Разговоры с ревизионистами

Парад мамкиных казаховедов

Вчера в сети состоялся топ-парад всех видов мамкиных казаховедов.
Первой колонной шли (точней, бежали) истерики и паникёры, хаотически метавшиеся от Газоскреба на Лахте до здания Лукойла на Чистых Прудах. Они завывали на все лады: " Уаааа!", "Опять майдаааан!", "Нам ханааа! Враг в мягком подбрюшье!", "Омск опасносте!", "Что теперь делаааать?".

Затем шла, теснясь и толкаясь, колонна пикейных жилетов в разноцветных меховых шапках - матёрых специалистов по казахским жузам, кланам и подкланам: Младшему, Среднему, Старшему и Подготовительному. "Надо вводить до Петропавловска!" - "Нет, лучше до Нурсултана!" - "Его послезавтра переименуют!" - "Тогда до самого Алматы" - "Правильно Алма-Ата, знаток бля географии!" - "Не Алма-Ата, а Верный, морда многонациональная!".

Замыкала парад колонна холёных либерастиков с напомаженными причёсками от салона "Авдотья д'Эсте" на Маросейке. Одни катились на швейцарских винтомоторных самокатах, вторые - на канадских гироскутерах, третьи и вообще ехали в "Лексусах". Но все тащили и везли с собой разнообразные плакаты. "Долой азиатского тирана!" - "Ха-ха-ха, доигрался Назарбай!" - "Памятник тирану уронили, ура!" - "А надо вообще как в Литве, где президент ходит рядом с народом!" - "Рашка опять все просрала, какфсигда, и утрёццо". Один проснулся поздно и не ещё понимал, что произошло, поэтому некстати нес старинный плакат из прошлых славных времен: "Свободу Н-льному!".
Весело вчера было :)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

30-летие "гайдаровской" реформы цен

2 января в постновогоднем угаре прошёл ещё один значимый 30-летний юбилей - начало "гайдаровской реформы" цен и отпуск их на свободу. Предыдущие дни после НГ я был в пути, поэтому мне недосуг было писать про это событие; а вот сейчас, пожалуй, немного повспоминаю.

Так вот. В тот год я жил на Камчатке. Цены там были III пояса, т.е. по умолчанию всегда выше, чем на материке и чем даже во II поясе - Сибирь, юг ДВ. Ну да, ненамного, но всё же выше. Поэтому народ был привыкший к "северным ценам" и особо не роптал - да и никто толком не понимал, что мы получим по итогу после ельцинского гнусавого обращения. Скорей, у многих было обычное человеческое любопытство - "оп-па, а что будет-то? Надо посмотреть!".

И вот утром 2 января я побежал вниз, к остановке, где были киоски-комки (возникшие в основном в 1991-м), большой универсам, хлебный и овощной. Всех цен я не помню, запомнились почему-то две цифры: 1) наше камчатское пиво в "чебурашках" 0.5, которое стоило 60 копеек, а стало - 10 рублей. Такая круглая красивая цифра. И 2) австралийская баранина, которую привозили на Камчатку пароходами. Она стоила 5.50, а стала - 75 рублей. То есть, пиво подорожало почти в 17 раз, а мясо - примерно в 14 раз. Однако многие продукты подорожали несильно, в основном "регулируемые" (была тогда и такая категория) - хлеб только раза в три, например. Ещё из впечатлений тех дней запомнилось, как ругалась тётка из молочного отдела, которая к вечеру не смогла продать и половину бадьи первоклассной густой и вкусной мильковской сметаны. Из-за новой цены её просто не брали - просто подходили и смотрели, качая головой. Да, со середины года в продаже появилась кура со вкусом рыбы - комбикорм с материка перестали завозить и курей в птицефабрики кормили рыбной мукой с Моховского РБК, так было дешевле. Поэтому от куриц несло каким-то рыбным привкусом. Его приходилось терпеть - другого ничего не было, до тех пор, пока осенью из Штатов не привезли брикеты толстых и каких-то неестественно раздутых американских бройлеров. Они тоже были желтоватые после оттаивания и вонючие, но по-другому.

