станции Хабаровск-1, ведомая электровозом ЭП1. Сразу же обращают на себя внимание аж четыре багажных вагона в голове состава, да и сам состав немаленький по длине. Сейчас «Россия» ходит не по фирменной сетке тарифа, а по скорой - она гораздо дешевле. Правда, и следует она значительно медленнее, чем раньше. Звучит странно - но это связано с тем, что в «Россию» переделали бывшую «сотку», которая была медленнее почти на сутки и останавливалась втрое чаще.
3. Мимо меня проносятся новенькие гладкие вагоны, постепенно замедляя ход. И правда, все вагоны пассажирской группы – это парные сцепы без вторых тамбуров. Они отличаются от обычных вагонов.
4. Захожу в свой вагон: моё купе пустое, соседей нет никого. Да и в вагоне тоже не сказать чтобы много народу, скорее всего – меньше половины. "Ну, оно, может, и к лучшему", – думаю я. – "Комфортнее будет ехать".
5. Минут через сорок состав плавно трогается, и эклектический вокзал Хабаровск-1 остаётся позади. Наш поезд набирает скорость.
6. Оглядываю "хозяйство" вагона, в котором мне придётся ехать пять с половиной суток. Везде висят электронные табло; температура комфортная, но вместо титана, к моему огорчению, стоит пурифаер. Это значит, что нормального чая не будет, если проводник едет без обычного чайника в служебном купе. Интересуюсь у нашей проводницы:
– А в холодильник можно поставить продукты?
– Да, можно. Несите свои продукты, только пометьте их как-то.
– А помыться у вас - это без дополнительной платы?
– Да, душ во втором туалете. Когда надо – идите и мойтесь, это входит в билет.
Смотрю на стеклянную витрину:
– А магнитики поезда «Россия» у вас есть?
– Ой, нет! Есть паровозики и Байкал, если хотите.
– Нет, спасибо тогда. Принесите мне чай в купе, ладно? (правило Первого чая в дальнем пути обязательно!).
7. В это время мы проходим предмостную станцию Амур и втягиваемся на Амурский мост. Достаю мини-камеру и снимаю пересечение Амура. Он до сих пор с большой водой и все левобережные поля залиты на много километров (всё это можно посмотреть в этом видео).
Видео:
8. Хотя вода потихоньку и уходит, но она всё ещё большая.
9. Станция Приамурская (8506 километр Транссиба).
10. А вот и отворот линии ВолК на Комсомольск.
11. Пост Тунгусский, 8480 км. Отворот от Комсомольской линии есть и на запад: вдали видно, как из Волочаевки-2 идёт грузовой поезд. Хотел снять Волочаевскую сопку с северной стороны (солнце было как раз подходящее) – но, как назло в этот момент помешал встречный состав.
12. В этих местах Транссиб абсолютно прямой и идёт по равнине - пойме Тунгуски. Поезд несётся 120-130 км/ч. Наконец, примерно через час – первая остановка, поезд замедляет ход.
13. Прямо у линии – новодельный синенький храм Покрова Пресвятой Богородицы (2015), которого я ещё не видел.
14. Станция Ин в посёлке Смидович, с новым вокзалом (8422 км). Я ещё застал зелёненький деревянный вокзал царского времени, но его уже лет 10-15 как нет, вместо него – вот этот каменный.
15. Водонапорная башня, ровесница Амурской дороги, отлично стоит, а ежели её не будут сносить – спокойно простоит ещё лет двести.
16. От Ина до Биробиджана тоже ровная прямая линия, скорости и тут высокие, около 120 км/ч. Но здесь на горизонте уже показываются далёкие синие сопки, отроги Малого Хингана. По мере приближения к еврейской столице они увеличиваются.
17. Снова замедляем ход, впереди – Биробиджан, столица вольных еврейских колонистов (которых, правда, остались тут единицы).
