Кортес

Константа советской эпохи

Игорь Кириллов для моего поколения - это такая неизменная константа советской эпохи. Которая тогда казалась вечной и неизменной. Помню и его голос, и его облик с детства. Самое раннее событие, которое мне отчетливо запомнилось - это первая стыковка двух "Союзов", когда показывали космонавтов Елисеева и Хрунова, плывущих в космосе для перехода в другой корабль. А потом Шаталова, который с ними обнимался. Вот там первый раз Кириллов и запомнился, когда объявлял о полете "Союза-5" (хотя, пишут, он и о полете Гагарина еще объявлял!).

Потом он засветился бесчисленное количество раз в телевизоре. И Союз-Аполлон, и визит Форда во Владивосток, и поцелуи Брежнева и Картера в Вене, и хитрая мордашка Ясира Арафата в "арафатовке" в Кремле - везде голос Кириллова был фоном. Кажется, вроде бы он объявлял по "Времени" и о смерти Брежнева, а также Андропова и Черненко. В горбачевское время тоже был активен, примерно года до 1989-го. Затем неожиданно стал появляться во "Взгляде", в неформальном прикиде - но недолго. Не помню точно, засветился ли он в истории с ГКЧП, но потом он напрочь исчез из официоза и с эпохой ЕБН-а уже связан не был. Его заместила новая волна, уже не дикторов, а ведущих - Сорокина (которая воспринималась более-менее), Миткова (эта была хищно-омерзительна), Осокин и др. тогдашняя "молодежь".


В общем, символ эпохи.
Но и пожил достаточно, и видел много.
Мир праху.

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Авиация

Богема и космонавты (из дневников Каманина)

Тема "Космонавты и художники" тоже представлена в дневниках Каманина. Там несколько упоминаний пьяных контактов космонавтов с богемой - вот одно из первых, в начале 1962-го - Титова и известнейшего советского графика Яр-Кравченко. Космонавт-2 вообще занимает в этих дневниках большое место, описанием происшествий с ним и его похождений, и Каманин постоянно стенает, что Герман совсем потерял берега и надо бы его поставить на место.

17 февраля 1962
<...> Вчера пришлось очень серьезно поговорить с Германом о его поведении. 15 февраля после выступлений у старых большевиков и в Высшей партийной школе он заехал к художнику Яр-Кравченко и пробыл у него всю ночь. Яр-Кравченко великий пьяница. Герман говорит, что и сам убедился в этом и больше к нему никогда не поедет. В последнее время Титов дает много обещаний, но часто не выполняет их. В тот же день — 15 февраля — между 12 и 13 часами по дороге в Москву, около Медвежьих озер, Титов, сам управлявший своей «Волгой», при попытке обогнать автобус, столкнулся с ним и помял правое крыло. У Германа это уже третье автопроисшествие за полгода. Титов оказался более трудным, своенравным и капризным по сравнению с моими представлениями о нем до полета. Придется разбираться с ним на партсобрании.

PS. Так вот, после этой записи я решил поискать, а есть ли совместные фото художника и космонавта. И оно нашлось! Именно того года - т.к. Титов в майорских погонах (обратите внимание на бутылки на снимке, кстати). Сидит еще какой-то капитан.


Collapse )
Кортес

"...Очень похожий на Сталина" (из дневников Каманина)

Вот еще забавный отрывок из дневников Каманина (II том), повествующий о накале антисталинской истерии в высших сферах после XXII сьезда. Это уже осень 1964-го, до низвержения Никиты Сергеича остается всего месяц. После того, как его сбросят, Вторая десталинизация будет быстро остановлена и начнется сусловская Заморозка, которая в свою очередь будет строго соблюдаться до конца 1969 года. С 1970 пойдет частичная разморозка: образ Сталина будет разрешен в положительном ключе - но только для военных событий, на остальные периоды будет действовать сусловский запрет, практически на все время правления генсека Леонида I.

Collapse )
Кортес

Новая магистраль Китай - Лаос

Китайцы раскинули щупальца в Индокитайский регион ЮВА и протянули таки скоростную железную дорогу через пол-Лаоса, который до 2009 года вообще был не-железнодорожной страной. В 2009 Таиланд построил мост Дружбы и протянул 3 км линии по лаосской территории от своей станции Нонгкхай до станции Тханалэнг в 10 км от столицы Лаоса Вьентьяна (которая задумывалась как логистический терминал). Но это было лишь небольшое вклинение в Лаос. За прошедшие после этого 10 лет они так и не достроили остаток линии до Вьентьяна. Вьетнамцы с востока также не смогли внедриться транспортно на территорию своего давнего влияния.


