Ворота в Азию

Поездка на "родину буханки". Итоги и темы

Посетил в новогодние праздники город Ульяновск - про который формально вроде бы все знают (родина Ленина!), но по факту он обычному гражданину малоизвестен. А он, оказывается, почти 700 тысяч населения и превышает по населенности Владивосток или Иркутск. И состоит из двух огромных и мало сообщающихся между собой половин на двух берегах Волги. Там оказалось весьма много всего интересного - от авиамузея до памятных мест Ленина (который, как ни крути, фигура мирового уровня известности). Интересна и транспортная схема города - два длинных моста и два суб-города на разных берегах Волги, в одном из которых ходит только трамвай, а в другом - только троллейбус. Я побывал в обеих половинках, и они серьёзно различаются.

Ульяновск. На родине "буханки" все Скорые Помощи - тоже "буханки"

Но самое интересное, конечно - это музеи Ленина, разбросанные по городу, и "ленинский", точней симбирский квартал. Реально любопытно было увидеть именно сравнительный рост благосостояния семьи Ульяновых от условного 1872 года, когда Илья Николаевич быо простым инспектором учебных заведений, только начинал карьеру в Симбирске, и к условному 1885 году, когда он стал уже действительным статским советником (= гражданский генерал-майор по Табели о Рангах). Это отлично прослеживается по двум домам-музеям, в которых я побывал и весьма дотошно отсмотрел. Кстати, я только там узнал, что Володя Ульянов родился не в дворянстве, а получил его по законам Российской империи в 1882 году в возрасте 12 лет, когда его отец был пожалован орденом св. Владимира III степени. Также посмотрел обе гимназии - губернскую, где учился Владимир и Александр, и женскую Мариинскую - где учились сестры Ленина Анна и Ольга.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Авиация

Авиамузей в Ульяновске, ч. 2

Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной "зоопарк" музея, где выставлены не только рядовые, но и уникальные машины. Причем 11 самолетов в этом музее имеют федеральный статус "памятников техники".


Ульяновский авиамузей, часть 2.

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа" на портале sponsr.ru
Ворота в Азию

С новым 2022 годом!

Ну что, товарищи? Тендер паровоза Л-3291, что близ станции Ульяновск-Центральный, а также и я лично поздравляем всех читателей блога с наступающим 2022 годом и желаем новых интересных дорог и открытий всем тем, кому интересно познание новых городов и весей!
Разговоры с ревизионистами

Книга про Китай

На портале Sponsr опубликована одна из глав моей книги про Китай - гл. 23 "Не надо бояться чифанек!".

Конкретно эта запись общедоступная. Книга по главам будет публиковаться с 6 января 2022 г. в режиме "для подписчиков", всего там 37 глав. Думаю, за пару месяцев с публикацией справимся. Но даже и эта глава, надеюсь, будет интересна - в ней обобщен мой опыт питания в Китае за две экспедиции и как я пришел к идее "определителя еды".

Подписаться - https://sponsr.ru/periskop/, кнопка "Присоединиться"

МПС СССР

Про БЖРК

Вышел новый ролик на канале Гоблина (Дм. Пучкова). На этот раз - про историю и судьбу боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). С рассмотрением не только советского ракетного поезда, но и американских попыток. Полтора часа.



МПС СССР

Лаборатория Перископа: вопросы и ответы

Публикация поста "Старт Лаборатории Перископа" вызвала весьма живую реакцию и отчасти непонимание многих комментаторов.
Поскольку дело касается частичной перестройки деятельности блога - то я сознательно не стал закрывать комменты к этому посту, хотя и понимал, что в основном будет негатив или удивление. Но это неизбежное сопутствующее обстоятельство - это всё надо выслушать и проанализировать. Внимательно прочтя отклики, я понял, что не всё пояснил четко и однозначно, и возникли всякие "левые" интерпретации. Попробую их снять и дать ответы на типовые вопросы.

