В поездах всегда первый раз покупаю чай у проводника, даже если есть свой заварной с собой (а это так, если поездка на поезде длится более полсуток). Правило сложилось довольно давно и следую я ему твёрдо. Почему?
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Отсмотрел следующую серию "Забытых вождей", которая шла в комплекте с Будённым. Она про А.А. Жданова, который имеет прочную "бронзу" по степени демонизации среди советских деятелей - после Сталина и Берии. В отличие от первых двух фигур, его демонизация - 100% заслуга Перестройки; при Хрущеве и Первой десталинизации его фигуру не трогали. Эту работу выполнил уже А.Н. Яковлев, горбачёвский главный идеолог КПСС. И выполнил с огоньком - всего лишь за год с четвертью (1988-89) ему "навешали" таких немыслимых люлей, что даже Берия бы позавидовал.
Есть и ещё одна грань деятельности Жданова, которая в фильме не упомянута. Это - невероятно эффективная нейтрализация враждебного соседа, которая получила даже свой международный термин - финляндизация. Многие не знают, но именно Жданов фактически управлял Финляндией в критические моменты после выхода её из войны в середине 1944, отдавая финским правительственным учреждениям сотни директив, обязательных к исполнению - вплоть до подписания Мирного договора 1947 г. Его резиденция в моменты приезда в Хельсинки была расположена в Башне Торни, куда сейчас можно прийти свободно на самый верх. Итог мы видим и посейчас - Финляндию удалось не просто нейтрализовать, снизив там влияние недружественных общественных сил до минимума, но и сделать эффективным другом СССР. И даже после падения Союза (когда можно было хорошо развернуться!) финны уже не вернулись в реваншизм, предпочитая уживаться с временно больным Большим Соседом спокойно и взаимовыгодно. В отличие от близорукой политики постсоветских лимитрофов.
Так что хорошо, что имя Жданова постепенно стали отмывать от перестроечной грязи. Пусть медленно, но процесс пошёл. Смотреть тут:
С 2009 года (начиная с экспедиции "Тоталитарное кольцо") в дальних поездках я завёл обычай посещать какой-нибудь спальный район в новом для меня городе. Это зачастую не менее, а то и более интересно, чем лихорадочно прыгать по "обязательным" точкам, которые должен посетить каждый турист (тм). Потом вернёшься домой, а тебя начинают донимать глупыми вопросами - "а ты посмотрел вот такой дом XXX? А почему нет?". "А зашёл в церковь YYY? Там на алтаре интересный краказябрик, его надо было непременно увидеть!". Всё это пустое - и со временем я пришёл к тому, что лучше посмотреть, как реально живут люди, как они обустраивают своё пространство, чем шмаляться по туробъектам с толпой и карманниками в комплекте. И не надо торопиться - броди спокойно, в темпе остальных, подмечая разные фишки.
В Барселоне я в таком формате побывал в двух местах - в северо-восточном конце города близ моря (Бадалона) и на северной ближней окраине - в районе станции метро Vall d’Hebron. Второе место было избрано для похода по наводке barcelonsky - ещё до поездки я попросил его указать мне районы с застройкой "франковками" - т.е. местными хрущёвками послевоенной эпохи генерала Франко. Там, где живут обычные работяги. В данном случае меня не интересовали ни трущобы, ни районы буржуинских вилл. Нужно было нечто среднее.
В общем, давайте посмотрим, как живут обычные люди в самом богатом городе Испании.
Любопытный очерк Штефана Орта (Stephan Orth) про 10 советов путешественникам-иностранцам по России, опубликованный в свежем "Шпигеле". Посмотрим, какие же советы даёт Штефан своим читателям. (Все картинки - из шпителевской статьи) Итак...
Россию, если не считать Красную площадь, круиз по Волге или музеи Санкт-Петербурга, трудно назвать привлекательной страной для взыскательного туриста. Большинство городов не очень красивы, люди там угрюмые и производят отталкивающее впечатление. Когда я путешествовал по России, русские то и дело называли меня сумасшедшим — они просто не понимали, почему я отправился именно в их огромную страну, а не в Таиланд или на Мальорку. При этом в Россию вполне можно влюбиться, если принять как некую данность ее некоторую специфику. В этом вам помогут следующие десять советов.
Относительно хрущевок и столичной "реновации", пара замечаний. Вчера много слизи и грязи вылили на московских митинговщиков по поводу сносимых хрущевок, однако я их как раз вполне понимаю.
(по мотивам хамоносрача) Хороший вопрос задали - "...А почему по вашему мнению испанская колбаса и мясо известно везде (по крайней мере в Европе), а продукция тех же белорусов нет? По вашему мнению дело только в пиаре?"