Китай же вошёл в Лаос гораздо более масштабно и предложил лаотянам комплексное решение (пристегнув новую магистраль к своей инициативе "Один пояс — один путь"): и железная дорога, и готовый поезд. В 2016 году началась стройка, и 12 октября 2021 г. была завершена укладка пути. Рельеф на пути крайне тяжелый, и на линии построено 167 (!) тоннелей. Протяженность магистрали от Куньмина - 1024 км (аналогом на российских просторах по расстоянию можно считать линию Москва - Самара), а по территории Лаоса - 424 км из них. Правда, ввод в действие произойдет только 2 декабря, в нац. праздник Лаоса. Коронавирус вносит свои коррективы во всё. Линия будет электрифицированной и частично двухпутной. Предполагается, что время в пути от Куньмина до Вьентьяна будет 9-10 часов. На линии будут эксплуатироваться семивагонные электропоезда вместимостью 720 чел. и скоростью до 160 км/ч, а также грузовые составы.

Collapse )
Кортес

Спецоперация "свадьба космонавтов" (из дневников Каманина)

Любопытнейшим эпизодом в дневниках Каманина является свадьба космонавта-3 Николаева и космонавта-6 Терешковой. Интересно то, что она готовилась как военная операция и потребовала больших организационных усилий ВВС МО СССР. Впрочем, дадим слово автору дневников (вытащил оттуда только то, что относится к подготовке мероприятия, а про саму свадьбу можно почитать целиком в книге):


7 октября 1963
<...> Вчера многие лондонские газеты сообщили о предстоящей свадьбе Николаева и Терешковой. Слухи об их браке распространились уже по всему миру. Вчера я вызвал Андрияна и объяснил ему, что откладывать свадьбу на конец года нельзя. На декабрь Венгрия пригласила Николаева и Терешкову, имея в виду, что к этому времени они уже оформят брак. Я сказал Николаеву, что он еще ничем не связан и может отказаться от брака, но дальше тянуть нельзя — он ставит Валю в очень неудобное положение. Ей везде задают вопрос: «Когда свадьба?», а она ничего не может ответить. Я не понимаю, почему Николаев тянет дело с оформлением брака. Я раз пять разговаривал с ним на эту тему, и каждый раз он уходил от прямого ответа. Первое время он пытался объяснить свое поведение загруженностью учебой, потом намекал на то, что якобы «Валя невыдержанна, и ее еще нужно воспитывать», а вчера он объяснил затяжку со свадьбой заграничными поездками Терешковой.

Я сказал ему, что планы поездок расписаны уже до мая 1964 года и самый большой перерыв будет с 28 октября по 10 ноября 1963 года. Я рекомендовал ему подумать о том, будет ли он оформлять брак с Терешковой, и если будет, то было бы целесообразно сыграть свадьбу в первых числах ноября — в наиболее свободное от заграничных поездок время. Это позволило бы поехать им в Венгрию и другие страны как мужу и жене. После разговора с Николаевым у меня нет уверенности, что бракосочетание состоится в ноябре, а дальнейшие задержки со свадьбой будут осложнять заграничные поездки Терешковой и отрицательно скажутся на качестве ее работы, а может быть, и на ее поведении.

Collapse )
паровоз П-36

"Романтика старых расписаний": поддержать автора

Книга у Льва Жаржевского - "Романтика старых расписаний" - получилась отличная, я ее заказал у него и получил еще летом. Для любителей транспорта - много любопытных сведений, которых в цельном виде не найти нигде. История не только расписаний, но и транспортных узлов. Причем интересно это не только для любителей ж/д транспорта, но и для моряков, водников, авиаторов - он разные расписания анализировал, как в Союзе было организовано это дело. Так что любителей транспорта призываю помочь автору и купить такую книгу - заодно и автора в трудной ситуации поддержим (он в больнице, лечится, а возраст пожилой).

Координаты вот: "По вопросу приобретения пишите в WhatsApp - +7 917 8780030".


Серж борода

Дневники Каманина: доход космонавтов

Еще интересное, из дневников Каманина - сколько получали первые космонавты и за что. Первая такая запись появляется в начале 1962 г. - после полетов Гагарина и Титова, но до полетов №3-4 (Николаев и Попович). Далее, этот же вопрос у него всплывает через год, в феврале 1963-го. Слетавших космонавтов пока всего четыре, еще не полетела Терешкова с Быковским - но условия оплаты уже решили урезать, "слишком жирно!".

От себя добавлю, что даже для 1977-1978 гг. (т.е. спустя 15 лет после упомянутых записей) 500+ рублей суммарного дохода для советских граждан считалось очень хорошо, ну а для масштаба цен и товаров 1962-63 года - и вообще, реально круто. Плюс многочисленные льготы и "год за три" (как для военных в самых суровых точках, типа Арктики или Чукотки). Даже на Камчатке был "год за два". А тут они жили под Москвой, в 30 км от столицы. То есть, космонавтов выделяли не только из когорты всех военных (в целом), но и из когорты летчиков ВВС. И платили им хорошо. Там еще была и большая разовая премия за полет, а также выделение машины после его совершения.

