On this day in journal — November 25th

Уссурийский тигр

Невский. Конец ноября. Дождь.

Аптека. Улица. Фонарь.
Снимок сугубо настроенческий, а посему технически несовершенный.
Шел сильный и тёплый дождь, и как я ни старался, капельки попадали на объектив.
Ну и ладно.
Зато вся лента Невского был как огромное зеркало.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

1930-1972. Два китайца в архиве журнала "Лайф"

С добрым утром, тётя Хая!
Ой-ё-ёй!
Вам посылка из Шанхая,
Ой-ё-ёй...
(из одесского фольклора)


А что это я всё про Европу да про Европу? То Берлин-45, то Вена-38... Непорядок!
Давайте-ка перенесемся на время на другой конец Евразии — в воюющий Китай, сядем за стол, не спеша очистим яйца, сваренные в чае, и с удовольствием перекусим рядом с историческими личностями.

Один из интересных пластов «лайфовского» архива — т.н. Большие Китайцы (Чан Кай-Ши и Мао Цзэ-Дун) и их эпоха. «Лайфу» тут очень повезло — он вовремя оказался в нужном месте в нужное время и сумел запечатлеть как будущего Великого Кормчего, ходившего в те годы в поношенной гимнастёрке, так и Генералиссимуса Чана в щегольских мундирах с его неизменной половинкой, Мадам Чан.
Никто ещё не знал, как оно всё обернется. Невозможно было представить, что вон та неотёсанная деревенщина (справа) через четыре года после сьёмки даст грандиозного пинка щёголю и умнице (слева), и тот перелетит от удара аж через весь Тайваньский пролив. И засядет на Формозе, надёжно укрытый американским флотом, как за каменной стеной.
А пока... пока что смертельные враги пьют, произносят тосты друг за друга и едят за одним столом. Невероятно, но факт - «Лайфу» (в лице Джека Уилкса) удалось запечатлеть это.
Надо сказать, что будущий Председатель даст пинка не только товарищу Чану, но и его покровителям - американцам, выгнав всех из Китая, вместе с корреспондентами «Лайфа», и обиженным штатовским журналам долго придется утешаться рисованием Красного Солнышка Революции в оскорбительном окружении, типа саранчи или согнувшихся носильщиков. Ну а в архиве журнала - будет большой китайский пробел :)
...А после — снова настанет смена эпох, и господин Никсон будет чинно разговаривать с товарищем Мао в Шанхае, но лайфовцев уже так близко к Кормчему не подпустят — капиталистической рожей не вышли. Придется довольствоваться протокольной сьёмкой издали.
* * *
Итак, друзиа, приступим к просмотру… (очищая чайные яйца и макая их в соевый соус)

Collapse )
Серж борода

"Известия" вернули ордена

Пару лет назад в цикле "Хроника крушения гиганта" (часть 2, часть 3, часть 4) я рассказывал о том, как газета №2 Советского Союза - "Известия" двумя этапами избавлялась от "советского наследия" и 23 августа 1991 года сняла с шапки номера ордена, чтобы не выделяться из общей "демократической" тенденции и быть в одном потоке с ельцинистской прессой.
Недавно в газете сменился главред, а в понедельник газета вышла с обновлённым макетом, тщательно вылизанным в разных мелочах. Однако я сразу обратил внимание на шапку: в левой части её, спустя ровно 18 лет и 3 месяца, вернулись советские ордена, хотя и в "скромном" уменьшенном варианте. Любопытный факт.

Collapse )
паровоз П-36

Поезд "Смена" переименуют

Октябрьская магистраль с 27 ноября этого года переименует известный фирменный поезд "Смена" сообщением Москва - Санкт-Петербург в "Августин Бетанкур". Об этом сообщили "Гудку" в пресс-центре ОЖД. Поезд, запущенный в 1984 году, будет переименован в честь первого ректора Петербургского Государственного университета путей сообщения Августина Бетанкура.
[отсюда]

Ну вот. Ленинградский вокзал в Николаевский переименовать не смогли, так хоть на поездах отыграться надо. Хотя против личности самого Бетанкура я ничего не имею против, но метод не нравится. Честней было бы новый поезд сформировать, с новым именем и номером.

