От Куэнги мы поехали веткой вдоль Шилки – тупиковым концом старой Забайкальской железной дороги образца 1900 года. Вдоль Шилки дорога идёт 52 км и заканчивается в городе Сретенске.
Красота, конечно, неописуемая – синяя река, лысые мощные сопки и скалы с одной стороны, лесистые сопки – с другой. К этому же надо прибавить и патриархальность самой ветки – небольшую скорость, отсуствие всяких цивилизационных добавок типа электрификации, линий связи и прочих ж-д сооружений, что так мешает на Транссибе (с точки зрения сьемки, конечно). Впрочем, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Смотрите.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Сегодня и завтра празднуется столетие Петербургского трамвая.
И всё бы ничего, да вот только - практически на моих глазах - трамвай был полностью уничтожен в историческом центре Питера, ограниченном Обводным и Невой, прекратил ходить почти по всем большим невским мостам, сведён с Крестовского острова. Словом, юбилей выходит несколько двусмысленный. Хотя кому-то уничтожение трамвая – это большой прогресс.
Убыл в имперский город Нюрнберг, а затем и далее, в славную столицу Двуединой Монархии. Всем пока, не теряйте. Почту иногда по возможности почитывать буду, но быстрых ответов не обещаю.
Сегодня - 72-я годовщина Мюнхенского сговора, который развязал руки нацистской Германии, радикально её усилил и фактически открыл дорогу Второй Мировой войне. Продолжая правильную традицию, заложенную год назад ув. lord_k, 45-ю часть "Тоталитарного кольца" я посвящаю рассмотрению мюнхенской площади Кёнигсплац (Königsplatz). Это, если так можно сказать, было мировоззренческое сердце Третьего Рейха (вместе с Фельдхеррнхалле, о котором речь пойдёт в другой части). Там находился ансамбль "баварских Афин", построенный королями в первой половине XIX века, но не только. Ещё до прихода власти нацистов (с 1930 г.) там находилась их штаб-квартира - Коричневый дом. Во второй половине 30-х годов XX века этот ансамбль был дополнен новыми зданиями-близнецами - Фюрербау ("Дом Фюрера") и Административным Зданием НСДАП, а также двумя мавзолеями "героев-мучеников движения". Оба храма почёта и Коричневый дом были снесены американцами сразу после войны, зато остальные здания не пострадали и стоят до сих пор. * * * Здание "Фюрербау" интересно ещё и тем, что именно там шли переговоры и было подписано знаменитое Мюнхенское соглашение, которое бросило Чехословакию в ненасытную пасть рейха ради его призрачного умиротворения. Так вот, всё это мы и посмотрим. В посте будут как современные (мои), так и исторические снимки, за что большое спасибо архиву "Лайф" и бундесархиву ФРГ.
Кёнигсплац. Орёл над "баварскими Афинами" смотрит в небо
Кстати, друзиа... год исполнился, как Главный Покровитель Российских Айфонов неожиданно выгнал с крыльца на мороз Знатного Пчеловода, вдохновителя Новой Москвы, другана Бори с Вовой и любителя Церетели. Скажите, дорогие москвичи, так при ком было (стало) лучше в столице - при Знатном Пчеловоде или при мансийском выходце с болотистых приобских равнин? Как считаете? Что-то поменялось в городе? Интересует, конечно, не высокая политика, а повседневное ощущение.
По сообщению из Вильнюса: за восемь месяцев этого года численность населения Литвы сократилась на 19,3 тыс и составила на начало сентября 2 млн 988 тысяч. Как сообщает в пятницу агентство Эльта, причинами сокращения стали отрицательное нетто международной миграции /больше людей эмигрировало, чем иммигрировало/ и отрицательный естественный прирост населения /число умерших превысило число родившихся/, сообщил департамент статистики Литвы, ссылаясь на данные всеобщей переписи населения в 2011 году. В январе-августе с.г. отрицательная международная нетто-миграция составила 78 проц. общего сокращения населения, а отрицательная естественная смена населения -- 22 проц. [...]
