Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Серж борода

35 лет антиалкогольной кампании Горбачева - Лигачёва

10 дней назад по некоторым бложЫгам прошли ошибочные публикации про горбачёвский алкогольный юбилей. Почему-то сетевой народ подзабыл реальные вехи и заглянув в Википедию, увидел там, что 7 мая партбонзы в ЦеКа приняли решение, ну и типа, заверте...

В реальной советской жизни простому человеку, конечно же, практически не было ничего известно о течениях тенденций там, в верхах - а государственная машина мелет муку неуклонно и постепенно. И партийный внутрисобойчик отлился в чеканные строки Постановления только через полторы недели. И вот наступил эпический день 17 мая, когда предвкушавший конец недели с чекушечкой советский народ, наконец, узнал о предопределении ему сугубо трезвого будущего...)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Кортес

Соотношение населения Третий рейх - СССР перед войной

В теплую ламповую эпоху конца "нулевых", когда с деньгами ещё не было особых проблем, прикупил я у одного из немецких юзеров пару атласов III рейха. Оба были довольно маленькие (28 и 48 страниц), но весьма интересные и обошлись тогда мне на круг в сумме около 5 тыс. руб. Недешево, плюс пересылка. Но да ладно, теперь уж они есть в загашнике и хорошо.

Один из них был "Зольдатен-атлас" издания конца 1941 года. Так вот, сейчас взялся я читать его внимательно. Заинтересовали цифры населения. По атласу выходит, что на 1940 год население Großdeutsche Reich ("Великогерманского рейха") составляло весьма и весьма серьёзную цифру 109,5 млн. Затем немцы в августе 41-го - после нападения на СССР - включили в состав рейха ещё и дистрикт Галиция и населения в его границах стало даже немного больше 112 млн.


Там же на 27-й стр. есть и данные по населению европейских стран, с учетом всех переделов границ и обоих Венских арбитражей. И если к населению Великогерманского рейха прибавить население тех его союзников, которые сразу поддержали Гитлера в "Восточном походе", получается цифра в 143 млн. Это я совершенно сознательно не включаю сюда Италию (44,9 млн. без Албании), у которой в 1941-м уже были серьёзные проблемы на средиземноморском ТВД и она была больше обузой, чем подкреплением. Хотя итальянцы тоже были в составе войск "Восточного похода".

Collapse )
Ворота в Азию

Как в Красной Армии погоны вводились

Изучал тут недавно неопубликованные воспоминания начальника Тыла РККА в войну генерала армии Хрулёва, которые его семья выложила на сайте, напечатанные на машинке и с его правкой. Кроме ж/д, которые меня изначально интересовали, там есть потрясающая по драматизму глава №15, где он рассказывает о введении в Красной Армии погон вместо петлиц.

Так вот, погоны и новая форма РККА знаете с чего начинались? С того, что Главное интендантское управление всесильной Красной Армии разыскивало в 1942 г. бывшего владельца магазина погон и галунов гр. Дмитриева. Нашли его "в нетопленой квартире в Москве" и этот осколок империи охотно согласился быть консультантом, наведя их попутно на дмитровских артельных мастеров. После этого доложили вопрос Сталину (октябрь 1942).

Дальше - больше. Поиски концов привели посланцев ГИУ РККА в немалых чинах в село Непеино Дмитровского района, где до революции мастера специализировались на изготовлении шитья и погон.
"...В селе Непеино в артели им. 8 марта было найдено 2 старых жокардовых станка, которые были куплены у артели за 30 тыс. руб.".
"...Кроме того, на фронте разыскали уроженца Непеино ткача Фонарева"

Сталинские артели, да! Через них и решили вопрос. И тут я поневоле вспомнил главного ненавистника этих мелкобуржуазных образований kommari, который отрицал какую-либо положительную роль артелей в СССР. Там же, в Дмитрове, нашли и гражданина Марченко, который до революции сбывал материал в магазины, торгующие погонами. У него армейские интенданты тут же за 75 тыс.руб. наличкой купили бесценные на этот момент оставшиеся от царского времени запасы "волоки огневого золочения и серебрения".

Причём если производство офицерских погон передали на гос. фабрику (оно крупносерийное), то генеральские, адмиральские и маршальские погоны делала Очуднинская* артель Московской области, так как производство сложное и мелкосерийное. Получается, у артелей всегда была своя устойчивая ниша - там, где нужно было филигранное мастерство в небольших тиражах.

В общем, там не история - а просто песня! Ставлю сюда 6 первых страниц из этой главы мемуаров Хрулева, почитайте. Сюжет закручен более хитро, чем у пьес Горького или Островского. Можно хоть сейчас ставить остросюжетный фильм :)

* правильно - "Огудневская"

Collapse )
Красная Звезда

Железные дороги СССР в годы войны

На Тактик-Медиа выложили целый плейлист небольших роликов про ж/д в годы Великой Отечественной - один из итогов нашей 2-месячной работы к 75-й годовщине Победы. Сняты они вообще-то для интеграции с плакатами, которые будут выставлены в Москве - чтобы можно было отсканить QR-код и просмотреть устный рассказ на эту тему. Но, как я думаю, имеют и самостоятельное значение. Один ролик большой - 40 минут (рассказ про паровозы и вагоны военной эры), остальные компактнее - от 6 до 20 минут.