И правда, почему? Тут дело обстоит не так просто, а причина запрятана весьма глубоко. Главная причина - это разные принципы подхода к уникальности продукта и к применению планки качества к нему.
Европейская традиция - взращивание уникальных брендов отдельных производителей/ регионов и многолетний (иногда многовековой!) их пиар, причем при активной поддержке государственных структур. Строгие стандарты регламентируют планку качества и не позволяют конкурентам изготовлять такой же продукт с раскрученным названием; его ареал производства часто искусственно ограничивается. Чёрные трюфеля, плеснявый сыр, шампанское (Франция), хамон (Испания), пармская ветчина (Италия) и проч. и проч. Причем бренд порой взращивается и терпеливо раскручивается лет этак 100-120 подряд (а в случае французов - и все 170-200), превращаясь со временем в национальный символ. Кстати, то же самое было и в царской России - вологодское масло, нежинские огурчики, астраханский залом...
Европейская традиция - национальный специалитет взращивается около столетия и защищается государством
Советская традиция - принципиально иная. СССР шёл вообще по абсолютно иному пути - определения наилучшего продукта в своей категории/нише с оптимальными (не излишними) затратами на его производство. Затем продукт/ удачная рецептура тиражировалась по всей стране без права патентования торговой марки отдельным производителем - для того, чтобы хороший стандартизованный рецепт могло потреблять максимальное количество граждан по стране. Это ни хорошо и ни плохо - просто дело было поставлено на иных системных принципах. "Жигулевское" пиво, "Птичье молоко", "Белочка" или "Кара-Кум" в конфетах, "Докторская" высшего сорта в колбасах (которая не по 2.20, а по 2.90) и т.п. И попробуй нарушь! Нет, нарушить можно - но путем риска слома карьеры, т.к. на директора-жулика мог настучать простой партийный работяга, а затем его ждал ОБХСС и прочие тоталитарные прелести. Поэтому качество в основном держалось.
Любопытная получасовая документалка про лютое время психических атак и забивания мозгов сограждан политотой. Я сейчас и сам поражаюсь, как огромное множество вполне адекватных до того людей были сбиты на некоторое время с толку. Произошло всеобщее смещение ориентиров, полная смена стиля жизни и только где-то к 1995-96 гг. люди в глубинке нахлебались настолько сильно, что стали тосковать о времени "застоя", которое через 5-7 лет после распада Союза воспринималось как благословенное, сытое и спокойное. В столице, которая отчасти выиграла от развала страны и стянула к себе все свободные финансы, было несколько иначе - но и там у многих людей дела были не ахти, по сравнению со спокойным советским бытом.
Тальков, конечно, был видной частью этого всеобщего помешательства и стоял на одном уровне с Кашпировским, Чумаком и "прорабами перестройки" типа Карякина-Шмелева-Заславской. Только он окормлял политической сумасшедшинкой эстрадную сферу, а не публицистику или гипнозолечение. Вот про это культурное явление и говорится в фильме.
Занимательная география из журнала Business Insider: в маленьком красном пятнышке на карте (Бангладеш + 3 штата близ Калькутты = ок. 400 млн. чел.) живёт людей суммарно больше, чем в обширных синих районах планеты, вместе взятых :)
Очень забавный прецедент в Индии: за невыплаченную компенсацию суд конфисковал у железной дороги штата цельный поезд (!), и в случае невыплаты состав был бы выставлен на аукцион. Вообще, мир индийских ж.д. чуден, велик, непознаваем и для нас как другая вселенная. И нравы там диковатые, как на мой вкус.
Фермер Сампуран Сингх судился с управлением железных дорог штата, которое несколько лет назад приобрело у него землю для строительства железнодорожной ветки, но деньги в размере 1 млн рупий (около $15,3 тыс.) за эту землю так и не выплатило. В 2015 году Сингх выиграл дело, но денег так и не увидел — администрация железной дороги заявила, что у нее нет средств. Адвокат фермера вновь подал дело в суд в январе текущего года, и судья постановил конфисковать в пользу фермера железнодорожное имущество — поезд.
Вечером в минувшую пятницу Сингх с адвокатом и судебными приставами явились на вокзал города Лудхиана, дождались скорого поезда и вручили его машинисту постановление о конфискации состава. При этом Сингх разрешил машинисту завершить поездку по маршруту, чтобы развезти пассажиров. Железная дорога добилась разрешения пользоваться составом еще два дня, прежде чем найдет средства на выплату долга. Если этого не произойдет, то поезд и его 20 вагонов могут быть выставлены на аукцион.