Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Ворота в Азию

100 лет Алексею Смирнову

Когда был в прошлом году в городе Данилове на севере Ярославской области, на одной из улиц этого городка совершенно случайно встретился дом, где в 1920-е гг. провел детство киноактер Алексей Смирнов, которому вчера исполнилось 100 лет. Дом до сих пор цел, хотя и по состоянию уже не очень.


Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
подлодка у пирса

110 лет адмиралу Горшкову - создателю Большого Флота СССР

Позавчера стукнуло 110 лет Сергею Георгиевичу Горшкову, "отцу" как Большого флота СССР, так и ракетно-ядерного подводного флота. Горшкова записные флотофилы очень любят ругать - за всяческие неправильности и несбалансированности, которыми сопровождалось строительство Большого Флота, за отставание в строительстве инфраструктуры базирования, за нестроительство "классических" авианосцев немедленно и так далее.

Однако были у Сергея Георгиевича и большие плюсы, которые тоже не стоит забывать.
Во-первых, впервые в истории флот СССР стал неоспоримо вторым в мире на целых 35 лет и полноценно вышел в Мировой Океан в круглогодичном режиме. Была выращена целая плеяда специалистов - два поколения военных моряков - на этот Большой флот, серьёзно продвинулась военно-морская наука и океанографические исследования.


Collapse )
Уссурийский тигр

Железные дороги в Первой Мировой (видео)

Вот и по Первой Мировой ролик готов. К нему было больше наглядно-графического материала, чем к Великой Отечественной. Можно смотреть без скуки, тем более что материал располагает к драматическим переходам сюжета. По стилю. К сожалению, я ещё не избавился от слов-паразитов окончательно, надо работать над дикцией. Скоро сделаем Гражданскую войну, ну а там впоследствии может и до раннего Транссиба руки дойдут, вместе с Русско-японской войной и КВЖД.
* * *
К началу первой Мировой войны железные дороги являлись ключевым звеном снабжения войск всех воюющих сторон. Именно от их состояния зависел успех или поражение как в отдельных битвах, так и в войне в целом.
Каково было состояние дорог и подвижного состава в РИ?
Как война отразилась на железнодорожном хозяйстве?
В чем причины транспортного коллапса 1917 года?
Почему всего этого удалось избежать в 1941-1945 годах?



PS. Важный эпизод перехода к транспортной анархии подробно раскрыт тут.
наполеон

Маршалы СССР: историческая статистика

Немного исторической статистики.

1. Всего маршалов Советского Союза было 41 человек, если считать и Сталина, который был маршалом в промежуток 1943-45, а затем Генералиссимусом.

2. Четыре маршала было лишено звания - Тухачевский, Берия, Кулик (понижен в звании), Булганин (понижен в звании).

3. Пять маршалов были расстреляны либо закончили жизнь в тюрьме - 4 при Сталине (Тухачевский, Егоров, Блюхер - умер в тюрьме, Кулик в низшем звании), 1 при Маленкове-Хрущеве (Берия). Из них Егоров и Блюхер не были лишены звания юридически и оставались ими и после расстрела.

4. Также были ещё Главные маршалы родов войск, приравненные к званию Маршала Советского Союза, но шедшие отдельной строкой. Их было 13 человек (12 сохранило звание):
- 4 Главных маршала артиллерии (один - Варенцов - лишен звания за "дело Пеньковского")
- 7 Главных маршалов авиации
- 2 Главных маршала бронетанковых войск.

5. Были ещё и Адмиралы флота Советского Союза, эквивалентные Маршалу Советского Союза. Их было трое - Кузнецов, Исаков, Горшков. Из них первый был понижен в звании Хрущевым в 1956 и восстановлен в нём только в 1988 посмертно.

6. Таким образом, всего в истории СССР было 57 человек с высшим маршальским званием или его эквивалентом (маршалы рода войск и адмиралы флота приравнивались к генералу армии, так что их не считаем)

7. Маршал Российской Федерации в истории был только один - И. Сергеев. Звание присвоил Ельцин в 1997, Сергеев умер уже в отставке.

8. Звание Маршала РФ юридически существует и поныне, но никому не присваивалось после Сергеева.

