Тов. anvtr из Дзержинска с товарищем в мае с.г. совершил автопробег к космодрому Байконур и ночным переходом вышел к цехам, где стоит "Буран". Затем они залезли в сам "Буран" и посетили другие разные места. Все это можно почитать здесь (сводный пост, а из него ссылки).
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Давайте наконец расставим точки над i с этой загадочной лунной программой. Кто победит в голосовалке у Перископа - того и правда :) Итак, голосуем, товарищи и господа!
Poll #2094373Высадка американских астронавтов на Луну
This poll is closed.
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 1041
Была когда-то у человечества самая мощная в его истории ракета, созданная под руководством бывшего главного ракетного конструктора Третьего рейха. Называлась она "Сатурн-5" и сумела слетать в космос ровно 13 раз, за свои неполные, но славные 6 лет жизни (1967-1973). Это была реально эпическая ракета: стартовая масса 2965 тонн (!), и она выводила на околоземную орбиту 141-147 т полезной нагрузки (!!!). А на траекторию к Луне могла запустить 47 т груза. Она превосходила всех остальных последователей - и неудавшуюся советскую Н1, и Спейс Шаттл, и даже "Энергию".
Потом срок её активности завершился, а человечество постепенно "приземлилось" и деградировало в освоении Большого Космоса - после исчезновения соперничества двух сверхдержав (в связи с распадом одной из них). Секрет изготовления "Сатурна-5" утерян, испытательные стенды заброшены, а поставщики компонентов давно уже перешли на другую продукцию или разорились. Но память об этой грандиозной ракете осталась - в том числе и в рисунках иллюстраторов и художников.
Давайте помянем её тихим незлым словом - ведь послезавтра стукнет 50 лет покорения человечеством единственного земного спутника - Луны!
А вот это нашумевшее фото, которое вчера тоннами постили в соцсетях как якобы "образец маразма и деградации" Роскосмоса, меня никак не трогает. Вообще к нему спокоен, не острю и не возмущаюсь. Знаете, почему? Если кто из олдфагов помнит, то у космонавтов былых времен был такой обычай рапортовать с орбиты очередному сьезду КПСС о новых трудовых успехах. Брали с собой вымпелы и памятные таблички, которые не несли никакой научной и исследовательской нагрузки, но были призваны утвердить идеологический стержень государства. Тогда - советского. Нередко и за счёт ценной полезной нагрузки. Кроме того, в Байконуре были парторги и замполиты. И не один - а много. Они тоже вроде бы лишний и ненужный элемент, с точки зрения учёных. Парторги не исследовали небесную твердь и её звёздные осколки, а были жрецами тогдашнего культа. Но они БЫ-ЛИ.
Ну вот сейчас на Байконуре не парторг, а отец Сергий. И? Чего вы смотрите на него ошалелыми глазами какающей белки? Это не признак маразма - а скорей, маркер цивилизационной идентичности. Раньше были идеологические маркеры (см. выше), а теперь - вот такие. Других на замену нет, ведь марксизм-ленинизм приказал долго жить. Практически, этот духовник на космодроме выполняет точно такую же роль, как грандиозные соборы в городах Дальнего Востока, взметнувшиеся в 2010-е годы над Хабаровском, Петропавловском или Владивостоком. Особо популярны в смысле прихожан они не будут, регион весьма безбожный (отлично это знаю, так как долго в тех краях жил). Но это такая парадная фишка, Знак. Маркер русской идентичности и принадлежности территории. Вот и этот духовник - аналог собора на центральной площади Владивостока или на утёсе южнокурильского острова Кунашир. Тоже маркер.
Сегодня стукнуло ровно полвека с момента первой в мире стыковки пилотируемых космических кораблей. Сейчас, конечно, всё это рутина и уже мало кому интересно, но тогда - была эпическая веха. Рубеж нового и ещё непознанного человечеством. Под катом - советская газета из серии "Бывали когда-то и мы рысаками..." (Известия, 16.1.1969)
Любопытное видео от NASA, где хорошо и чётко виден ракетно-вывозной поезд на Байконуре. Смотрите, ракету для пилотируемого запуска вывозят на 5-вагонном поезде, ведомом двумя маневровщиками ТЭМ2УМ. Между 2:10 и 3:10 хорошо заснят поезд сбоку, можно рассмотреть весь подвижной состав. Ракета покоится на одном 6-осном спецтранспортёре и двух концевых 4-осных платформах, на которые передаётся часть её массы. Видео также интересно и тем, что на нём засветился хорошо знакомый многим тут varandej (на 1:58), который тоже присутствовал на вывозе этой ракеты.
Интересный и даже интригующий отчётчетырёх пяти безбашенных перцев, которые поехали на своей машине на Байконур, нелегально (без отчисления бабок Роскосмосу) смотреть старт очередного "Союза". Бросили машину в степи и 28 км чапали до периметра космодрома, скрываясь от охранников. Они действительно сумели пробраться к "бурановскому" старту и циклопическим сооружениям "Энергии", и заночевали в гигантском цехе СДИ. Но самое интересное в отчете - не старт ординарной, в общем-то, ракеты - а то, что они смотрели малую "Энергию" в цехе, а затем прошли в соседний цех, где стояли два нелетавших ещё "Бурана". Более того, в один из "Буранов" они сумели проникнуть прямо в кабину - через грузовой отсек и стыковочный узел.
Фоток там очень много, рассказ неплохой, так что тут я отобрал около 40 фото оттуда. Уменьшать не стал, идут с оригинальным разрешением, как в их блоге (1280).
"Энергия-М" - малая версия большой ракеты, рассчитанная на вывод 34 т нагрузки на НОО
В июльском номере журнале "Америка" за 1975 год нашёл прелюбопытнейшее дополнение к моему посту про замедление прогресса в конце XX века, после исчезновения СССР. Номер выпускался в момент советско-американской экспедиции "Союз-Аполлон" и соответственно, был посвящён наполовину космической теме. Так вот, журнал там публикует целую подборку картин американского художника Роберта Маккола, посвящённую видению будущего. И как мы можем видеть (заглянув под кат) - оно даже американцам начала 1970-х виделось совсем иначе: как стремление к иным планетам, познанию окружающего, а не замыканию в себе и близорукой рыночной погоне за микроулучшениями гаджетов. Начнём, правда, с его работы "Прилунение" (1970), которая публиковалась там же:
А Маск-то наш Илон запустил таки Фалькон Хеви с полуторатонной Теслой в межпланетное пространство. По состоянию на сейчас это самая мощная реально работающая ракета человечества (заявленная грузоподъемность вывода на околоземную орбиту - 64 т). Правда, пока что она вывела на орбиту не 63, и даже не 20 тонн, а всего лишь полторы - примерно как третий советский спутник мая 1958 года.
Кстати, этот запуск и восторги вокруг него показали серьёзное измельчание масштаба свершений нынешнего человечества - если в 60-70-е дедушки и бабушки нынешних восторгателей восхищались "Сатурном-5" (1973 г. - последний запуск), затем в конце 80-х их мамы и папы могли восхищаться советской "Энергией" (ноябрь 1988 - последний запуск), то сейчас серьёзным достижением явился запуск Falcon Heavy. При этом грузоподьёмность "Сатурна-5" на НОО составляла порядка 140 тонн, "Энергии" - ок. 100 тонн, а FH - 64 тонны.