On this day in journal — July 23rd

Уссурийский тигр

Строим Читу!

В связи с временной неработосопособностью домашнего компа я пока не способен на создание больших фотоочерков по Восточно-азиатской поездке. Однако, чтобы все-таки потихоньку начать «разгружать» мой фотоархив, буду пока ставить фрагментарные наблюдения и впечатления оттуда.
И первый мой фотопост – про тех безымянных героев, что строят сейчас города на восточных форпостах нашей Родины. Он посвящается всем моим дражайшим френдам с европейским мышлением, а таковых у меня довольно много, судя по ленте. Буду нескромно вносить некоторые отклонения в их стройную картину Мироздания :)

Так кто же эти герои, спросите вы?

Итак... Подумаем немного, вспомним логику, экономику и недавнюю историю...

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Забайкальский закат

Меня на днях спросили, «а что – правда, что в Чите построили большой храм у вокзала?».
Правда. Причем на месте ведомственного стадиона; и храм - вполне красивый.
На снимке под катом вы его можете посмотреть, в зареве забайкальского заката.
Снимок совершенно случайный, сделан практически «с коленки» вечером 28 июня, когда мы с моим другом и коллегой по этой поездке Бодо Тонсом обсуждали планы на следующий день. Сорри за густые сплетенья троллейбусных проводов. Но не снять такой шикарный закат я просто не мог!

Collapse )
Серж флот

Большая Нева от Адмиралтейства до впадения Пряжки

Ну что, хорошо отдохнули от Питера? :)
Мораторий кончился, теперь я снова к вам с ним пришёл ;)

В сегодняшнем альбоме (весьма большом) – прогулка по Большой Неве, которую я анонсировал не так давно. Ценителям «красивостей» его смотреть бесполезно: тут будет много кораблей, посудин, доков, портовых кранов и верфей. Ну и конечно, много труженицы-Невы. А берега не парадные – рабочие.
Не секрет, что гости Питера об этой ипостаси города практически не догадываются, гуляя по парадным местам; однако не менее четверти береговой территории Северной Пальмиры так или иначе работают на море. Это и Канонерка, и Балтзавод, Северные и Адмиралтейские верфи, много гаваней Морпорта, почти весь Гутуевский остров, куски Васильевского и Петровского... в общем, много.

Collapse )
Уссурийский тигр

Экстремальной жары не пережила. RIP, 2003-2010

Башню мира окончательно разберут в течение ближайших суток.

«Мы демонтируем металлические конструкции и элементы постамента, - сообщили корреспонденту «Фонтанки» в ГУП «Ленсвет». - Потом увезем их на свою базу для экспертизы. Будем выяснять причины образования многочисленных трещин». Дальнейшая судьба Башни пока неизвестна. Этот вопрос, как поясняют в Ленсвете, будет решаться.
Демонтаж остекления Башни мира начался сегодня ночью — с сооружения были полностью убраны все стекла, как потрескавшиеся, так и целые.


Спасибо тебе, дорогая жара. Обратно со склада конструкции можно не доставать: без них намного лучше. Ну или подарить их обратно, славному городу Парижу :-)
Уссурийский тигр

Анти-вафли и свидомый йогурт

В начале этого года я рассказывал про белорусский "Артек", почти точную копию аутентичного советского вкуса - факт, изрядно меня тогда удививший. А то я думал, что этот вкус ушёл в историю. По иронии судьбы, всего лишь через 4 месяца, в следующей поездке по просторам СНГ, я встретил и вкусового антипода - анти-вафли "Артек", которые реально невозможно есть. Название формально одно (традиционный советский "бренд"), наполнение - принципиально разное.