9. Наиболее долго в постоветское время прожили маршалы Язов (до 2020), Петров (2014), Куликов (2013), Соколов (2012), Главный маршал авиации Бугаев (2007). Т.е. ещё 10 лет назад были живы аж 4 маршала Советского Союза.

10. С сегодняшнего дня в России жив единственный человек, имеющий в звании именование "маршал" (рода войск) - это маршал авиации Е. Шапошников. Звание было присвоено в СССР в краткий миг после ГКЧП 26 августа 1991. Однако это звание эквивалентно генералу армии и на 1 ступень ниже полноценного маршальского звания.
Красная Звезда

Последний Маршал

Вот и всё. Нет больше на земле Маршалов Советского Союза: последний из них сегодня ушёл в вечность.
Когда-то давно, в прошлой жизни, 7 ноября 1984 года на военном параде в Хабаровске 20-летним студентом ХИНХа стоял совсем близко от него на боковой трибуне и слушал речь генерала армии перед войсками округа. Тогда он был командующим войсками КДВО. Счастлив, что видел его живым и бодрым.
Прощайте, Дмитрий Тимофеевич. Вы долго держались, но человеческая жизнь конечна.
Земля пухом.
Кортес

Осень сверхдержавы

Историческая запись. Сейчас смотрится как другая планета.
А ведь я хорошо помню и этот день и эту трансляцию. Мне было 16, и я включил телик (тогда у нас был цветной "Темп") посмотреть. Первые полчаса шла прямая передача, а примерно на 33-34-й минуте этого ролика "живую" трансляцию отключили, и текст доклада Генерального секретаря стал торжественно и медленно зачитывать с бумажки Игорь Кириллов в чёрном костюме.



Помню, тогда поразился, как Брежнев плох, как ему тяжело отрабатывать ритуал и почему же его не сменят более бодрые товарищи. Суслов-аскет был пободрей, но при этом ему осталось на этой земле всего 11 месяцев. Леонид Ильич протянет ещё полтора года. Осень СССР...

PS. Интересны первые секунды ролика: на ком фокусируется камера. Конечно, сперва на Л.И., но не меньше хронометража занял Второй человек СССР - Михал Андреич Суслов. Третьим ненадолго серый кардинал Черненко и затем №4 - Предсовмина Тихонов. Он тоже совсем старенький.
Несокрушимый Косыгин совсем недавно умер - кажется, месяца 2-3 всего как. И как-то тихо и непочётно: перед этим его сняли с поста и похоронили как персонального пенсионера, со сниженными почестями.
Консерватор

Как управление Империей валялось на брусчатке и его надо было только подобрать

Вот тут ув. Алексей Волынец затронул очень важную для понимания неуспешности исхода Мировой войны и успешности двух революций 1917 года тему - расслабленный, благодушный и замедленный темп управления такой сверхсложной геополитической субстанцией, как Российская Империя.

По факту, высший слой гражданских управленцев Империи к 1915 году был абсолютно не приспособлен к реакции на резкие изменения и на работу в экстремальной обстановке. Почему так случилось - другой вопрос, не менее важный, но оставим выяснение его на потом. Я больше о стиле управления. Ув. Алексей проиллюстрировал это на примере тогдашнего МИДа - очень важного ведомства, но вполне можно продолжить этот пример и на ведомство путей сообщения РИ, которое в годы Первой Мировой в итоге также не справилось со своими обязанностями. А ведь при этом до революции Россия имела один из наиболее качественных корпусов инженеров путей сообщения в мире - профессиональный и въедливый до мелких деталей. И, возможно, лучшую в мире школу мостостроения по состоянию на 1910 год.

Вот только качество управления всем этим огромным хозяйством в войну (когда наступили именно экстремальные условия) падало по мере приближения к верхам Империи. Причём обратные примеры тоже были - в 1904 году тогдашний министр князь Хилков с апреля по август безвылазно сидел на станции Порт-Байкал, обеспечивая развертывание Маньчжурской армии на ТВД как диспетчер - почти в круглосуточном режиме. И у него получилось. Не его вина была, что армии в Южной Маньчжурии использовались крайне бездарно, это уже вопрос к военной касте. Но в годы 1 МВ пути сообщения так качественно не сработали, в системном смысле (если исключить благополучный 1914 год).