PS. Именно на "Смене" я впервые в жизни приехал в Ленинград, 4 августа 1987 года. Так что мне вдвойне жаль.
Серж строгий

И ещё раз - о технической истории Государства Российского

Я уже неоднократно обращал внимание на такое специфическое свойство нашего общества, как пренебрежение к технической истории России и стремление уничтожать «бесполезный хлам» ради достижения сиюминутных коммерческих выгод. Достаточно вспомнить недавние мерзкие примеры - уничтожение самолёта-памятника Ту-114 в аэропорту Домодедово (2006), ради новых автостоянок или Ту-154 на ВДНХ, недавно. Да и сама судьба экспонатов ВДНХ... она тоже, если разобраться, крайне печальна. Поступаем строго по пословице - «что имеем, не храним, потерявши — плачем».
Так вот, что-то похожее назревает и с коллекцией уникального подвижного состава под эгидой ГУП "Горэлектротранс" у нас в Питере, что на Среднем проспекте.
Что вообще там сейчас есть?
В первом корпусе расположена основа коллекции – восстановленные модели трамваев, производившихся в Ленинграде начиная с 1930-х годов. Это «Brush» - первые вагоны Санкт-Петербурга, изготовленные на одноимённом британском заводе, восемь вагонов типа МС («Моторный стальной») производившиеся на «Путиловском заводе, легендарная «Американка» – трамвайный поезд из вагонов ЛМ, ЛП-49 («Слон»), вагон ЛМ-57 («Стиляга»), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 («Аквариум»), некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 («Ленинградский вагон сочленённый») и др. Также в коллекции находится более 10 троллейбусов. Среди них - редчайший ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска), МТБ-82 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска. Два других корпуса используются для технического обслуживания вагонов, ожидающих реставрации и временно неэксплуатируемых вагонов.

Легендарная «американка» 1930-х гг., пережившая блокаду, в цехе парка №2 (справа)

Как видите, коллекция редкостей из истории Петрограда - Ленинграда ценная и солидная. Есть и важный нюанс - кроме уже восстановленных, там есть транспортные экспонаты, только ещё подлежащие восстановлению в будущем, то есть ждущие своего часа. Сейчас же, в связи с закрытием трампарка, эту целостную коллекцию собираются фактически ликвидировать: все имеющиеся вагоны распихать по разным паркам, а всё, что "недовосстановлено" - пустить под нож. Территорию, знамо дело - инвесторам под элитное жильё. Васильевский - он дорого стоит.
Вот что пишет "Невское Время":

Collapse )
паровоз П-36

На "Байкале" от Иркутска до Петербурга. Ч.6: Уяр - Красноярск

В предыдущей (5-й) серии мы проехали бывшую торговую станцию Иланская, реку Кан и ст. Заозёрную. Сегодня едем далее на запад, переезжаем Енисей и знакомимся с Красноярским вокзалом, а равно и другими тамошними привокзальными сущностями. Здесь же - снимки и впечатления от транссибирского вагона-храма, который я посетил в Красноярске, и даже заснял его изнутри; с благословения, конечно, не подпольно.

Красноярский вокзал со стороны путей, фрагмент

Collapse )
Серж флот

Новые хозяева экс-"Варяга": первые взлёты и посадки

Свежее видео с первой пробой посадки/взлёта с китайского "Ляонина", экс-Варяга (5 мин).
Как видите, новые хозяева бывшего советского авианосца после его ввода в строй китайского флота принялись весьма активно осваивать его возможности. Я бы даже сказал - чрезвычайно шустро и активно.



via u-96/andrei_bt

PS. Интересный комментарий по этому поводу от sokol_ff, у него же несколько хороших картинок этого события.
паровоз П-36

Янтарно-Висленский вояж: ч.7, поездом на Варшаву!

Ну что, друзиа, пора на поезд и в путь, однако. Хватит ноги тратить :)
В этой серии отбудем из Белостока и совершим небольшой 200-километровый прыжок по заключительному отрезку исторической магистрали Петербург - Варшава, осмотрим пассажирский вагон и его сущности, а также разные виды подвижного состава. И бонусом - небольшое видео, снятое из открытого окна вагона.

