Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
60 лет назад Космонавт-2 Герман Титов прилетел в Москву на Ил-18, которым сам же и управлял большую часть пути (это тоже входило в программу послеполётного тестирования возможностей). Во Внуково его встречала партийно-правительственная элита СССР - по традиции, заведенной 14 апреля, когда встречали космонавта-1. Поскольку Гагарин был уже 4 месяца как публичным человеком, то он был главным коллегой Титова и на аэродроме. Однако кто же из руководителей Союза был на этой встрече космонавта? Давайте определим тех, кто уверенно опознаётся.
60 лет назад состоялся полёт космического корабля "Восток-2" с космонавтом Германом Титовым на борту. Любопытно, что рекорд Титова за все эти прошедшие 60 лет так и не был побит - он остался в истории самым молодым по возрасту космонавтом (25 лет и 10 месяцев на момент полёта). Написали где-то, что типа этот рекорд побил 18-летний студент на корабле американского миллиардера 2 недели назад - но это не считается, ибо полёт был неполноценным, просто "баллистическим прыжком в верхние слои атмосферы" (суборбитальным, как у американского Алана Шепарда).
Ниже - пара сканов исторических газет с этим событием, включая разговор Н.С. Хрущева с космонавтом.
Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город. Во времена Российской империи это был уездный город Рязанской губернии, а сейчас райцентр Рязанской области. По части населения он примерно 140 лет держится где-то на одном уровне: если в 1897 было ок. 15 тыс. чел., то сейчас - 21 тыс. Промышленность - в основном пищевая, но стабильной кормит город в основном транспорт. В прошлой части мы рассмотрели его ж/д составляющую.
Что же касается впечатления от города, то честно скажу, что он мне не понравился какой-то безликостью, унылостью. Я редко награждаю города такими эпитетами, но Ряжск - это дыра. Deephole. Продавщицы из эпохи Брежнева, сонная жизнь, пустующий огромный вокзал, рваная уездная застройка, перемешанная с бессодержательным кичем "нулевых". Можете меня критиковать, но таково получилось впечатление. Обычно я райцентры с интересом смотрю - даже в этом цикле у нас были вполне себе интересные Кандалакша и Ртищево. Но тут - слабее. Впрочем, давайте посмотрим.
Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая. Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.
Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).
Через 2-3 недели на ютуб-канале "Тактик-Медиа" выйдет ролик про историю "Советского Союза" - "Альберта Баллина", флагмана сперва HAPAG, а потом и ДВМП ММФ СССР, который работал на линии Владивосток - Камчатка в 1957-1980 гг. Разыскал для этой цели буклет легендарного турбохода от 1959 г. Вот его лицевая страничка. По-моему, очень стильно исполнено!
Вчера на "Радио Комсомольская Правда" по свежим следам поговорили с Эдвардом Чесноковым о статье Горбачева в "Глобальной политике". Моя тема идёт первой, слушать сначала, минут 14-15. Или видеоверсия, того же:
Точней, конечно же, не внезапно, а к Дате - ведь на днях будет 30 лет путчу и ГКЧП, а также лично его "форосскому сидению". Понятно также, что и не сам он эту простыню писал, а сотрудники "Горбачев-Фонда", но тем не менее он текст визировал, правил и проверял. По стилю это отчётливо видно.
Ну что поделать: пришлось углубиться в его построения, хотя ничего хорошего изначально я не ждал. И, увы, не ошибся - текст представляет собой чудовищную помесь замшелых перестроечных штампов, потока самооправданий типа "Я же был весь в белом, но все вокруг танцевали не в ногу!" и современных вставок с отсылками к нынешнему правителю, впрочем немногочисленных. Не забыл г-н Горбачёв пнуть и своих ближайших соратников по Перестройке - Лигачева, Рыжкова, etc. Ну и про Сталина, конечно же, не забыл, раз десять в разных контекстах.
Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на какое-то краеведение или полный список памятников, у меня цели такой, конечно же, не было. Это скорее общее впечатление от города и попытка найти прочные ассоциации с ним. Я уже говорил раньше в этом цикле, что Пенза – это информационное «слепое пятно», про неё практически нет публикаций в федеральных СМИ, как будто бы её не существует. Но она есть, и это большой город с населением больше полумиллиона. И у неё нет какого-то устойчивого внешнего образа, который был бы известен в общероссийском масштабе ("тамбовский волк", "тульский самовар", "Сталинградская битва" и проч.). Тем не менее оказалось, что своё лицо у Пензы вполне себе есть, и ассоциации тоже имеются, разве что они не раскручены.
Вот с общего образа города мы и начнём.
Уникальный деревянный планетарий 1920-х на вершине пензенского холма, снесенный вскоре после этого снимка
В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы (Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция - Пенза-1. Там и расположен основной вокзал, там - остановки поездов дальнего следования и она ближе всего к центру. Здесь происходили и основные исторические события начального периода Гражданской войны - те, что с белочехами. Кроме этого, здесь же я покажу и Арбеково - станцию на Ряжском тепловозном ходу, которая находится на западе города и граничит с его самым огромным жилым районом.