У меня уже около года болтается в папке «неразобранное» архива исторических фото вот этот снимок Сталина. Он неофициальный и непарадный – достаточно посмотреть мятый френч с легкомысленной завязкой и сюжет "рука в кармане". Где я его взял – убей, не помню: то ли на и-бее, то ли на каком-то историческом комьюнити.
Собственно, меня интересует датировка фото и локализация (если возможно). Я думаю, что это снимок периода Гражданской войны, может даже и царицынского периода: вряд ли в его бытность в Москве он так одевался. А возможно, и петроградский период, сразу после революции. Есть ли у кого какие-нибудь версии по этому поводу?
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
В воскресенье в шикарной компании homaaxel и naperstianka был совершён первый весенний выезд в Кронштадт. Надо признать, после вторничной пурги там осталось весьма много снега, и ходить не везде было удобно в снежной каше; однако ж мы совершили отличный променад по задворкам и выселкам города, несмотря ни на что. Выжимка из променада и предлагается вашему вниманию на просмотр. Ну а если чего, друзиа, то не пугайтесь сильно – по парадным и приморским местам мы в этот раз не ходили, совершив прямоугольник по Коммунистической - Советской – Аммермана – Петровской. Заодно увидите и состояние некоторых знаковых мест.
Наевшись от души малины, мы продолжали двигаться вдоль то удалявшегося, то приближавшегося к нам большого ледника Свартисен. Это второй в Норвегии по площади ледник.
Мы тут, в числе всякого прочего, потихоньку сооружаем одну фундаментальную книжку под условным названием "Петербург в картах, 1901-2000. XX век". И для заключительной главы подбираем материалы. Разные. Так вот, наши партнеры прислали свои картпродукты периода 1980-х - 90-х, и в числе прочего - одна совершенно замечательная карта 1990 года под названием "Невский проспект". Я как развернул - ахнул: ребята тогда на карту, аккуратно и скрупулёзно, поставили полный спектр всех советских магазинов на Невском, по состоянию на 1989 г. ( Collapse )
Я смотрю, историческая картография встречается публикой весьма живо и заинтересованно. Это хорошо, значит буду и дальше продолжать постить диаграммы и карты :) В сегодняшнем выпуске - "Военные силы государств в мирное и военное время, со включением флота". Диаграмма интересна тем, что отражает представления тех лет о том, каковы будут воооруженные силы держав во время гипотетической войны - а до Первой Мировой в реале оставалось всего лишь 7 лет. Заинтересованные лица могут сравнить цифры с теми, которые получились на самом деле в 1МВ (они были превышены в разы). Кроме того, интересны сравнения военных бюджетов - кто сколько тратит на армию и флот, сколько тратится денег в расчете на 1 солдата и на сколько жителей государства приходится один солдат (т.е. уровень милитаризации общества). Пересчёт сделан, если я верно понял, через содержание золота в рубле, по золотому стандарту.
Тема "поясного времени", активно начавшись с подачи Лунтика в его послании, неожиданно совершила резкий кульбит на 180º и закончилась тихими похоронами буйного президентского реформаторства с переводом поясов "ближе к Москве".
Но обо всём по порядку. Ситуация, вкратце, развивалась так: 1. Сперва Айфоныч объявил в своём послании, что "регионы надо приближать к Москве, зачем нам так много поясов".
2. Следом (октябрь - ноябрь 2010) были инициированы массовые мероприятия по переводу стрелок большого количества регионов и началась коллективная истерия местных Законодательных собраний с "обращениями с мест". Об этом я писал тут и тут. Это была именно истерия, которая поразила меня тем, что серьезная проблема создаётся с подачи презика буквально на пустом месте. То есть, именно этой проблемы не было совсем, но она рукотворно появилась, в результате державного волюнтаризма. Поскольку эта тема мне близка, я сделал себе небольшой RSS по ключевым словам, дабы следить за динамикой событий.
3. RSS-лента стала приносить в основном известия о протестах с мест, митингах на Камчатке, в Иркутске, в Самаре и проч. То есть тех поясах, которые предполагается переводить на -1 час, либо их уже перевели. При этом примерно с середины декабря любые официальные сообщения (в т.ч. новые "инициативы" с мест) исчезли, как таковые. Совсем.