Вагон-бар. В путь, на Варшаву, горит зелёный! :-)

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - XV. Пограничная станция Забайкальск. 7276-й км пути

За первую половину 5-го светового дня пути мы пересекли степную Даурию и начали приближаться к конечному пункту пути по России - пограничной станции Забайкальск (в 1904-1929 - разъезд №86, в 1929-1958 - станция Отпор). Это - одно из немногих исключений в Забайкалье с его депопуляцией, где за постсоветское время население, напротив, выросло. И не просто так: Забайкальск - это ключевой пункт сухопутной российско-китайской торговли, её нервно-перегрузочный узел. Здесь идёт в обе стороны т.н. "генгруз". Развивается он быстро, но весьма специфически: серьёзно вкладываются в инфраструктуру две отрасли - железная дорога и энергетика, а вот сам посёлок, как таковой, во многом пребывает в состоянии приснопамятных Девяностых годов. И получается такая картина, поразившая меня при осмотре этих мест: инфраструктурные куски посёлка резко отличаются по состоянию от его жилой и торговой части.
* * *
В этой серии я расскажу про железнодорожный Забайкальск, оставляя сам посёлок на сладкий десерт :)
Посмотрим подъезды к станции, саму станцию с вокзалом и её специфический пограничный быт.

За оградой - вокзал Забайкальск. Граница отсюда всего в полукилометре

Collapse )
Уссурийский тигр

2КЭ - Е. Поезд мчится вдоль Байкала

Видеоприложение к XII части серии - путь вдоль Байкала.
Трёхминутный ролик с видами Байкала из окна поезда. Собрал из трёх сюжетов - один пасмурный, свинцовый и хмурый, за Слюдянкой, а два вида - синих и ясных, попозже, когда погода улыбнулась путникам. Много волн, т.к. был ветер с озера. К сожалению, через стекло. Поэтому есть пятна, так что не судите слишком строго.
Ролик, думаю, хорошо пойдёт как успокаивающее средство на ночь :-)



Канал periskopspb на YouTube
2-я Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание
Серж борода

Красная Машина и её предводитель


На этом фото он улыбается.
Но на самом деле это очень нетипично для советского телезрителя. Тихонова любили показывать в трансляциях короткой врезкой. Раз двадцать по несколько секунд за средний матч, не меньше. Обычно он нервно теребил рукав, следя за игрой, или кому-то из своих ребят хмуро выговаривал, или вообще просто смотрел исподлобья мрачным взглядом. Такое ощущение создавалось, что он всегда был чем-то недоволен.
А потом почему-то получались медали. Мистическое совпадение.
В основном золотые, но иногда было и серебро. Серебро, это уже крупная недоработка.

Затем наступила Перестройка. Году в восемьдесят девятом какой-то недооценённый советский талант убежал в НХЛ (за давностью лет не помню фамилии), и Тихонова как-то синхронно начали гнобить в прессе - сперва по чуть-чуть, потом смелее. Википедия об этом скромно не пишет, но я-то помню отлично. Чемпионат мира, Европы, Олимпиада - что ни заголовок, так его журналюги не забывали пнуть. Был лев, но ослабел - и шакалы дружно загавкали, завыли. Мы уж через пару лет перестали удивляться.

"Тиран хоккея", "гнобит молодые таланты", "злопамятный и жестокий", "хоккеист N плачет, света белого от тренировок нет, жены два месяца не видел...", "...даже капли алкоголя не давал принять", "тоталитарные методы недопустимы в процессе обновления общества, даже и в спорте".
Потом Союз пал, и в Девяностые эпитеты стали с политикой - типа "советский самодур". А какая-то особо упоротая гиена ротационных машин году примерно в 94-м и вообще облаяла его методы "...хоккейной сталинщиной, в то время как мы, взявшись за руки, вместе строим Новую Россию". Жаль, не сохранил эту вырезку.

Прошло время, отшумела семибанкирщина, легли в земляные люльки беспредельные новые русские.
И до людей начало, наконец, доходить - где зёрна, а где плевелы.
Где газетные обсиралы, а где Великий Тренер.