Collapse )
подлодка у пирса

Вторая волна


Я думал, большая жара отступила, но нет. Вчера пошла вторая волна. В принципе, конечно, дневной жар можно и потерпеть, но два смежных обстоятельства достают: а) почти полный штиль, отсутствие дуновения ветерка, и б) жаркие ночи. Пункт б) напрягает особенно сильно. Если в полночь +29, то как отдохнешь?
Тут мне южане (с Волгограда) недавно выговаривали, что вот типа, хлюпики и нытики. Нет, не в этом дело: просто условный "юг" заведомо и заранее знает, что будет продолжительный жаркий период, за тридцать в тени. Он гораздо более приспособлен - как по оборудованию жилищ, так и по элементарной многолетней адаптации людей в таком климате. Даже архитектура на юге часто это учитывает. Я помню, во время поездок замечал много таких деталей - и по астраханским, и по критским, и по волгоградским реалиям. А условный "север" - от такого воздействия не защищён и люди, в большинстве своём, соответственно, не адаптированы. Ну и конечно, "плюс" повышенная влажность. Сухая казахская жара - это совсем иное состояние.
Посему, мне сильная жара тут не нравится. Даже так: крайне напрягает.
разговоры

Небесный ахтунг

Кто-то в Небесной Канцелярии опять крупно ошибся и попутал нас то ли с Ташкентом, то ли с Астраханью. Уже четвертый день подряд.
Эй, ребята, там, наверху! Не мучайте наш тундровый и болотный приполярный городок! Рубильник, рубильник желтенький переключите обратно! Пусть Геленджики с Одессами так греются!
Подходящая к настроению картинка:
Уссурийский тигр

Двухэтажный поезд в Ростове

К вопросу о двухэтажных поездах: вчера уже поздно вечером прислали ссылочку на свежее видео, где длиннейший состав из 2-этажек под ЭП1М прибывает на вокзал Ростова-на-Дону. 4 минуты. Поезд тестовый, ещё без пассажиров. А что такой длинный - то явно заточен на пиковые периоды, когда на Юг ломится основная масса страждущих. Наверное, будет брать на борт раза в полтора больше, чем стандартный поезд.



Уссурийский тигр

Рельсовый мир Поднебесной. X - Большой Сунгарийский мост

Из интересных памятников русского наследия в Харбине можно выделить километровый Большой Сунгарийский мост КВЖД, овеянный романтическими легендами. В отличие от не менее легендарного квжд-шного вокзала, он сохранился. Построили его аккурат к восстанию ихэтуаней, в мае 1900 г., так что он ещё в самом младенчестве пережил эпопею обороны. Но и затем, пока Харбин не разросся, его беспокоили хунхузы - поэтому он всегда рассматривался как один из важнейших объектов охраны линии Китайско-Восточной ж.д. Китайцы его называют мост Биньчжоу. Введен в эксплуатацию в 1901-м, а в 1962-64 гг., полвека назад, пережил единственную в своей истории реконструкцию, немного видоизменившую виды пролётов моста.
Сейчас этому мосту осталось немного жизни, так как рядом строится большой двухярусный мост (ж/д и авто-), после чего, видимо, русский мост будет предположительно разобран, проработав на полную загрузку 115 лет подряд.
Так что давайте его посмотрим в разных ракурсах.

Большой Сунгарийский мост на фоне высотных новостроек Харбина

Collapse )
Тигр задумчивый

Летнему времени каюк...

Осенью, друзиа, навсегда распрощаемся с летним временем. Если точней - 26 октября. Всё, после двухлетних раздумий и колебаний его пришибли всё-таки.
Плачьте, совы - у нас украли час светлого времени в пользу жаворонков.
Жаль. Это была единственная медведевская новация, которая меня устраивала.
Будет теперь темнеть зимой в три часа дня :(((

С другой стороны, также полностью и до конца уничтожены медведевские реформы в области поясного времени. Снова воскрешён "самарско-удмуртский" часовой пояс +1 мск. Только теперь его почему-то назвали "пермским" - при том, что раньше Пермь всегда была в одном поясе +2 с Ёбургом. Её изящно передвинули к Самаре и Ижевску. В этот же пояс вольются Уфа и Оренбург.

Единственно, поздравлю Камчатку - она не отодвигается назад вместе со всеми, а остаётся в своём праве. Опять будет привычная разница с Москвой +9. И чем чёрт не шутит, может быть, на "Маяк" снова вернётся в три часа дня легендарное "...в Петропавловске-Камчатском полночь!".