Процесс, конечно, уже вполне известный - обезлюживание Прибалтики; я писал о нём в начале года в посте "Население Риги и Латвии". И тем не менее, показательно, что Литва перешагнула назад знаковую цифру населения в 3 миллиона человек. То есть, фактически она откатилась на 45 лет назад и сейчас находится на уровне 1966-1967 гг. И это устойчивый тренд, который позволяет предположить, что не за горами и цифры переписи 1959 года, а затем и 1945-го. Причём, безо всякой войны, мирно и с танцами :-) Вот небольшой график, который всё это иллюстрирует наглядно. Хорошо видно, что после вступления в ЕС процесс обезлюживания ускорился. Думаю, остальные комментарии тут излишни - все зависимости и так видны очень ярко. Смотрите сами.
PS. Впрочем, может быть, что быстрое сокращение населения Прибалтики - дело положительное, потому что 1) позволяет заметно повысить статистику на душу населения у этих стран; 2) является отсроченным подарком для некоторых соседних стран - в какой-то момент обескровленный балтийский плод может просто упасть в их руки, в результате торга с другими мощными державами.
Увидел у френда kaiser_w вот такой эпический тепловозный ролик:
Это 2011 г., перегон Койра-Шиверы. Снимал путеец. Вопрос: что там у него случилось, что бьёт такой огонь из выхлопных сопел? Видел тепловозы мильоны раз, но такого никогда не приходилось наблюдать.
Ролик о казанском метро (лаконичный, полторы минуты). Прибытие метропоезда на станцию Аметьево, вход в вагон, обьявления на трёх языках. Можете посмотреть технику, вагон изнутри, пассажиров, надписи на стекле, схему линии. Ставлю в качестве предисловия к будущему рассказу о тамошнем метро. Сам рассказ, скорей всего, будет готов и выложен в понедельник.
Спрашивали в комментах про аудиторию пекинского поезда - кто там ездит? Получается так: примерно 15-20% - иностранцы, поровну китайцев и западников. Китайцев меньше, чем я думал, видимо они больше ездят на своем через Монголию. Однако 80% или около того - российские граждане, разношерстные. Торгашей-челночников нет, цена их эффективно фильтрует. А так - разные, есть даже дипломаты (в СВ). Примерно половина едет по России - до Иркутска, Красноярска, Читы и т.п. Им продают обычные билеты, не купонные книжки.
Заполнены вагоны где-то на 60%-70%, в нашем вагоне, скажем, только 2 купе под завязку (вчетвером), в одном трое, остальные едут в режиме СВ - в т.ч. и я, то есть заняты только нижние. Сам поезд по уровню сервиса однозначно ниже старого "Байкала", который я подробно описывал в 2011 году. Подробней потом напишу, при полноценных постах.
Соседний с нами вагон (8-й) - пхеньянский. Вот блогосфера любит на северокорейцами стебаться, хлебом не корми. Я сходил, посмотрел - люди как люди, только со значочками на пиджаках. Кстати, стали практиковать двойные лики на значке - Ким-старший+Ким-младший (Ир).
Мегафонной планшетной связью, кстати, вполне доволен, нравится больше мтсовской.
Вечером прибыли в Пермь-2. Холодно, свежо. Темно, както пермские свет экономят, явно. Я вышел на перрон, пошел к голове состава - как раз прицепляли "чебурашку". Вытащил Никон, заснять. Машинист на меня смотрит строго, но не наезжает.
Интересная и насыщенная колоритными снимками публикация от mike_nov - Высокоскоростные ж/д Испании. Рекомендую к ознакомлению любителям транспорта.
Испанский "Сапсан" бежит по линии с правильной скоростью
Вообще, удивительно, но эта страна недавно вышла на второе место в мире по суммарной длине ВСМ, обогнав Францию (4-е место) и Японию (сейчас 3-е место). И задел на достройку новых линий у неё больше всех остальных в мире - кроме, конечно, гигантской сети Китая, у которого в этой сфере нет никаких конкурентов. Признаюсь, что мало знал об этой сети, где иберийские "Сапсаны" бегают с правильной скоростью для этих поездов - но теперь тоже подумываю её как-нибудь проездить. Меня от Испании отпугивает тамошняя дикая жара, но наверное в период с октября по апрель можно попробовать.
Из текста автора:
[...] В принципе, Испания страна относительно небольшая. С самого юга, до самого севера чуть больше 1000 км. по автомобильным дорогам. Но горы и плоскогорья составляют около 90 процентов её территории. Это сильно усложняет перемещения по стране. На этом фоне крупнейшая в Европе сеть высокоскоростных железных дорог выглядит очень убедительно. К моему удивлению испанцы в этом вопросе обогнали даже французов. На июнь 2013 года в Испании было 3100 км. высокоскоростных линий. При этом, первая высокоскоростная линия была открыта относительно недавно, в 1992 году.
