Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Вообще-то, для меня, как человека православного вероисповедания и принадлежащего ментально к Русскому миру, западное Рождество является совершенно обычным днём. Никаких там модных адвентов и прочего я не догоняю, западным ярмаркам с горячим вином не умиляюсь - а просто отношусь к этому спокойно. Чужой праздник, мало ли их бывает. Моё Рождество Христово - 7 января, то есть 25-го декабря по Старому стилю. Однако не раз так бывало, что в рождественскую неделю (по григорианскому календарю) я попадал в католические или лютеранские страны/ регионы - и наблюдал там местные обычаи. Одним из них является повсеместное устройство рождественских вертепов - ну вы, наверное, все их видели. Они бывают разные, несмотря на канонику героев, и в них часто проявляется местная фантазия устроителей. Короче, перевидал я их сотни. * * * Так вот. Впечатлить этим приёмом до глубины души меня смог только один-единственный католический храм, пять лет назад. А именно - Бернардинский костёл в Вильнюсе. Что они там сделали? Они устроили в пристройке к храму натуральный аутентичный хлев - с ослом, козлом, Вифлеемскими звёздами и волхвами из соломы (!) и прочим хэнд-мейд колоритом. И пахло там аутентично - сеном, тёплым дыханием животных и даже (не без этого) маленько навозом :-) Короче... ни до, ни после я такого подхода к рождественской инсталляции не встречал - поэтому и врезалось это в память. А кроме того, и сам костёл оказался, по близкому осмотру, невероятно "честным", подлинным. Я такое ощущение очень люблю - аутентичности, соприкосновения с Историей. Никакой лакировки, никаких подмен. В общем, тру-костёл.
Так что, друзиа - этим постом, я во-первых, поздравляю добрых католиков, лютеран, англикан и протестантов с Рождеством по григорианскому исчислению, а во-вторых - покажу этот самый вильнюсский аутентичный Вертеп.
Вильнюс. Бернардинский костёл на западное Рождество 2007/2008
Насколько София угловата и тяжеловесно-бесформенна снаружи, настолько же она совершенна изнутри. Я в ходе своих поездок видел много разных соборов - католических, православных, протестантских, в том числе и крупнейших - в Реймсе, Москве, Питере, Аахене, Париже, Кёльне, Нюрнберге, Милане и т.д. Но такой организации пространства, как в Святой Софии, не видел более нигде: оно там абсолютно единое, от верхнего кончика купола до пола наоса. И сильно проникся после посещения. Это и правда уникальный по свойствам Собор - древние были совершенно правы; он производит впечатление даже на человека XXI века. А что уж говорить о людях IX или даже XIV века? С тем набором знаний и уровнем технологий от увиденного должно было вообще снести крышу. Впрочем, давайте посмотрим...
Интересно, что в прошлую зиму Нева встала ещё 11-12 декабря, в позапрошлую - 15-16 декабря, а в этом году до сих пор не может замёрнуть, хотя уже прошло Крещение.
Стамбул - город многоликий, с большим количеством слоёв Истории; однако есть в нём одна точка, на которую смотришь... и подспудно ощущаешь не очень приятное чувство неясной тревоги. Точка - символ конфликта разных цивилизаций, в которой та, что была родственна твоей - проиграла. Конечно, по серьёзным причинам, не просто так - но проиграла и обрушилась в пропасть; правда, успев передать свои семена другим, более молодым и энергичным нациям. * * * Это - храм святой Софии, символ мощи и славы Византийской империи в расцвете её сил, бывший когда-то неоспоримым духовным и государственным центром Православного Мира. Более тысячи лет (а точнее, с 537 до 1626 года) это сооружение было крупнейшим в мире храмовым зданием по вместимости и объему и глубоко поражало современников даже через тысячелетие после своей постройки. И превзойти его совершенство оказалось чрезвычайно сложной задачей. Пал Константинополь, святая София обратилась в мечеть, но только через 173 года после этого печального события западноевропейцам удалось наконец затмить византийских зодчих масштабом, освятив новый кафедральный собор в Риме. Для этого потребовалось 1089 лет. Для человека русского, кроме того - это Храм-символ, ставший важным источником идентичности всей восточно-европейской православной цивилизации и архитектурным образцом для подражания (вспомните, например, кронштадтский Морской Собор). В общем, пропустить Софию в Константинополе - совершенно непростительно. О ней и будет этот рассказ.
Св. София в лучах закатного солнца с Мраморного моря
Относительно любимой рубрики я пока не усердствую - пост всё-таки. Однако поделиться хорошей находкой - сам Бог велел. Речь идёт о шпротах. Да, тех самых классических шпротах. Не секрет, что они сейчас также (как и многое другое) заметно опошлены и в продаже масса "якобы шпрот". Очень похоже внешне, типа почти шпроты, но вот вкус - херня. Но нормальным советским вкусом шпрот мы всё-таки можем насладиться и сейчас. Что тогда покупали латвийские, что сегодня. Сам продукт был с месяц назад отдегустирован на дружеской посиделке с водочкой, и пришли мы к одинаковому выводу - они правильные.