varandej только что вернулся из большой экспедиции по Русскому Северу, и одним из пунктов был Северодвинск. Он там пробрался на берег напротив и снял доки и эллинги "Севмаша" и "Звёздочки". Если кому интересно - зайдите, посмотрите. Там и экс-Горшков, ныне Викрамадитья, и лодки на утилизацию, и эллинг для "Борея", на одном из снимков. Однако не могу опознать вот эту посудину с №903 у стенки "Звёздочки" (см. снимок). Что это, друзиа, кто в курсе?
UPD: выяснили. Это плавмастерская проекта 2020, для обслуживания АПЛ.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
В эту субботу, по горячим впечатлениям, я вам вкратце рассказал о Военно-морском салоне. Сейчас же давайте походим по одному из выставленных там кораблей, конкретно - по МДКВП "Мордовия", проекта 12322 "Зубр". Эта ветвь эволюции десантных кораблей очень оригинальная и в каком-то смысле, технологически, опредившая своё время. Несмотря на название "малый", этот корабль является самым крупным в мире десантным кораблем на воздушной подушке. В отличие, скажем, от торпедных и ракетных катеров - это оружие не "слабого", а "сильного" военного игрока - то есть без сбалансированного и мощного флота позади него и хорошего воздушного прикрытия, он не очень-то эффективен. Однако, если эти условия соблюдаются (как это и было при наличии СССР и Варшавского Договора) - тогда такие высокотехнологичные корабли являются очень серьезным инструментом, способным буквально в 2-4 часа высадить мобильные силы в узостях, на островах или критически важных местах побережья противника и тем самым серьёзно затруднить действия вражеских сил. Или быстро в угрожаемый период выставить минное заграждение в зоне контроля вражеского флота и вернуться на место базирования. А в мирное время они тоже работают: побуждают противника тратить весьма большие средства на защиту своих баз, проливов и уязвимых участков берегов. Вот, с "алмазовского" сайта: ...способен выходить на берег, преодолевать рвы и траншеи, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП "Зубр" доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. * * * Словом, "Зубры" - это в чистом виде "наследие совка", принадлежность сильного флота, а для флота слабого и малосильного они являются (скажем прямо) больше обузой, чем инструментом. Сейчас им уже около 20 лет - серия входила в строй в конце 80-х, причем на первом корабле серии два года отрабатывались "детские болезни" и только в 1988-м они в доработанном виде стали входить в состав флотов (внутренних морей - Черного и Балтийского). Можно посмотреть на карту и увидеть возможные "плечи" таких шершней, от портов "подскока": Поти - Трабзон (2 часа), Бургас - Босфор (2 часа), Балаклава - Синоп (3 часа), ГДР-овские базы - о-в Борнхольм (2,5 часа) и т.п. Скорость при небольшом и умеренном волнении (есть ограничения по мореходности) - 60 узлов, ок. 110 км/час.
Ну а теперь давайте немного осмотрим этого скоростного советского крокодила, снаружи и изнутри.
Побывал сегодня на 5-м Международном Военно-морском салоне, что у Морвокзала. Точней, на стоянке кораблей - в Ленэкспо я не ходил. Из более-менее крупных единиц стояли наш "Сообразительный" (совсем новьё, проект 20382), десантный на воздушной подушке "Мордовия", подлодка нового дизельного проекта 677 "Санкт-Петербург", немец Hamburg, голландский фрегат Van Amstel и американский фрегат УРО Carr, герой "Бури в Пустыне" 1991 года. Самое главное впечатление, однако же - страшная жарынь, что жарила весь день. Эй, ребята наверху, ну убавьте вы уже свой рубильник! Сколько можно тундрово-болотные севера мучить! Когда посещали американский фрегат, то с кем-то из пожилых сделалось плохо (там у них внутри особого кондиционирования нет) и когда спускались, то стояла реанимация - приехали за страждущими. Ещё из фишек - на весьма обширной территории стоянки кораблей была запрещена любая торговля, так что даже самую завалящую воду или мороженое купить было нигде невозможно. Круто придумано, чо. Так что, кто завтра пойдёт - имейте в виду, вода обязательно с собой! И пачпорта тоже берите - при мне жостко и коварно обломалась куча народу, простоявших по полчаса и более, потому что, к примеру, на американца пускали только при наличии документа. Нигде это не предупреждается, но факт. При этом менты виновато оправдывались на это - "таково требование принимающей стороны".
Ниже - картинки с салона, по свежему впечатлению. Солянка разная и нафаршированная, там всё понемногу - юэс нэви, бундесмарине, русские ребята, фламандские добры молодцы, вездесущие кетайцы и прочие "флаги в гости к нам".