Да, надо уточнить, что цены летели в космос всю зиму, весну и лето. И обесценивание сбережений, которые превратились в пыль - оно прошло не в январе, а к августу-сентябрю. У меня их толком и не было, я же был просто молодым специалистом после вуза. А вот на тех, кому 40-50, было жалко смотреть - кто на что-то откладывал несколько лет, это уже было прахом и стоило "пол-телевизора". Старики массово откладывали "смертные", был тогда такой обычай - они тоже превратились в копейки. А ещё погорели все те, которые страховали в Госстрахе детей и откладывали по фиксированной сумме в месяц, чтобы они получили к 18 годам, например, круглую сумму на что-то. И это все сгорело к лету.

Прилавки наполнились тоже не сразу и совсем не тем, о чём говорили в начале года "реформаторы". В основном полез на прилавки яркий и низкопробный импорт и речь вовсе не о пресловутых "Сникерсах" и "Марсах". Это было спиртное, мороженое, консервы. У меня где-то в конце весны 1992-го был интересный случай. Решил я взять в комке новое мороженое. А к тому времени их появилось стоооолько видов! И все яркие, в упаковках, разного цвета. Глаза разбегались на фоне унылых старых советских этикеток. И вот, значицца, беру я какое-то красивое и не очень дешевое, разворачиваю его, предвкушаю... Пробую - гадость! Ну правда, какая-то химическая гадость. Есть реально невозможно и само оно какое-то неприятное, крупнозернистое. Так и выкинул его неподаеку. И зарекся брать с тех пор. А, и вот ещё что. Той же весной стали завозить и первые партии химических разбавителей воды - Зуко, Инвайт, ещё какой-то вид. Дети радовались - круто же, теперь вместо газировки можно наделать много своей газировки, и просто из воды! В 1992-м, 1993-м, 1994-м эти штучки были очень модные, их много брали. То же и по консервам. Привычные по старому времени марки оказались лотереей: например, вместо мяса в тушонке можно было получить желтый жир и какие-то вареные ошмётки волокон. Ветчина могла быть похожей внещне на "старую" ветчинку, но с ватным вкусом. По большому счёту, весь 92-й год торговля у нас пребывала в хаосе, да и 93-й тоже.

Трагедия промышленности с массовой остановкой заводов прошла мимо меня - это всё было в промышленных регионах, где много заводов. А на Камчатке что? Военные, строители, рыбаки, судоремонт. Немного сельхоза. Массовая продажа и распад бывших огромных рыболовецких флотов эпохи СССР пришлась на 1993-1994 гг., это было немного позже упоминаемого времени. Впрочем, судоремонт рухнул почти сразу, в том же 1992-м.

Ниже - статья из "Известий" за 4 января 1992 года, там много о ценах и реалиях тех дней. Но из других регионов. Кое-какое впечатление о происшедшем даст.

Collapse )
Ворота в Азию

Поездка на "родину буханки". Итоги и темы

Посетил в новогодние праздники город Ульяновск - про который формально вроде бы все знают (родина Ленина!), но по факту он обычному гражданину малоизвестен. А он, оказывается, почти 700 тысяч населения и превышает по населенности Владивосток или Иркутск. И состоит из двух огромных и мало сообщающихся между собой половин на двух берегах Волги. Там оказалось весьма много всего интересного - от авиамузея до памятных мест Ленина (который, как ни крути, фигура мирового уровня известности). Интересна и транспортная схема города - два длинных моста и два суб-города на разных берегах Волги, в одном из которых ходит только трамвай, а в другом - только троллейбус. Я побывал в обеих половинках, и они серьёзно различаются.

Ульяновск. На родине "буханки" все Скорые Помощи - тоже "буханки"

Но самое интересное, конечно - это музеи Ленина, разбросанные по городу, и "ленинский", точней симбирский квартал. Реально любопытно было увидеть именно сравнительный рост благосостояния семьи Ульяновых от условного 1872 года, когда Илья Николаевич быо простым инспектором учебных заведений, только начинал карьеру в Симбирске, и к условному 1885 году, когда он стал уже действительным статским советником (= гражданский генерал-майор по Табели о Рангах). Это отлично прослеживается по двум домам-музеям, в которых я побывал и весьма дотошно отсмотрел. Кстати, я только там узнал, что Володя Ульянов родился не в дворянстве, а получил его по законам Российской империи в 1882 году в возрасте 12 лет, когда его отец был пожалован орденом св. Владимира III степени. Также посмотрел обе гимназии - губернскую, где учился Владимир и Александр, и женскую Мариинскую - где учились сестры Ленина Анна и Ольга.

