Общий обзор праздника к 100-летию ВВС я уже показал - а теперь, по мере возможности, буду размещать небольшие серии с аэрошоу в Жуковском про то, как летали ретро-самолёты. Их я снимал наиболее подробно, понимая, что пилотажные группы-то будут ещё летать, на всяких МАКСах и проч., а вот такие ретро-машины, может, и вообще никогда в жизни не доведётся увидеть ещё раз. Да и до этого я их летающими в небе не видел - тем более, собранными в одно место и в одно время. * * * Первым показываю Б-25 "Митчелл", американский средний фронтовой бомбардировщик Второй Мировой. Крейсерская скорость 370 км/ч, дальность действия 2100 км. Он поставлялся по ленд-лизу и в СССР, в Авиацию Дальнего Действия (АДД), а также англичанам, китайцам и т.д. А вообще, в принципе, он в ВВС летал аж до 1979 (!) года, в Индонезии. Сделано в то время их было почти 10.000 штук - огромная серия. В общем, машина интересная. И - как оказалось, красивая в полёте.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вчера побывал с блиц-визитом в городе Жуковский, на аэродроме ЛИИ им. Громова, где проходила генеральная репетиция авиапарада к 100-летию ВВС России, по приглашению пресс-клуба МО РФ. Сегодня я уже дома, визит в Подмосковщину и транзит через столицу продлился около 20 часов светового дня 10 августа. Авиационный праздник по масштабу получился безусловно грандиозный - во всяком случае, я за свою жизнь никогда такого не видел. И это при том, что вчера откатали примерно 85% завтрашней юбилейной программы. Полчаса летали этажерки и бипланы - от "Блерио" до чаечки И-15, два часа - самолёты Второй Мировой, затем около десятка (!) пилотажных групп, не менее полусотни проходов над аэродромом самых разных самолётов. Большие поздравительные программы привезли с собой союзники по Второй мировой войне - американцы 5 номеров, в том числе Як-9 "Москва", англичане два номера, французы, поляки. Итальянцы и финны вчера не летали, хотя их номера стоят на завтра. * * * Гвоздями же программы (на мой личный взгляд), стали три номера - пилотаж МиГ-15, полёт "Митчелла" Б-25 от американцев и сольное выступление на Су-35 Героя России Богдана с показом полных пилотажных возможностей истребителя. Честное слово, до того, как я вчера это увидел, не подозревал, что современный реактивный самолёт может такое. Показал он и кобру, и колокол, зависание в воздухе и много всякого другого. МиГ-15 тоже покорил всех в итоге - когда он взлетал, зрители реагировали весьма спокойно, но после того, как он начал крутить в небе свои фигуры, люди буквально повизгивали от восторга. Да и я сам, каюсь, тоже, был в состоянии восхищения. До этого мне никогда в жизни не приходилось видеть летающий "15-й" - я поздновато родился, и даже не подозревал, насколько стильно он летает, если это определение можно применить к истребителю. Представляю, как от такого реактивного ястребка офигевали люди 60 лет назад, на сталинских воздушных парадах в Тушино, когда он только начал массово летать и людям были привычны поршневые самолётики. Даже сейчас его полёт завораживает. Ещё одно открытие парада - "Митчелл" Б-25 от американцев. Так же, как и МиГ-15, он всех покорил своим пилотажем и стильным полётом. Когда он садился, в ладоши хлопало всё поле.
А вообще, было очень много всего - и Рафали от французов, "Красные Стрелы" и Харрикейн от англичан, американские Каталины, Эвенджеры, Корсары, вертолёты, самолёты СССР и России в гигантских дозах, все наши пилотажные группы, и так далее и тому подобное. Летная программа длилась с 11.35 дня до 19.30 вечера - т.е. почти 8 часов. Я, честно, смог выдержать не всё, и после самолёта "Геофизика" примерно на час выбыл из строя, пропустив поляков и вертолёты - ходил отдохнуть от впечатлений, отдышаться и перекусить. Небо тоже не подвело - было идеальное визуальное состояние, с облаками и синим небом. Было бы хуже, если бы было просто голубое без облаков или тем более пасмурное. Кроме этого, на второй бетонной полосе была ещё развернута немаленькая экспозиция авиатехники и ПВО, но до неё у меня просто руки не дошли, потому что я наблюдал парад.
Пролёт самолётов Су-27 и МиГ-29 над полем цифрой "100"
Под катом - несколько снимков с вчерашнего мероприятия, с одной загадкой для авиафилов с комплекте ;-) Считайте это пока разминкой, а завтра будет большой небесный праздничный пост.
