On this day in journal — January 5th

Серж фиолетово-черный

Макаронный анабасис. VIII - Милан. Технический музей им. да Винчи

Завершая рассказ о Милане, хочу немного рассказать про тамошний технический музей им. Л. да Винчи. Сперва у меня были планы сделать это подробно, но поразмыслив, я понял, что если начну показывать его так же подробно, как и Нюрнбергский ж/д музей год назад, то запала на Геную с её морским музеем уже не хватит. Поэтому сделал этакое summary - сборную солянку. Тут в куче всё - подлодки и баяны, самолёты и паровозы, кассовые аппараты и вагоны.
* * *
Сам же музей интересен прежде всего тем, что представляет собой этакий концентрированный гимн итальянскому промышленному и техническому дизайну - в разных сферах, но преимущественно за последние полтора столетия. Осматривая его залы и ангары, начинаешь постепенно осознавать, почему же всякие феррари-ламборджини вышли именно отсюда, из этих мест. Ну, то есть, я хочу сказать, что наиболее сильная сторона исторической итальянской технической традиции - это именно дизайн. Иногда у них даже выходит так, что в жертву стилю и дизайну приносятся боевые качества, цена производства или устойчивость изделия к враждебной среде. Но, таков уж их менталитет - в нём есть и сильные и слабые стороны, как и у других наций.
Впрочем, давайте походим и посмотрим.

Милан. В музее Л. да Винчи. Зал радио и аудио

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
мудрый котик

90 лет назад, Иркутск. Колорит раннесоветской эпохи

Всего лишь несколько дней назад я поздравил уважаемых читателей и френдов с 90-летием СССР. Спасибо за внимание к тому посту, он получил огромное множество комментариев - что, в общем-то, радует. Из него также наглядно видно, какой дичайшей мифологией советской эры питается в своих заблуждениях некоторая часть комментаторов. Впрочем, это объяснимо, после 25-летней массированной обработки мозгов потребителей поп-информации - а в особенности тех, чьи подростковые школьные годы пришлись на первую половину Девяностых.
* * *
Сегодня же хочу представить вам газету 90-летней давности из Иркутска. Тогда она называлась "Власть Труда", а ныне именуется "Восточно-Сибирской Правдой". Давайте посмотрим, чем жил крупный областной центр советской Сибири всего лишь 6 дней спустя провозглашения нового государства - СССР, какие проблемы его заботили, что тогда поднималось на первый план, а что задвигалось и осуждалось. Каким языком газета разговаривала с читателем и каков был аромат той эпохи. Думаю, многим это будет интересно.
Итак, перенесёмся ровно на 90 лет назад...


Collapse )
Уссурийский тигр

Святая Земля, 1908

Поскольку ранее обещал читателям из Израиля и в честь приближающегося Рождества - полный разворот Святой Земли (таб. №48) из атласа Маркса для учащихся гимназий и реальных училищ 1908-09 гг, презентованного мне в ноябре прошлого года в Москве.

Фрагмент разворота - план современного Иерусалима

Collapse )
Уссурийский тигр

Антифашистский защитный вал. Середина 1970-х

Тов. visualhistory снова порадовал неизбитым материалом времён ГДР - на этот раз 10-минутная короткометражка (примерно 1974-75 гг., по моей оценке) об Антифашистском защитном вале, т.е. берлинской Стене. Много любопытнейших кадров восточногерманских пограничников, моряков, военных. Интересные ракурсы. Особенно удивительно смотрятся катера на Шпрее с матросами-пограничниками.
Любителям немецкой тематики - смотреть обязательно :)


МПС СССР

Науя-Вильня: "вежливые люди" и советские теплушки с трофейным паровозом

Немного зимних картинок из восточного экс-промышленного предместья Вильнюса - станции Науя-Вильня.
Она примечательна тем, что тут магистральная ж/д линия раздваивается: направо от восточной горловины станции уходит путь Ландварово-Роменской ж.д. на Минск и Москву (причём граница НАТО и ЕС совсем рядом - в каких-то 25 км), а налево - на Двинск-Даугавпилс и далее на Петербург: то есть, это всё часть исторической Петербурго-Варшавской ж.д., построенной более 150 лет назад.
На въезде предместье сразу поразило меня яркой эмблемой "вежливых людей", аккурат напротив станции:


Collapse )
Серж борода

Когда город вымирал...

За обедом случайно затронули такой вопрос: "А были ли по ТВ такие фильмы или передачи, чтобы город вымирал в безлюдьи?".
Да, вопрос интересный. На моей памяти такое было трижды.

Collapse )
МПС СССР

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 2

Продолжаем ж/д разбор "Вокзала для двоих", начало здесь.
Монтаж фильма сложный, сюжет многократно и быстро скачет между Рижским и Витебским вокзалами, а также Лосинкой. Также, во второй серии засветилось завокзалье Московского вокзала и Американские мосты над Обводным каналом. В раскадровках есть некоторые неясные для меня моменты, так что по возможности пишите дополнения.

Продажа автозапчастей с рук на Витебском вокзале Ленинграда

Collapse )
паровоз П-36

Новый Год в поезде №22: ломка шаблонов и мандаринный вагон

Как и обещал - рассказ о том, как выглядит сейчас Новый год в вагоне поезда.
Если конкретнее - поезда №22 Санкт-Петербург - Мурманск, отправлявшегося с Ладожского вокзала в 19.48 31 декабря. Наступление Нового года случилось ровно напротив вокзала ст. Подпорожье, а на станции стыкования Свирь 20-ю минутами позже сумевшие выбраться на свежий воздух пассажиры праздновали наступление 2018-го петардами, радостными криками и возлияниями.
Вместе с тем, этот НГ порвал множество старых шаблонов, особенно вот этот: "В праздничную ночь никто не поедет - кроме тех, кому очень уж сильно надо или кто большой оригинал... Поезд будет полупустой, наверное". Оказалось всё строго наоборот, но об этом с картинками ниже.