Collapse )
Кортес

Дневники Каманина: вынос Сталина из Мавзолея и разрыв шаблона

В дневниках Каманина интересны не только "космические" зарисовки или повествования о ведомственных склоках при подготовке полётов, но и политические оценки автора. В первую очередь потому, что они были написаны не через много лет после, а СРАЗУ по горячим следам. То есть - без послезнания и последующих правок в выгодную сторону (исключая разве что некоторые корректировки редактуры разных изданий). Ведь Каманин, к примеру, в конце 1961 года не знал, сколько еще сидеть Хрущеву, кто и когда придет ему на смену, он был плотно встроен в жесткую иерархию должностей. В конце концов, он видел Систему изнутри и с высоты своих 52 лет жизненного опыта (на тот момент) мог реагировать вполне адекватно. Это просто личный дневник, он писался даже с некоторым риском для автора, если бы это вскрылось.

И вот тут интересно, как автор оценивает заключительный кульбит XXII сьезда КПСС с выносом Сталина из Мавзолея и с феноменом истеричной Второй волны десталинизации. Первая волна состоялась в 1956-57 гг. и к 1958 году была свёрнута. Если время отмотать чуть назад, то мы вспомним, что первые два полёта - Гагарина и Титова - были в ещё частично сталинизированном СССР. Космонавтов торжественно чествовали на Мавзолее Ленина-Сталина (с конца 1961 года эти снимки начали кадрировать для газет), из городов тогда еще было Сталино, Сталиногорск, Сталинири и Сталинабад и проч. И конечно же, был Сталинград со Сталинградской областью. Это казалось незыблемым, несмотря на Первую волну; Сталин находился в официальном пантеоне героев. Даже после падения "антипартийной группы" в 1957 году Молотова с Кагановичем и Маленковым вымарали, но сам Сталин ещё оставался в истории войны и советской индустриализации.

Collapse )
наполеон

Почему Гагарин не был на открытии XXII съезда КПСС

Я тут на волне нового интереса к космосу решил восполнить свой пробел и наконец, прочитать целиком дневники Каманина (который когда-то был главным инициатором набора женщин для полетов в космос). Все никак было недосуг, но в этот раз нашел I-II тома дневников и постепенно их читаю, хотя и не быстро. Потом еще надо III-IV тома скачать.

И вот добрался до случая, почему Гагарин 60 лет назад не попал на открытие XXII сьезда КПСС и вообще, практически там не засветился. Так-то, по идее, он был бы на сьезде одной из главных "звезд" и его планировали избрать в президиум сьезда. Но - не срослось, и Хрущев был этим очень недоволен. Более того, на самом сьезде "за космонавтов" выступил не Гагарин, а его сменщик Титов. И то выступил перед его закрытием - всё медлили, а вдруг Первый Космонавт все же сможет? Увы. Пришлось Титову с подачи Главкома ВВС Вершинина подавать записку о выступлении уже на 9-й день сьезда, нарушая обычный план выступлений, согласованный Сусловым. Сам же Гагарин ненадолго приехал в КДС лишь через 8 дней после открытия сьезда, и прямо из госпиталя.

Ю. Гагарин и Н. Каманин, 14.04.1961

(Каманин описал этот случай довольно подробно. Читаем ниже, отрывок из книги "Скрытый космос", т.1)

Collapse )
паровоз П-36

Что за станция такая, Дибуны или Ямская...

Станция Дибуны из легендарного стихотворения Маршака знаменита не только этим, но еще и тем, что
а) это единственный дореволюционный деревянный вокзал на линии СПб - Зеленогорск и
б) в ночь с 8 на 9 августа 1917 сюда пришёл из своего шалаша в Разливе местной тропинкой Ленин, с проводником и из Дибунов укатил в сторону Петрограда (а затем переменил направление и уехал в сторону Выборга). Причем с 99% вероятностью Ленин ждал ночного поезда именно под этими деревянными сводами: вокзал построен в 1904 году, а дело было в 1917-м. Тропинка вдоль Разлива и к Дибунам тоже прослеживается на Я-картах, просто сейчас проходит под эстакадой ЗСД.


Так получилось, что днём проезжал мимо него по делам и остановился тут на 20 минут. Осмотрел, прогулялся по платформе. Сам вокзал до сих пор аутентичен и "тот самый", правда состояние уже не очень. Но в 2016 году его взяли в категорию "вновь выявленных" в КГИОПе, так что просто так снести его уже не получится.
Посмотрим немного снимков вокзала и платформы.

Collapse )