![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2523832/2523832_original.jpg)
2. И вот, около 13.30 дня по дальневосточному времени «Россия» подходит к станции Хабаровск-1, ведомая электровозом ЭП1. Сразу же обращают на себя внимание аж четыре багажных вагона в голове состава, да и сам состав немаленький по длине. Сейчас «Россия» ходит не по фирменной сетке тарифа, а по скорой - она гораздо дешевле. Правда, и следует она значительно медленнее, чем раньше. Звучит странно - но это связано с тем, что в «Россию» переделали бывшую «сотку», которая была медленнее почти на сутки и останавливалась втрое чаще.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2514891/2514891_original.jpg)
3. Мимо меня проносятся новенькие гладкие вагоны, постепенно замедляя ход. И правда, все вагоны пассажирской группы – это парные сцепы без вторых тамбуров. Они отличаются от обычных вагонов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2515148/2515148_original.jpg)
4. Захожу в свой вагон: моё купе пустое, соседей нет никого. Да и в вагоне тоже не сказать чтобы много народу, скорее всего – меньше половины. "Ну, оно, может, и к лучшему", – думаю я. – "Комфортнее будет ехать".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2515417/2515417_original.jpg)
5. Минут через сорок состав плавно трогается, и эклектический вокзал Хабаровск-1 остаётся позади. Наш поезд набирает скорость.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2515591/2515591_original.jpg)
6. Оглядываю "хозяйство" вагона, в котором мне придётся ехать пять с половиной суток. Везде висят электронные табло; температура комфортная, но вместо титана, к моему огорчению, стоит пурифаер. Это значит, что нормального чая не будет, если проводник едет без обычного чайника в служебном купе. Интересуюсь у нашей проводницы:
– А в холодильник можно поставить продукты?
– Да, можно. Несите свои продукты, только пометьте их как-то.
– А помыться у вас - это без дополнительной платы?
– Да, душ во втором туалете. Когда надо – идите и мойтесь, это входит в билет.
Смотрю на стеклянную витрину:
– А магнитики поезда «Россия» у вас есть?
– Ой, нет! Есть паровозики и Байкал, если хотите.
– Нет, спасибо тогда. Принесите мне чай в купе, ладно? (правило Первого чая в дальнем пути обязательно!).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2515958/2515958_original.jpg)
7. В это время мы проходим предмостную станцию Амур и втягиваемся на Амурский мост. Достаю мини-камеру и снимаю пересечение Амура. Он до сих пор с большой водой и все левобережные поля залиты на много километров (всё это можно посмотреть в этом видео).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2516211/2516211_original.jpg)
Видео:
8. Хотя вода потихоньку и уходит, но она всё ещё большая.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2516337/2516337_original.jpg)
9. Станция Приамурская (8506 километр Транссиба).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2516618/2516618_original.jpg)
10. А вот и отворот линии ВолК на Комсомольск.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2516873/2516873_original.jpg)
11. Пост Тунгусский, 8480 км. Отворот от Комсомольской линии есть и на запад: вдали видно, как из Волочаевки-2 идёт грузовой поезд. Хотел снять Волочаевскую сопку с северной стороны (солнце было как раз подходящее) – но, как назло в этот момент помешал встречный состав.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2517073/2517073_original.jpg)
12. В этих местах Транссиб абсолютно прямой и идёт по равнине - пойме Тунгуски. Поезд несётся 120-130 км/ч. Наконец, примерно через час – первая остановка, поезд замедляет ход.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2517306/2517306_original.jpg)
13. Прямо у линии – новодельный синенький храм Покрова Пресвятой Богородицы (2015), которого я ещё не видел.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2517620/2517620_original.jpg)
14. Станция Ин в посёлке Смидович, с новым вокзалом (8422 км). Я ещё застал зелёненький деревянный вокзал царского времени, но его уже лет 10-15 как нет, вместо него – вот этот каменный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2517860/2517860_original.jpg)
15. Водонапорная башня, ровесница Амурской дороги, отлично стоит, а ежели её не будут сносить – спокойно простоит ещё лет двести.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2518261/2518261_original.jpg)
16. От Ина до Биробиджана тоже ровная прямая линия, скорости и тут высокие, около 120 км/ч. Но здесь на горизонте уже показываются далёкие синие сопки, отроги Малого Хингана. По мере приближения к еврейской столице они увеличиваются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2518432/2518432_original.jpg)
17. Снова замедляем ход, впереди – Биробиджан, столица вольных еврейских колонистов (которых, правда, остались тут единицы).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2518689/2518689_original.jpg)