1) Этот ЖЖ будет закрыт?
Нет, конечно. Этот блог с именем periskop.su останется. Принцип простой - то, что не требует большого труда и может быть выложено за 20-30 минут - буду выкладывать. Реплики, отклики на события, интересные вырезки из моих коллекций газет, ролики с моим участием и ролики просто интересные, которые я считаю важными. Возможно, рецензии на прочитанные книги. Но всё сложное, обзорное, требующее труда в 3-6 часов на его подготовку - пойдёт теперь в "Лаборатории Перископа" по подписке.

2) Ты решил переехать в полностью закрытый режим?
Зачем? Тоже нет. В режим "по подписке" переедут только сложные и большие посты, см. выше. Например, обзоры транспортных систем городов, сравнительные исследования расписаний, публикация неизданных книг моего авторства и т.п. Программа "Лаборатории" на 2022 г. опубликована тут.

Collapse )
МПС СССР

Декабрь 1991: билеты на поезда

И ещё, зарисовка из конца 1991-го: как изменились тарифы на поезд 30 лет назад, перед "шоковой терапией" Е. Гайдара.
Кто помнит старые времена, то наверное помнит и межстоличный тариф, он был хорошо запоминающийся по 33-му тарифному поясу: 12.50 купе, 25 - СВ. Плацкарт тогда считался отстоем и на нем средний инженер или преподаватель вуза (причём речь отнюдь не об элитных, а о простых специалистах) предпочитал тогда не ездить. Так вот, после "Павловской реформы" января 1991-го цена поднялась более чем в полтора раза и составила на купе около 22-23 руб. (примерно, на память). Что касается реформы 2.1.1992, то билет Мск - СПб сразу же подскочил с 23 руб. почти до "сотки", за одну ночь с 1 на 2 января 1992.


PS. Но поскольку тогда, несмотря на распад СССР, довольно долго была ещё единая расчётная рублевая зона, то цены на транспорт по другим республикам подскочили тоже одинаково. Однако рубли эмитировала только ельцинская Россия, что сразу же стало создавать сильные трения с другими республиками (см. под катом вырезку из той же даты 26.12.91).

Collapse )
Серж борода

30 лет назад. "Герой дня" - Михаил Сергеевич

Ко вчерашней печальной дате, небольшое продолжение. На следующий день после спуска флага СССР в Кремле в номере "Известий" за 26 декабря 1991 публикуется подборка свежих откликов из-за рубежа на состоявшееся событие. Она весьма показательная - почитайте, как радостный Запад в едином порыве ласково облизывает "героя дня" Михаила Сергеевича. Интересен также последний отклик, из Китая :)

Collapse )
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа. Рубрикатор постов и очерков

Лаборатория Перископа на Sponsr.ru: подписаться можно здесь, зеленая кнопка "Присоединиться"
Что вы сможете тут прочесть в 2022 году
Вопросы и ответы по Лаборатории
Примечание: знаком (*) помечены общедоступные очерки и посты

