А здесь я вам покажу образцы деревянной архитектуры Сретенска, среди которых попадаются весьма и весьма интересные экземпляры. В прошлый пост вошла только каменная архитектура. Ну, и рассказ об отьезде - в конце поста.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Осмотрев станцию Сретенск и достигнув конца Великого Сибирского пути, уперевшегося в сопку, мы вернулись обратно и от станции пошли наверх, к мосту через реку. Вскарабкавшись по пыльной дороге на сопку, мы увидели далеко внизу машину-праворульку, стремительно догонявшую нас. Мы голоснули - и за сумму в четыре доллара, или сто рублёв, лихой сретенский водила помчал нас на мост через Шилку, а затем и в город. Город Сретенск и правда уникальный – тем, что его население в 1904 году было больше, чем в 2007-м. Итак, вперед, франки! :) (предупреждаю заранее – рассказ большой, а фоток много!)
Давным-давно хотел снять легендарный дом на Пяти Углах (архитектора А.Л. Лишневского, 1913) так, чтобы хорошо чувствовался его архитектурный обьем, и в то же время без всяких криволинейностей и искажений перспектив. И при таком свете, который мне нравится и обьем этот подчеркивает. Расположен он так, что сделать это не очень просто. Однако я, кажется, нашел нужную точку - правда, почти посередине Загородного. Пришлось зорко следить, чтоб не сбили машины :) Вот что получилось.
Перед парадом ретро-трамваев, поскольку приехали мы с изрядным запасом времени, славно побродили по Петровской набережной, по Кронверку и самому мосту. Кое-что хочу выложить и показать, а не просто солить в архивах. Сразу оговорюсь, снимки какой-то идеей между собой не связаны, просто фотопрогулка в последний сентябрьский день.
Детищем современного металлургического завода в Петровске, построенном перед войной на базе дореволюционного чугунолитейного, был Соцгород – этакий образцовый квартал для металлургов, построенный по единому комплексному плану под ключ, со школой, больницей и детсадами, с собственным парком и величественным Дворцом Культуры (на заглавном фото). Здесь же находится и городская администрация. Соцгород находится на восточном конце города, и с трех сторон примыкает к лесу, что давало его жителям в благополучные времена дополнительное качество жизни. Предлагаю прогуляться по нему.
Небольшая ретроспектива снятых в Петровском Заводе деревянных домиков и стилей окон со ставнями. Таких шедевров деревянного зодчества, как в Чите, конечно, нет – но тоже любопытно и мило. Смотрите, сравнивайте, или просто любуйтесь :)
Отгадал здание только один – камрад paintervic. Конечно же, это особняк архитектора Шретера на Мойке, здание очень красивое и приметное – как гуляющим пешком вокруг Новой Голландии, так и автомобилистам, едущим с моста Лейтенанта Шмидта в сторону Нарвской и Обводного Английской набережной и Пряжкой. Просто снял я его хитро – зайдя во двор напротив, через ул. Писарева :)
А теперь – зарисовки о Чите деревянной (и сравните с Вологдой деревянной). Вообще-то, заслуживающие внимания деревянные строения в городе хаотично разбросаны, особенно в центре, и перемешаны с каменными. Однородные районы «своих деревянных домов» на окраинах, конечно, тоже есть, но там не такие «вкусные» экземпляры, как в историческом центре. Поэтому мы в основном центр и посмотрим. Специально деревянные дома я не шукал; снимал то, что на меня само «глядело» в ходе прогулок по городу. Некоторые дома - особенно глянулись, запали в душу.
А теперь – небольшая архитектурная прогулка по Чите. При этом хочу сразу оговориться, деревянную архитектуру я исключил, ей будет посвящен следующий обзор. По количеству дореволюционной архитектуры из русских городов за Байкалом Чита сравнима только с Владивостоком и намного опережает все остальные города восточного региона. Давайте же посмотрим, что же там интересного? Основные «вкусности» сосредоточены на исторических улицах вдоль и выше линии ж-д – Амурской, Анохина, Ленина, кое-что – но совсем немного - есть и в других районах. Что меня приятно поразило, большинство архитектурных жемчужин города – в очень хорошем состоянии.