Ворота в Азию

3 канала в Телеграме

Вчера неожиданно выяснилось, что многие комментаторы не в курсе, что у меня в телеге есть несколько каналов на разные темы. Итак, давайте кратко расскажу про все три, и тогда можете подписываться.

1) "Минутка транспортного искусства" - этот канал понятно о чём. Только в ФБ я кидаю 1 картинку в пару дней, а там ежедневно выкладывается 3-4 картины. И не только классика живописи, но и графика, и плакаты, а иногда и открытки с транспортом.

2) "Креозот и Титан" - о транспорте и поездах. Стараюсь в нем не отвлекаться ни на какую политику, а писать только по теме.

3) "Газетное ретро" - ведется нерегулярно, и всё же порой наполняется вырезками из исторических газет.

Так что заходите в гости и в телегу, товарищи!
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Камчатка

Реконструкция знака Петропавловска: хотели как лучше, а получилось...

Друг на днях прислал фото из Петропавловска-Камчатского: старый советский символ города, наконец, реконструировали. Когда я был осенью 2021-го, оно было разворочено под корень, стелы снесены и всё представляло собой устрашающее зрелище. Обещали ко дню города (17 октября) доделать - правда, не успели, но сделали к НГ.


Что это за символ, спросит несведущий читатель? Это две стелы с корабликами и именем города на 11 км, на старой елизовской дороге, которая была до объездной. Ей уже больше полувека, это привычный и неотъемлемый атрибут петропавловского пейзажа и "кораблики" обязательно встречали всех прибывших из аэропорта, пока в середине 80-х не построили объездную трассу.

Collapse )
Тигр голодный

Новое в "Лаборатории Перископа" (1)

Меж тем, за 12 дней на платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа" выложено уже 5 глав "Рельсовой Поднебесной", вместе с иллюстрациями и схемами. Всего будет 38 глав.
Подборка ссылок на уже опубликованные:
Предисловие
Глава 1. Замысел и подготовка
Глава 2. Путь в Поднебесную
Глава 3. Первый день в Пекине
Глава 4. Пекинское метро - масштабы, барьеры, люди
Глава 5. Поезд-пуля G1 Пекин - Шанхай (устройство поезда, посадка, категории вагонов)
Глава 5 (окончание, сверхгород Нанкин-Шанхай, быт поезда и питание)

Завтра там же выйдет выпуск про ленинскую тему в Ульяновске.
Заходите, подписывайтесь, читайте!

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"
Подписаться

Кортес

Баренцкомур: что это такое и откуда оно вылезло?

По поводу внезапно вылезшего из чулана "Баренцкомура", о котором большинство комментаторов ничего не слышало, а про реку Индигу и что туда что-то предполагается проложить, не слышало и вовсе 99% читаютелей. Вот про Белкомур многие слышали, а Баренцкомур - это что-то новенькое. Многих к тому же смутили громкие заголовки с барабанами 3-4 дня назад - "Путин поставил дедлайн по магистрали!" или "Кабмин до 10 мая представит предложения по созданию ж/д-маршрута до Баренцева моря!".

Отсюда возникли вопросы. Что это было вааще? Давайте разберемся, откуда звон и зачем он.
Для начала, можно поднять рекомендательную схему теплого и лампового докрымского 2007 года под осторожным названием "Перспективная топология сети ж/д Россиидо 2030 г. - максимальный вариант". Она имеет хождение в кругах ж/д любителей за то, что показывает железную дорогу на Магадан как плановую, а пунктиром - на Уэлен и Камчатку. Этакая ненаучная фантастика, но красивая картографически. Самое то для тех, кто любит мечтать. И там действительно есть ветка на Индигу (см. фрагмент этой схемы). Идет она от Северо-Печорской линии, от ст. Сосногорск на север, оценочная длина - 612 км. Про нее не было никаких громких упоминаний в СМИ все постсоветские 30 лет, но в перспективных намётках она существовала. Однако, например, публикация на сайте ТАСС бодро сообщает нам, что - тадам! -
[...] Проект "Баренцкомур", предполагающий строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, которая соединит Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут, закреплен в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ

Видите, какой (внезапно!) мощный размах в стиле Остапа Бендера и планов мега-громадьё? Не просто ветка от Сосногорска, но новая магистраль через пол-России! А была ли она в вышеупомянутой "Перспективной топологии" 2007 года? Смотрим схему: неа, не была. Это более свежая придумка. Вот я на этой же схеме нарисовал красным примерный путь такой магистрали, со стрелочками, чтобы не потерялось. И всё, что дальше от Троицко-Печорска и до Сургута - нигде не светилось, не плавнировалось.

