On this day in journal — January 8th

Уссурийский тигр

Вологда-1. Деревянный город.

Он сказал: "Вылезать нам в Вологде,
Ну а Вологда - это во-о-она где!"

(В.Высоцкий)

Ну что, друзиа, вернулся я.
Из Вологды :)
Пока что привожу в порядок фотки и мысли, рассказ о городе впереди; а пока... вот вам моя коллекция деревянной январской Вологды. Надо сказать, деревянное зодчество там и впрямь замечательное, и оно не одноразово-туристское – оно просто реально вписано в город и причудливо сочетается с современностью. Очень, очень сложно было фильтровать, но я выбрал пару десятков характерных образчиков, а кроме того, на второй день пришел теплый атлантический циклон со стороны Питера и сильно огрубил тот нежный молочно-снежный флер, в который мы прибыли поначалу. Впрочем, смотрите и любуйтесь!


Ах, да! И еще – вот послушайте... минутный вологодский сэмпл. Обрезан, правда, но я найду полную версию! Он как раз и вертелся у меня в голове, когда я там пребывал :)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Серж фиолетово-черный

Минск, часть 1. Вечерний город

Начиная белорусскую серию, для плавного вхождения в тему решил показать вам видовое - вечерний Минск. Он, на удивление, со вкусом и гармонично подсвечивается - почему-то я до приезда думал, что будет помрачнее. Наверное, на ожиданиях сказался мой первый приезд туда в апреле 1993 года, когда всё было довольно депрессивно. Тут - примерно половина моих вечерних снимков; повыбирал то, что показалось мне повыразительнее. Основная часть снимков сделана вдоль проспекта Независимости.

Национальная библиотека вечером

PS. Но вы сильно не расслабляйтесь, разоблачительно-наблюдательный фундаментальный пост про "диктатуру" тоже будет :)

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Москва, метро, январь. Попутные зарисовки

Обычно я не упускаю возможности лягнуть столицу за её недостатки, но в этот раз получилось наоборот - как-то более добродушно и оптимистично. Может, настроение было такое, а может и правда там стало получше. Хотя, я совсем немного в ней появлялся (1 и 2 января только, а 3-го уже не смог). Сейчас - немного попутных зарисовок о московском метро, в которое я в этот раз спустился дважды в один день, 2 января (Белорусская - Авиамоторная, Курская - Филевский Парк). Ну и несколько карточек, коими я тренировал свою камеру в боевой обстановке.
Из основного отметил два момента - на московских линиях заметно увеличилось число новых метропоездов (видимо, меняют парк), а также на кольцевой была гораздо более адекватная публика. Крайние 3-4 позднелужковских года кольцевая линия меня всегда расстраивала, публикой и вонючей "чистотой", но нынче напротив, произвела благоприятное впечатление. Впрочем, лучше покажу новые вагоны, изнутри, и немного - станции.

Новый метропоезд на "Таганской"

Collapse )
Уссурийский тигр

Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Лиепайская ВМБ. Осколки двух империй

В предыдущей части я показал немного Лиепаи и местный трамвай, а эта - посвящена собственно главной цели осмотра, а именно военного городка Лиепайской ВМБ, заповедника военно-морской истории двух великих государств - СССР и Российской империи. Сейчас этот самый северный район города называется Karosta, район чуть восточнее - Tosmare, а начиналось всё это когда-то с грандиозного строительства новой базы императорского флота в Либаве, получившей тогда название Порт Александра III.

Место это в целом оказалось невезучее - дважды базу отдавали врагу (1915 и 1941), дважды она оказывалась в распоряжении осколка-лимитрофа после распада государственности (1920 и 1991); с самого начала строительства базы (1892) никак не могли определиться с её ролью, постоянно меняя планы. Огромные средства империи тут были в буквальном смысле закопаны в землю: сперва тут строилась мощная крепость, а всего лишь через несколько лет начался её демонтаж. Отсюда ушла в морскую могилу под названием "Цусима" Вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского, произошло несколько восстаний...