18. В Биробиджане стоянка пять минут, можно ненадолго выбежать, хотя проводница не очень-то довольна этим. На фронтоне вокзала – надпись на идише. Сам вокзал строился в 1933-35 гг. силами заключённых БАМлага и вольнонаёмных. Строили здание «на вырост» – т. к. Биробиджан стал городом только двумя годами позже, в 1937 г. Проектировал вокзал швейцарский архитектор Ханнес Мейер, практик стиля баухаус, приехавший в СССР в 1930 г. Отделывался вокзал также по высшему разряду – ведь это были парадные ворота "еврейского национального очага": внутри были лепнина и мозаики на тему освоения Дальнего Востока с еврейскими мотивами; а также мозаика, изображавщая встречу товарища Сталина со всеми национальностями СССР. Однако спустя 2 года после открытия случился пожар - и от первоначального великолепия интерьеров мало что осталось. Теперь оформление вокзала гораздо более простое. В 2003 г. вокзал был отреставрирован и получил боковые крылья-флигеля.
19. Выпил свой первый дорожный чай вместе с бикинским йогуртом (у нас такой не продаётся). Вот теперь можно и свой чай заваривать, на оставшуюся дорогу.
20. Сопки постепенно приближаются и смыкаются в не очень широкую долину реки Биры.
21. Транссиб здесь часто пересекает мелкие притоки Биры беспролетными мостами.
22. Вечереет. Сопки Малого Хингана всё ближе…
23. Станция Семисточный. Так сейчас выглядят ЭЦ мелких линейных станций. Практически всем им заделали многоскатную крышу и треугольные чердачки со стёклами.
24. Станция Бира с новым вокзалом. Ну как новым? Для меня новым, конечно, потому что его строили уже тогда, когда я перебирался в Питер, то есть порядка 17-18 лет назад.
25. Но стрелочный пост станции остался с довоенных времён, эпохи строительства вторых путей (середина 1930-х гг.).
26. Лесистость, окружающая нас, постепенно увеличивается. Линия начинает петлять между сопками.
27. Пересекаем очередной приток Биры.
28. Солнце уже заходит и вдалеке видна приметная сопка Лондоко, к которой в итоге подойдёт наша линия.
29. Станция Известковый Завод (8266 км). Здесь всё дымится, пылится цементом: неподалёку работает Лондоковский цементный завод, который добывает известняк и доломит и является одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока по производству стройматериалов.
30. На 8263 км проходим озеро Тёплое, давшее название близлежащему посёлку; слева виден рыборазводный завод. А «тёплое» оно потому, что не замерзает из-за бьющих в нём холодных (!) ключей.
31. Большие сопки приближаются.
32. Линия сильно петляет, рельеф повышается.
33. Станция Тёплое Озеро (8260 км) в посёлке Теплоозёрск. На пригорке – каменный 2-этажный вокзал нетипового проекта, с треугольным фронтоном. 2 минуты стоянка.
34. А ко мне в купе за 6 часов так никто и не подсел. Еду один. Выключил весь свет, закрыл дверь и наслаждаюсь вечерними видами реки Биры, текущей вдоль железной дороги. Сижу и думаю: "ну где-то же ведь подсядут!".
35. Станция Известковая (8234 км), где отходит на север ветка на Чегдомын и соединение с БАМом. Тут уже совсем стемнело, и новый вокзал сфотографировать толком не удалось.
36. Около 9 вечера прибываем на первую большую остановку после Хабаровска - Облучье. Совсем уже темно, и встали мы в хвосте очень далеко от вокзала на пригорке. Я вылез было, был укушен двумя комарами и передумал идти к далёкому вокзалу.
К вечеру стала чувствоваться усталость: встал я рано, ездил по Хабаровску полдня по обьектам, потом поезд и дорога. А до этого тоже 5 дней подряд были заполнены разъездами. Решил, что надо идти на боковую, коли уже темно. Немного жалко, так как облученские виды исключительно красивы, но что снимешь в темноте? Да и цепочка хинганских тоннелей выпадала на следующие тёмные 2 часа. Ладно, завтра пораньше встану :)
Содержание цикла "Восточный Полигон"
Продолжение следует
Journal information