Кортес

Кто и как развалил СССР? (о книге "Коллапс")

На Карнегах.ру появилась интереснейшая рецензия на новую книгу про процесс распада СССР (В. Зубок "Коллапс"). Сама книга пока англоязычна, хотя автор - "наш" мгу-шник, но я надеюсь, что её довольно быстро переведут. А любопытна рецензия с цитатами тем, что автор исследует реальный процесс в динамике вместо тиражирования нелепых мифов про последние годы СССР и якобы "предопределенность" его развала.

Мифов, действительно, за эти 30 лет накопилось множество, причём самых диких, и с трех разных сторон - "красной", "бело-монархической", "либерально-западнической". Одни повторяют мантру про "заговор американцев" или "агентов влияния внутри Политбюро" (красные), вторые - про "нефтяные цены обрушили СССР" или "сверхмилитаризация его погубила", третьи - "Горбачев дал свободу, а СССР был не жилец с самого начала", четвертые - "деление на республики обрушило конструкцию" и т.п. Вариаций мифологии много, я перечислил лишь некоторые. Есть целые секты, верующие в какой-то из подвидов такой дешёвой мифологии.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
МПС СССР

На чём Горький приехал в СССР в 1931-м

Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в классном вагоне типа "Полонсо", который ему предоставили в Негорелом, и прицепили к курьерскому поезду Негорелое - Маньчжурия. Но нет. Окно совсем не такое, как в том типе, поэтому пришлось залезть в газетный архив. Итак, Горький прибыл на советско-польскую границу днём 13 мая 1931 года. В статье корр. "Известий" упоминается (см. под катом), что они поехали на дрезине прямо на границу, в Колосово, чтобы встретить польский поезд. "Вместе с пограничным отрядом они первые приветствовали Горького, ступившего на советскую землю".


Collapse )
МПС СССР

Служил Гаврила машинистом

Как можно простой железнодорожный снегоочиститель превратить в поэтический объект с элементами романтики и мистики? Эта задача решаема, если в твоей газете работают сливки советской литературы! :)

Стихотворение Валентина Катаева из тех гудковских благословенных времен, когда в главной газете НКПС на стабильных гонорарах кормились литераторы Олеша, Булгаков, Паустовский, Зощенко, Ильф и Петров и многие другие. Последние два увековечили те ламповые времена в своём романе "12 стульев", видоизменив название на "Станок".
(Гудок, 2 февраля 1923 года)
Ворота в Азию

Куравлев и время

Зашёл в интернет, впервые за два прошедших дня: вся лента в снимках Куравлева. Сразу понял, что он ушёл - так как ещё числа с 10-го газеты его уже заранее отпевали. Концовка у Леонида Вячеславича, действительно, была незавидной: с лета 2021-го дом престарелых, затем зимой две больницы и потом всё. Старость - не радость. Тем не менее прожил он немало, а самое главное - достойно: не бегал как подорванный по телевизорам, не пихал "своё личное ретро" для сегодняшнего быстрого заработка, не снимался в кровавых зубодробительных поделках. Посмотрел его фильмографию после распада СССР - она весьма большая; впрочем я его помню только по "Улицам разбитых фонарей" и в "Сибирском цирюльнике", а также по постсоветским поделкам Меньшова и Гайдая, не очень удачным - "Ширли-Мырли" и "На Дерибасовской хорошая погода" (кстати, в ней он Горбачева сыграл - тот еще жив! а вот Куравлев теперь нет).

Все главные работы и фантастическая популярность Куравлева остались в СССР. Оттуда сантехник Афоня, которому спустя почти полвека, до сих пор (!!!) сотни тысяч фейсбучников и жежешников перемывают кости, оттуда и Шура Балаганов. Уголовник Копченый в бильярдной, очаровательный жулик Жорж Милославский, Айсман из "17 мгновений" и много-много десятков других ролей. Сыграл он много, жил содержательно и интересно. Можно только искренне позавидовать такой результативности. Поэтому легендарный советский актёр Куравлев намертво впечатан в наш национальный культурный код, как бы кто не возражал. Ну а я отдельно вспомню его работу в железнодорожной драме "Мы, нижеподписавшиеся" (кстати, если кто не видел - посмотрите).


Мир праху, товарищ Куравлёв.
Мы не прощаемся, вы остаетесь с нами.
Красная Звезда

78 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

К 78-й годовщине снятия блокады Ленинграда - 4 вырезки из "Красной Звезды" за 27 января 1944 года.
Особо рекомендую прочесть очерк "Три города", где военкор Денисов по свежим следам описывает состояние Пушкина, Павловска и немного Гатчины, как их застали советские войска.
С праздником, товарищи!