Collapse )
Серж борода

Первые постсоветские визы. 30 лет назад

На очереди - очередные 30-летние юбилеи.
15 января 1992 года были введены первые платные визы с Россией на пространстве экс-СССР. Пионером выступила Эстония, которая ещё 15 ноября 1991 года выставила шлагбаумы на мосту между Нарвой и Ивангородом. Это было начало процесса, и вот он продолжился введением виз. Сперва они тоже были простые, без визита в посольство, а потом - и довольно быстро, к началу 1993 года - стали уже сложные.


Ну и конечно, "святые Девяностые" во всей красе с их наивной верой в дружеские объятия Европы и Америки, ярчайшим представителем которых был тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев. После возвращения Путина на третий президентский срок г-н Козырев немедленно сдриснул в Майами (штат Флорида, USA) и с 2012 года отсиживается там, не возвращаясь больше в Россию. (16 января 1992, "Известия")

Collapse )
МПС СССР

Советское плацкартное одеяло как эталон высокой моды

Потрясающий пируэт из мира моды: Марит Илисон из Эстонии создала коллекцию пальто из советских одеял.
От себя добавлю, что фото №2 - это стандартное одеяло советского плацкартного вагона 300-600-х номеров, я такими раз сто укрывался во времена оны. Да и зеленое с бордовым тоже было в ходу, помню - но больше в купе. Пишут также, что подкладка сделана из шёлка и покрашена вручную под принт - то есть, носить пальто вполне комфортно.


Collapse )
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа и рубрикатор постов

Для "Лаборатории Перископа" создан внешний рубрикатор постов, настоящих и будущих, на программу 2022 года.
Внешний - сугубо для удобства пользования, пока в виде привычного формата жж-поста (можете запомнить ссылку), но будет сделан ещё и на сайте Транссиб.ру отдельной страницей. Только немного попозже.

Поскольку ревизия материалов теперь уже сделана, откорректирован и текст того, что будет появляться в "Лаборатории" для подписчиков. Все материалы функционально делятся на 4 больших раздела.

(I) "Очерки из поездок" - жанр "лонгрид" (т.е. большие иллюстрированные посты с текстом автора), который требует серьёзных временных затрат. Как я и говорил ранее, "короткий жанр" остается в ЖЖ, я никуда не исчезаю; но "большой формат" уйдёт в Лабораторию для клуба подписчиков, поддерживающих автора регулярно. В ближайшее время займусь "ленинской" темой по Ульяновску. Некоторые очерки я буду затем открывать и для всеобщего ознакомления, но не сразу: в любом случае подписчики будут получать преимущество во времени и читать раньше.

(II) "Исследования" - этот формат вообще не жж-шный и тем более не соцсетевой, он именно для ценителей темы. В первой половине года, начиная с февраля, буду выкладывать историю дальних транссибирских поездов - от первых экспрессов 1898 года до ковидного шока и всеобщего упадка сообщения 2020 года. Предполагается 25-27 новелл в хронологическом порядке. Эта работа уже сделана примерно на 70% в процессе написания "Путеводителя Транссиба" (неопубликованного до сих пор), но для "Лаборатории" я буду дополнять каждый период новыми сведениями, а их много.
Во второй половине года (или осенью - как закончу с первой темой), перейдем к исследованию пика транспортной связности в конце СССР и процесса деградации сообщений после распада Советского Союза. Что было - и к чему пришли. Поделим это на крупные регионы и по первоисточникам будем рассматривать степень связности СССР и экс-СССР и как это все гнило и распадалось.

(III) "Книги" - со вчерашнего дня начал выкладывать "Рельсовую Поднебесную": опубликовано Предисловие и две первых главы книги (Раз, Два). Всего в книге 38 глав. Думаю, выкладка будет вестись со скоростью 2-3 главы в неделю, 8-10 в месяц. Нормально для регулярного чтения. После окончания выкладки этой книги начну выкладывать вторую ("Большая Диагональ Евразии. Петербург - Хайнань"), у которой пока готово 11 глав из 40, но я буду дописывать постепенно. Надо отдельно подчеркнуть, что связное литературное повествование "книжного формата" сильно отличается от разрозненных очерков в постах ЖЖ прошлых лет, где я сильно экономил на тексте, не соблюдал связный сюжет и делал упор на картинки.

(IV) "Дневники" (1981-2002) - выдержки из дневников автора разных лет о реалиях Советского Союза. Дневник вёлся непрерывно с 1981 по 1984 год, когда я был студентом; затем с перерывами в 1986-87 гг., 1988-1991 гг., 1999-2002 гг. Ценность дневника в том, что это взгляд не с сегодняшним послезнанием, а именно "оттуда", взгляд человека того времени. Эта опция пока в резерве, подумаю как её лучше выкладывать. На небольшую мотивированную аудиторию, думаю, будет норм.