[...] В начале 2013 года открылась линия Барселона — Жерона — Фигерас. И, что стало для меня сюрпризом, совсем недавно открыли участок с тоннелем в Пиренеях, соединив сеть высокоскоростных железных дорог Испании с французским городом Перпиньян. Правда тут пока отстают французы, от Авиньона до Перпиньяна высокоскоростной железной дороги пока нет. Французы планируют полностью открыть LGV Méditerranée в 2020 году. Тогда сети высокоскоростных железных дорог Франции и Испании будут соединены. Сейчас время в пути от Парижа до Барселоны составляет около 6 часов и больше половины этого времени уходит на нескоростной участок от Авиньона до Перпиньяна, а это всего ~220-230 км.
* * * На фоне скромной незаметной Испании, "страдающей от экономического кризиса", как-то бледно и довольно позорно смотрятся высокоскоростные "успехи" России в лице РЖД, которая никак не может осилить хотя бы один полноразмерный проект ВСМ. Всё пока что тормозится на стадии "бла-бла-бла" - хотя пора бы уже прекращать вкладывать огромные нефтяные деньги в американские казначейские облигации, а начать их вкладывать в собственную внутреннюю инфраструктуру. Как это делает Испания и особенно Китай. Но у нас же, увы, дебильный кудринский монетаризм так и не изжит, и мы до сих пор ещё (в экономическом смысле) по факту живём по рецептам либерастов Девяностых :(((
18 сентября, во время стоянки "Анастасии" в Хельсинки побывал в посольстве России в Финляндии, что находится на юге центральной части города, на Tehtaankatu. Основной целью было интервью с послом, но посольские работники скрупулезно выполнили и другое обещание, дав возможность прогуляться как по посольскому саду, так и по парадным интерьерам внутри величественного сталинского здания, построенного по финским репарациям в 1952 году.
Пока беседа с послом (она получилась большая) в процессе обработки, давайте просто прогуляемся вокруг главного здания, а также немного посмотрим на интерьеры парадной зоны в его центральной части.
На прошлой неделе я рассказал вам про здание посольства России в Варшаве и его внутренние интерьеры. А теперь пора дать слово и послу, с которым у нас в начале сентября состоялась почти двухчасовая беседа, на актуальные темы российско-польских отношений и исторической политики. Пост пришлось поделить надвое (не влезает в запись), но наиболее критичные вопросы я постарался вынес в 1-ю часть и по возможности оставил полный вариант ответа.
Посол России в Польше Сергей Вадимович Андреев. Варшава, сентябрь 2015 г.
Сергей Вадимович, начнём сразу с остро-актуального. А именно, про советские воинские памятники на территории Польши. Как вопрос №1 по важности его определяют и читатели моего жж. Почему снос памятников так легко сходит с рук польским властям? Почему Россия в этом отношении инертна, не ставит вопрос на международном уровне, слабо освещает тему в медиа? И отдельно - про знаковый памятник советско-польскому фронтовому братству в Праге. Я вот вчера вечером поехал туда на правобережье [Варшавы] и его не обнаружил. Они метро достроили, а памятник не вернули.
– Польская сторона обратилась к нам с просьбой дать согласие на временный демонтаж этого памятника, и это было мотивировано тем, что так необходимо для работ по прокладке новой линии метро. На тот момент наше посольство не возражало, поскольку речь шла о том, что после завершения работ этот памятник будет возвращён на прежнее место. То есть не совсем на прежнее, но на той же площади.
И тогда, в 2011 г., было принято даже решение городского совета Варшавы, где как раз и предусматривалось, что памятник временно будет демонтирован, реставрирован и по завершении работ возвращен. Работы по строительству метро завершились в конце прошлого года, и как раз тогда активизировалась кампания (на фоне украинских событий) против того, чтобы памятник возвращать. Причём опросы свидетельствовали, что жители того района, где стоял этот памятник, в основном к памятнику относятся благожелательно. Они к нему привыкли, он красивый, хороший, он не портил вид – а наоборот, украшал площадь, но тем не менее…
К тому времени (это было известно) реставрация памятника была закончена, он должен был вернуться на Виленскую площадь - но в марте 2015-го противники возвращения памятника продавили решение о том, чтобы памятник не возвращать. Где сейчас находится памятник – нам неизвестно.
