наполеон

30 лет назад: спуск флага СССР с Кремля

Снова вернемся на 30 лет назад. Я уже рассказывал здесь про то, как весьма равнодушно воспринимался в глубинном народе Беловежский сговор 8 декабря и обнадежившая многих встреча лидеров республик в Алма-Ате 21 декабря. Время было мерзкое и какое-то... сволочное, что ли, вспоминать его не очень приятно. Но всё же вспомним.

И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью...


Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

Старт "Лаборатории Перископа"

Важное объявление, товарищи, друзья, коллеги и господа. Скоро новый год - а значит и новый старт.
Итак, хочу объявить всем читателям - как постоянным и давним, так и случайно приходящим, о запуске нового проекта - "Лаборатории Перископа" на базе портала Sponsr.ru. Портал позволяет, в отличие от обычных блог-платформ, делать посты разного уровня доступа и таким образом, осуществлять поддержку автора за счёт регулирования доступа к его постам, очеркам и репортажам. Это давняя проблема, которая мешает создавать нормальный качественный контент - и в новом формате она должна по идее решиться. Адрес "Лаборатории" очень простой:
https://sponsr.ru/periskop/

Что на ней предполагается публиковать в течение года, описано тут:
https://sponsr.ru/periskop/9075/CHto_vy_smojete_zdes_prochest_v_2022m/


Некоторые избранные посты на платформе будут бесплатными, а для чтения всей ленты постов нужно будет подписаться и тогда читать их полноценно. Уровней подписок платформа предлагает несколько, и мне пришлось подстроиться под это требование.

Collapse )
Кортес

Как погоня за окупаемостью привела к катастрофе в космосе

Ещё интересный кусок из мемуаров Маллейна, глава 25 "Золотой век": там повествуется о розовом "романтическом" периоде шаттлов после первых испытательных полётов, когда интенсивность полётов стала быстро нарастать. NASA клятвенно обещала конгрессу выйти на самоокупаемость и поэтому получила нужное финансирование на старте, но в итоге гонки за количеством запусков получилась грандиозная катастрофа "Челленджера" (январь 1986). Короче, живительный рыночек отрегулировал космическую экономику почему-то совсем не в ту сторону. Очень живо об этом пишет сам Маллейн, который видел ситуацию изнутри.

Разрушение шаттла "Челленджер" на старте 28.01.1986

[...] Если у программы Space Shuttle и был золотой век, то это период с 1984 года до «Челленджера». За эти два года состоялось в общей сложности 15 успешных полетов, из них 10 в последние 12 месяцев. С тех пор шаттлы никогда уже не достигали такой частоты полетов.

Внешне все выглядело прекрасно для NASA. Однако была проблема: доведение частоты полетов до 20 с лишним в год, что дало бы шаттлу преимущество в цене перед другими системами запуска, оказалось намного более сложной задачей, чем ожидали. Шаттл был очень прожорливым потребителем человеко-часов. После каждого приземления требовалось проверить, высушить, наддуть или обслужить иным образом тысячи компонентов. На орбитальной ступени было 28 000 плиток и матов теплозащиты, и каждый из этих элементов необходимо было проинспектировать. К каждому полету нужно было написать и протестировать специфический набор программ. Требовалось установить на борт и проверить полезные грузы. Каждый цикл подготовки серьезно затрудняло отсутствие запасных частей. Часто с только что приземлившегося корабля снимали маршевые двигатели и другие компоненты, чтобы переставить на следующий шаттл, подготавливаемый к пуску. Это называлось звучным термином «каннибализация».


Collapse )
Петербург

Второй год подряд в Питере - живая ёлка на Дворцовой

Ёлка на Дворцовой в этом году уже второй год как натуральная, живая и честная - как и положено. Радует, что и зима нонче тоже зимняя - снежная и с морозцем, а значит тоже честная. Как и положено. Что же касается хвойной ёлки, то этой осенью я тоже немного поборолся за нее, а не ждал у моря погоды. Нашел на городском портале, где голосуют и отдал голос. По итогу фанаты пластиковых угробищ проиграли, чем я зело доволен. Так что главная ёлка-2022 Питера опять правильная, с чем вас и поздравляю!


Collapse )
Разговоры с ревизионистами

Как наложить из космоса на Кастро и Кубу

Ещё один забавный эпизод из мемуаров Маллейна, показывающий настрой американских лётчиков периода "холодной войны" с советским блоком, а также эффективную работу американской пропаганды. Напомню контекст: это полёт STS-41D в августе 1984 года, командир экипажа - Генри Хартсфилд (в отставке - полковник USAF), именно он сидит в туалете и делает дело. От кризиса с южнокорейским "Боингом" прошёл всего год, военная напряженность в мире высокая.

на фото - "Хэнк" aka Хартсфилд слева

Collapse )
Серж флот

Сдан в эксплуатацию сухой док в Большом Камне

О хорошем: в Большом Камне перед НГ сдали в эксплуатацию гигантский сухой док, самый большой в России и один из крупнейших в мире. Площадь 485*114 м - то есть можно строить хоть супертанкер, хоть авианосец, заглубление 14 м, кран грузоподъемностью 1200 т (!!!). Я когда был в Николаеве в 2011-м, то видел своими глазами на ЧСЗ краны-гиганты на 900 т., строившие наши советские авианосцы. Так вот, тут они ещё мощней.