PS. Теперь вот ещё что. На сейчас уже имеется больше десятка годовых подписок (тут понятно, ведь месяц выходит дешевле на 10%) - однако они хороши, если их делать сейчас. Дальше, чем на этот год, я заглядывать не рискую, поэтому в феврале-марте оптимальнее подписываться помесячно. Только месяца через 3-4 будет ясно, как идёт взаимодействие с платформой и что можно планировать дальше. Но уже сейчас понятно, что трудозатраты на создание типового поста на Sponsr примерно вдвое ниже.

PPS. Отдельная просьба к комментаторам не отправлять меня на Я-Дзен. Не тратьте буквы, этот опыт уже был мной пройден в 2018-19 г., и он в сумме негативный. Дзен - информационная помойка без четкого алгоритма, тоталитарно относящаяся к авторам и постоянно (и произвольно!) меняющая правила игры. Там невозможно добиться четкого ответа в случае блокировки и ограничения показов, в чем же ошибки автора и где что надо исправлять. Кроме того, правила игры Дзена по факту мотивируют его авторов писать крикливо, кликбейтно и резать тексты на куски "для формата". Это мне категорически не подходит.

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"
Подписаться
Кортес

Санта-Клауса за Волгой нет?

Разбирал у себя зеркалочные и телефонные снимки, привезенные из ульяновской поездки и вот на что обратил внимание: среди всего изобилия местных Дедов Морозов вживую, на плакатах и в инсталляциях не видел там ни одного с визуальными признаками Санта-Клауса. А ведь в двух столицах его присутствие иногда попадается в символике, да и столичные пиарщики в России даже проводят корпоративную акцию "тайный Санта". Но тут - ноль. Такое ощущение, что Санту подстреливают где-то за Нижним и Арзамасом и попутно обгладывают кости лапландских оленей, которые типа его везут. В сухом остатке остаётся только канонический Дед Мороз со Снегурочкой :)
Кортес

Казахстан как главный транзитный хаб Евразии

И ещё немного про Казахстан - по теме транспорта (в жузах и кланах, как большинство сетевых экспертов, извините, не спец).
Сейчас экс-президента и елбасу Назарбаева не пинает в рунете разве что ленивый. Неудачников сетевые иксперды у нас не любят и над ними словесно издеваются. Но... Ради справедливости, надо отметить, что за 25 лет Назарбаева конфигурация железных дорог бывшей КазССР была полностью переформатирована - достроено аж 8 отрезков, которые объединили в сеть ранее несоединенные сегменты. Бывшая тупиковая станция Дружба стала главным пунктом пропуска контейнерного транзита Китай - Западная Европа (до 5000 составов/год по 2020). Построен еще один вход в Китай для транзита, в основном южного - Хоргос. Построена Средне-Казахстанская линия для прямого выхода из Синьцзяна и Кашгара на порты Каспия. Достроена магистраль Север-Юг от бывшей тупиковой Узени, на Туркмению и далее на Иран. Соединены другие разрозненные магистрали внутри страны. Ситуация, немыслимая для любой постсоветской страны вне региона Средней Азии. То есть, на 1991 г. это была часть ж/д МПС в рамках всего СССР с множеством тупиков на сырьевые комбинаты - а стала разветвленная транзитная сеть, которая теперь позволяет технически перенаправлять транзит из Китая, из Ирана или из Европы через Россию в любом направлении. Можно варьировать потоки при осложнении политической ситуации. По сути, при Назарбаеве с 1995 по 2017 год создан глобальный центральноазиатский Транзитный Узел - без помпы и треска барабанов, тихо и незаметно для глупого сетевого обывателя, живущего только сиюминутными инфоповодами.

Collapse )
Авиация

Авиамузей в Ульяновске, ч. 3: Ту-144 и остальное

Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а сейчас посмотрим подробно сверхзвуковой Ту-144 с необычных ракурсов, и его детали. В тот день, когда я его смотрел, был сильный мороз, все сидели по норам и я мог подлазить снизу к элементам конструкции, где хочу. Как сваривали куски фюзеляжа, где лючки топливных баков, как закреплены двигатели НК-144А, где у них баки, как устроено крыло и проч.


Причём в Ульяновске стоит не какой-то там испытательный экземпляр - а один из двух лайнеров "Аэрофлота", серьёзно доработанный после катастрофы 1973 г. с новыми движками, который реально летал в 1977-1978 гг. с пассажирами на рейсе Москва - Алма-Ата. Ту-144 действительно необычен и смотрится весьма инопланетно, даже сегодня, спустя 45 лет после изготовления (этот экземпляр полетел в 1977-м). В конце поста - недопоказанные во 2-й части остатки экспозиции: Ил-86, Ил-28, МиГ-25.

* части 2 и 3 доступны подписчикам всех уровней "Лаборатории Перископа"

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"

Подписаться (для удобства просмотра скоро появится внешний рубрикатор постов)