Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Красная Звезда

1942. Сталинградский железнодорожный манёвр

Праздничное, товарищи. К 78-й годовщине Сталинградской победы приготовил вам сюрприз - расшифровку логистики оборонительного периода битвы.

Один из первых эшелонов в освобождённый Сталинград

Толчком к написанию поста послужил эмоциональный вопрос от моего ФБ-френда Артура Гроховского:
"Загадка, ПОЧЕМУ немцы не смогли взять Сталинград и выйти к Волге остается до сих пор непонятой и непонятной. Мне, во всяком случае. И ни в художественной литературе, ни в мемуарах ответа нет. Защитить город военной силой в тех условиях было невозможно, это ясно при первом же взгляде на карту. Немцы ДОЛЖНЫ были выйти к Волге и перерезать ее.
Почему они этого не смогли сделать - вопрос, ответ на который (как мне кажется) лежит вообще вне чисто военных (тактических, например) рассуждений. Тут нечто другое....
"

Мой краткий ответ у него в блоге был таков:
"Я думаю, что точкой неустойчивого равновесия осенью 1942 г. стали бои севернее Сталинграда, сковавшие крайне необходимые для штурма города немецкие войска и ввод в сентябре 1942-го же Волжской рокады, по которой напрямую подвозились резервы и войска. Немцы планировали операцию, держа в уме то, что к Сталинграду были линии снабжения только с юго-запада, запада и северо-запада. И они были выведены из игры, кроме северо-западной. А с севера и востока железных дорог к нему не было. К ноябрю, однако, сумели удержать равновесие, бросая все новые и новые части в топку битвы, и параллельно копили свежие войска, не вводя их в бой до поры до времени - те самые, которые потом пошли на окружение через более слабых румын. Ну а дальше мы знаем."

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж строгий

Актёр красной Империи

Ну что тут скажешь?
Долго пожил, много видел, мыслимые почести все ещё при жизни собрал. Ленинская премия, герой Труда, народный артист Союза. Красивые жёны, сильные фильмы. Играл хорошо, стал актером-символом лет 40 назад, когда половина юзеров ващще ещё не родилась. И даже распад СССР и наступление новой эры этот его символизм не развеяло: крепкий патриотический образ без интеллигентских ужимок и забубённых сложностей стране всегда нужен, причём любой стране. Партбилет не рвал и не жёг, обезьяной на митингах Перестройки не прыгал, слюной на большую страну от Ужгорода до Уэлена не брызгал.
"Завидовать будем" (с)

Мир праху, товарищ Лановой.


Авиация

Как Владимир Высоцкий не улетел в Одессу и когда он улетел в Магадан

На днях владивостокский краевед Сергей Корн выложил в ФБ историю пребывания Владимира Высоцкого на Дальнем Востоке. Точней, первую из нескольких историй. Высоцкий успел побывать в двух городах ДВ - Магадане и Владивостоке.
Так вот, Магадан в его биографии возник совершенно внезапно: в марте 1968 года ему надо было лететь в Одессу на досъемки фильма "Служили два товарища". Одесса упорно не принимала, несколько раз откладывая рейс - так он взял и поменял билет... на Магадан! Вот это по-высоцки поступок. То есть, культовая песня Владимира Семеновича "Москва - Одесса" не случайность - она навеяна его реальной биографией (и магаданский цикл песен, соответственно, тоже не случаен). Более того, поскольку С. Корн установил и точную дату полёта - появилась возможность более подробно понять логистику поэта в его посещении Магадана.


Впрочем, давайте подробно ознакомимся с расследованием Сергея, из которого вытекает и моё логическое продолжение по транспорту.

Collapse )
Авиация

"...Воздушный корабль Жюль Верна осуществлён"

100 лет назад: в "Известиях" 28.1.1921 публикуется статья под псевдонимом Ф. Эго о воздухофлоте, его рекордах и быстром развитии авиации в буржуазных странах. Констатируется опасность для Страны Советов и даётся совет развивать собственный воздушный флот.
Там же - сообщение о первом беспилотнике: "В Америке изобретен, построен и испытан автоматический самолёт, пролетающий без лётчика от 50 до 100 английских миль в определенном направлении и сбрасывающий по пути бомбы".


