On this day in journal — April 5th

Серж фиолетово-черный

Скоро ледоход за Финляндским мостом?

Ну вот, наконец... кажется и у нас за Финляндским мостом Нева собирается тронуться в путь, к чистой воде? За сегодняшний день на моих глазах ею проделан небольшой канальчик, который всё расширяется и расширяется. Надеюсь, завтра будет долгожданный ледоход (если не грянет этой ночью), ждите фотки, фотоаппарат оставляю на работе, чтоб туда-сюда не таскать!

(вид из окна кабинета в офисе)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Соловки Соловков, часть 5. Голгофо-Распятский скит

Следующей нашей точкой на пути по Анзеру был Голгофо-Распятский скит, расположенный примерно на его середине. Осмотрев северный Троицкий мыс, мы двинули сперва на юг, а достигнув Свято-Вознесенского скита - по конной дороге на восток.


Collapse )
Серж фиолетово-черный

Лаппеенранта: картинки из апрельского затяжного холода

В рамках плановой инспекции сопредельных территорий и буферных зон посетил ближайший к Питеру финский город Лаппеенранта, в просторечии - Лапа. Всего 195 км в один конец, из них по Финикии - 15. А то как-то нехорошо, самый близкий город всё время пропускал. Теперь пробел закрыт.

Итак, что можно сказать про Лапу?

Collapse )
Красная Звезда

Вторая серия

2-я серия "Великой войны" понравилась даже больше первой, про "Барбароссу". Очень грамотно расставлены акценты и показана роль сторон. Некоторые моменты бьют прицельно по уже успевшим устояться хрущёвско-перестроечным мифам - и это, на мой взгляд, не менее важно, чем честная и не замазывающая трагизм ситуации показанная канва происходящих событий.
В частности, наконец внятно сказали, по главному дебилоящику (что для меня до сих пор всё-таки удивительно, после двух десятилетий сранья на войну), что многие командармы, попавшие в плен к немцам, были после освобождения из плена восстановлены и в званиях и в наградах. Хорошо, что не промолчали и отметили колоссальную роль Жукова в Московской битве - а ведь он тоже подвергся 15-летнему оплёвыванию говнопублицистами и "пейсателями", которые - по злой ухмылке судьбы - в подавляющем большинстве случаев базируются в том же самом городе, защиту которого в 1941-м организовывал маршал. Жуков - сложная фигура, он неодномерен, но именно это был его настоящий звёздный час - битва за Москву. Он действовал в невероятно трудных стартовых условиях, которые сейчас сложно даже представить. Жаль, коротко, но в целом верно упомянули и про судьбу 33-й армии, на которой возникла также масса спекуляций, в частности в недавней пивоваровской поделке про Ржев. Мал хронометраж фильма, мал. Побольше бы серий.
Существенный огрех, на котором будут потом "играть": надо было кратко в цифрах сказать о суммарной оценке вяземской катастрофы советских войск (раз), и потери по второй фазе Московской битвы дать по обеим сторонам (два). А были показаны только немецкие потери, в сравнении с предыдущими их кампаниями.

В общем, для главного телеканала эрэфии сериал просто прорывной: по смыслу, акцентам и балансу фактов. Остальные небольшие огрехи я готов простить, за подачу главного стержня. Может, конечно, это видится так на контрасте с опостылевшими уже рожами сванидзей-радзинских, но всё же.
Смотреть непременно - надеюсь, в последующих сериях создатели фильма планку не снизили.
Уссурийский тигр

Сапсан: теперь всё по-взрослому

Теперь на Московском вокзале всё по-взрослому, по самолётному:
К чему готовиться пассажирам "Сапсана"? У выходов на платформу установлены павильоны со специальным оборудованием для бесконтактной проверки багажа и ручной клади пассажиров. Пока пассажиры будут досматриваться выборочно.
[отседова]


снимок из блога sapzan-rzd

Впереди маячат новые неосвоенные горизонты идиотизма, их ещё немало незастолблённых. Рацпредложение: запретить на "Сапсане" провозить с собой жидкости, свыше 100 грамм. Крепитесь, господа, и покупайте про запас плашки 3/8 дюйма!
Уссурийский тигр