I. Книги о путешествиях автора

"Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (весна 2013)
Предисловие *
1. Замысел и подготовка
2. Путь в Поднебесную
3. Первый день в Пекине
4. Пекинское метро. Масштабы, люди, барьеры
5. Поезд-пуля G1 в Шанхай
5а. Окончание главы 5: быт в поезде
6. Небоскрёбный Шанхай с высоты полкилометра
7. Повседневная жизнь трёхэтажного Шанхая
8. От коммунистов до колонизаторов. Баня
9. Контрасты мегаполиса
10. На поезде К56 на север
11. От срединных земель до дымной Маньчжурии
12. Осколки русского Харбина
13. Китайская "Россия" на острове и первая встреча с КВЖД
14. Непарадные предместья и амурские тигры
15. Чуринский хлеб и снежный поход в Новый Город
16. Городок КВЖД и станция Харбин
17. Порт-Артур. Дальний предел Империи
18. Порт-Артур. Перепелиная гора и обзор города с высоты
19. Советский военный некрополь Порт-Артура
19a. Русский некрополь. "Пусть гаолян вам навевает сны"...
20. Форты Порт-Артура. "На сопках Маньчжурии"
21. Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица
22. Прибрежные бухты Даляня
23. "Не надо бояться чифанек!" (*)
24. Русско-советское кладбище Цинъюньцзе
24a. Мир китайских пятиэтажек и Тропа здоровья
25. Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк
26. Советский авианосец в Бохайском заливе
27. Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин
28. Поход в Мавзолей Мао Цзэдуна
29. Западный вокзал Пекина и поезд Т43
30. Яньань - город "Великого Похода"
31. Пещеры в горах. У истоков Красного Китая
31a. Музей Революции
32. Яньань. Коллективные танцы и возвращение в столицу
33. Поездом на Великую Стену
34. Пекин. Вокзальные куранты бьют "Алеет восток"
35. "Утиное яйцо" и Пекин олимпийский
Субъективные размышления о современном Китае
36. Китайское государство, Мао и Сталин. Отношение к СССР
37. Китайская модель: капитализм, социализм или неведомый гибрид?

38. Китай и Анти-Китай. Отношение к японцам
Эпилог

"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013)
(на будущее).

II. Исследования

История дальних ж/д сообщений Восток - Запад
1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900)
2. Сквозной путь до Тихого океана (1903)
3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10)
4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15)
5. Первый год после апокалипсиса (1922-23).
6. Расцвет Нэпа (1925-27)
7. Великий Перелом (1929-31)
8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36)
9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39)
10. После присоединения Западных территорий (1940-41)
11. Первый послевоенный год (1945)
12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50)
13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957)
14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63)
15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67)
16. При позднем Брежневе (1979-81)
17. Советский пик скоростей (1985-87)
18. Перед концом СССР (1990-91)
19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93)
20. Постепенная фрагментация (1998-99)
21. После введения российских паспортов (2002-03)
22. После полной электрификации Транссиба (2006-07)
23. Перед украинским кризисом (2011-13)
24. Доковидная современность (2018-19)
25. Ковидный шок (2020-21)


От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020)
(начало публикаций планируется на осень 2022)


III. Очерки из поездок

Ульяновск (2021-2022)
1. Авиамузей (ч.1) - тяжелые турбореактивные машины (*)
2. Авиамузей (ч.2) - от АНТ-4 до Ил-62
3. Авиамузей (ч.3) - Ту-144, который летал с пассажирами
4. Тема Ленина в городе
5. Ленинский дом №2. Где жил Володя Ульянов в ранние годы (1871-75)
6. Где и в каких услових жил подросток Володя Ульянов в гимназические годы (1885) *
7. Колорит и характер города
8. Туркострой и совмод в Ульяновске
9. Обзор электротранспорта: две половинки города
10. Железнодорожный Ульяновск
11. Район УАЗа и индустриальные окраины
12. Заволжская "авиационная" половина


Тольятти (2020)
1. Колорит и характер города
2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы
3. ВАЗ и его окрестности
4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭС


Пермь и окрестности (2018)
1. Ракетный городок Звездный (*)

Железные дороги и поезда
1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*)
2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).


IV. Дневники (1981-2002)
1. 8-12 января 1982. Отьезд на запад. Хабаровск - Чита
2. 12-17 января 1982. Пребывание в Забайкалье
3. 18-22 января 1982. Путь на запад. Забайкалье - Урал
4. 23-25 января 1982. Омск - Москва
5. 26-27 января 1982. Первые впечатления о Москве
6. 28 января 1982. У гроба Суслова. Поход в Колонный зал Дома Советов*
7. 29 января - 3 февраля 1982. Впечатления о Москве
8. 4-8 февраля 1982. Отлёт из Москвы и возвращение к учёбе. Хабаровск

Внимание! В процессе развития проекта возможны дополнения и изменения к этому плану.