Теперь что касается нашего отношения к этому эпизоду. Я не согласен с тем, что мы пассивно за этим наблюдаем. По каждому подобному случаю мы заявляем позицию чётко и ясно. Мы возражаем против ликвидации, переноса памятников, перезахоронений – если это только не связано с какими-то действительно серьёзными причинами и если это никак не наносит ущерба памяти о советских воинах, освобождавших Польшу от гитлеровцев. Ситуация, однако, такова, что это не наша страна, это страна, где действуют свои порядки, и поэтому наши возможности влиять на реальное положение дел достаточно ограничены.
Окончание интервью с послом России в Польше С.В. Андреевым [начало тут]
- То есть оппозиция всё же существует, и противоречия есть, от них не уйти. Ещё один вопрос, читательский. От поисковиков. Они интересуются: есть ли поисковое движение в Польше на уровне государственной политики, как в России или Беларуси, или это дело энтузиастов? И второй вопрос – есть ли в практике работы посольства обращения поисковиков-поляков, когда находят останки советских солдат?
- Поисковики здесь – общественные организации, однако их деятельность поддерживается и поощряется польскими властями, им оказывается и организационное, и материальное содействие. Мы с поисковиками, которые работают по нашим воинским захоронениям, поддерживаем тесные контакты. Я уже сказал, что у нас в посольстве действует отдел по военно-мемориальной работе, подразделение МО РФ. Вот только что заметный резонанс получила такая история: из-за жары обмелело течение Вислы, обнажились части русла, и в одном месте обнажились останки нашего самолёта Пе-2, и местный музей вместе с поисковиками занялся работами на месте. Конечно, сразу же сообщили нам. В таких случаях, если удаётся найти какие-то зацепки, то обращаются к нам, а мы, соответственно, в архив Минобороны, чтобы установить - что это за самолёт, кто пилотировал, чьи останки там находятся.
– Теперь небольшой блок более коротких вопросов. Я заметил, когда я общался с нашим послом в Финляндии – очень большое различие в отношении к Польше и Финляндии. Знаете, в чём оно проявляется? По Финляндии - большое количество экономических вопросов, а здесь, как видите, в основном политические, все исторические обиды, память и прочее. Так что у меня по экономике читатели блога вопросов не задали, но от себя я хочу спросить вот что: существуют ли у России с Польшей какие-то крупные совместные проекты в области экономики?
Продолжаем про фрагментики Девяностых. Вот ещё интересный сюжет - эпическое возвращение Александра Исаича Солженицына в Россию в середине 90-х, аккурат сразу после кризиса с МММ. Летел он через Магадан (запланированно) и Хабаровск (незапланированно) на Владик, где и высадился с самолёта. Затем долго ехал до Москвы поездом, устраивая по пути на крупных станциях встречи с читателями (права на полную версию его путешествия на поезде по России была заранее куплены британской компанией BBC).
Честно говоря, я тогда на полном серьёзе рассматривал вариант слетать с Питера (Восточного) во Владик и посмотреть на мэтра. Помешали только рабочие моменты и недостаток денег. Что касается разочарования в нём и его творчестве, то оно наступило несколько позже, ближе к концу 90-х, когда я некоторое время был безработным и в открывшееся свободное время поработал с его "Архипелагом" уже вдумчиво.
Под катом - большая версия статьи от 28 мая 1994, с его прибытием в Россию. Ну и некоторые соображения по поводу его нового памятника во Владивостоке.
Первые личные опыты применения GoPro на поезде. И первый ролик с FullHD - включайте на полный экран и смотрите :) Конечно, не всё ещё идеально - особенно с углами отображения, тем не менее смотрибельно. Проблема в том, что камера без экрана, и откорректировать картинку можно только на следующей серии, после скачивания и анализа. А так, пока просунешь в эту узкую щель, пока приноровишься и выберешь нужный режим...
На ролике - пересечение Селенги на 5618 км Транссиба, красивое место. 3 минуты. Два моста, забайкальские сопки, огромные составы по 90 вагонов под ВЛ85... Вообще, Транссиб очень перегружен, по личному впечатлению. Грузовые тяжелые составы идут очень часто, несмотря на все кризисы-шмизисы. Буквально каждые 7-10 минут.