Мурманский поезд на ст. Свирь в 00.25 1 января 2018

Collapse )
Ворота в Азию

30-летие "гайдаровской" реформы цен

2 января в постновогоднем угаре прошёл ещё один значимый 30-летний юбилей - начало "гайдаровской реформы" цен и отпуск их на свободу. Предыдущие дни после НГ я был в пути, поэтому мне недосуг было писать про это событие; а вот сейчас, пожалуй, немного повспоминаю.

Так вот. В тот год я жил на Камчатке. Цены там были III пояса, т.е. по умолчанию всегда выше, чем на материке и чем даже во II поясе - Сибирь, юг ДВ. Ну да, ненамного, но всё же выше. Поэтому народ был привыкший к "северным ценам" и особо не роптал - да и никто толком не понимал, что мы получим по итогу после ельцинского гнусавого обращения. Скорей, у многих было обычное человеческое любопытство - "оп-па, а что будет-то? Надо посмотреть!".

И вот утром 2 января я побежал вниз, к остановке, где были киоски-комки (возникшие в основном в 1991-м), большой универсам, хлебный и овощной. Всех цен я не помню, запомнились почему-то две цифры: 1) наше камчатское пиво в "чебурашках" 0.5, которое стоило 60 копеек, а стало - 10 рублей. Такая круглая красивая цифра. И 2) австралийская баранина, которую привозили на Камчатку пароходами. Она стоила 5.50, а стала - 75 рублей. То есть, пиво подорожало почти в 17 раз, а мясо - примерно в 14 раз. Однако многие продукты подорожали несильно, в основном "регулируемые" (была тогда и такая категория) - хлеб только раза в три, например. Ещё из впечатлений тех дней запомнилось, как ругалась тётка из молочного отдела, которая к вечеру не смогла продать и половину бадьи первоклассной густой и вкусной мильковской сметаны. Из-за новой цены её просто не брали - просто подходили и смотрели, качая головой. Да, со середины года в продаже появилась кура со вкусом рыбы - комбикорм с материка перестали завозить и курей в птицефабрики кормили рыбной мукой с Моховского РБК, так было дешевле. Поэтому от куриц несло каким-то рыбным привкусом. Его приходилось терпеть - другого ничего не было, до тех пор, пока осенью из Штатов не привезли брикеты толстых и каких-то неестественно раздутых американских бройлеров. Они тоже были желтоватые после оттаивания и вонючие, но по-другому.

Да, надо уточнить, что цены летели в космос всю зиму, весну и лето. И обесценивание сбережений, которые превратились в пыль - оно прошло не в январе, а к августу-сентябрю. У меня их толком и не было, я же был просто молодым специалистом после вуза. А вот на тех, кому 40-50, было жалко смотреть - кто на что-то откладывал несколько лет, это уже было прахом и стоило "пол-телевизора". Старики массово откладывали "смертные", был тогда такой обычай - они тоже превратились в копейки. А ещё погорели все те, которые страховали в Госстрахе детей и откладывали по фиксированной сумме в месяц, чтобы они получили к 18 годам, например, круглую сумму на что-то. И это все сгорело к лету.

Прилавки наполнились тоже не сразу и совсем не тем, о чём говорили в начале года "реформаторы". В основном полез на прилавки яркий и низкопробный импорт и речь вовсе не о пресловутых "Сникерсах" и "Марсах". Это было спиртное, мороженое, консервы. У меня где-то в конце весны 1992-го был интересный случай. Решил я взять в комке новое мороженое. А к тому времени их появилось стоооолько видов! И все яркие, в упаковках, разного цвета. Глаза разбегались на фоне унылых старых советских этикеток. И вот, значицца, беру я какое-то красивое и не очень дешевое, разворачиваю его, предвкушаю... Пробую - гадость! Ну правда, какая-то химическая гадость. Есть реально невозможно и само оно какое-то неприятное, крупнозернистое. Так и выкинул его неподаеку. И зарекся брать с тех пор. А, и вот ещё что. Той же весной стали завозить и первые партии химических разбавителей воды - Зуко, Инвайт, ещё какой-то вид. Дети радовались - круто же, теперь вместо газировки можно наделать много своей газировки, и просто из воды! В 1992-м, 1993-м, 1994-м эти штучки были очень модные, их много брали. То же и по консервам. Привычные по старому времени марки оказались лотереей: например, вместо мяса в тушонке можно было получить желтый жир и какие-то вареные ошмётки волокон. Ветчина могла быть похожей внещне на "старую" ветчинку, но с ватным вкусом. По большому счёту, весь 92-й год торговля у нас пребывала в хаосе, да и 93-й тоже.

Трагедия промышленности с массовой остановкой заводов прошла мимо меня - это всё было в промышленных регионах, где много заводов. А на Камчатке что? Военные, строители, рыбаки, судоремонт. Немного сельхоза. Массовая продажа и распад бывших огромных рыболовецких флотов эпохи СССР пришлась на 1993-1994 гг., это было немного позже упоминаемого времени. Впрочем, судоремонт рухнул почти сразу, в том же 1992-м.

Ниже - статья из "Известий" за 4 января 1992 года, там много о ценах и реалиях тех дней. Но из других регионов. Кое-какое впечатление о происшедшем даст.

Collapse )