Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Ворота в Азию

IX. Город Северобайкальск, его колорит и "ленинградская" планировка

Теперь - про сам Северобайкальск. Город этот на БАМе уникален тем, что имеет своё неповторимое лицо, его ни с чем на магистрали не спутать. Проектировали его ленинградцы и строил тоже ленинградский десант - поэтому неудивительно, что на привокзальной площади стоит памятник Ленинградским Строителям и главный проспект носит имя Ленинградского. Планировка тут квадратно-гнездовая, а проспекты широкие и прямые. Кроме того, он - как и Ленинград - стоит на Большой Воде. Его старший брат (или даже, скорее, папа) выходит фронтом на Финский залив, а сын - на Байкал.

Давайте походим по городу и посмотрим его кварталы и центр: тут есть интересные фишки и их не так мало.


Collapse )
promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Австро-Венгрия

Загадки гражданской войны в России

В качестве поддержки проекта дружественного издательства "Пятый Рим", которое анонсировало сбор средств на издание новой книги на Planeta.ru. На этот раз планируется к изданию книга с крайне нестандартной темой, которая до сего момента системно и внимательно в научно-популярной литературе практически не рассматривалась.


Итак, «Измена командармов» Андрея Ганина. Основу книги составляют уникальные материалы из полутора десятков архивов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В центре внимания – судьбы командующих советскими армиями и фронтами, перешедших на сторону антибольшевистских сил. В своей книге Андрей Ганин ставит сложные и неоднозначные вопросы:
- Что двигало высокопоставленными изменниками?
- Каковы были причины их высоких назначений?
- Какими оказались обстоятельства и последствия измен?
- Почему, несмотря на измены на самом верху, Красная армия все же победила своих противников?

Надо также упомянуть, что участники сбора средств получат возможность стать обладателями коллекционных карт с историческими персонами той эпохи, а также футболки под сюжет книги. Сбор идёт тут:
https://planeta.ru/campaigns/komandarm

PS. Собрано уже 71% потребных средств, осталось до финиша не так уж много, надо поднажать!
Серж борода

30 лет назад. Нобелевская премия Горбачева и прокат "Унесенных ветром"

Коллеги напомнили сегодня, что стукнуло ровно 30 лет, как Президент СССР М.С. Горбачёв получил Нобелевскую премию Мира. Я полез в газеты посмотреть, как это освещалось в перестроечной прессе и увидел, что извещение было малюсеньким и почти незаметным, но всё же на 1-й полосе "Известий" в правом верхнем углу.

А кроме того, 30 лет исполнилось началу проката в СССР "Унесенных ветром" (помню хорошо, смотрел картину в к/т "Парус" в Петропавловске-Камч.!) и большому митингу в Нарве с протестом против разделения региона по искусственным союзным границам. Ну и вдогонку, интересный репортаж Ю.Балакирева из криминального Владивостока и очередная ж/д катастрофа на ГХ Окт. ж.д.

И всё это - в одном номере газеты, за 15 октября 1990.

Collapse )
Ворота в Азию

IV. Усть-Кут - город-перевалка, город-склад

В предыдущих частях мы посмотрели строительство второго Ленского моста, речной порт Осетрово - ворота "северного завоза" и пассажирскую станцию Лена. Теперь, для логического завершения картины, хорошо бы глянуть и на сам город Усть-Куть, где всё это расположено.

А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.

Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.


Collapse )
паровоз П-36

II. Станция Лена - пассажирская "визитная карточка" Усть-Кута

Станция Лена является главной пассажирской в усть-кутском перегрузочном районе и транзитной для грузовых составов. Средний пассажир практически всегда видит эту станцию, если поезд не ночью - т.к. стоянка тут большая, до получаса. Но пассажирский поезд проезжает мимо остальных станций района без остановки - Якурим, Лена-Восточная, Портовая. Есть ещё платформы - Усть-Кут (это там, где старый город) и Речники. Во время прошлой экспедиции на АЯМ в 2019-м я здесь не показал эту станцию - тем более мы проезжали Лену в 5.30 утра, так что теперь восполняю этот пробел. Давайте её посмотрим :)


Collapse )
Кортес

1999. Президенты молодой и уходящий

Любопытное фото 1999 года: молодой Лукашенко и уходящий Ельцин. Собственно, по дате видно, что ЕБН-у осталось на посту президента 23 суток, ну а Ляксандр Рыгорычу - больше 20 лет (сколько ещё ему отмерено Провидением, мы до сих пор не знаем).

Collapse )
Авиация

Дирижабль или самолёт? И то, и другое!

Статья инженера Б. Воробьева в "Известиях" за 10 сентября 1930 года, которая наглядно опровергает дурацкие мифы о том, что якобы "самолёт вытесняет дирижабль и в итоге победит его". Нет, конечно: дирижабль и самолёт дополняют друг друга, при этом дирижабль гораздо экономичнее и дешевле в перевозке как грузов, так и пассажиров. А самолёт - мал, некомфортен и дорог. Так что у дирижабля будет своя большая ниша и большие перспективы. Особенно это важно для Союза ССР, где очень большие расстояния.

Collapse )
Кортес

"Дирижабль летит над польским коридором"

СССР 90 лет назад: визит "Цеппелина" в Москву, сентябрь 1930 года. Читается увлекательно, как хороший документальный исторический роман. Столько мелких и тонких ностальгических деталей! И вообще это интересное время: до Гитлера в Германии ещё почти 3 года, а английская "военная тревога" уже прошла. И можно следить за мировым прогрессом: вот британцы строят новый мега-дирижабль, а вот на Северный полюс полетела новая экспедиция!

"Воздушный корабль на путь в Столицу Советов"... "Продолжается подготовка аэроарктической экспедиции"... "Доктор Эккенер интересуется перспективами транссибирского воздушного сообщения"... "Дирижабль летит над польским коридором"... "Главный стартер тов. Атурин сделал доклад о тренировке причальной команды"... На 4-й странице "Известий" - реклама фирмы SKF, тоже посвященная визиту цеппелина. Но более всего внушает вот что: "Комитет по приёму дирижабля "Граф Цеппелин" при ЦС Осоавиахима СССР". Ммм, какая прелесть!

А где-то в этом же времени летит летчик Севрюгов, горит "Воронья Слободка", Остап Бендер приседает на уши комсомолке Зосе Синицкой, а Адама Козлевича охмуряют ксендзы из ближайшего костёла города Черноморска...


Collapse )
Серж борода

Комсомольск-на-Амуре в 1997 году (видео)

Кое-что из старенького. Извлек из своего видеоархива и положил на ютуб небольшой поход по Комсомольску-на-Амуре в июле 1997 года, 23 года назад. 7 с половиной минут. Запись хорошо отлежалась, поэтому на ней теперь буквально всё антикварное. Трамваи, автобусы, поезда, люди... Короче, приятного просмотра :)



Красная Звезда

75 лет со дня капитуляции Японии

Сегодня стукнуло 75 лет со дня подписания капитуляции японских вооруженных сил на борту линкора "Миссури", а завтра - День Победы над милитаристской Японией.
По этому случаю - газетные материалы за тот день из номера "Известий" за 4 сентября 1945: обращение Сталина 2.09 по случаю капитуляции Японии, речь президента Трумэна, репортаж советских военкоров с борта "Миссури" и ещё пара статей. А также Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении праздником 3 сентября.


Collapse )