Так что спи спокойно, Виктор Васильевич.
Ты высечен золотыми буквами в истории советского спорта, и мы тебя не забудем.
А твои критики - на безымянной газетной помойке чалятся, в комплекте с крысами.
Где, в общем-то, им и должно быть.
Уссурийский тигр

Пиво с географическим уклоном

Как вы знаете, я не особый любитель тусовочных мероприятий. Обычно от них уклоняюсь - хотя зовут нередко. "Балтика", например, звала одно время, я раз сходил и быстро к этому делу остыл. Правда, исключением являются коньячные мероприятия. Вот на них я железно иду и потом про них пишу, даже несмотря на подколочки комментаторов и бесконечные мудрые сторонние советы по питию коньяка.

Но на днях прислали весьма любопытное приглашение с не вполне стандартным форматом.
Я вообще не фанат пива ни с какой стороны, но заинтересовался вот такой характеристикой:

Collapse )
Уссурийский тигр

Бедная, несчастная Лавка Писателей...

Вернулся.
И ужаснулся. Сколько без моего присмотра понафлудили и массово переругались.
А всего-то был безобидный анонс. Я не мог контролировать дискуссию в пути, а то бы половину веток заморозил в процессе ругани. А т. midnike выносится персональное предупреждение за неспровоцированные агрессии в комментах. Если хочешь поправить или покритиковать - будь сдержанней, анализируй свои слова и отвечай за базар . А то так долго не продлится.

Впрочем, ладно. Больше меня удивило другое.
Там один майлрушный мега-знаток написал следующее:

Да, меня это озадачило, признаться. Шёл и думал, неужто и правда наглые пивняры выгнали нищасных беззащитных писателей со сладкой точки на Невском. А я как раз к ним. Смущало, правда, что вроде Лавка-то не на самом углу с Фонтанкой располагалась (полагался только на память).
Ну ладно, подхожу. Первое, что вижу на подходе:

Collapse )
Серж злой

Ельцин-центр официально открыт

Ельцин-Центр в Екатеринбурге, о котором я рассказал пару дней назад, сегодня был официально открыт.
Был весь российский бомонд, включая Путина с Медведевым, ведущий олигархат РФ и соратники ЕБН.
Был и Чубайс, который почему-то был стыдливо проигнорирован фотохроникой.
Не были в числе присутствующих замечены Шахрай и Бурбулис. Возможно, тоже были замылены хроникёрами.
Обещанных забугорных отставников Буша и Коля не увидел, наверное - санкции.
Но больше всего меня поразило присутствие нафталинового Кучмы.

Ниже немного фото с этого шабаша, отсюда и отсюда.


Collapse )
паровоз П-36

Крушение в восточном Иране

Серьёзное крушение в восточном Иране: столкнулись два поезда, в минусовую температуру (bbcnews).
Локализация: г. Имамшехр, линия Мешхед - Тегеран (400 к востоку от последнего). На сейчас 31 жертва (из них 4 железнодорожника) и более 90 раненых, при столкновении 4 вагона сошли с рельс и 2 загорелись. Причина пока неясна. Судя по фото, столкнулись на скорости.
Мои соболезнования родственникам погибших, раненым - выздоровления.

Если есть ещё снимки, добавляйте ссылки в комменты.


UPD. Ещё видео и фото по теме

UPD2. Число жертв выросло до 44, а раненых - до 105.
паровоз П-36

Вокзал и станция Парголово

За красивыми железнодорожностями вовсе не обязательно ехать далеко - шикарный вокзал Финляндской ж.д. находится всего в 15 км от моего дома. В один солнечный октябрьский денёк, примерно с месяц назад, я проехал туда и осмотрел станцию и вокзал Парголово. Давайте посмотрим, что там интересного :)


Collapse )
Кортес

Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы

На "проекте 1917" опубликована любопытная статья 100-летней давности - о потерях и ущербе в интерьерах Зимнего Дворца в ходе революционного полугодия, включая штурм. Причём автор очень примечательный - Лариса Рейснер, знаменитая "валькирия революции", которая была в комиссии по оценке ущерба и присутствовала при осмотре. Статья была опубликована в "Новой Жизни" 11 (24) ноября 1917, оппозиционной большевикам газете, где главным колумнистом был знаменитый Максим Горький. Кстати, этот же день 24 ноября ознаменовался эпическим декретом об отмене титулов, званий и погон: т.е. с этого момента юридически перестали существовать князья, графья, "вашблагородия" и прочая имперская иерархия. Остались только "граждане Российской республики".