4. После 2-месячного официального молчания 8 февраля официально выступает Лунтик, но... с абсолютно обратной инициативой: отменить перевод стрелок вообще, одновременно упразднив зимнее время. То есть, базой для исчисления времени становится летнее время (+2 к поясному, полдень около 14 час. местного) - это эквивалент того, что по факту огромный московский пояс переползает на +1 час вперед. При этом он обходит полным молчанием как свои же гениальные инициативы сентября-2010, так и инспирированные сверху "инициативы" регионов октября-ноября того же года. RSS в это время не приносит никакого "улова" - состоится ли перевод регионов в другие пояса или нет? Полное официальное молчание. А как же зуд реформаторства по "приближению к Москве" и "сокращению числа поясов"?
5. 27 марта производится перевод страны на летнее время, обьявленный как окончательный - но... никакого перевода регионов в другие пояса нет. И медийное молчание: недавние инициативы Гамбургер Айфоныча ушли "как бы в никуда". Растворились в стакане воды, при поразительно дружном молчании центральных СМИ и ТВ.
Посмотрим, как это было объяснено на примере Иркутской области (ангарская газета "Время"):
Наша Занимательная География™ снова на проводе. Прошлый выпуск был посвящён самому высокому зданию планеты и его продвинутым канализационным технологиям, а текущий мы посвятим внимательному разбору эпического интернет-мема "сраная рашка катится в сраное говно". При этом главный упор будет сделан на слово "катится", а не на магическое мягкое сильнопахнущее вещество, в которое она, тово... погружается... стремительным домкратом... * * * Итак, действительно, давайте-ка разберёмся - а куда это она катится, как быстро и в каком направлении, относительно других мировых игроков? И куда катятся другие акулы, дельфины, медузы, анчоусы и прочая плотва? Кто кого сжирает или может сожрать в перспективе? Я напомню также о статейке канадца М.Фишера, в которой он плакался, что и "канашка катится в..." - и которую мы въедливо обсуждали тут в начале этой недели. Так он зря беспокоится или не зря?
Кровавая гебня™ наблюдает за динамикой развития мировых игроков (картина Васи Ложкина)
Чтобы разобрать этот мем, нам придётся абстрагироваться от эмоций, всхлипов, истерических выкриков и обратиться к бездушному и беспощадному анализу. Лучше всего посмотреть статистику и оценки противников (ну или, как минимум, оппонентов) за достаточно значимый период. Оппоненты не заинтересованы врать сильно - иначе это обесценит их исследования, но и не дают втянуть себя в благодушный страусизм с розовыми очками - а предпочитают смотреть на мир трезво. Именно это соображение привело меня к мысли, что для максимально наглядного сравнения стоит использовать не оценки международных организаций типа Всемирного Банка или МВФ, и не отечественного Госкомстата - а оценки ЦРУ США, или данные CIA. The World Factbook.
Походил вчера по Комендани, на вечернем моционе в режимное время погонял новую "оперативную" камеру-мыльницу Сапог SX40. На честность цветов, на фонари, на недостаточное освещение, на повышенные iso (400, 800). Без всяких штативов, понятно - на ходу, используя штатную стабилизацию. А на трамвайчиках погонял видео. "Фуджыка", к счастию, продал и сразу же взял на замену этот маленький сапог-компакт. Пришлось смириться с отдельным аккумом, так как всё остальное в этой категории, увы, шлак и без поворотного экрана в трёх плоскостях. Поворотник в двух плоскостях, как я убедился на "фуджыке" ранее - полная профанация, для моих нужд не годится (позволяет только вверх-вниз, а стоя "под углом" незаметно уже не получается снимать физически). Короче, ниже - результаты теста. Погода была под стать, валил снежок хлопьями - натурально 58-е февраля, в общем, сложные условия вполне соблюдены. Вот разные цвета одновременно - на ТЦ "Атмосфера". В принципе, неплохо.