В июне у меня был пост про наше посольство на Украине - что оно стоит без государственных символов и без флага. Пост имел очень широкий резонанс и много сотен перепостов, и сам факт этой массовой волны даже удостоился упоминания на брифинге МИД РФ через пару недель. Действительно, несмотря на все "высокие" соображения - типа, "дипломатам надо работать, а есть флаг или нет - не так важно" - отсутствие госсимволов на российском Посольстве смотрелось весьма печально и даже крайне унизительно.
А позавчера мне френды сообщили, что МИД явно прислушался к этим соображениям, и без особой помпы его вернул. Так что флаг снова развевается над посольством. Только теперь не на флагштоке близ ограды - а прямо на верху фасада здания, где до него не смогут дотянуться все эти промайданные шимпанзе, гориллы и орангутанги. Вот доказательство (косвенное, но сам факт - точный адрес виден с lb.ua):
И это правильно. Даже в обезьяньем наместничестве флаг нашей страны должен присутствовать. Пока есть в нём наше Посольство.
Книг о Транссибе выходит не так уж много - тема эта не столь популярна, как военные или морские сражения. Тем не менее, создание этой магистрали, которая в XX веке фактически стала каркасом государства Российского – важная для понимания российской истории тема. Журналист Кристиан Вольмар (Christian Wolmar) написал несколько книг о железных дорогах; и вот он обратился к теме Транссиба.
Очень стильно. 1936 год, город Сиракьюз, штат NY. Обратите внимание, как полноценный поезд (этот - Mercury) идёт по линии, проложенной прямо по улице города. Как трамвай. Никаких тебе зон отчуждения, обязательных ограждений, шлагбаумов и прочего такого. Это потому, что частные компании, когда прокладывали свои линии в конце XIX - начале XX века, вполне могли договориться с муниципалитетами о более коротком и удобном прохождении "своей" линии, чем у конкурентов. Причём пересечения с линиями-конкурентами почти всегда были "глухими" (у нас, опять же, такого почти нет). Ж/д линии там не считались, как у нас, единственно "опорным" и регионообразующим видом путей сообщения - их было много, и варианты конкурировали между собой, сеть была избыточной. Так что ж/д магнаты договаривались к выгоде или просто "покупали" городские власти.
На днях приобщился к сивучам на Моховой. В 2016 году с ними не получилось: я был в августе, а они в это время ещё в океане промышляют. Нынче же они вернулись на свои законные места на пирсе после летнего отпуска 22-го числа, так что удалось их застать.
Друзиа, в течение 2-х недель находился в продолжительной поездке по зоне БАМа (от Тайшета до Тынды) и Восточного полигона Транссиба (Сковородино - Биробиджан, Комсомольск, Ванино). Посещено много интересных объектов, о которых будут посты в формате ЖЖ - второй Ленский мост, одвухпучивание Западного БАМа, порт Ванино, узлы Тайшет и Комсомольск, второй Даванский тоннель, Северобайкальск, спрямление линии Комсомольск - Совгавань. Сейчас я в Хабаровске и наступает заключительный этап этой дальневосточной поездки, оказавшейся в итоге столь обширной. Пребывание в Приамурье подходит к концу.
Обратно решил вернуться на новой "России" №1, бывшей "сотке" - в составе с инновационными двухвагонными сцепами, которые туда поставили всего лишь 5-6 месяцев назад. Заодно перепроверю пару десятков обьектов на Транссибе, по которым у меня есть сомнения - т.е. прочту свою книгу наоборот, с востока на запад. Один сомнительный объект (в Ушумуне) я уже вычеркнул по пути из Тынды в Хабаровск несколько дней назад, и отснял 3 вокзала - Шимановск, Магдагачи, Свободный.
График продвижения на запад: Ерофей Павлович - день 30 сентября Чита - день 1 октября Иркутск - ночь 2 окт Красноярск - вечер 2 окт Новосибирск - утро 3 окт Омск - вечер 3 окт Екатеринбург - ночь 4 окт Пермь - утро 4 окт Киров - день 4 окт Ярославль - утро 5 октября
PS. В Ярославле - день в городе. Затем пересадка на "Текстильный край" и финальный бросок до Северной Пальмиры. После этого начнутся посты о Восточном Полигоне.