Интересно, как через 30-40 лет меняется восприятие одного и того же явления. По идее, эта картинка символизировала тогда (в 1985-м) нелепость и дикость преклонения перед иностранщиной - так что образцовый советский человек должен был поржать над молодыми чудаками, которые исступленно фапают на японщину и импортную эстраду. И повозмущаться ещё, что молодежь садится на шею родителей ради своих музыкальных увлечений - то есть, ходят обедать к ним. Вот гады-паразиты!
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
К 30-летней годовщине беловежских соглашений: это был не первый и не последний шаг к распаду СССР. Я много раз писал про эту дату в прошлые годы, поэтому не буду растекаться мыслию по древу. Единственно, надо отметить, что по поводу конца СССР примерно в середине "нулевых" (когда начало постепенно уменьшаться поколение тех, кто застал Союз во взрослом "рабочем" возрасте и стал вступать в активный возраст слой молодой постсоветской поросли) возник совершенно идиотический аргумент - "Никто не вышел защищать ваш эСэСэСэР, а вот царскую Россию защищали с оружием в руках".
Так вот, тут имеет место быть двойной подлог: во-первых, среди условных "белых", воевавших на фронтах Гражданской войны, монархистов было подавляющее меньшинство - основная часть их были разные подвиды республиканцев, учредиловцев и февралистов. Даже Колчак или Деникин не воевали за реставрацию монархии. Но самый главный подлог этого аргумента - в том, что формальный роспуск СССР тогда не воспринимался населением как его фактический "конец". Подавляющее большинство современников считало, что "горбачевский" несправедливый Союз заменяется на более хороший, новый, правильный Союз под названием СНГ. Именно этим объясняется и такая единодушная ратификация этих соглашений в Верховном Совете РСФСР. А соглашения об СНГ изобиловали фразами о "едином оборонном и экономическом пространстве", "сохранении кооперации" и прочем интеграционном словоблудии.
Причем и пресса чётко проводила политику "заменим старый СССР на новый, более справедливый" и даже такие архитекторы распада страны, как Бурбулис и Козырев, тогда маскировались. А рядовые граждане - они ведь не киссинджеры и в тайных пружинах политики разбираться не обязаны. Равно как и обладать послезнанием. Поэтому народ безмолствовал и на баррикады не вышел. Жестокая реальность начала проясняться только в 20-х числах января 1992 года, но было уже поздно.
Характерный пример: первый же выпуск "Известий" после Беловежских соглашений (9 декабря 1991-го) прямо комментировал ситуацию, как создание "нового СССР". Почитайте сами, тут даже ничего и придумывать не надо.
PS. Причем те же адепты антисоветизма, которые упрекают население СССР в том, что они не вышли на его защиту (и, стало быть, не развязали новую гражданскую войну) - они же одновременно льют и крокодиловы слёзы по поводу красного террора в годы реальной Гражданской войны 1918-1922 гг. Двоемыслие, однако :)
50 лет назад Леонид Ильич уезжал с Белорусского вокзала Москвы в Варшаву на поезде - хорошо видны знакомый перрон и столбы. За спиной - литерный поезд (и скорей всего, с габаритом РИЦ): попробовал поискать хорошие снимки, но по этому событию никаких снимков в Сети нет. Увы.
В общем, товарищ Брежнев едет к другу Эдварду - посмотреть друзей-поляков, себя показать, какие-то указания присоветовать 🙂 Интересно также посмотреть состав делегации - кого послали на VI сьезд? Первым идёт "смотрящий от СССР" глава Белоруссии Машеров. И это логично: соседи по границе лучше знают, что там творится и какова их ментальность. Второй - Катушев, секретарь ЦК по соцстранам, а также красноярец Долгих и днепропетровец Ватченко. Не менее любопытно и расположение лиц на фото: рядом с Леонидом Ильичом - идеолог №1 страны товарищ Суслов, а по другую сторону - формальный глава государства товарищ Подгорный. Из-за плеча генсека выглядывают товарищи Андропов и Устинов. Характерно, что на проводах нет товарища Косыгина - в то время он был ещё равновеликой фигурой генсеку, тоже делал политику и стал явно отодвигаться назад году в 1973-74-м, когда Брежнев сосредоточил всю внешнюю политику в своих руках.