Кран на 1200 т грузоподъемности

Collapse )
Серж борода

30-летие Алма-Атинской декларации, как этапа распада СССР

Совершенно незамеченным прошло 30-летие события №2 по юридическому прекращению существования СССР. А именно - создание СНГ в Алма-Ате на заседании 11 глав бывших советских республик. Это событие совершенно заслоняется первым по очереди - а именно, Беловежским сепаратным соглашением только трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) 8 декабря. Тем не менее оно тоже было, и тоже влияло на умонастроения.

Если вы помните, 2 недели назад я писал именно об низовом отношении к тому событию 8.12 - что оно не воспринималось в "глубинном народе" как что-то тревожное, из ряда вон выходящее. Многие считали, что это как раз начало "нового, более справедливого СССР", только под другим названием. Зато в мире Беловежский сговор наделал гораздо больше шума - и прежде всего, потому, что основные мировые державы были обеспокоены процедурой принадлежности огромного ядерного арсенала СССР. А на собственно переговорах Ельцина, Кравчука и Шушкевича этот вопрос не был самым гвоздевым, хотя и стоял. А во-вторых, другие союзные республики сильно обиделись на "славянских сепаратистов", что их не позвали.

Так что через 2 недели пришлось передоговариваться, и теперь уже в широком составе 11 глав республик. И вот все комментарии и документы этого совещания как раз и сообщали широкому (ещё) советскому зрителю, что типа всё хорошо и типа находится более справедливый консенсус. То есть, те, кто считал, что СССР сохраняется под новым названием - и я в тот момент так считал - они торжествовали победу и говорили скептикам "Вот видите! А я же говорил, что это по факту сохранение Союза"! И действительно - внешне все выглядело именно так. Даже прибалты серьёзно забеспокоились - неужто "империя" сохраняется в новом обличии? (прикладываю комментарий Ландсбергиса-старшего).

Collapse )
Серж пионер

Юрию Никулину - 100

- Вообще-то, я не хотел ехать в круиз. Я думал купить жене шубу...
- Нет-нет, шуба подождёт! (с)


PS. Давно уже нет никакого ЧМП, когда-то крупнейшего морского пароходства в мире - оно распродано дельцами постсоветской Украины на иголки ещё 25 лет назад. Нет и "Михаила Светлова" (aka "Победа" / Magdalena) - судно ушло на слом ещё в 1977-м. Да и тем, кто родился в год выхода "Бриллиантовой руки", сегодня уже за полтинник. А вот Юрий Владимирович, несмотря на сегодняшние 100 лет, всегда с нами и вечно молод. "И меня, быть может, наградят... Посмертно!"

С юбилеем, товарищ Никулин!

Кортес

О строительстве ж/д вдоль Аракса

На днях в Брюсселе в ходе уже второй прямой (!) встречи лидеров Армении и Азербайджана договорились о конкретике по прокладке железной дороги из Азербайджана через Армению в Нахичеванскую область, далее снова на Армению и через ПП Ахурян на Турцию. Точней, это вовсе не прокладка - а реанимация сталинской линии 1940 года, действовавшей в 1941-1993 гг. Из 25-летней паузы на карабахском фронте тогда наибольшую пользу извлёк Иран, под шумок достроив на Араксе ГЭС и создав водохранилище. Поскольку старые обязательства после исчезновения СССР растворились в пелене истории, то хитрые иранцы никаких работ по переносу ж/д линии уже не делали, а просто затопили её часть. А дальше, типа, "пусть те, кто за Араксом, сами разбираются".


Как я не раз писал в ноябре-декабре 2020 года, а потом и говорил в ролике на Тактик-Медии - живительный военный пендель армянам в итоге разблокировал ситуацию и теперь там может быть снова восстановлена полноценная сеть региональных сообщений. Армян, конечно, жалко - их спас в последний момент лесник, пришедший с Севера; но они в ситуации сами виноваты, почивая на лаврах 1993 года. Могли бы потерять и весь Карабах вообще, но им повезло. Однако жизнь устроена так, что и поражение можно при желании превратить в новый старт. Было бы желание и железная воля к развитию, а не перманентное нытьё и поиск любых причин, чтобы не трудиться на благо собственного восстановления. А тут как раз подворачивается подходящий проект. Причем по сути этой договоренности, новая-старая линия разблокирует как прямую ж/д связь Армении через Азербайджан в Россию, так и из Азербайджана в Турцию через Армению. Поэтому зависимость получится по факту взаимная - так уж там устроена география.

В общем, сухой остаток такой: меньше ныть, больше делать. И тогда обе стороны могут получить не только свою выгоду, но и упрощение геополитических связей с союзником. Хотя, понятное дело, что крайние политические лагеря в обеих странах будут истерить, что это предательство, недопустимая уступка и путь в пропасть. Так что, поживем - увидим. Если линию и вправду восстановят и запустят движение по обещанной схеме, новая война будет невыгодна всем.

паровоз П-36

Поезд Деда Мороза под Кировом

Вот ещё хорошее видео про "Поезд Деда Мороза", из Кировской обл. Судя по всему, 1-путный пассажирский перегон Киров - Нововятск, вне грузового обхода на Лянгасово. Затем - вдоль реки Вятки, по пути на Пермь. Особенно хороша первая минута, я бы его таким коротким и сделал. Дальше - сьемки с дрона, но весьма рискованные. Надо быть квалифицированным оператором, чтобы уверенно снимать на скорости под проводами и в узком свободном коридоре между поездом и столбами контактной сети.