И тем не менее, позитивные страницы тут тоже были: имперская Либава стала колыбелью подводного флота России - именно здесь в 1906 г. был сформирован легендарный "Учебный отряд подводного плавания". После войны советская Лиепая стала базой подплава Балтфлота СССР и успешно играла эту роль вплоть до 1991-го.
* * *
Мне с посещением тоже не очень повезло: когда я достиг этого места, начался дождь, то сильный, то утихавший. Он не прекращался до темноты. Кроме того, весьма короткий осенний световой день сильно ограничил мои возможности и поставил перед жёстким выбором осмотра объектов. Слишком велика была территория ВМБ и бывшего гарнизона, волей-неволей пришлось выбирать приоритеты и только наметить точки для более подробного осмотра этого места. Поэтому я осмотрел Тосмаре, центральную часть Каросты с собором, берег канала и царский мост, а также несколько гарнизонных кварталов. Ни мол аванпорта, ни территория Подплава, ни тюрьма, ни ряд других руинированных объектов - детсады, клубы, казармы ВЧ в мой маршрут на этот раз не вошли.
Но то, что увидел - покажу. Военный городок я собрал в два поста - не хочу делить более дробно, поэтому фоторассказ получился весьма объёмным.

Костлявая с косой окончательно настигла военный городок в 1994 году

Collapse )
Красная Звезда

Сталинград, май 1945. Физкультурный парад в цвете

Полностью согласен с visualhistory, который справедливо отмечает:
"Не раз уже писал, что в наших отечественных архивах лежат такие уникальные снимки, о существовании которых никто даже не догадывается. Там есть высококачественные цветные фотографии СССР довоенных времен и Великой Отечественной войны. Вопрос лишь в том, когда, в каком объёме и качестве мы это увидим.
Просачивается этот уникальный материал в Сеть буквально по крупицам. Вот, сегодня в одном из сообществ увидел цветные фотографии Физкультурного парада в Сталинграде в мае 1945 года работы Марка Редькина...
"

Я тоже этих снимков ранее не видел, так что приглашаю в пост автора: Сталинградский парад физкультурников в мае 1945-го, невероятное сочетание позитива и цветущей молодёжи с развалинами довоенного Сталинграда. Любителям истории СССР стоит посмотреть.


Смотреть больше
Тигр голодный

Жидкости теперь запрещены

30 декабря, после второго волгоградского теракта, я высказал следующее предположение:
[...] ...Печально тут то, что первым и очевидным итогом будет незамысловатый рефлекс собачки Павлова - новые рамки, новые заграждения, закрытые входы, усиленные досмотры, усложнение коммуникации и передвижения для обычного пассажира.

Ну так что? Первая ответка в стиле "собачки Павлова" не замедлила к нам прилететь, аккурат на Рождество:

06 января 2014
В соответствии с правилами провоза жидкостей в салонах воздушных судов, все жидкости, включая, средства личной гигиены, косметические средства, медикаменты, жидкости, аэрозоли и гели в любых емкостях, в том числе средства, используемые в художественной деятельности (краски, грунты, клеи) должны сдаваться в багаж.


Это значит, что норма провоза жидкости ужесточена: теперь в салоне нельзя провозить никакую жидкость. Так что если какие командировочные хотят куда-то лететь налегке, им придётся оставить дома зубную пасту и крем для бритья. Или покупать их на месте. Ну и всё остальное тоже нельзя, включая лекарства и детское питание.

Примечательно, что вся "жидкостная" авиа-истерия, от её начала и до нынешнего полного запрета, уложилась в срок существования моего жж - запрет жидкостей свыше 100 мл случился в начале сентября 2007-го, вслед за нормами ЕС. А теперь Россия побежала впереди ЕС, в этом вопросе.

Хотя, я до сих пор толком не понимаю, почему именно жидкости стали главной жертвой антитеррористической истерии. Это - "ответка" в авиа- области, а вот что будет введено рьяными запретителями в ж/д перевозках, ещё неясно :(
Ворота в Азию

XXXV - Инта. Башня и "новый" центр

Продолжаем прогулку по Инте, которая началась на деревянно-модерновой улице Кирова.
Теперь наша цель - дойти до Башни и затем осмотреть новый центр.