30-летие украинского референдума 1.12.1991 прошло тихо. А ведь для тех лет это было событие эпическое! И не только для Украины, но и для России. "Снаружи" (за пределами Украины) это воспринималось тогда как нелепая фантастика, как дикая сказка - как это, Украина отдельная будет? Но ведь мы же одна страна, одна экономика и по сути один народ! Однако нет - большинство тех, кто голосовал на весеннем референдуме за сохранение СССР "в обновленном виде", проголосовали через 9 месяцев за незалежность второй по значению республики СССР. Причем 3/4 из них - это не какие-то там убеждёенные западэнцi или диссиденты, а простые обычные люди - в основном русскоязычные в быту и часто "русские" по паспорту. Коих тогда было юридически около 10 миллионов на территории УССР. Странно, правда? Особенно странно потомкам это видится сейчас, с послезнанием - когда мы знаем про 2004, про 2014 годы и про все события деградации Украины.
Но тут дело в том, что обычные люди живут не с послезнанием - они живут именно в том текущем моменте, который складывается "на сейчас". Так же, как мы с вами ничего не знаем о том, что будет в 2024 году и как повернётся фортуна, а тем более в 2035-м; так и они не знали о том, что Украина поползёт не вверх в своём развитии, как все привыкли - а совсем наоборот. Да даже и себя лично вспомните году этак в 2018-м - что, вы знали о какой-то там пандемии, которая закроет все мировые границы и отправит в аут авиацию и свободное перемещение по странам? Да вы бы посмеялись над таким предсказателем. Так что трудно требовать от жителя УССР конца 1991 года предвидения и таланта стратегического политолога. И мотивация такого удивительного (на сегодняшний день) голосования лежала сугубо в житейских плоскостях, а вовсе не в почитании бандеры или шухевича, или любви к шевченке.
Ко вчерашнему жуковскому юбилею: любопытнейший 5-минутный ролик, датированный 3 мая 1945 года. Осмотр маршалом Жуковым и его штабом рейхстага, рейхсканцелярии, колонны Победы и других берлинских точек. В наличии и легендарный глобус из рейхсканцелярии - его с любопытством крутят сопровождающие офицеры. Есть несколько вставок с рядовыми советскими бойцами и офицерами на фоне Бранденбургских ворот и др. Всё ещё свежее, руины дымятся - с момента капитуляции прошли всего сутки. Качество невероятное - как будто рядом с маршалом ходил оператор с камерой 4К. Вроде бы, применена какая-то новая технология ремастеринга.
Сегодня исполнилось 125 лет Маршалу Победы Г.К. Жукову. Наиболее известен в мире он заключительными боями за Берлин, принятием капитуляции Третьего Рейха и тем, что принимал Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Однако, как мне представляется, самый главный его вклад за всё время войны - это командование Западным фронтом осенью 1941 года. В самый критический момент, когда состоялся Вяземский прорыв, были окружены крупные советские силы и вермахт попёр к Москве по незащищенной территории, он был срочно переброшен из Ленинграда, сумел собрать скудные силы, оставшиеся вне кольца окружения и заново пересобрать фронт, в итоге не позволив рейху овладеть столицей СССР. А затем и осуществить контрнаступление - впервые за войну отбросив немцев на широком фронте назад на 100-300 км.
Были у него и крупные ошибки - например, поддержка Хрущёва против Молотова в 1957-м, за что он немедленно же и поплатился - осенью 1957-го, с формулировкой "за бонапартизм и принижение роли политорганов". Никита Сергеич быстренько стащил опасного конкурента с советского Олимпа, будучи тёртым интриганом. Впрочем, это нормально - ведь Жуков не политик, а вояка, и в сложных партийных интригах он практически не ориентировался.
Тем не менее, Жуков был и остаётся крупнейшей личностью в истории Советского Союза и в целом, всей истории Государства Российского в его разных ипостасях. С юбилеем, Георгий Константинович!