Collapse )
Серж борода

30 лет назад. Гуманитарка из Германии и начало рыночной торговли "Жигулями"

Две вырезки 30-летней давности, обе из номера "Известий" за 25 января 1992 года.
Как говорится, "почувствуйте сладкий вкус свободной эпохи новых русских и бандюганов" (с)

Collapse )
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа: итоги первого месяца

Итак, минул первый месяц работы "Лаборатории Перископа" на платформе Sponsr.ru: можно подвести краткие итоги.

На платформе с 25 декабря по 25 января опубликовано 16 постов: 4 "пробных" общедоступных в 2021 году и 12 текущих для подписчиков в 2022-м.
Из них - публикуются подряд главы моей неизданной книги 2017 года "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"; на сегодня выложено 6 глав, завтра будет выложена 7-я. После показа местного очень интересного авиамузея сейчас исследуется "ленинская" тема в Ульяновске - "Где жил Ленин-ребенок (в 1871-75 гг.)" и Общий обзор "ленинской" темы в Ульяновске. Скоро будет третья часть по Ленина, про период Ульянова-гимназиста.


Первые полмесяца шла определенная притирка к порталу, были некоторые шероховатости по технике дела. Сейчас вроде разобрались (единственно, пока не добился, чтобы копии комментариев приходили ко мне сразу на почту, как в жж). Трудоемкость создания постов на платформе Sponsr по времени примерно вдвое ниже, чем на платформе LJ. Во второй месяц работы буду уже расширять круг публикуемых материалов; впрочем, подписчики скоро всё увидят, внутри портала обсудим и сделаем перекличку.

На сегодня собралось 39 пассажиров "Лаборатории": 7 едет в Купе, 1 - в СВ и 31 - в Плацкарте.
Напоминаю, что подписка на уровень "Плацкарт" даёт право и на чтение, и на комментирование постов. Более высокие уровни - это уже выражение повышенной поддержки автора и его материалов и некоторые дополнительные права. Финансовая отдача за месяц показала, что проект стоит свеч и очень хорошо стимулирует автора на новые материалы. И при таком раскладе не надо просить никакие донаты - а лучше больше писать. Будем продолжать, ко взаимной пользе автора и подписчиков.

Выражаю признательность всем тем товарищам, кто меня поддержал в новом начинании!

Подписаться
Рубрикатор постов
Ворота в Азию

3 канала в Телеграме

Вчера неожиданно выяснилось, что многие комментаторы не в курсе, что у меня в телеге есть несколько каналов на разные темы. Итак, давайте кратко расскажу про все три, и тогда можете подписываться.

1) "Минутка транспортного искусства" - этот канал понятно о чём. Только в ФБ я кидаю 1 картинку в пару дней, а там ежедневно выкладывается 3-4 картины. И не только классика живописи, но и графика, и плакаты, а иногда и открытки с транспортом.

2) "Креозот и Титан" - о транспорте и поездах. Стараюсь в нем не отвлекаться ни на какую политику, а писать только по теме.

3) "Газетное ретро" - ведется нерегулярно, и всё же порой наполняется вырезками из исторических газет.

Так что заходите в гости и в телегу, товарищи!
Камчатка

Реконструкция знака Петропавловска: хотели как лучше, а получилось...

Друг на днях прислал фото из Петропавловска-Камчатского: старый советский символ города, наконец, реконструировали. Когда я был осенью 2021-го, оно было разворочено под корень, стелы снесены и всё представляло собой устрашающее зрелище. Обещали ко дню города (17 октября) доделать - правда, не успели, но сделали к НГ.


Что это за символ, спросит несведущий читатель? Это две стелы с корабликами и именем города на 11 км, на старой елизовской дороге, которая была до объездной. Ей уже больше полувека, это привычный и неотъемлемый атрибут петропавловского пейзажа и "кораблики" обязательно встречали всех прибывших из аэропорта, пока в середине 80-х не построили объездную трассу.

Collapse )
Тигр голодный

Новое в "Лаборатории Перископа" (1)

Меж тем, за 12 дней на платформе Sponsr в "Лаборатории Перископа" выложено уже 5 глав "Рельсовой Поднебесной", вместе с иллюстрациями и схемами. Всего будет 38 глав.
Подборка ссылок на уже опубликованные:
Предисловие
Глава 1. Замысел и подготовка
Глава 2. Путь в Поднебесную
Глава 3. Первый день в Пекине
Глава 4. Пекинское метро - масштабы, барьеры, люди
Глава 5. Поезд-пуля G1 Пекин - Шанхай (устройство поезда, посадка, категории вагонов)
Глава 5 (окончание, сверхгород Нанкин-Шанхай, быт поезда и питание)

Завтра там же выйдет выпуск про ленинскую тему в Ульяновске.
Заходите, подписывайтесь, читайте!

Вопросы и ответы по "Лаборатории Перископа"
Подписаться