На днях увидел и интереса ради купил в "Полушке" новый глазированный сырок. Помните же нашумевший ролик, рекламирующий жёсткие госты 1938 года, с энкаведешником в главной роли? Так вот, тут тоже обращаются к 1938 году, и тоже сугубо в положительном ключе, апеллируя к микояновскому госту. Пищевики с текущей политикой не очень-то дружат, так как работают с ассоциациями широких масс, а не озабоченной интеллигенции. Что нашенские, что литовские (изобретательно и многолетне борющиеся с трахнутыми на бошку националами), что латвийские (нагло эксплуатирующие основные советские кондитерские бренды).
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Прямо какой-то железнодорожный мор в Европе. 12 июля - крушение во Франции (8/200) , на днях - страшная катастрофа в Испании (80/190), вчера вечером - лобовоестолкновение в Швейцарии в 50 км от Берна (1/35). Мгновенно погиб машинист, 35 раненых. Хорошо, в поезде в будни вечером было немного людей, поэтому "второй испании" не случилось.
Крушение весьма странное (для европейско-германской дисциплинированности) и почти точно повторяет полугодовой давности лобовое столкновение региональных поездов в пригороде Вены. Как и в Австрии, поезда близ населённого пункта сближались навстречу друг другу по одному и тому же пути, то есть налицо нарушение диспетчерского управления. Как это так у них происходит с такой пугающей регулярностью, непонятно. Вроде бы страны с немецкой традицией, орднунг и всё такое. А вот поди ж ты...
(навстречу Дню Военно-Морского флота СССР) Интересная и поучительная история про то, как можно грамотно применить для своих нужд (не обязательно коммерческих, но более этого и воспитательно-патриотических) достижения чужого флота. Символы Большого Океанского флота страны, которой сейчас уже нет, сохранились и работают на другую цивилизацию. Речь идёт про Бинхайский милитари-парк с его главным и уникальным экспонатом - тяжёлым авианесущим крейсером "Киев" ВМФ СССР, первенцем проекта 1143.
Три систершипа этой серии были исключены из состава флота постсоветской России в один день, 30 июня 1993 года. Самый новый - "Новороссийск" - попал в 1996 в руки южнокорейцев и был успешно аннигилирован на иголки. Более старшим его собратьям - "Киеву" и "Минску" - повезло больше, они были проданы китайцам, через частные фирмы. Так что в итоге выжили, прошли докование, затем были исследованы военными, отремонтированы и музеефицированы. "Киев" был отбуксирован в 12-миллионный мегаполис Тяньцзинь, поставлен на побережье и стал многофункциональным познавательным и развлекательным морским центром. Прошли годы, и сейчас "Киев" превратился в один из общепризнанных символов города Тяньцзиня, который привлекает ежегодно сотни тысяч китайцев. Одновременно он является местом дислокации морских и исторических выставок, а также идеальной платформой для военно-исторического воспитания молодого поколения, которое через пару десятилетий будет эксплуатировать и развивать будущий большой флот Поднебесной.
При этом, китайское государство поступает вполне мудро и дальновидно, скрещивая коммерческий интерес и патриотическую компоненту. Коммерсантам разрешено брать немалую цену за посещение громадины-крейсера, и устраивать пиротехнические представления около него. Однако на них накладываются и обременения - развивать прилегающую зону, отводить примерно 1/4 выставочных площадей под обязательные патриотические экспозиции (под эгидой тамошних партийных идеологов) и самое главное, давать возможность массовых бесплатных экскурсий на крейсер школьникам, и с большой скидкой - студентам. Таким образом, советский гигант сейчас успешно работает на пропаганду и идеологическое обеспечение будущего Большого Флота Китая.
Именно поэтому приобретение авианесущего крейсера в середине 1990-х у ослеплённых быстрой жаждой наживы тогдашних распильщиков Советского Союза считается сейчас у китайцев большой удачей и уникальным стечением исторических обстоятельств. В самом деле, практически целый (только разве что разоружённый) корабль на ходу удалось приобрести всего за 4,2 млн.долл., по цене лома черных металлов. Через пять лет удалось решить все оргвопросы и привести крейсер на новую родину. Однако на лом "Киев" у рачительных китайцев не пошёл - ему отводилась иная, более важная, роль.
Давайте вместе со мной посмотрим, как выглядит тяньцзиньская киевомания и как формируется образ нового символа огромного города.
Картины с "Киевом" в главной роли в сувернирном магазине Бинхайского парка
Сегодня - день памяти Владимира Семёновича. Уже 33 года. Время летит... Месяца два назад, роясь в ютубе по другим делам, случайно разыскал оркестровую версию его "Джона Ланкастера" - обычно-то слышал и слушал гитарную. Нет, я смутно помнил по советскому времени, что была и другая версия, с оркестром, но она как-то мне всё не попадалась. А тут раз - и напал. Слушал и радовался, как ребёнок :-) Вот, послушайте и вы.
Кстати, вопрос к старшим товарищам. Помните, при жизни Высоцкого очень распространено было, когда народ в жилых микрорайонах крутил его громко, выводя звук на колонки и на улицу? Идёшь по улице по какому-нибудь спальному району, а он издалека играет. Так вот, вопрос. Какие тогда были из его репертуара самые популярные песни, ваше ощущение? Мне вспоминается, что чаще всего я слышал "Эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз...". А второе-третье места по частоте делили "Москва - Одесса" и "Она была в Париже" - видимо, потому, что как раз в конце 70-х вышла маленькая пластинка, где с одной и другой стороны были как раз обе этих композиции. Ах да, лидером исполняемости ещё была и "Утренняя гимнастика". Это воспоминание относится к 1976-80 гг.