Потестил и видео на оперативной камере (приложение к предыдущему посту, прогулка по Комендани). Наши самые простые обычные трамвайчики, в районе Комендани. 18-й, 55-й, 47-й, на три минуты. Да, наши гремящие бронтозаврики - не везде же у нас такие стильные экземпляры, как троечка на Садовой или более новое поколение, которое ездит через Расстанную на Купчино. А у нас на северо-западе старенькие. Вот, их и запечатлел, в несколько фрагментов - от светлого начала сумерек до почти-темноты, чтобы понять, как справляется камера. Ну и хорошо вышел бодро валящий снег, ведь вчера было 58 февраля :-)
Совсем недавно мы тут рьяно обсуждали мотивацию российской стороны по взятию всего укрвоенфлота в Крыму, была высказана куча версий. Я там упоминал и про единственный пiдводний човен: И зачем Черноморскому флоту підводний човен "Запорiжжя", причём антикварного проекта 641, который давным-давно выведен из службы в российском флоте?
Так вот, в свете уже последующих событий, постепенно проясняется истинная мотивация действий российской стороны. Смотрите: захваченную и перешедшую под контроль ЧФ лодку не просто отдают обратно украинцам, но и допускают украинскую сторону своими техсредствами забрать бедный подводный човен из Севастополя:
Черноморский флот отказывается от украинской подводной лодки "Запорожье". Отмечается, что субмарине - 44 года. По своим боевым возможностям она давно морально устарела и несколько десятков лет практически не выходила в море для выполнения задач. Как сообщили в главном штабе ВМФ России, подлодку могут передать Министерству обороны Украины для последующего использования или утилизации. Представители нашего флота отметили, что субмарины проекта 641 давно выведены из состава подводных сил ВМФ России. Некоторые из них стали музеями [...] (29 марта 2014) (отседова)
На следующий день решение уже принято и согласовано (хотя мне и сейчас не вполне ясно, зачем Украине этот актиквариат):
Подводную лодку «Запорожье», которая является единственной в военно-морском флоте Украины, вернут в распоряжение украинских военных на буксире, передает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на собеседника в штабе российского Черноморского флота. [...] ...подлодку в Одессу будет транспортировать украинская сторона. [...] ...Список передаваемых кораблей пока не составлен. (отседова)
Что это означает? А то, что захват украинской части флота в Крыму преследовал не стратегические (недопущение существования остатка ВМСУ на Чёрном море), а в основном политические и морально-психологические цели.
Разрешилась наконец "железнодорожная" интрига с Крымом. Путь избран вполне предсказуемый: 1) Крымские ж.д. будут отдельной госкомпанией, без присоединения к РЖД, 2) РЖД и КрымЖД будут работать с Укрзализницей раздельно, 3) Финансирование КрымЖД будет идти не через РЖД, а из бюджета АРК.
В принципе, понятно почему: РЖД не будет на себя вешать политические и юридические риски, так как она очень плотно и много работает с УкрЗализницей, имеет больше десятка погранпереходов, "граничный" участок на магистральном ходу Москва - Юг, немалый пассажирский и огромный грузовой трафик. Так что, пока блогосфера и политики истерят на грани потери разума, инфраструктурные компании тихо и непублично выстраивают практическую работу, приспосабливаясь к новой конфигурации железных дорог. Политика - политикой, а перевозки - перевозками.
[...] На днях принято решение о создании новой государственной структуры – «Крымской железной дороги». Как Вы считаете, должно ли это новое предприятие войти в состав РЖД, каких инвестиций потребует это предприятие и есть ли эти деньги в инвестиционной программе РЖД?
Решение о создании государственного предприятия «Железные дороги Крыма» принято госсоветом Крыма. Это решение той власти, которая возникла после референдума. Я не обсуждаю решения органов государственной власти. Это самостоятельное государственное предприятие Крыма, оно таковым и останется. Соответственно, никаких инвестиций в программе РЖД для него не существует. Будут объемы перевозок, и взаимоотношения между субъектами хозяйственной деятельности могут повлечь за собой развитие каких-то дополнительных железнодорожных возможностей. Могу сказать только, что никаких перерывов и сбоев в работе железнодорожного транспорта Украины и России не было, надеюсь, что и не будет.