Падения жж

Попытался полчаса назад разместить пост "Торговые реалии Беларуси" (текст + 19 фото): жж показало мне пустой лист и в результате не произошло ничего - не пропустило пост. Что-то мне это сильно не понравилось.
Вкупе с тем, что уже дважды за последние дней 10 блогохостинг LJ конкретно и надолго падал, впервые задумался о том, чтобы организовать свой стэнд-алон на Wordpress-платформе, а сюда транслировать только заголовки или писать тут текстовые посты. Надо будет просчитать цену решения "только блог" и "блог + фотохостинг" и хотя бы понять, что и сколько. А то происходяшее тут, честно, не внушает оптимизма. Хороший домен я себе уже придумал :-)
Консерватор

Фотозагадка с часами

Небольшая фотозагадка-разминка для любителей стиля модерн. Лёгкая, но всё же...)
Скажите, где находятся эти замечательные часики (не смотря в Гугли)?

каменты пока скринятся

10.40. Всё, открыл.
Серж строгий

Город белых ночей и разводных мостов

...А теперь питерская загадка посерьёзней, не из Витебского вокзала. Да такая, на которую я и сам точного ответа не знаю. И в Гугле вы её хрена с два посмотрите.
Вот смотрите ниже, аэрофлотовский буклет начала 1970-х, обложка (отсюда). "Город белых ночей" на 4-х иностранных языках (англицкий, немецкий, французский, японский). Раскручивается (говоря современным языком) бренд, ставший всемирным символом. У бренда есть и вторая часть, сюда не попавшая - "...и разводных мостов".
Строго говоря, "городов белых ночей" - вагон и маленькая тележка. Да ещё и побелей, чем ленинградские. Крутим глобус по 60-й параллели и северней. Петрозаводск, Архангельск, Магадан, Осло, Стокгольм, Рейкьявик и тэ дэ и тэ пэ. Я уж не говорю про Мурмански и Тромсё, где полярный день. То же самое - и с разводными мостами. Ленинград - не единственный держатель оных. Вспомните хотя бы про Амстердам. Однако в массовом сознании "белые ночи и разводные мосты" - они именно в Питере, он монополизировал эту двуединую марку. Причем и для иностранцев тоже.

Начинаю смотреть 1914-й год (см. Бедеккер) - ещё нет никакого следа туристических "белых ночей и разводных мостов" как фирменной марки города. Несмотря на "Медного Всадника" Пушкина и проч. Да и, собственно, главный "разводной" символ Ленинграда, Дворцовый мост, сдан в эксплуатацию только в 1916-м, за год до революции. Смотрю 1959-й - раскрутка ленинградских "брэндов" в полном разгаре. Да и хрущевский Биржевой мост выполнили в начале 1960-х, несмотря на тогдашнюю патологическую любовь к экономии, в классическом стиле Дворцового моста. Явно не просто так, а чтобы дополнить символику.
После 1914-го - революция, затем Гражданская, упадок и обезлюдение, и только примерно в 1924-25-м - возвращение к нормальной жизни, начало новых строек и т.п. Следовательно, эти знаменитые "брэнды" Ленинград получил где-то между 1925 и 1959-м годами, в советское время.
* * *
Возникает два резонных вопроса:
1) Когда стали раскручивать "белые ночи" как туристический символ города? А "разводные мосты"? И - вместе ли или в разное время?
2) Кому конкретно пришла в голову такая гениальная мысль, к настоящему моменту укоренившаяся в головах так железобетонно, как будто бы Питер всегда был с такими символами?


Принимаются ваши версии, насчёт этой исторической загадки. Желательно чем-то аргументированные, а не просто голословные с потолка. Что скажете? Есть мысли?
Уссурийский тигр

Алеет рельсовый Восток

Где-то с пару месяцев назад, 28 января, я сказал вам, дорогие друзиа, что доля Азии в этом журнале будет увеличиваться, а доля Европы (кроме Восточной) - сокращаться до незначительной. Перестройка шла постепенно и незаметно: сперва тут появились регулярные материалы о Китае, затем - три "тигровых" юзерпика (спокойный, задумчивый, рычащий), потом проведены опросы о восприятии терминов "Европа" и "Азия". Ненадолго появлялась реклама; я стал обзаводиться актуальной картографией с подробной информацией, а также гораздо глубже вникать в китайскую проблематику - и не только транспортную.