Здание МПС РИ в Петрограде на Фонтанке

Collapse )
Кортес

Транссибирская халтура

Ярчайший образец того, как не надо делать исторические передачи (ролик от т/к "Звезда").
Видимо, телепродюсер приказал - побольше трафика, нужен хайп и "наглядность" - и поэтому авторы передачи наворотили в ней изрядную долю фэнтезийного вранья, перемешанного с некоторой долей реальных фактов. Количество ошибок и перевирания фактологии на единицу времени там просто зашкаливает, и чтобы все разобрать - нужно делать большой пост.

Началось все с того, что для дешевизны сюжета ушлые аффтары решили все сделать на базе Пермской области и больше вообще никуда не ездили. За уши притянули к историческому Транссибу Кунгур - который стал станцией в 1909 году, в рамках постройки спрямляющей Пермь -Екатеринбургской дороги, и эта линия тогда к Транссибу не относилась, став таковой только в 1920-е и только для пассажирских поездов. Притянули туда историю с купцами, которые якобы что-то проплатили и трассу изменили - таковых баек на Транссибе около десятка, они все типовые. Начиная от бедного Томска и заканчивая Канском, Каинском и ещё добрым десятком городков. Затем, Николаю I (!!!) приписали рвение к строительству Великого Сибирского пути, которого якобы переубедил граф Канкрин - это вообще за гранью. И это во времена, когда ещё до Айгунского договора оставалось не менее пяти лет! Наврали со Средне-Сибирским участком - щедрой рукой нарисовав его и по Западной Сибири, где был отдельный начальник работ (К.Я. Михайловский) и отдельный фронт строительства. К тому же назвали его "самым сложным", что конечно же не так. Байкальский участок "рисовали" на фоне уральской речки, для экономии, что выглядело крайне позорно. Эпитеты "не имела никаких аналогов" и этого же типа просто зашкаливают, от них к 15-й минуте начинает уже подташнивать. В сюжет для красоты притянули фон акведуков Казанбургской линии, которая также никакого отношения к Транссибу не имеет.



В общем, халтура полная. Уровень газеты Спид-Инфо 1998 года. И ведь там в титрах есть для авторитетности исторический консультант, да ещё и с ученой степенью (Хобта А.В.). Его я, кстати, знаю лично - и он такой бредовый текст точно бы не надиктовал, это уже 100% вольница телеканала. И вот вместо этого хайпа, раз уж они поехали в Пермь и пермские края - лучше бы сняли сюжет про эту уральскую линию с её уникальными вольсовскими деревянными вокзалами и пейзажами вдоль Сылвы. Было бы в 1000 раз интереснее.
Красная Звезда

Транспортные кризисы в войну. Часть 2, "заволжская"

Продолжаем разбираться с транспортными кризисами войны. Первый по хронологии, "куйбышевский" кратко был мною обозначен ранее.
Вторым серьёзным транспортным кризисом Великой Отечественной можно назвать коллапс движения на Северо-Западе СССР зимы 1941 - начала весны 1942 года. Этот кризис уже не был связан со столкновением грузопотоков, как куйбышевский, или с несовершенным управлением движения - он имел веские объективные причины. Главной предпосылкой к нему послужила потеря Донбасса осенью 1941 года.

Альбом схем ЦУ ВОСО РККА 1943 г., фрагмент ж/д Северо-Запада

Collapse )
Красная Звезда

Блокадная коЛюшка

Интересный фильм показали сегодня в РГО на блокадном вечере. Я порылся сейчас на Ютубе, автор (Павел Глазков) фильм и туда разместил. Посмотрите, очень интересно - про рыбёшку, которая спасла буквально десятки тысяч жизней с март по октябрь 1942 года, в самый тяжелый год. Как она выглядит, что ест, как её ловили в 1942-м.



Этой рыбке, кстати, есть отдельный памятник в Кронштадте, у Футштока. И да, это коЛюшка, а не коРюшка, не путайте!