18. В Биробиджане стоянка пять минут, можно ненадолго выбежать, хотя проводница не очень-то довольна этим. На фронтоне вокзала – надпись на идише. Сам вокзал строился в 1933-35 гг. силами заключённых БАМлага и вольнонаёмных. Строили здание «на вырост» – т. к. Биробиджан стал городом только двумя годами позже, в 1937 г. Проектировал вокзал швейцарский архитектор Ханнес Мейер, практик стиля баухаус, приехавший в СССР в 1930 г. Отделывался вокзал также по высшему разряду – ведь это были парадные ворота "еврейского национального очага": внутри были лепнина и мозаики на тему освоения Дальнего Востока с еврейскими мотивами; а также мозаика, изображавщая встречу товарища Сталина со всеми национальностями СССР. Однако спустя 2 года после открытия случился пожар - и от первоначального великолепия интерьеров мало что осталось. Теперь оформление вокзала гораздо более простое. В 2003 г. вокзал был отреставрирован и получил боковые крылья-флигеля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2518958/2518958_original.jpg)
19. Выпил свой первый дорожный чай вместе с бикинским йогуртом (у нас такой не продаётся). Вот теперь можно и свой чай заваривать, на оставшуюся дорогу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2519154/2519154_original.jpg)
20. Сопки постепенно приближаются и смыкаются в не очень широкую долину реки Биры.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2519445/2519445_original.jpg)
21. Транссиб здесь часто пересекает мелкие притоки Биры беспролетными мостами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2519703/2519703_original.jpg)
22. Вечереет. Сопки Малого Хингана всё ближе…
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2519834/2519834_original.jpg)
23. Станция Семисточный. Так сейчас выглядят ЭЦ мелких линейных станций. Практически всем им заделали многоскатную крышу и треугольные чердачки со стёклами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2520072/2520072_original.jpg)
24. Станция Бира с новым вокзалом. Ну как новым? Для меня новым, конечно, потому что его строили уже тогда, когда я перебирался в Питер, то есть порядка 17-18 лет назад.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2520337/2520337_original.jpg)
25. Но стрелочный пост станции остался с довоенных времён, эпохи строительства вторых путей (середина 1930-х гг.).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2520813/2520813_original.jpg)
26. Лесистость, окружающая нас, постепенно увеличивается. Линия начинает петлять между сопками.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2521040/2521040_original.jpg)
27. Пересекаем очередной приток Биры.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2521162/2521162_original.jpg)
28. Солнце уже заходит и вдалеке видна приметная сопка Лондоко, к которой в итоге подойдёт наша линия.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2521388/2521388_original.jpg)
29. Станция Известковый Завод (8266 км). Здесь всё дымится, пылится цементом: неподалёку работает Лондоковский цементный завод, который добывает известняк и доломит и является одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока по производству стройматериалов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2521673/2521673_original.jpg)
30. На 8263 км проходим озеро Тёплое, давшее название близлежащему посёлку; слева виден рыборазводный завод. А «тёплое» оно потому, что не замерзает из-за бьющих в нём холодных (!) ключей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2521886/2521886_original.jpg)
31. Большие сопки приближаются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2522137/2522137_original.jpg)
32. Линия сильно петляет, рельеф повышается.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2522490/2522490_original.jpg)
33. Станция Тёплое Озеро (8260 км) в посёлке Теплоозёрск. На пригорке – каменный 2-этажный вокзал нетипового проекта, с треугольным фронтоном. 2 минуты стоянка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2522705/2522705_original.jpg)
34. А ко мне в купе за 6 часов так никто и не подсел. Еду один. Выключил весь свет, закрыл дверь и наслаждаюсь вечерними видами реки Биры, текущей вдоль железной дороги. Сижу и думаю: "ну где-то же ведь подсядут!".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2523066/2523066_original.jpg)
35. Станция Известковая (8234 км), где отходит на север ветка на Чегдомын и соединение с БАМом. Тут уже совсем стемнело, и новый вокзал сфотографировать толком не удалось.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2523388/2523388_original.jpg)
36. Около 9 вечера прибываем на первую большую остановку после Хабаровска - Облучье. Совсем уже темно, и встали мы в хвосте очень далеко от вокзала на пригорке. Я вылез было, был укушен двумя комарами и передумал идти к далёкому вокзалу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2523493/2523493_original.jpg)
К вечеру стала чувствоваться усталость: встал я рано, ездил по Хабаровску полдня по обьектам, потом поезд и дорога. А до этого тоже 5 дней подряд были заполнены разъездами. Решил, что надо идти на боковую, коли уже темно. Немного жалко, так как облученские виды исключительно красивы, но что снимешь в темноте? Да и цепочка хинганских тоннелей выпадала на следующие тёмные 2 часа. Ладно, завтра пораньше встану :)
Содержание цикла "Восточный Полигон"
Продолжение следует
Journal information