UPD. Вот прямая ссылка на принятый закон. Оренбург и Пермь остались в +2, так что все претензии к ленте.ру. Не зря мне показалось странным про Пермь. Это оказались просто журналюжные бредни.
Ворота в Азию

Передача военной техники из Крыма на Украину

На днях в посте "Персоналии с той стороны" я отметил как странный и абсурдный процесс передачи тяжёлых вооружений от России к Украине, из капитулировавших на полуострове в течение марта частей ВСУ. Он был объявлен публично 28 марта, а длился с апреля по начало июля (!). В то время, как в июне украинцы уже лупили по славянско-краматорской агломерации "Градами" и тяжёлыми калибрами, из Крыма на материк преспокойно ещё шли эшелоны с вывозимой техникой. Официально процесс был приостановлен только 5 июля.

Церемония присвоения генеральских званий 28 марта 2014,
на которой и было объявлено о передаче техники Украине


Так вот, у Девола появился по этому вопросу большой пост, с фактологией. Почитайте. У автора весьма специфическая лексика, тем не менее лучше не цепляться к ней, а вчитаться в смысл. Это действительно был странный процесс:

"Количество вооружения и военной техники, вывезенной из Крыма, составляет более двух тысяч единиц. В частности, авиационной техники — 75 единиц, кораблей — 32 единицы, автомобильной техники — 1341 единица, ракетно-артиллерийского вооружения 120 единиц, бронетехники — 121 единица, техники связи — 201 единица, техника оперативного обеспечения — 302 единицы, техники тыла — 400 единиц. Стоимость уже выведенного имущества и военной техники превышает 1 миллиард долларов", — говорится в сообщении.

Как подчеркнул Сергей Меняйло, Россия четко выполняла взятые на себя обязательства. "Российские буксиры выводили суда согласно графику, ремонтные бригады украинских специалистов разбирали самолеты, им никто не чинил препятствий, оказывалась посильная помощь. Все украинские суда и корабли передавались в том состоянии, в котором их оставили", - отметил глава города.


Техника потом, разумеется, пошла на ремзаводы, которых осталось на Украине, как наследие СССР, достаточно много. Далее догадайтесь сами, куда она пошла после восстановления и ремонта. При этом, украинские СМИ всё это время истерично орали, что "Россия ведёт войну против нас!". И в это же время бригады украинских специалистов преспокойно приезжают в Крым, разбирают военную технику, комплектуют отправки и сопровождают эшелоны обратно, через Перекоп в Неньку. Затем - ремзаводы, затем зона АТО.

* * *
Так какая же была истинная мотивация этого процесса?
Почему гнали сразу, почему нельзя было подождать хотя бы до завершения бойни на Донбассе?
У кого есть какие версии? Как это объяснить?
МПС СССР

Два раза на одни грабли

Много читаю сейчас по транспортным сообщениям в Великой Отечественной, есть задумка ближе к осени сделать цикл статей по аналогии с транспортом в Первой Мировой.

Так вот, наткнулся на любопытный факт, который затем сильно и негативно повлиял на способность РККА вести операции в июле-августе 1941-го. Оказывается, присоединённые к СССР в 1939-40 гг. территории (Западная Белоруссия, Западная Украина, Северная Буковина, Прибалтика) перешили на широкую "русскую" колею 1524 мм только... в апреле-мае 1941-го, включая даже главный московско-варшавский ход через Минск - Брест. И то - частично, не полностью.

То есть, получается, к 22 июня 1941 в тех районах сохранялся пёстрый зоопарк разноколейных линий: подводящие к границе за 2 месяца до начала войны стали ширококолейными "союзными" (Негорелое - Брест, Двинск - Вильно - Гродно - Белосток, Здолбуново - Львов - Перемышль), а часть рокадных и второстепенные по-прежнему оставались "европейскими", на 1435 мм.

Исключением были а) Эстония, б) частично Латвия, которые в лимитрофном состоянии 1919-40 гг. сохраняли у себя широкую колею, оставшуюся ещё от царя, в) Бессарабия, перешитая на широкую колею сразу, в конце лета 1940 г.
Литва у себя всё перешила на 1435 мм до войны, Польша и Румыния- тоже.

Вот тут я пометил красными отчерками границу колей 1435 и 1524 мм, к концу 1939.