Collapse )
Серж борода

30-летие открытия советским народом "Сникерса"

Меж тем, мы со своими мелкими текущими бурями в стакане незаметно пропустили по-настоящему эпический юбилей: 30-летие открытия советским народом батончика "Сникерс", ставшим культовым предметом постсоветского общества вплоть до середины 1990-х. И пока Homo Postsovetiсus не нажрался до одури марсо-сникерсов, не напился амареттой и синим вьетнамским ликером, не накушался цветастым химическим мороженым, не двинул концы от палёного Рояля и Смирноффа - он не понимал, что красивая этикетка не заменит настоящий вкус. Но это всё будет потом.

А пока - рубеж: утро 4 января 1991 года. г. Москва, Калининский просп., 46, магазин "Хлеб".
Первое знакомство. Встречайте! :)


Collapse )
наполеон

Иностранный автотуризм в СССР (1960)

Любопытный материал от августа 1960 года об иностранном автотуризме по СССР ("Советский Союз" №8/60).


* При сохранении на диск запишутся большие изображения шириной 1600 px.

Collapse )
Серж пионер

98

98 лет Советскому Союзу.
Уже почти 30 лет как его нет политически - но он несомненно есть и существует как социокультурное явление, причём мощное и влиятельное. До сих пор его неистово пинают враги и ностальгически вспоминают друзья. Я, конечно, тоже его помню и в обиду стараюсь не давать - хотя помнится разное. Но хорошего было гораздо больше, и вовсе не потому, что мы были молодыми (в 90-е мне было 27-37, но время вспоминается как крайне гнусное и предельно несправедливое).

Просто при Союзе человек не был и не считался товаром, и это очень крутое ощущение. Уважали человека труда, а не человека вранья и наёбки. Не было и этого нонешнего первобытно-посконного национализма, когда жители разных осколков бывшей сверхдержавы готовы сожрать и растоптать человека другой нации, и радостно грызутся с соседями вплоть до войны.

Нынешней постсоветской поросли, выросшей при волчьем строе конкуренции всех со всеми, это невозможно понять - но так было. Да и творцы разных сфер культуры создавали шедевры высочайшего класса, пока была пресловутая советская цензура и фильтры. А как её не стало - погнали говно и тюльку, поток канализации, который невозможно смотреть или читать.

Так что, товарищи, с праздником!


Ворота в Азию

Масштаб операции Ы в советских деньгах

Когда мы позавчера разбирали сюжеты с деньгами из "Руки", комментаторы обратили внимание и на эпизод из "Операции Ы", где работник советской торговли тов. Петухов С.П. вербует мелких жуликов на подложное ограбление склада. В том смысле, что там во время торга суммы сразу же были заряжены крупные (для масштаба 1964 года, когда снимался фильм).

Судите сами - тов. Петухов начинает разговор с 300 руб. - т.е. по 100 на рыло. А что такое "сотка" в 1964-м? Это месячная зарплата среднего рабочего где-нибудь на простом заводе в Подмосковье. Идёт всего лишь четвертый год новых денег, они дорогие. Но во время разговора планка повышается аж до тысячи (!) новыми. Причём завбазой соглашается на это практически сразу - следовательно, размер возможной недостачи по торговой базе заметно выше. Если он одобрил 990 р. на исполнителей, то это значит, что недостача по всему ассортменту была в районе 5-6 тысяч, а может и до 10 тысяч. А годовой товарооборот, соответственно, тысяч от 80 минимум.

Collapse )
Серж борода

Советские деньги в 1968-м (на примере "Бриллиантовой руки")

Так вот, к вопросу о повседневном масштабе советских денег. Мой позавчерашний пост к 60-летию "новых" денег 1961 года собрал очень много мнений и откликов (особенно в ФБ). А вчера вечером я перед сном решил пересмотреть "Бриллиантовую Руку" и обратил внимание на те деньги, что засветились в фильме, и их значение. В уме мы держим то обстоятельство, что у нас на экране реалии 1968 года - когда снимался фильм. Это немного раньше того периода, про масштаб денег которого рассказывал я из своего школьного детства (1972-75).

Итак, смотрим скрины.
Collapse )
Серж пионер

60 лет "новым" советским деньгам

60 лет назад все советские центральные и областные газеты познакомили граждан СССР с новыми деньгами, которые вводились с 1 января 1961 года. ("Известия" 24.12.1960)

Поскольку для меня эти деньги вовсе не "седая история", а я с ними прожил почти 29 лет своей жизни - попробую сформулировать, что они значили в середине 1970-х, когда я был школьником 2-5 класса, до отьезда на Камчатку. И каков был масштаб восприятия купюр и монет.


Collapse )