Дыхание Империи, или блистательная Рига эпохи модерн. Часть 1
Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль. Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос, иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею :)
( Collapse )
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль. Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос, иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею :)
( Collapse )