Размер КрымЖД небольшой, порядка 560-570 км, и никакого присоединения не будет, пока не построят капитальный мост через Керченский пролив. А до этого момента не менее 2,5 лет (это минимум). Вот карта:
Так что расслабьтесь с поездами. Скорей всего, они продолжат ходить в обычном алгоритме - но с некоторым сокращением трафика и двойным погранконтролем, на северных и крымских границах Новой Украины. Понятно, что время следования увеличится, на час-два. Серьёзные риски могут возникнуть только тогда, когда в Киеве придут к власти совсем уж отмороженные.
Познавательный цикл от alter_vij: "Западный ветер для председателя Мао". Всем, кому интересна тема Красного Китая - стоит приобщиться и почитать. Акценты в цикле расставлены не так, как в канонической советской школе - налицо отход от традиционного шестидесятничества старых китаеведов и рубахо-рвательства перестроечных писак. Тем и вдвойне любопытно. Есть пара фактических ошибок, но для такого объёма очерков простительно.
Автор написал целых четыре части, охватывающие отношения Сталин - Мао с 1920-х и до 1950-х: раз, два, три, четыре.
(мнения в комментах разделились: это или БКД, или крыша 14-го корпуса)
* * * Кроме того, у него же обнаружил более раннюю публикацию про корейскую войну: "60 лет назад кончилась самая выгодная война", которая показывает это событие с довольно неожиданной проекции:
27 июля исполняется ровно 60 лет с тех пор, как закончилась, не побоюсь этого слова, самая выгодная для русских война, по меньше мере за всю новую и новейшую историю. Речь идет о войне на Корейском полуострове в 1950-53 годах. В истории, не говоря уже о популярной конспирологии, любят приводить в качестве примера Англию, которая всегда загребает жар чужими руками и воюет за свои интересы кровью своих союзников. В истории России – будь то Империя или СССР – таких примеров, пожалуй, не припомнить. Кроме одного – той самой Корейской войны.
С этим украинским марафоном недосуг было рассказать про ещё два поезда на столичной линии, проинспектированных мной на текущее состояние в конце февраля - начале марта с.г. Исправляюсь. В начале февраля я проехал на "Красной Стреле", отчёт тут. Резюме: ухудшилась от состояния 2010 г. В конце февраля опробован №003 "Экспресс", а в начале марта - 64-й "Две Столицы". Ниже - впечатления от обоих составов.
Немного свежей занимательной географии - на этот раз авиационной. В англоязычной вики ведётся ранк-лист лист аэропортов экс-СССР (при этом почему-то нет ни русской, ни украинской версий), взято оттуда. Поскольку там на английском, первую двадцатку перевёл на русский в табличку для удобства, а под катом - скриншот всех аэропортов с пассажирским трафиком свыше 1 млн.чел./год. Таких набралось по экс-СССР 42 штуки. Ищите свои аэропорты :)
Самый фантастический рост (230% от уровня 2013 г.) продемонстрировал Симферополь, куда больше не летают иностранные компании из-за санкций. Скорей всего, в 2015-м он пробьёт планку в 3 млн. чел. и (возможно) даже опередит своего соперника по курортотрафику Сочи.
Как и обещал, подвожу итоги опроса про Время. Увы, наши проиграли. Как оказалось из опроса, поклонников тёмных вечеров после работы оказалось несколько больше. Отчасти, думаю, это связано ещё и с тем, что мы пока не прожили весь весенне-летний цикл по-новому и не все успели почувстовать "прелести" насовсем сокращённого светлого вечера. Ну ладно, радуйтесь - зато салют на 9 мая будет смотреться гораздо лучше! :)
Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го. И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.
Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.
Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.
Давайте посмотрим для начала рейтинг по грузообороту.