Впрочем, давайте почитаем статью Ларисы целиком.

Collapse )
разговоры

"Черная пятница" на севере Питера

Вчера впервые в жизни понаблюдал за "чёрной пятницей" :)
Обычно я стою в стороне от торговых дел, а в особенности во время массированных всплесков активности; но в этот раз совпало так, что компания "Ситилинк" открывала четвёртый магазин в Питере и позвала посмотреть на процесс с разных сторон - как с точки зрения покупателя, так и продавца. Ну что, новый опыт - это всегда полезно. В общем, к полудню 24 ноября приехал на оживлённый перекрёсток проспектов Энгельса и Просвещения и уже на месте с некоторым изумлением узнал, что это не просто абы какая обыденная пятница - а особенная, которую некоторые товарисчи ждут чуть ли не весь год.


Collapse )
Консерватор

Телескопический эффект

Минутка транспортного искусства.
Снова наш старый знакомец-перевертыш Иван Владимиров. Но на этот раз его ранняя работа, ещё 1900 г. - "Катастрофа".
Кстати, иллюстрация очень наглядно показывает, почему в эпоху деревянных вагонов крушения поездов были столь кровавы. Видите, один вагон в другой вошёл? Это и есть та самая страшная штука, которая называется "телескопический эффект". При этом пассажиров внутри ломает и сдавливает осколками деревянных рам, а затем ещё и протыкает щепой - получается кровавое месиво. Пока на линии не пошли ЦМВ, это было бичом ж/д. Сейчас вагон уже не телескопируется, а разворачивается по горизонтали, сходя с рельс и сминается.

Collapse )
Ворота в Азию

Новый плацкарт. Анонс

21 ноября побывал на выставке "Транспорт России" в московском Гостином дворе.
Главные цели были - осмотр нового концепта плацкартного вагона, который был представлен там, и что ныне делается с ВСМ. Попутно осмотрел новые макеты аэропортов (покажу чуть позже) и разные новации всех видов транспорта.
Плацкартный вагон и его облик я считаю фундаментальной константой железных дорог России вообще, и отношусь к нему без ёрничества и снобизма, столь характерного для околостоличной публики. Поэтому смотреть его пришлось въедливо и очень внимательно. Во вторник в блоге выйдет обзор его функциональности и общего баланса изменений: быстро его сделать не получилось, зато будет подробно.

Модель нового плацкарта в 2 отсека в натуральную величину на выставке

Collapse )
Серж строгий

Памяти Григория Егорова

Лента принесла печальную весть о том, что от Covid-19 умер Григорий Егоров, один из наиболее известных в Питере фанатов и исследователей транспорта, известный в ЖЖ под ником krisha0703. Ещё 20 октября он писал проникновенный пост про окончание эпохи теплоэлектричек на Приморск, и вот его нет. Сложно поверить.

Я его впервые увидел 3 года назад, когда был на весеннем военно-историческом фестивале на Тёсовской узкоколейке в Новгородской области. Шёл задумчиво по путям к горловине станции, как вдруг меня сзади нагнал бородатый мужчина с бейджем на груди и сказал: "Добрый день, Сергей! Спасибо вам за журнал, а я ваш коллега по увлечению транспортом". - "А вы, наверное, Григорий, который krisha в жеже?" - "Он самый!". Так и познакомились.

Ему было всего 32 года. На фото - тот самый момент в Тёсово, когда мы с ним познакомились 9 апреля 2017-го.
Светлая память.
Авиация

Чаган. Дозаправка в воздухе Ту-95 (видео)

Случайно по цепочке ссылок наткнулся на любопытное видео 1976 года про дозаправку Ту-95 в полёте. Любительские съемки делались прямо с борта и на аэродроме Чаган, заправщик - 3М. Отдельно хочется отметить шикарный сопроводительный текст, благодаря которому ролик превращается в познавательный фильм. 15 минут захватывающего процесса, не пожалеете!