Задробил немедленную перешивку после присоединения в 1939-40 г. нарком путей сообщения Л.М. Каганович, ссылаясь на то, что нам от панской Польши, боярской Румынии и лимитрофов достался огромный парк подвижного состава, "который надо куда-то девать и использовать". Вот что пишет его недруг и оппонент И.В. Ковалёв, занимавшийся тогда службой ВОСО:

Collapse )
паровоз П-36

Россия vs USA: грузоперевозки по ж/д

Любопытная сравнительная инфографика Россия vs USA.
Смотрите, объем и интенсивность перевозок по ж/д в России выше, а грузооборот ниже. Это потому, что американские компании гоняют свои частные вагонные парки по дальним маршрутам, и им проще гнать свой вагон далеко, чем брать в аренду чужой на месте. Что касается длины сети, то нынешняя американская цифра лукава: туда вошло множество полузаброшенных линий, по которым давно не ведётся движение. Реально там протяжённость "живых" линий примерно эквивалентна, где-то между 80 и 100 тыс. км. Но шаблон, который гласит, что в Штатах ж/д маргинальны и "ничего не значат", к грузоперевозкам не относится.

(Инфографика ИПЕМ)

PS. По современным американским грузовым перевозкам у меня аж две переводных статьи в загашнике, просто времени не хватает обработать и выложить.
Петербург

В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

В ночь на 9 июля я побывал в очень необычном месте - в чреве Троицкого моста и осмотрел все его внутренности, плюс поприсутствовал у пульта управления на петербургском таинстве разводки моста. Кроме того, совершенно случайным образом получил, наконец, ключ к мучившей меня уже 15 лет загадке - когда и почему возник образ "Города-на-Неве с белыми ночами и разводными мостами"? И когда он прочно укрепился как цельный туристический бренд для внешнего мира - до войны, после войны? Что мешало ему возникнуть раньше? И что удивительно - ключ к разгадке я получил не от искусствоведов, краеведов или историков (хотя им этот вопрос я задавал неоднократно, но получал туманные и не очень конкретные ответы), а от старшего мастера разводного моста :)


Впрочем, давайте посмотрим там всё по порядку, как оно устроено.
И в конце будет рассказ про ключ к ответу на эту историческую загадку.

Collapse )
Тигр задумчивый

Пополнение виртуальной "Сталинианы": сайт ostaline.su

В Сети - пополнение виртуальной сталинианы, запущен новый сайт "О Сталине" (ostaline.su).
Меня привлек подход к форме структурирования контента: два меню - собственно о Сталине (первоисточники, артефакты) и современный контекст вокруг исторической фигуры (публицистика, статьи). Грамотно. Если структуру хорошо наполнить, получится мощный и разносторонний источник информации.


Collapse )
Петербург

Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

Если обозревать все большие мосты в Питере, то среди них есть два наиболее необычных.
Первый - Троицкий. Наследие давней дружбы с Францией и воплощение изящества; мост-совершенство, открытый всем ветрам. Когда едёшь по нему, то перед тобою открываются картиночные виды в обе стороны. Возможно, он в видовом плане расположен выгоднее всех своих собратьев. Налево - виды на Стрелку ВО, на Заячий остров с Петропавловской крепостью, на Зимний и далёкие краны Большого порта. Направо - устье Фонтанки, "Аврора" с Петроградской набережной, Литейный мост и обширная гладь акватории перед ним. Но его я уже развёл 9 июля 2016 года.

Второй - Большеохтинский, или Петра Великого. Во многом он противоположность Троицкому. Если первый открыт во все стороны и пространственно вольготен, то второй - металлическая ажурная "труба", которая ревниво охраняет своё пространство. Кажется, что вольный питерский воздух со стороны Смольного туда заходит для того, чтобы запутаться во всех этих рационально-равномерных сегментах металла и испуганно выскочить раздробленными кусочками в рабочих окраинах Охты. Впечатление довершают две мрачных высоких башни "рыцарского" вида посреди моста, которые сторожат прохождение воздуха и не дают ему особо вольничать. С видами тут тоже построже: правый берег - производственно-жилая Охта, левый - рабочие пространства Синопской набережной и только к северу вид скрашивает красавец Смольный собор.