Всегда внимательно смотрю, что появляется в жеже на тему транспорта. Особенно интересно, когда пишут не о пригламуренных дюралевых баклажанах, а про реально народные средства передвижения. И вот, наткнулся на забавный ж/д сериал: одну барышню-блогершу в вагонах постоянно преследуют мужыки-алкоголики (donni_nina). Там у неё прям какая-то магия на этот счёт получается! :)
Видеоприложение к части XLIV - Белорусский вокзал и его интересности "Европы по диагонали". Тут - подача поезда №17 Москва - Ницца на посадку, 2 минутки. Ролик составлен по иной схеме, чем у меня - т.к. снимал мой брат zhembura: из примерно десятка мелких сцен, сменяющихся одна за другой. Возможно, такая методика даже лучше, чем непрерывная, которую применяю я в своей практике. Смотрите сами :)
Пару лет назад я подробно рассказывал про стокгольмское метро, в 2-х частях. Однако схема рельсового транспорта шведской столицы более пёстрая и сложная, чем просто три линии основной Туннельбаны (метро) - красная, синяя, зелёная. На ней показаны и другие отростки - например, легкорельсовая линия весьма значительной протяжённости на Gashaga, или ещё часть - узкоколейные поезда колеи 891 мм (изолированная рельсовая система, с несколькими ответвлениями, начинающаяся почти в центре города). Причём о последней нет ничего даже в русской Вики, так что о ней знают весьма немногие - исключая местных, конечно.
В продолжение темы про Тихвин. Есть там большой, известный и очень значимый монастырь - Тихвинский Богородичный Успенский. Летом там очень много паломников и в главном соборе находится почитаемая в православном мире святыня - икона XVI века, вывезенная в 1941 г. под немцами на Запад и возвращённая в 1995 году обратно в Россию. Я был там в 2005 году и в монастыре мне (помимо всего прочего) сильно врезались в память невероятно вкусные пирожки из трапезной, которые продавали внутри. Сейчас, конечно было холодно и не сезон, людей мало и вообще, Великий Пост - однако мы решили обязательно пообедать там, благо на территории есть специальная монастырская чайная. Так вот, давайте посмотрим, как оно там сейчас.
Газовозы для проекта "Ямал СПГ" имеют в грузу осадку 11,8 м. Для того, чтобы они могли пройти в порт, погрузиться и выйти на просторы океана, был прорыт канал шириной 290 м и длиной 26 морских миль (48 км). Он такой узкий, что на карте крупного масштаба (а) его и не видно, посему ниже представляю карту рукотворного канала с контуром атомного ледокола, который имеет габариты скромнее газовоза, всего 160 м длиной, 30 м шириной. Но осадка у нас 11 м, поэтому мы тоже можем пересекать это мелководье лишь по каналу. Этот канал и определил новый типоразмер - Yamalmax.
И про странное для многих название газовоза: ( Collapse )
Любопытный выверт в стиле эпохи обнаружил в "Бурят-Монгольской правде" за сентябрь 1923-го, т.е. 95-летней давности. Итак, в Японии случилось катастрофическое землетрясение, и конечно же, газеты полны сообщений про это.
Неделю назад тестировал новый паром от "Викинга" и в очередной раз посетил Хельсинки. Выйдя с вокзала на улицу, сразу же обратил внимание на то, что вокзальные гранитные финны - с венками на голове! Никогда такого не видел раньше. Поинтересовался, в чем дело - оказалось, таким образом отмечается 100-летие ввода вокзала в строй, а произошло это в марте 1919 г. Спроектирован он был ещё во времена Российской империи, проект архитектора Элиеля Сааринена - но достроили и ввели в строй его только после окончания краткой, но жестокой внутрифинской Гражданской войны.
На днях до нас дошли вести, что комплекс Иркутского вокзала собираются усовершенствовать - т.е. снести здания по обеим сторонам от исторического вокзала 1898-1907 гг. и построить лучше, новее, современнее. Вот отрывок из релиза пресс-службы ВСЖД:
[...] «Новое здание, возведение которого начнется в апреле, появится на месте нынешнего павильона пригородных касс и части расположенных рядом зданий. Архитектурно он будет стилизован под историческое здание вокзала», – говорится в сообщении. Площадь нового объекта – 4,9 тыс. кв. метров. Там расположится зал ожидания, оборудованный эскалаторами и лифтами, зона досмотра багажа и камеры хранения. По данным ВСЖД, во время строительства пригородные кассы будут размещены в исторической части вокзала. Работы планируется завершить в 2023 году.
Выложили заодно и рендеры своих планов, что гораздо интереснее. Давайте посмотрим конкретно, что же в Иркутске собираются поменять?