Так вот, разовью эту мысль далее: в ближайшие полгода в этом журнале азиатских (китайских) постов о городах и весях, разных поездах и просто повседневной тамошней жизни будет не просто много, а много. Предупреждаю честно и заранее, так как далеко не всем нравится азиатчина, а тем более в таких дозах.

автор фото - Влад Никитенко ака vlad_hunrider

Причина довольно проста - в ночь с завтра на послезавтра начинается Первая Китайская экспедиция, с условным объединяющим названием "Рельсовая Поднебесная" и девизом "алеет рельсовый Восток". "Первая" - потому, что (возможно), будут и ещё - я обзавёлся многоразовой годовой визой. Нас (а потом и вас, конечно же!) ждёт рельсовая Поднебесная, во всех её контрастах - от высокоскоростных поездов по самым новым выделенным трассам, до самых простых и обычных медленных поездов в Маньчжурии и Шэньси.

Как идёт посадка на поезда? Какова доля "крутых" поездов и интенсивность движения на трассах? Какие особенности у китайских передвижений? Чем поят и кормят в тамошних поездах? Из чего придётся пить чай в вагоне? Какие обязанности у проводника и чем они отличаются от русской "проводниковой" традиции? Как выглядит густонаселённая китайская равнина и великие реки Китая с окна вагона? А индустриальная Маньчжурия? А нижнее течение Янцзы? Что осталось из соооружений от русских строителей в Харбине и Порт-Артуре? На все эти, и подобные им многочисленные вопросы мы и постараемся ответить.
Кроме того, будет посещена и самая крайняя точка русского железнодорожного проникновения на Восток - Порт-Артурский вокзал, который совершенно удивительным образом выжил и уцелел во всех войнах и катаклизмах XX века - от Русско-японской войны до Великой Пролетарской Культурной революции товарища Мао.

В мире есть три великих железнодорожных системы - американская (№1), самая большая по протяжённости и медленно умирающая уже больше полувека; русско-имперско-советская (№2), стабилизированная сейчас в развитии, но с отколотыми в конце XX века немалыми деградирующими кусками; и китайская (№3) - наименее протяжённая из всех трёх, но бурно развивающаяся и имеющая все шансы обогнать систему №2 по масштабу уже через лет этак через десять. Она и сейчас уже вплотную приблизилась ко второй по протяжённости, а по части показателей её обошла. Так вот - наша экспедиция будет посвящена изучению "на собственной шкуре" именно этой, третьей мировой ж/д системы.

Collapse )
Серж строгий

Вертинский в Шанхае

Кстати, други, такой вопрос, по Шанхаю.
Нигде не смог найти конкретной инфы про то, где же в Шанхае жил А. Вертинский. Искал-искал - пишут одну неконкретную лирику, или названия ночных клубов, где он там пел, а вот конкретики с адресом-то и нету. А ведь он там восемь лет провёл (1935-43), это очень немало. Хотел бы посмотреть это место (дом), если оно сохранилось там.
Может быть, кто-нибудь в курсе его точного шанхайского адреса?
Кортес

Дом Бандеры в Мюнхене

Мой приятель из столицы (не представленный в жж и соцсетях) буквально на днях был в Мюнхене и дошёл до дома, где 15.10.1959 уничтожили в результате спецоперации Степана Бандеру. Оказалось, он проживал в 1950-е совсем недалеко от Дома Партии НСДАП и Кёнигсплац, о которой я когда-то писал, в цикле 2009 г. Der totalitäre Ring: часть 45. Баварские Афины и осколки Третьего Рейха. Я тогда до этого места не добрался.
Адрес - Kreittmayrstraße, 7 - буквально с километр идти, не больше.

В общем, он прислал немного фото, которые я тут и выкладываю, для любителей истории XX века.