На фото Life он на воздушном параде в Тушино в 1956 году с американским генералом Натаном Туайнингом, который был на тот момент начальником штаба USAF
Сегодня на канале Гостелерадио выложили 20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про главную фигуру миссии - инженера путей сообщения Ю.В. Ломоносова, назначенного лично Лениным - и вообще ни словом ни обмолвиться об итогах деятельности этой миссии. Правда, упоминается про транш в 300 млн. золотых рублей и про то, как его везли.
Потом в 90-е эта история стала именоваться "паровозной аферой", где якобы корыстные большевiзанты по-крупняку спекульнули валютой и типа разбазарили народное достояние РСФСР. Однако я эту историю аферой же не считаю, она была выполнена - хотя отчасти темным пятном в ней остается замена плановых 1000 паровозов (в конце фильма даже показывается факсимиле Ленина с этими цифрами - 1000 Швеция и 700 Германия) в Швеции на 500 фактически поставленных. В реальности Германия честно и добросовестно сделала 698 паровозов (из 700) по чертежам Э, причем быстро - к концу 1923 года, когда потребность в восстановлении транспорта РСФСР была критической.
Шведы делали свои 500 штук дольше и сдали последние паровозы к концу 1924-го, когда Ленин уже умер. Однако и шведские паровозы (Эш) ходили на сети долго и счастливо, причем именно один из "шведов" сейчас стоит на вечной стоянки у Ладоги (№4375). Кстати, и веймарские паровозы (Эг) отлично поработали в войну в колоннах особого резерва НКПС и снабжали боеприпасами фронт на прифронтовых дорогах. Но сусловцы 1960-х все эти интересные подробности из фильма вытравили, и получилось пресненько, хотя и канонично - в рамках прославления гения Ленина. А почему выбросили всё про Ю. Ломоносова, главу миссии? Это просто: потому что в 1927 году он стал невозвращенцем. Тем не менее он лично общался с Лениным по основным вопросам миссии и действовал в духе его директив.
PS. Надпись на паровозе Эш №4375 на ст. Ладожское Озеро: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг. бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».
Случайно по цепочке ссылок наткнулся на любопытное видео 1976 года про дозаправку Ту-95 в полёте. Любительские съемки делались прямо с борта и на аэродроме Чаган, заправщик - 3М. Отдельно хочется отметить шикарный сопроводительный текст, благодаря которому ролик превращается в познавательный фильм. 15 минут захватывающего процесса, не пожалеете!
Совершенно незамеченным прошёл 30-летний юбилей разделения Ивангорода и Нарвы - до 1991 г. по сути единого города в инфраструктурном смысле (электричество, канализация, маршрутная сеть автобусов и проч.). Так что 12-13 ноября 1991 года тут возникла граница, пока не очень строгая. Однако за 6-8 последующих лет она стала настоящей. Незалежность соседних стран стала вступать в свои права и вторгаться в жизнь простых граждан. Пришлось тяжко привыкать. Правда, за 30 лет привыкли. Теперь тут проходит граница с ЕС и НАТО, соприкосновение "двух миров".
PS. И еще одна любопытная вырезка 30-летней давности - как республики ещё при полуживом СССР советский флот делили. Украине достался самый жирный и вкусный кусок, Латвии - тоже вкусный, России - попроще, Эстонии - новехонький Новоталлинский порт. Сухопутным республикам не досталось ничего. ("Известия", 23.11.1991)
В журнале humus всплыли интересные "оккупационные" фото Киева 1942 г. Вот, например, со станции Киев Hbf; правда месяц съемки не указан. На мой взгляд, судя по одежде, это не разгар лета, а скорей апрель или октябрь-ноябрь. На путях виден узнаваемый локомотив Br 38.2 саксонской постройки и судя по номеру, постройки от 1910 до 1919 г. Паровоз этот пассажирский экспрессный - так что скорей всего он привел в Киев немецкий поезд для отпускников из Берлина или Мюнхена.