Дошли, наконец, руки до просмотра пивоваровского "БАМа". Мне его настойчиво рекомендовал soullaway ещё до Нового года, но получилось только на этих выходных. Честно говоря, ожидал от фильма гораздо худшего - в духе его же "Ржева", но в сухом остатке вышла вполне себе нейтральная документалка. Да, не без его фирменных "пунктиков", но всё же вполне нейтрально. Я думал, будет голимый гайдаризм головного мозга - "бездарно закопанные деньги" и прочие "тупиковые стройки социализма", но нет. Сам Алексей Пивоваров далеко не поехал - охватил с запада Усть-Кут, Звездную, Северобайкальск и даже добрался до Северомуйского тоннеля. Но коллегу он отправил до Тынды, где тоже был снят ряд сюжетов этого ролика. Снято, правда, местами затянуто - без особой динамики и драйва. Иногда хочется просто перемотать дальше - наверное, почти 2 часа хронометража можно было перепаковать в час с небольшим и особого ущерба бы не было.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
К текущему моменту. В транспортном измерении всё происходящее означает, скорей всего, что в течение полугода восстановится полноценное ж/д сообщение Россия - Донецк, Россия - Луганск, а также с немалой вероятностью, что поезда типа Москва - Париж и Москва - Ницца не восстановятся. РЖД на Донбасс вряд ли будет ездить напрямую, поэтому возникнет очередной "Гранд-Экспресс" для такого сообщения, как и в случае с Крымом. Но не все ж/д переходы сейчас уцелели: в частности, ход Луганск - Миллерово перекрыт линией соприкосновения, а ход Изварино - Лихая разобран на границе. Поэтому остаётся выход на юг через Должанскую - по идее, один из двух используется для грузового сообщения.
И ещё. В посте про транспортные перспективы ДНР/ЛНР после признания в ФБ задали вполне резонный вопрос: "Интересно, как скажутся возможные санкции на техобслуживании Ласточек, Сапсанов и Стрижей?"
Тут надо отмотать спираль времени назад на 7 лет: вопросы передачи "тяжелых" видов ТО "Сапсанов", да и "Ласточек" были в основном решены как раз в ходе введения Западом санкций в 2014-2015 гг. Это удалось прояснить в ходе пресс-тура в ТЧ-10 на Металлострое. Тамошние люди пояснили, что "Сименс" некоторое время для вида покочевряжился, но потом пошёл навстречу как по среднему ТО, так и по капитальным видам обслуживания. Им не хотелось терять столь перспективный рынок, поэтому они отдали все виды ТО в Металлострой и затем сертифицировали ряд заменителей российского происхождения. Гарантия осталась, поэтому в случае возможных аварий и крушений поставки на замену будут обеспечены договорами. Что касается "Ласточек", то там ситуация ещё проще - когда их стали делать в Верхней Пышме, локализация стала постепенно повышаться и превысила 85%. По сути, немцы сейчас поставляют для них климатическое оборудование и некоторые виды электроники. Всё.
Можете посмотреть и пост по мотивам той поездки, как обслуживают "Сапсаны". Ему уже 7 лет скоро стукнет, он марта 2015 г.
В продолжение вчерашнего. Подоспели дополнительные данные про лобовое столкновение 14 февраля 2022 в Мюнхене, из Телеги. Картина в общем стандартная: опять ручное отключение системы безопасности при автоматическом экстренном торможении ("человеческий фактор"). Несмотря на все предыдущие лобовухи - в Европе до сих пор это возможно сделать на месте машиниста или диспетчера. Суммарная скорость столкновения - 58 км/ч: один поезд уже стоял, второй ехал в лоб. Поэтому жертв сравнительно немного: 1 погиб, 4 тяжелораненых, порядка 30 травмированных.
В Европе - очередное лобовое столкновение. На этот раз под Мюнхеном, в Германии. Кратко: на однопутной линии две электрички шли навстречу друг другу (снова вопросы к качеству диспетчерского управления).
[...] В Германии продолжается расследование вчерашнего столкновения поездов в Шефтларне (район Мюнхена). Две электрички столкнулись в лобовую. В результате один человек погиб и по меньшей мере 18 – тяжело пострадали. Погибшим оказался 24-летний юноша, гражданин Афганистана. Оба машиниста находятся в больнице в тяжелом состоянии.