С недавнего времени у меня в ленте появился человек с Севмаша - kuleshovoleg, так что теперь периодически смотрю картинки с Северодвинска и Беломорья. В этот раз он выложил интересный репортаж о закладке нового "стратега" у них на заводе 30 июля - атомной ракетной подлодки проекта "Борей-А". Индекс А в проекте означает, что лодка удлинённая и будет нести в себе 20 ракетных шахт, а не 16, как первые "Бореи".
Политизированным блогерам в подборку рекомендую ходить аккуратно и осторожно - так как автор, в числе прочего, умудрился запечатлеть в цехе и г-на Дракона, пришпандоривающего к первой секции закладную табличку. А насколько я помню, многих персонажей от него сильно и гарантированно колбасит. Хотя, некоторых колбасит даже от новых атомоходов - но с этим клиническим диагнозом я уже ничего не могу поделать. В обчем, храждане - я вас предупредил :-) В качестве дополнения, под катом - закладная табличка на новый атомоход. Та самая, которую пришпандоривали.
В день ВМФ я традиционно уехал в Кронштадт. Был на редкость жаркий день, за 30°, так что даже на заливе жарило конкретно, и с юго-запада дул почти горячий ветер. В этом фотопоходе предлагаю прогуляться вместе со мной не по празднично-парадному городу (его я много раз показывал), а зайти на военно-морской праздник с Каботажной гавани - так сказать, с "обратной стороны Луны", про доступ в которую мало кто знает. Вообще, в Кронштадте даже сейчас осталось настолько много нестандартных уголков, что я порой удивляюсь этому его свойству.
И вот ещё одна флотская картинка: здание Адмиралтейства на реставрации. Именно флотская, а не какая иная - делают парадное здание для Главного командования ВМФ - его всё-таки выпинывают из столицы. Училище же выселили отсюда до этого, немного раньше. По мне так, весьма сомнительное дело и попахивает явным волюнтаризмом (безотносительного моего личного отношения к Москве и "зажравшимся генералам"). По той причине, что ВМФ, это не просто вид войск, а имеет в своём составе немалую часть ядерной триады - атомные лодки с баллистическими ракетами, у которых есть свой, очень дорогостоящий, защищённый пункт управления, вместе с обязательным же дублёром. Там же отстроены и линии связи. Строить это в Питере - колоссальные затраты, а если оно будет сидеть в Подмосковье, как сейчас - какой же это тогда главкомат ВМФ, что не держит постоянно руку на пульсе?
Если кто-то вдруг подзабыл, мало ли, то завтра у нас - большой праздник. Ну, как минимум в приморских городах и военно-морских базах. В Питере, Севастополе, Владике, Петропавловске-Камчатском, Североморске, Балтийске, Вилючинске, Фокино, Совгавани, Астрахани, Кронштадте, Полярном, Гаджиево и так далее. Думаю, многие вспомнят о нём и в Одессе, и в Николаеве, и в Таллине с Либавой. В акваторию Невы корабли для парада вошли уже пару дней назад. Сейчас за Благовещенский мост к Дворцовому заведены два корабля и подлодка, а у пирсов за мостом - на набережных Лейтнанта Шмидта и Английской стоят ещё несколько. В основном мелочь, конечно, но тем не менее. Сегодня мне удалось побывать на четырех из них, в том числе и на "Сообразительном", который на рейде (куда добрался на бешеной военно-морской табуретке), а остальные я отснял с набережных. На сильно подробный отчёт сейчас сил нет, однако давайте пунктирно посмотрим, что будет присутствовать на питерском Параде-2012.
Более подробный показ отснятых в гарнизоне Дягилево авиационных столовых. Трапезничал там в двух разных - для авиатехников и инженеров и для лётного состава. У них разное нормативное питание, так что логично и разведены по разным зданиям. А Центр большой, контингента на всех хватает. Понимаю, что крылатые машынки большого размера, конечно же, интересней, но мне очень любопытно было там осмотреть и опробовать самые простые частички быта - жилые дома, наглядную агитацию, питание, дороги и т.п. Так что сейчас - про прозаическую еду и посуду. А равно - и про тюменские контрольные весы :-)
Знаменитая песня "На поле танки грохотали" из советской киноклассики "На войне как на войне" - но на англицком. Исполняют сотрудники инженерного факультета университета Berkeley. В конце клипа - так же наливают стопку водки с бутыли, как и в фильме.