Поскольку я взялся за Харбин, давайте-ка расскажу вам про тамошнюю Русскую деревню. Расположена она на острове Солнца, что на другом берегу Сунгари, напротив парка им. Сталина. Чтобы туда попасть, надо в парке сесть на высотную канатную дорогу, протянутую через реку, и переехать на тот берег.
"Русская деревня" построена лет 10 назад, и предназначена она отнюдь не для русских туристов. Дело в том, что город Харбин в Китае играет роль этакой эрзац-России, ввиду его русского исторического происхождения, и умело этим пользуется. Во-первых, он массово продаёт русские товары как экзотику (особенной популярностью пользуется шоколад и кондитерка), а во-вторых, "продаёт" образ России для южно-китайцев, для которых и сам Харбин - как для нас Якутия. Поток туристов с южных провинций Китая летом и особенно зимой (в период Ледового фестиваля фигур), сюда очень немалый, и они-то и составляют главный контингент посетителей Деревни. А что? Удобно - визу брать не надо, да ехать потом чёрти куда - всё в пределах родной Поднебесной, и при том можно посмотреть на настоящий русский колорит, да поглядеть, как живут русские люди. Ну что же - давайте и мы посмотрим.
Любопытный вброс-зондаж через Russia Today относительно судьбы некрополя советской эры на Красной площади (явно проверяется общественная реакция):
Как сообщает Интерфакс, колумбарий, строительство которого обошлось государству в 4 млрд рублей, представляет собой пантеон общей площадью 55 га. Это сооружение предназначено для захоронения 30 тыс. урн с прахом лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Ранее на церемонии открытия федерального военного мемориального кладбища (ФВМК) побывал министр обороны Сергей Шойгу.
Народный художник Сергей Горяев сообщил информационному агентству, что в общей сложности с Красной площади могут перенести 150 останков. По словам Горяева, являющегося автором проекта мемориального кладбища, на ФВМК перезахоронят урны с прахом известных деятелей Коммунистической партии, военачальников, космонавтов. В пантеоне останки разместят в один ряд — так же, как в стене Кремля.
Следующим шагом в демонтаже сакрального значения Красной площади и постепенного возвращения её в состояние до 1918 г. может быть перенос могил за Мавзолеем в то же место в Мытищах, а затем и перезахоронение Ленина там же, если зондаж общественного мнения окажется положительным. Возможно даже, войдя во вкус, могут затем и Ельцина с Хрущевым с Новодевичьего перенести. В результате может сложиться любопытная ситуация, что в одном ряду на новом федеральном мемориальном кладбище окажутся Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко, Ельцин, затем Горбачёв, а в свой час - и нынешние руководители. Сейчас это представляется фантазией, но в принципе, в результате многоходовки, осуществляемой тихо и последовательно, такое вполне может случиться.
Тут у меня в ленте случился локальный апокалипсец: френды раскололись на два лагеря, по вопросу о сьемке нового фильма про 28 панфиловцев. Обычно я на сиюминутное не реагирую, но тут особый случай - поскольку дело касается национальной мифологии, или точней, допустимости идеологической борьбы "их миф против нашего мифа". Можно или нельзя "лечить чуму холерой"? И научили ли нас чему-нибудь уроки позднего СССР?
Интересный пост у dkphoto - постройка корветов пр. 20380 на Амурском судостроительном заводе (АСЗ, бывший им. Ленинского Комсомола). Кроме съёмок из цеха, много снимков корпусов самого завода. Добавлю от себя, что он долго лежал в анабиозе, лет 10-11, и сейчас с трудом подымается. У меня в советское время там работали родственники, так что хорошо помню, какой гигант это был и сколько тысяч людей "держал" (школы, дома, разнообразная социалка, пионерлагеря и проч.).
Разнообразные зарисовки из маленького городка-райцентра Окуловки (12,2 тыс.чел). Немного достопримечательностей, но больше всяких деталей, вывесок, обьявлений, обыденной торговли и местного колорита. Все снимки в основном сделаны в привокзальном районе, на более отдалённый район Бумажной фабрики и Поддубья сделаю потом ещё одну часть, она стоит того.
Самым большим впечатлением за всю поездку в выходной 12 июня для нас стало созерцание технологии т.н. "праздника" на центральной площади Малой Вишеры. Нет, это не был разрыв шаблона - я-то давно понимаю истинную цену этому искусственному празднику "независимости Новой России от большой России" и отклик на него в народных массах, которых - как известно - надолго не обманешь. В этот раз я вообще хотел про него промолчать (моё отношение к нему вы знаете, оно чёткое и определённое). Но тут это было настолько ярко выражено, что промолчать об увиденном было бы нечестно.
Вообще, я бы посоветовал ожиревшим на казённых харчах московским политологам, которые греют свои тушки в роскошных кабинетах и натужно выдавливают "высокие смыслы" для нелепых постсоветских праздников, вот что. Дорогие придворные ребята, оторвите жопу от кожаного кресла и оформите в своей бухгалтерии билет на бизнес-класс "Сапсана" - но выйдите не в Питере, а на промежуточном маленьком райцентре, типа Малой Вишеры или Бологое. Вам близко, всего три часа. Плёвое дело. И посмотрите, как ваш любимый народ, от имени которого вы вещаете, откликается на ваши оторванные от жизни умствования.
Ну а я, друзиа, покажу вам. Честно, сам был впечатлён :)
День России в Малой Вишере
Сперва зацените видео (меньше минуты), для вхождения в обстановку, а под катом - десяток карточек, они конкретизируют диспозицию.