Специалисты пока не спешат с выводами о причинах случившегося. Хотя авария произошла в понедельник около 16:40 по местному времени, последствия крушения не ликвидировали вплоть до утра вторника, чтобы иметь возможность все осмотреть при свете дня. Как сообщают местные СМИ, оба тахографа из электричек извлечены и уже расшифровываются.
По словам пассажира электрички, которая шла в сторону Мюнхена, в результате столкновения все пассажиры слетели со своих мест. По словам пассажира встречной электрички, до момента столкновения поезд шел странным расписанием, останавливался на платформах, где нет остановок и сильно отставал от графика. В первом вагоне находилось около 40 человек.
С удивлением обнаружил, что не ставил сюда один из фильмов, в котором принял участие как консультант и как (немножко) "говорящая голова". Фильм "Печорский Десант. Диверсия на Русском Севере" вышел на т/к "Звезда" 1 декабря 2021 года. 37 минут. На мой взгляд, вышел весьма динамичный, смотреть достаточно интересно.
Минутка транспортного искусства. Вот сегодня ровно 100 лет успешному (второму) штурму. Агапов Сергей и Горпенко Анатолий "Волочаевская битва", фрагмент панорамы с видом в сторону Транссиба (1975)
2 февраля кратко сьездил в Москву, где принял участие в программе "Туризм 2.0" на радиостанции "Эхо Москвы". В программе участвовал зампред РЖД Дмитрий Пегов, тема передачи - "Железнодорожный туризм в России и туристические поезда в 2022 году". А вчера выложили видео и текстовую расшифровку этой программы. Можно посмотреть или послушать :)
Совсем тихо и незаметно вот прямо этими днями проходит 100-летний юбилей знакового для СССР события, о котором когда-то слагали популярные советские песни. Волочаевская битва. Помните же песню "Под долинам и по взгорьям"? Вот пара куплетов оттуда:
...И останутся, как в сказке, Как манящие огни Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни.
Разгромили атаманов, Разогнали воевод И на Тихом океане Свой закончили поход.
В годы моего школьного детства эта песня сопровождала меня в разных формах чуть ли не ежедневно - правда, ещё и потому, что с 1 по 6 класс школы я учился в Хабаровске. А это совсем недалеко от этих мест. Слова её я помню наизусть тоже со школы. Каждый год назначался юбилейный поезд "Красная Гвоздика" - правда, не в стылом феврале, а почему-то в сентябре. Тепловоз ТЭ3 наряжали в красный наряд, цепляли к нему 5-6 вагонов, большие гвоздики украшали борта, и вся это пестро-красная процессия с толпой народу следовала от вокзала Хабаровск-1 на станцию Волочаевка-1. Там почти все шли на "Сопку", у подножия которой расставлялись бочки с квасом, шашлычные точки, торговлишка всякой снедью.
Волочаевка-1. Сопка Июнь-Корань, вид от линии Транссиба
На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя автор - "наш" мгу-шник, но я надеюсь, что её довольно быстро переведут. А любопытна рецензия с цитатами тем, что автор исследует реальный процесс в динамике вместо тиражирования нелепых мифов про последние годы СССР и якобы "предопределенность" его развала.
Мифов, действительно, за эти 30 лет накопилось множество, причём самых диких, и с трех разных сторон - "красной", "бело-монархической", "либерально-западнической". Одни повторяют мантру про "заговор американцев" или "агентов влияния внутри Политбюро" (красные), вторые - про "нефтяные цены обрушили СССР" или "сверхмилитаризация его погубила", третьи - "Горбачев дал свободу, а СССР был не жилец с самого начала", четвертые - "деление на республики обрушило конструкцию" и т.п. Вариаций мифологии много, я перечислил лишь некоторые. Есть целые секты, верующие в какой-то из подвидов такой дешёвой мифологии.
Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в классном вагоне типа "Полонсо", который ему предоставили в Негорелом, и прицепили к курьерскому поезду Негорелое - Маньчжурия. Но нет. Окно совсем не такое, как в том типе, поэтому пришлось залезть в газетный архив. Итак, Горький прибыл на советско-польскую границу днём 13 мая 1931 года. В статье корр. "Известий" упоминается (см. под катом), что они поехали на дрезине прямо на границу, в Колосово, чтобы встретить польский поезд. "Вместе с пограничным отрядом они первые приветствовали Горького, ступившего на советскую землю".