Collapse )
Красная Звезда

Парад на 70-летие Победы. Отказники и приезжанты

До Парада Победы 9 мая осталось совсем немного - чуть больше месяца, и сейчас СМИ начали следить за лидерами стран, кто приедет в Москву на парад, а кто нет. Во времена СССР на присутствие/отсутствие других стран на параде внимания особо не обращали и значения не придавали. Парады 9 мая в Союзе проводились только в юбилейные годы - начиная с 1965 г. - и не каждогодично.

С 1995 г., когда ельцинская Россия пользовалась поощрением и поддержкой западного блока, неуклонно продвигаясь к демократизации и сокращению своего реального влияния, была заложена новая традиция: в юбилейные годы на Парад Победы стали приезжать лидеры других стран. В частности, в 1995 и 2005 гг. в Москве на параде присутствовали президенты САСШ и другие мировые лидеры (про разбор парадов 1995 и 2005 я писал подробно).

В. Путин и Дж. Буш на параде 9 мая 2005
Великобритании не было, Ширак в кадр не попал


С момента увеличения влияния РФ и втягивания её в конфликты на периферии экс-СССР за наследство бывшего Союза эта традиция раннего постсоветского мира, как я понимаю, безвозвратно уходит в прошлое. Лидеры англосаксонского блока, а также их наиболее верные сателлиты - вроде Польши и стран Балтии, демонстративно отказываются сейчас от старой ельцинской традиции. Москва становится для них нерукопожатной. Зато существенно усиливается роль азиатской и неанглосаксонской компоненты - на парад демонстративно приедут китайцы, индийцы - и даже, возможно загадочный молодой Ким из Пхеньяна.

Чтобы понять текущий расклад, я составил для удобства таблицу (см. под катом).
Добавляйте или уточняйте сведения, которые я пропустил - в комменты, я буду править и у нас получится в итоге правильная таблица :)

Collapse )
Серж флот

Балтийский завод: история и география

Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.

Балтийский завод. На главной проходной

Завод был основан в 1856 году (т.е. 160 лет назад) петербургским купцом М. Карром и инженером-механиком парохода «Невка» М. Л. Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.

В 1874 году предприятие становится собственностью английского акционерного общества, а в 1877 году преобразуется в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество, избавляясь от "английского" шлейфа. В 1894 году выкупается в собственность казны в лице морского министерства и тогда уже становится гигантом судостроения, получая крупномасштабные госзаказы. Балтийский завод первым среди своих коллег по производству приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы).

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:

Collapse )
паровоз П-36

Виды от Вязьмы до Минска (видео)

Видеоприложение к части XLVI. Путь от Вязьмы до Минска "Европы по диагонали". Виды из окна поезда от Вязьмы до Минска - в основном станции при отправлении, но есть немного и перегонов. В кадр попало даже минское метро - в конце, на 6:10. Поскольку ролик на 6 с лишком минут, то наолжил музыку, чтобы не было скучно смотреть. По территории России - одна мелодия, по Беларуси - другая.



Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Канал periskopspb на YouTube
паровоз П-36

Создание Путеводителя по Транссибу


Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с сайтом Transsib.ru (об этом ниже). Поэтому тут сейчас в основном проходные, или новостные посты, которые не требуют от меня нескольких часов подготовки и делаются быстро.

Дело в том, что когда я стал переделывать сайт в новую оболочку, поставил его на временный домен и влил туда несколько сот страниц - обнаружил, что и контент у него сильно устарел. Тема специфическая, узкая, особо глубоко в неё никто не лезет - все просто переписывают с него (и потом друг у друга) сведения и цифры. Приправил пафосом, добавил героев - вот и готов типовой текст про Транссибирскую магистраль. Но для основного сайта по теме так всё-таки не годится. Так что я решил заново освежить тему, стал появляться в научно-технической библиотеке Окт.ж.д. и уточнять там по доступному массиву фактологию. Стал смотреть литературу разного профиля, выискал и иностранные издания по теме и с изумлением обнаружил, что путеводителя именно по Транссибу (а не по его городам-остановкам!) не существует в природе. Вообще.