Collapse )
Авиация

Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк" музея, где выставлены не только рядовые, но и уникальные машины. Причем 11 самолетов в этом музее имеют федеральный статус "памятников техники".


Ульяновский авиамузей, часть 2.

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа" на портале sponsr.ru
Ворота в Азию

С новым 2022 годом!

Ну что, товарищи? Тендер паровоза Л-3291, что близ станции Ульяновск-Центральный, а также и я лично поздравляем всех читателей блога с наступающим 2022 годом и желаем новых интересных дорог и открытий всем тем, кому интересно познание новых городов и весей!
Разговоры с ревизионистами

Книга про Китай

На портале Sponsr опубликована одна из глав моей книги про Китай - гл. 23 "Не надо бояться чифанек!".

Конкретно эта запись общедоступная. Книга по главам будет публиковаться с 6 января 2022 г. в режиме "для подписчиков", всего там 37 глав. Думаю, за пару месяцев с публикацией справимся. Но даже и эта глава, надеюсь, будет интересна - в ней обобщен мой опыт питания в Китае за две экспедиции и как я пришел к идее "определителя еды".

Подписаться - https://sponsr.ru/periskop/, кнопка "Присоединиться"

МПС СССР

Про БЖРК

Вышел новый ролик на канале Гоблина (Дм. Пучкова). На этот раз - про историю и судьбу боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). С рассмотрением не только советского ракетного поезда, но и американских попыток. Полтора часа.



МПС СССР

Лаборатория Перископа: вопросы и ответы

Публикация поста "Старт Лаборатории Перископа" вызвала весьма живую реакцию и отчасти непонимание многих комментаторов.
Поскольку дело касается частичной перестройки деятельности блога - то я сознательно не стал закрывать комменты к этому посту, хотя и понимал, что в основном будет негатив или удивление. Но это неизбежное сопутствующее обстоятельство - это всё надо выслушать и проанализировать. Внимательно прочтя отклики, я понял, что не всё пояснил четко и однозначно, и возникли всякие "левые" интерпретации. Попробую их снять и дать ответы на типовые вопросы.

1) Этот ЖЖ будет закрыт?
Нет, конечно. Этот блог с именем periskop.su останется. Принцип простой - то, что не требует большого труда и может быть выложено за 20-30 минут - буду выкладывать. Реплики, отклики на события, интересные вырезки из моих коллекций газет, ролики с моим участием и ролики просто интересные, которые я считаю важными. Возможно, рецензии на прочитанные книги. Но всё сложное, обзорное, требующее труда в 3-6 часов на его подготовку - пойдёт теперь в "Лаборатории Перископа" по подписке.

2) Ты решил переехать в полностью закрытый режим?
Зачем? Тоже нет. В режим "по подписке" переедут только сложные и большие посты, см. выше. Например, обзоры транспортных систем городов, сравнительные исследования расписаний, публикация неизданных книг моего авторства и т.п. Программа "Лаборатории" на 2022 г. опубликована тут.

Collapse )
МПС СССР

Декабрь 1991: билеты на поезда

И ещё, зарисовка из конца 1991-го: как изменились тарифы на поезд 30 лет назад, перед "шоковой терапией" Е. Гайдара.
Кто помнит старые времена, то наверное помнит и межстоличный тариф, он был хорошо запоминающийся по 33-му тарифному поясу: 12.50 купе, 25 - СВ. Плацкарт тогда считался отстоем и на нем средний инженер или преподаватель вуза (причём речь отнюдь не об элитных, а о простых специалистах) предпочитал тогда не ездить. Так вот, после "Павловской реформы" января 1991-го цена поднялась более чем в полтора раза и составила на купе около 22-23 руб. (примерно, на память). Что касается реформы 2.1.1992, то билет Мск - СПб сразу же подскочил с 23 руб. почти до "сотки", за одну ночь с 1 на 2 января 1992.


PS. Но поскольку тогда, несмотря на распад СССР, довольно долго была ещё единая расчётная рублевая зона, то цены на транспорт по другим республикам подскочили тоже одинаково. Однако рубли эмитировала только ельцинская Россия, что сразу же стало создавать сильные трения с другими республиками (см. под катом вырезку из той же даты 26.12.91).

Collapse )