Когда-то, в далёком 1988 году во время моего второго визита в Ленинград, я совершенно случайно увидел этот харизматический мост в ходе поездок по городу и страшно поразился тому, что он не был нигде описан в тогдашних стандартных путеводителях. Нет, про него (наверное) писали в более подробных фолиантах, но в обычном атласе "СПб для туриста" не было ни одной картинки! А ведь он, возможно, самый красивый из всех... С тех пор во мне поселилось желание хоть когда-нибудь подняться на эти "рыцарские" башенки и увидеть своими глазами виды оттуда. И вот, в ночь с 8 на 9 июля моя мечта осуществилась: я оказался в самом чреве этого моста и принял участие в его разводке. Было вопросом принципа туда попасть, в рамках проекта spbblog и "Мостотреста" СПб - и это, к счастию, удалось.


Collapse )
Петербург

Красносельско-Калининская линия метро: что делается?

Отгремел мундиаль, пора и про следующую линию метро рассказать - там как раз массированно разворачиваются работы.
Про стройку НВЛ с "Беговой" и "Новокрестовской я уже рассказывал (про готовые станции - тут), про Фрунзенский радиус - тоже; а теперь - про совершенно новую, Красносельско-Калининскую линию (шестую по счёту в петербургском метро). Рассмотрим, что там сейчас делается - после того, как работы на НВЛ завершены.

На строительстве Калининско-Красносельской линии

Вообще, это первая линия, которая пройдёт не через самый исторический центр - она пройдёт восточным краем центра и устанавит новые связи с другими линиями метро по касательной, тем самым существенно разгружая центральные станции. Сразу 3 станции будут пересадочными: «Путиловская» - "Кировский завод" (красная линия), "Черниговская" - "Московские ворота" (синяя) и "Каретная" (проектное название "Обводный канал-2") - "Обводный канал" (фиолетовая). Но первый пусковой участок - пока две станции: это "Путиловская" у Кировского завода с переходом на красную линию и уход на густонаселенные районы Юго-Запада - к "Казаковской" (новое название «Юго-Западная»). И несмотря на скромный километраж, всё-таки это совершенно новая линия, а не продолжение существующих. Кроме того, линия запроектирована традиционным для Петербурга глубоким заложением. Именно поэтому приходится выполнять полный комплекс работ по пробивке стволов разного назначения, обустраивать руддворы, монтажную и демонтажную камеру, смонтировать проходческий щит и т.п.
Но для начала - схемы, что где находится.

Collapse )
разговоры

Комментарии на Дзене

На моём канале "Перископ" на Я-Дзене открыли комменты.
Видимо, после достижения порога в 2000 подписчиков или уж не знаю почему. Люди - случайные, комменты своеобразные. Комментаторы из яндекса живут в какой-то своей параллельной Вселенной с поездами 500 км/ч и железными дорогами, которым более 200 лет... Честно, даже время тратить на ответы нет смысла :)


Ворота в Азию

Смыт мост на Транссибе, движение остановлено

Природа приподнесла грандиозный сюрприз, остановив Транссиб (!!!) на 5 суток впервые за полвека, после разрушительного наводнения на прибайкальских реках в 1971-м. Таким образом, поставлен эксперимент по значимости Транссибирской магистрали для страны. Это уже не ветка на Мурманск (которая тоже важная, но не в такой критичной степени) - инцидент буквально за пару часов вышел на президентский уровень.

"...Первую ветку Транссибирской магистрали на пострадавшем из-за сильных дождей участке планируется восстановить в течение двух с половиной суток, вторую — в течение пяти суток, сообщил президент России Владимир Путин в ходе оперативного совещания с членами Совбеза РФ."

Надо сказать огромное спасибо природе, что мост размыло не западнее станции Карымская Заб.ж.д., а восточнее. Иначе бы пострадал не только грузопоток из Дальнего Востока и отменены на 3 дня пассажирские поезда, но и контейнерные поезда из Китая в Европу с дорогостоящей электроникой, каждый из которых "стоит" более 2 млрд. руб. Но повезло, и мост размыло восточнее примыкания бывшей КВЖД из Забайкальска. Так что "китайско-европейский" путь не пострадал.


Несколько кадров с Транссиба из ТГ-канала вице-премьера Забайкальского края Андрея Гурулева.
На 3 дня отменены поезда Москва - Владивосток и Самара - Владивосток и несколько других.

Collapse )