Collapse )
Ворота в Азию

Вятские - ребята хватские

Товарищи, буду вскоре пару дней в Кирове (Вятке), по делам подготовки транссибирского путеводителя. Проезжал его полсотни раз поездом, но ни разу не посещал с остановкой, так сложилось.
Подскажите, что интересного в самом городе, на что обратить внимание. Какие там местные фишки.
Где оптимально питаться, чтобы вкусно и недорого.

паровоз П-36

Линейка уральских "Ласточек" расширяется

Линейка отечественных "Ласточек" с этого года расширяется на мультисистемные (а то до этого они были только германские, а Верх. Пышма выпускала только эл/поезда постоянного тока). Причем будут обе модификации, и пригородная и дальняя-премиум:

[...] Завод «Уральские локомотивы» планирует выпустить мультисистемные электропоезда «Ласточка» для сообщения на расстояния до 350 км в 2018 году, до 700 км – в 2019 году, сообщил первый заместитель генерального директора завода «Уральские локомотивы» по технической политике Виталий Брексон на заседании открытого научно-технического совета завода. Об этом говорится в материале Центра общественных связей Группы «Синара».

Брексон отметил, что с учетом повышения мобильности населения перспективными для «Ласточек» являются как внутрирегиональные, так и межрегиональные перевозки на расстояния от 200 до 1500 км с большим пассажиропотоком. В частности, рассматривается возможность организации маршрутов от Екатеринбурга до Перми, Тюмени и Кургана, а также от Челябинска до Магнитогорска и Уфы. В 2018 году для увеличения пассажиропотока на Московском центральном кольце будет представлен семивагонный поезд. Сейчас на МЦК курсируют пятивагонные составы.


Так что и полигон "Ласточек" будет расширяться дальше.
Думаю, вскоре дойдёт дело и до Новосибирска с Челябинском.
Интересно, когда дозреют до выпуска дизельной версии? (а она у немцев тоже есть)
Уссурийский тигр

Начало стройки вторых путей Восточного участка БАМа

Сегодня с утра звонят издания по поводу свежей новости про БАМ, дал уже два комментария по поводу.
Суть в том, что сегодня МО РФ объявило о начале масшабной стройки вторых путей Восточного участка БАМа на протяженном участке Улак - Февральск и на эту 340-километровую линию собираются вывести все 10 бригад железнодорожных войск. Как и в советское время - тогда участок восточней Тынды тоже строили ЖДВ.

Что сказать по поводу? Я вполне понимаю, что для некоторых наших сограждан (а может, и для большинства из них) новость покажется неожиданной и даже глупой. В самом деле, зачем гнать туда двадцать тысяч войск и вбухивать в эту стылую дальнюю землю многие десятки миллиардов, которые можно было бы раздать страдающим беременным пенсионерам и восстановить троллейбусные линии везде, где они демонтированы? Что за очередная блажь путинистов?

Но для тех, кто крутится в транспортной отрасли и смежных сферах - это уже давно назревшая острая необходимость. Судите сами. В 2003 году грузооборот портов Дальнего Востока составлял 62 миллиона тонн в год. В 2020-м - более 220 миллионов тонн (!), то есть рост почти в 4 раза. Причём даже пандемия не затормозила этот процесс - в 2020 году по дальневосточным портам всё равно был прирост, и кластер Находка/Восточный достиг 100-миллионного рубежа грузооборота. Ванино перевалило за 30 млн., и этот процесс продолжается.

Западный портал второго Байкальского (Даванского) тоннеля

Collapse )
паровоз П-36

Классический сюжет "прибытие поезда" (видео)

Классический сюжет "прибытие поезда". В этот раз - под паровозом П36 на станцию Лом. Тот самый сюжет, где локомотив на подьеме открыл все клапана и выпускает пар изо всех отверстий :) Ролик небольшой, меньше минуты. Приятного просмотра!



Телеграм-канал "Креозот и титан" https://t.me/yakuteplovoz
Телеграм-канал "Минутка транспортного искусства" https://t.me/minutkatrans
Поддержать блог:
Карта Сбербанка: 5469 5500 3789 5866
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410 0113 2778 7622