Сегодня днём выложил отчёт о посещении музея Г.К.Жукова, там в числе прочего была картина, за которую маршала Победы песочили на октябрьском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС. А сейчас по ссылке набрёл на другой шыдевр (в жж pablito79), но уже из Минского музея Великой Отечественной. В нём я тоже был в январе 2010 г., однако картину сию не увидел - то ли пропустил, то ли ещё не было. (upd. - дополнили, что это произведение - с временной выставки)
Кстати, сегодня произошло очень нерядовое событие: "стратег" совершенно нового проекта (955, ещё не принятый на вооружение и находящийся на испытаниях) впервые испытал с борта в море своё штатное оружие, БРПЛ "Булава". Это не пуск с испытательной платформы, каковой был один из "Тайфунов", а именно с той лодки, на которой её и принимают на вооружение. Так что - стопочку на ужин, за моряков :)
Буквально на днях я поделился информацией о заброшенной в 2007-08 гг. авиабазе Воздвиженка в Приморье, а сегодня хабаровский френд dkphoto дал новую интересную наводку на большой фотоотчет о посещении Воздвиженки, Хороля и ещё одной военной заброшки. Снимков там много, около полусотни, и - оказывается - заброшена не только Воздвиженка, но и Хороль - который тоже не так давно был мощной авиабазой с базированием тяжёлых машин (полоса - 3700 м!). А 23 года назад Хороль был переоборудован ещё и восточным запасным аэродромом для "Бурана". Его сейчас тоже бросили, видимо в рамках оптимизации структуры ВС РФ. В общем, смотрите...
С неприятным удивлением только сейчас узнал, что, оказывается, большой бомбардировочный аэродром Воздвиженка (близ Уссурийска) закрыт в 2007-м, согласно планам оптимизации Вооружённых Сил, и постепенно растаскивается. Почему-то вообще такой новости ранее нигде не слыхал, про это скромно помалкивали. Если верить источнику, который я привожу ниже, то там ещё стоят 18 бомбардировщиков Ту-22М3, с которых снято все оборудование.
С бомбардировщиков были сняты радиолокационные станции, двигатели, оборудование кабин и кормовые стрелковые установки, а по всей поверхности фюзеляжей турбинкой нарезаны квадратные отверстия. Теперь эти самолеты полностью небоеспособны. Сейчас аэродром формально находится на консервации, однако его никто не охраняет, чем пользуются охотники за цветным металлом.
Раскомплектованные Ту-22М3 на авиабазе (фото Ярослава Ливанского)
Вот ещё: Чё-то там заброшено всё... Недавно поставил машину возле КПП (окна заколочены а двери открыты) и пошёл по этому аэродрому гулять. Всё травой там позарастало, и стоит Ил-76 подошёл, потрогал его, удивился что стоит некому не нужный и пошёл назад. Уж больно большой аэродром чтоб по нему пешком гулять. [отсюда]
Воздвиженку я помню - правда, уже довольно смутно. В августе 1984-го, когда пребывал в учебке в пос. Монастырище (это близ станции Манзовка, ныне Сибирцево - но по арсеньевской ветке), в какой-то день меня, в числе ещё четырёх бойцов, определили на бортовой ГАЗ-66 - ехали туда забирать какое-то имущество, надо было грузить. И когда нагрузили, стали медленно обьезжать авиабазу через окрестности станции Уссурийск-2, и вот тогда я наблюдал вживую взлёт Ту-95, а потом - минуты через 4-5, следом - и Ту-16. Сейчас зашёл на Вики, глянул справку - Ту-95 там не базировался, однако взлетал именно он, турбовинтовик, я никак не мог ошибиться. Видимо, база использовалась и как транзитная, возможно, для перегона самолётов после учений. Или там какие-нибудь узлы смотрели, по авиаремонту.
Режиссер Никита Михалков раскритиковал президента Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина и министра обороны Анатолия Сердюкова за то, что они сидели во время парада Победы 9 мая. Такое заявление Михалков сделал в среду, 25 мая, на открытии XV Всемирного русского народного собора в Москве, сообщает «Интерфакс».
Во время парада Путин и Медведев сидели на креслах, установленных рядом с Мавзолеем. «Невозможно, чтобы Верховный главнокомандующий, министр обороны принимали парад сидя. Даже немощное Политбюро во главе с Брежневым, который через несколько дней умер, стоя принимало парад», — заявил Михалков. Высказывание режиссера было одобрено аудиторией: за ним последовали продолжительные аплодисменты и крики «Браво».
Вообще, в этот день мне довольно затруднительно писать так, чтобы после прочтения самому понравилось. Поэтому ограничусь лишь одним фото из советской эпохи и любимой песней, из альбома "Автономка", которая хорошо выражает моё отношение к миру. Просто послушайте :-)
А сегодня уважаемый darriuss выложил отчёт о посещении восточно-прусской ставки фюрера "Вольфшанце" (точней, того, что от неё осталось). Много фото (50), сопроводительный текст, планировка. Все, кто интересуется историей Третьего Рейха - заходите, смотрите.