Темы роликов:
1. Подвижной состав НКПС военного времени
2. Бронепоезда
3. Санитарные поезда.
4. "Теплушка"
5. Московская битва и транспорт
6. "Куйбышевская пробка" - 1-й кризис войны
7. Блокада Ленинграда и транспорт
8. "Дровяной" кризис на Северо-Западе
9. Сталинград, "Волжская рокада" и нефтяной кризис
10. Курская дуга и ноу-хау снабжения (закольцовка маршрута с достройкой новой линии). Здесь же - партизанская война
11. Маршруты ленд-лиза и их транспортное обеспечение
12. Война в Европе и перешивка линий
13. Что такое колонны особого резерва НКПС
14. Наркомы путей сообщения периода войны
15. Маньчжурская операция
16. Итоги войны на транспорте

PS. Поскольку всё снималось единым сьемочным днём за один день (14 апреля), то разумеется в устном диалоге на такой огромный массив работы встречаются оговорки и ошибки. Я нашёл их 4 в 3 роликах. Потом выложу поправки.

PPS. В качестве примера из плейлиста - ролик про наркомов периода войны (Каганович, Хрулев, Ковалев):

наполеон

150 лет Ленину

Сегодня Ленину стукнуло 150.
Российская официальная власть этот юбилей демонстративно "не заметила" - как не заметила она и 100-летие Октябрьского переворота. Официоз довольно неуклюже пытается продвигать в массы другие, замещающие фигуры - например, Столыпина или Александра II. Но, в целом, получается не очень: современное общество в эмоциональном смысле равнодушно к этим фигурам, кроме отдельных восторженных фриков. Не то с Лениным: он на втором месте после Сталина по общему эмоциональному отклику. Вообще, "большая тройка" самых значимых и популярных фигур на сегодня выглядит так: "золото" у Сталина, "серебро" у Ленина и "бронза" у Николая II Романова.


Почему талантливый сын служилого дворянина стал системным и лютым врагом своего государства, есть много версий. Мне лично кажется, что там был не только фактор казнённого брата. Больше к этому подталкивала архаическая общестенная система Империи с её довольно прочными сословными перегородками и вытекающая из этого слишком большая Несправедливость и слишком уж сильно бьющее в лицо социальное неравенство. С одной стороны - линкоры с броненосцами и первое в мире радио, а с другой - необъятные миллионные массы бедных и неграмотных крестьян, только в 1905 году освобожденных от выкупных платежей. Надо было реформироваться изнутри гораздо раньше - но правящий класс тянул с этим аж до Революции 1905 года, когда его заставили сделать это снизу. Император Николай II плыл по течению, снова забросив социальное реформирование и доплыл до Мировой войны - которую Российская империя, увы, не выдержала.

Collapse )
МПС СССР

Советские паровозы в войну. Краткий катехизис

Краткого катехизис по сюжету "паровозы в СССР во время войны" по схеме "вопрос-ответ".
Возник в ходе фб-дискуссии, но я подумал, что и тут будет полезен, для просвещения в этом вопросе.

Советская трофейная команда осматривает захваченный немецкий паровоз BR56. Шклов, июль 1944 г.
Виден результат работы Ил-2 - пробитый РС-ом котел внизу и поврежденный от скачка давления сухопарник


* * *
- Собирали ли паровозы в СССР во время войны?

- Да, хотя и немного. Если смотреть по годам, то вот так: 1941 - 200-210, 1942 - 9, 1943 - 43, 1944 - 32, 1945 - 8. Всего за время войны получается в диапазоне 292-302. [есть ещё немного отличающиеся цифры у Ракова, но в сумме выходит всё то же]

- А почему так неточно? Почему цифра "плавает"?

- Потому что в 1941 году суммарное производство было 708 локомотивов, но к 22 июня успели сделать около 500, а оставшееся число собиралось в первые 3 месяца войны, сколько успели до эвакуации. Первым эвакуировались Брянский и Харьковский заводы, прекратив сборку, позже них - Ворошиловградский и Коломенский. Там есть разброс по цифрам.

Collapse )
Красная Звезда

Печорский десант. 5-6 июня 1943

Больше всего по красоте замысла и грамотному подбору цели из всех немецких диверсий на транспорте в ВОВ мне нравится операция абвера по подрыву Печорского моста в июне 1943-го.


В самом деле - местность выбрана глухая, меры противодействия можно предпринять очень небыстро, глубочайший тыл с "мирным" мышлением охраны. Стратегический эффект тоже велик - если качественно подорвать мост, движение угольных эшелонов из Воркуты и Инты остановится минимум на 2 месяца, а это - угольный голод Урала и Ленинграда, снова "дровяное отопление" ж/д, и реально маячит на горизонте транспортный коллапс образца начала 1942 года. А Донбасс ещё не вернули, там пока бои. Да и затопленные шахты восстанавливать долго и трудно.

Collapse )
МПС СССР

Подстаканник СВПС

Подстаканник СВПС: видимо, самое начало 1950-х. Потому что на рельефе уже "МПС", а не "НКПС"; но при этом не электровоз, а ещё паровоз. С 1956-57 гг. такой подстаканник уже не стали бы делать. Надо поискать аналоги на Уделке.
(для тех, кто не в курсе - СВПС это "спальные вагоны прямого сообщения")
Кортес

Дрейф баржи Т-36

Ровно 60 лет назад в этот день американские патрульные самолёты с авианосца USS Kearsarge (CV-33) заметили утлую полузатопленную баржу в центре Тихого океана, в 1800 км от ближайшей суши - на полпути между японским о. Хонсю и Мидуэем. На ней были обнаружены 4 советских солдата с курильского острова Итуруп, выдержавшие 49-дневный океанский штормовой дрейф и голодовку.
12 марта 1960 года "Известия" опубликовали первое сообщение об этом подвиге, а с 16 марта началась единственная в советской медиа-истории серия репортажей с американского авианосца, выдержанная в положительном ключе к этому агрессивному орудию заокеанского империализма.

Collapse )