Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Кортес

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР

Будучи месяц назад в славном городе Самаре, наслушался инфраструктурных баек от местных жителей про то, что там "уникальное метро, которое строили сами заводы" (с) и про то, что "у нас метро так неудачно построили потому, что все средства перекинули на Ташкент и стройку начали позднее" (с). Причём вторая байка - это модификация той, которую мне рассказывали в Харькове 10 годами ранее, только про их метро. Вот один из примеров мифологии (из ФБ):

"...Самарское метро всегда строилось исключительно за счёт городского и областного бюджетов. Строительство первых 4-х станций реально велось за счёт крупных оборонных заводов. [...] Самара это единственный город в СССР где метро полностью построено за счёт местных бюджетов. Я даже помню как его начинали строить сразу было распределение по заводам ответственность за отдельные участки."

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Консерватор

490 лет первому русскому царю

Заглянул сегодня в ФБ-ленту с утра, а народ удивительно дружно вспоминает Иоанна IV Грозного, прозванного Васильевичем за строгость к боярам и принципиальность. Посмотрел - и точно, сегодня первому русскому царю стукнуло 490 лет. В 2030-м будем праздновать полтыщщи, значицца.

А фигура в отечественной истории, как ни крути - знаковая и очень важная: при нём впервые были собраны ресурсы Московского царства для того, чтобы пробить "азиатскую пробку" на восток и юг. Сперва Казань, потом Астрахань, и вот уже остатки Орды больше не душат возможные направления активности Государства Российского. Открылась для освоения Сибирь, пробит путь на Персию, взяли в руки восточную торговлю. Опять же, приструнили бояр для пользы государственной. Немного с Ливонской войной получилось не так - но это мы сегодня задним числом все вумные, как один. Вообще, время было суровое и жестокое. Не до демократии.


Камчатка

Камчатка при СССР и в Девяностые

Пока я плавлюсь от несусветной жары на Средней Волге, на Тактик-Медиа вышел наш новый выпуск - про Камчатку. Разговор примерно на час, но вопросы весьма актуальные - система северных льгот эпохи СССР, почему туда массово ехали, удар по региону в Девяностые и какие возникли новые проблемы, что сейчас и какие изменения.

Заголовок ролика редакторский и сильно на него не возбуждайтесь: на самом деле внутри ролика какой-то особой полемики с креативом Юрия Дудя нет; хотя вспоминали его фильм пару раз, в контексте обсуждаемого материала. Кроме того, тема приобретает дополнительную актуальность и в связи с "хабаровским" прецедентом. Что это вообще такое за феномен - "человек, живущий на фронтире" и почему его интересы надо уважать и желательно учитывать.

Столичным турблоялистам это всё непонятно и мутно, они наивно полагают, что "вот Путин пришлет московский омон и бузотеров из АУЕ задавят" (с) Но на самом деле человек, выкованный характером на суровой окраине большой страны - это особое состояние души. К тому это это иной геостратегический регион, с немаленьким влиянием крупных акторов - Китая, Японии, Штатов, Кореи. И с рязанскими или тамбовскими мерками там править не получится. Так что есть о чём задуматься.



МПС СССР

Исторический ход Транссиба - выезд №1

Поскольку Путеводитель Транссиба с классическими ходами (Главным/Северным и Нижегородским) у меня уже написан и даже вроде обещает быть напечатанным осенью, то я решил охватить ещё и исторический Южно-Уральский ход, по которому шли сибирские и маньчжурские поезда до начала 1920-х гг., при царе. То есть, Москва - Тула - Ряжск - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - Омск. Кое-что у меня уже есть в наличии (Челябинск), но в основном его надо проезжать. Постепенно, за 3-4 выезда, его более-менее полноценно охвачу и напишу к будущему лету новый раздел.

Поэтому отправляюсь сегодня в первую исследовательскую поездку по этому ходу, охвачу участок Сызрань - Самара - граница Оренбургской области с Александровским мостом через Волгу. Заодно хорошо, не спеша, посмотрю Самару и заеду в Тольятти. Если же кто желает помочь мне в этих трудах, дабы успеть охватить больше - можно задонатить автора по следующим реквизитам:
Карта Сбера: 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги: 410 0113 2778 7622
(в примечании можно указать "На создание Путеводителя").