Интинская Башня

Collapse )
Ворота в Азию

Об итогах 2018 года

Об итогах года.
Окончил, наконец, литературное описание Транссибирской магистрали, дойдя до Владивостока.
Эта история началась 3 февраля 2018 года, когда я взялся за эту тяжёлую ношу. В феврале-марте был написан общегеографический I раздел, в апреле - II раздел: краткий исторический очерк Транссиба и главы про создателей магистрали, Парижскую выставку 1900 года, паровозы и локомотивы Транссиба, про вагоны-рестораны и питание в пути.

Collapse )
МПС СССР

Советская ж.д. в 1974 г. - уникальное видео

Интересный феномен: скучные материи прошлого века спустя 40-50 лет превращаются в ценные и беспристрастные свидетельства эпохи. Вот примерно такое превращение произошло и с унылейшей ведомственной документалкой 1974 года с названием "Безопасность перевозки грузов на открытом подвижном составе МПС СССР", от которого неудержимо хочется зевать прямо в кинозале.

Но теперь! Сьемки подвижного состава и людей - высочайшего качества, а в этой советской руде - куча интересных "алмазов" и просто уникальных кадров. Правда, непонятно, какая станция послужила "моделью". В общем, 26 минут транспортного оргазма для тонких ценителей "совка" :)



PS. Вот, например, интересный кадр с яркой приметой той эпохи из "Безопасности грузов" 1974 года: рабочий-такелажник с "Ну Погоди!" прямо на каске. Нынешнему поколению очень трудно представить себе степень тогдашнего всеобщего помешательства на этих мультиках (коих к 74-му году вышло, кажется, 6 или 7 серий). Причем помешательства не только детей, школьников - но даже и взрослых дядек лет этак до 40-ка.

Collapse )
Красная Звезда

Эвакуация промышленности в 1941

Интереснейший ролик от Алексея Исаева на тему, смежную с транспортом. Главный посыл - эвакуация промышленности СССР на восток не была плановой, не была безболезненной, это была грандиозная импровизация в момент смертельной опасности. Она сталкивалась со сложностями, порой большими. И поэтому героический эпос - это одно, а жестокая реальность - совсем иное.



Кортес

Казахстан как главный транзитный хаб Евразии

И ещё немного про Казахстан - по теме транспорта (в жузах и кланах, как большинство сетевых экспертов, извините, не спец).
Сейчас экс-президента и елбасу Назарбаева не пинает в рунете разве что ленивый. Неудачников сетевые иксперды у нас не любят и над ними словесно издеваются. Но... Ради справедливости, надо отметить, что за 25 лет Назарбаева конфигурация железных дорог бывшей КазССР была полностью переформатирована - достроено аж 8 отрезков, которые объединили в сеть ранее несоединенные сегменты. Бывшая тупиковая станция Дружба стала главным пунктом пропуска контейнерного транзита Китай - Западная Европа (до 5000 составов/год по 2020). Построен еще один вход в Китай для транзита, в основном южного - Хоргос. Построена Средне-Казахстанская линия для прямого выхода из Синьцзяна и Кашгара на порты Каспия. Достроена магистраль Север-Юг от бывшей тупиковой Узени, на Туркмению и далее на Иран. Соединены другие разрозненные магистрали внутри страны. Ситуация, немыслимая для любой постсоветской страны вне региона Средней Азии. То есть, на 1991 г. это была часть ж/д МПС в рамках всего СССР с множеством тупиков на сырьевые комбинаты - а стала разветвленная транзитная сеть, которая теперь позволяет технически перенаправлять транзит из Китая, из Ирана или из Европы через Россию в любом направлении. Можно варьировать потоки при осложнении политической ситуации. По сути, при Назарбаеве с 1995 по 2017 год создан глобальный центральноазиатский Транзитный Узел - без помпы и треска барабанов, тихо и незаметно для глупого сетевого обывателя, живущего только сиюминутными инфоповодами.

Collapse )