Всем пока и до встречи на Волге! :)

Кортес

Париж в дни перемирия. Июль 1940

80 лет назад Париж капитулировал, и в него вошли германские войска. Через месяц, в конце июля 1940-го, репортаж из Парижа опубликовал и "Огонек" в №22 за тот год - на 2-й странице, сразу после обложки. Можно посмотреть, какие фото отобрали для публикации советские "огоньковцы".

Collapse )
наполеон

Скапа-Флоу. Рассказ (1940)

После падения Франции в свежем "Огоньке" №22 в конце июля 1940 г. был опубликован фантастический рассказ С. Бондарина "Скапа-Флоу" - о прорыве германского подводника Курта Крауса прямо в сердце главной британской военно-морской базы и потоплении прямо там, в гавани, новейшего линкора "Ройяль Ок". Якобы это случилось в октябре предыдущего года.
Можете ознакомиться с рассказом, любопытное чтиво :)

Collapse )
Кортес

Исторические развилки Екатеринбурга-1918

Не стал встревать в истерический красно-белый срач, традиционный к 17 июля в соцсетях. Там одни сопли и эмоции, и ни грамма разума и анализа. Но кое-что стоит добавить к общей картине.

Когда я создавал Путеводитель Транссиба (год-полтора назад), то само собой пришлось тесно сталкиваться с личностью Николая II в той эпохе. Да и в целом, это был один из самых "железнодорожных" императоров - наверное, на втором месте по воздействию развития железных дорог на его карьеру, после его батюшки Александра Третьего. В итоге, в книге у меня получилось аж 6 вставок про ж/д эпизоды с Николаем - к ст. Петровск (Ярославская линия), Волжскому мосту у Ярославля, ст. Поздино (Нововятск), ст. Шарташ, ст. Вагай, ст. Любинская. После сокращения книги в конце 2019-го осталось три эпизода. Это прогулка семьи у р. Вятки (следование в Тобольск в сентябре 1917), выгрузка Николая с супругой и дочкой на ст. Шарташ (30 апреля 1918) и крайняя точка следования поезда с семьей Романовых близ Омска (28 апреля 1918). Вагай, Петровск и Волжский мост пришлось выкинуть из компактной версии.

Николай II на фоне поезда в Ставке, 1916 г.

Collapse )
Серж борода

Открытие Олимпиады-80

Сорок лет минуло. День открытия Олимпиады мне очень хорошо запомнился, потому что мы именно в этот день прилетели из прохладного Петропавловска в раскалённый Хабаровск на невиданном для меня новом самолёте - Ту-154. До это летали из Камчатки только на привычном Ил-18. Прилетели, а вечером была эта самая трансляция - разница во времени в Хабаровске +7. На улице громыхала гроза, а по телеку на трибунах зажигался олимпийский мишка и красный кремль с кольцами. Леонид Ильич был уже старенький, шамкал, а мы у телека над ним потешались и отпускали шуточки. Никаких ассоциаций с новыми напитками и продуктами у меня не осталось, потому что это было где-то далеко в Москве, а у нас на Дальнем Востоке всё было по-прежнему, без изысков.


Collapse )
Серж пионер

45 лет советско-американской стыковке в космосе

45 лет стукнуло, стыковке "Союз-Аполлон".
А ещё, я только сейчас сопоставил даты, в этот же момент, кроме "Союза-19" с "Аполлоном" (политический полёт), параллельно находился на орбите и "Союз-18", состыкованный с ОС "Салют-4" (внутренний плановый полёт) с космонавтами Климуком и Севастьяновым. Вот такой был тогда космический размах. Но тот полёт остался в тени громкого и международного.


Collapse )
наполеон

Бронепоезда в Гражданскую и Первую мировую

Шикарный выпуск "Тактик Медиа" с главным исследователем истории бронепоездов и гуру по этой теме Максимом Коломийцем. Этот выпуск даже интереснее первого, про ВОВ. Про Первую Мировую - примерно полчаса с начала, а потом - самое захватывающее, бронепоезда в Гражданской. Когда они были "королями мобильной войны". Очень много любопытных подробностей, у кого как и в какие руки переходили бронепоезда, есть фрагмент про 23-летнюю командиршу бронепоезда с потрясающей биографией, хорошая классификация типовых БеПо с их внешними признаками (брянские, коломенские, петроградские, одесские и т.п.). Звук в этот раз был отличный, сам ролик - почти на два часа. Много иллюстраций.

Короче, любителям ж/д - смотреть обязательно!