15-минутная беседа про Транссиб, ж/д путешествия и будущий путеводитель в студии Город+ с Павлом Желтовым. Там мне выдали аванс, назвав "писателем", но собственных полноценных книг, вышедших в бумаге, у меня пока нет. Только сотни статей, очерков, циклов постов в виде электрических атомов или журнальных публикаций. Да ещё одна книга, написанная и даже сверстанная, но лежащая пока в одном из московских издательств "мёртвым грузом". Придётся постараться соответствовать :)
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Во втором туре фейкового "народного голосования" переименований аэропортов Пулково тоже получило имя - Федор Михалыча Достоевского. Имя, в общем-то, знаковое, мощное, хорошее. Зал ожидания "Бедные люди", красный коридор "Преступление и наказание" и проч. Пулковцы прокомментировали, как именно они будут использовать это имя:
Сегодня исполняется 100 лет А.И. Солженицыну. Круглая дата, однако. В прессе сейчас идёт настоящий вал публикаций, посвященных его памяти - однако большинство из них либо дежурная отработка официоза, либо слащавое сюсюканье а-ля Холмогоров-стайл (что - в сущности - тоже подвид официоза, ложащийся в общую струю), либо ритуальные проклятия от противников в стиле "сука, агент Ветров, он призывал Трумэна бомбу на нас бросать!". Мне неблизко ни первое, ни второе, ни даже третье - потому что я признаю Солженицына крупной исторической величиной. Если и не литературной, то как минимум общественно-политической. Хотя надо признать, что он не объединяющая (как скажем, Пушкин, Чехов или Тургенев) - а разъединяющая фигура. Поляризатор.
А.И. Солженицын на станции Чита-2. Транссиб, начало июня 1994
А.И. существенно повлиял на историю СССР - это надо объективно признать. И поэтому его нужно и читать и изучать. Как, например, генерала Деникина или диссидента Шафаревича. Хотя в итоге он оказался гораздо успешнее их и не только увидел крах красного Колосса своими глазами, но и активно поучаствовал в этом процессе - созданием трещин в заскорузлом и окостеневшем к 1970-м годам советском идеологическом фундаменте. Правда, итоги этого краха оказались абсолютно иными, чем он себе представлял. Радел "за Россию" - но в неё же, получилось, и выстрелил. Попал метко, не отнять.
Так получилось, что я прочёл большинство его текстов и произведений - потому что в 1989-1994 гг. был его поклонником и почитателем. Не осилил полностью разве что гигантское и очень рваное по сюжету "Красное Колесо" - часть его узлов осталась мне неподвластной. Однако со всем остальным я охотно знакомился, а в 1989-1990 гг. глотал его произведения буквально пачками. Помню спецвыпуск "Комсомолки" с его статьей "Как нам обустроить Россию" - пришёл тогда домой и бережно резал газетный разворот ножницами, превращая в книжку. Хорошо помню, как купил его семитомник в "Политкниге" на Силуэте - серенький такой, в тонкой обложке. Кажется, это было осенью 1991 года, когда всё валилось к чертям в пропасть. Тогда казалось, что всему привычному настаёт конец, и возможно в этих книжках - волшебные секреты от мудрого пророка. К западническим диссидентам типа Сахарова с их безумными рецептами "разделить страну на 100 безвредных независимых кусочков" я относился неприязненно (что тогда, что сейчас) - однако Солженицын казался "совсем не таким" (с).
Забавно. Писал вчера подглаву про Томск и Томскую ветвь и наткнулся на замечательное. Чехов в своей поездке на Сахалин, если помните, в своих письмах знатно обгадил губернский Томск:
[...] "Томск описывать не буду. В России все города одинаковы. Томск город скучный, нетрезвый; красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен сей город тем, что в нем мрут губернаторы."
Или вот: [...] "Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её о зад… Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь…"
В свою очередь, город Томск тоже отметил вклад писателя гротескным памятником: в пальто, нелепой шляпе, перекошенных очках, босиком с непропорционально большими ногами. За спиной у писателя зонт.
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с сайтом Transsib.ru (об этом ниже). Поэтому тут сейчас в основном проходные, или новостные посты, которые не требуют от меня нескольких часов подготовки и делаются быстро.
Дело в том, что когда я стал переделывать сайт в новую оболочку, поставил его на временный домен и влил туда несколько сот страниц - обнаружил, что и контент у него сильно устарел. Тема специфическая, узкая, особо глубоко в неё никто не лезет - все просто переписывают с него (и потом друг у друга) сведения и цифры. Приправил пафосом, добавил героев - вот и готов типовой текст про Транссибирскую магистраль. Но для основного сайта по теме так всё-таки не годится. Так что я решил заново освежить тему, стал появляться в научно-технической библиотеке Окт.ж.д. и уточнять там по доступному массиву фактологию. Стал смотреть литературу разного профиля, выискал и иностранные издания по теме и с изумлением обнаружил, что путеводителя именно по Транссибу (а не по его городам-остановкам!) не существует в природе. Вообще.
Аннотация. Во время железнодорожных путешествий человек по-новому воспринимает время, пространство и, конечно, отношения между людьми, ощущает особую поэзию скорости и технической мощи. В антологию, посвященную 175-летию российских железных дорог, вошли стихотворения и проза русских писателей XIX -начала XX века. Афанасий Фет и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков и Максимилиан Волошин, Аркадий Аверченко и Михаил Булгаков, другие мастера слова разносторонне и художественно ярко изобразили быт железных дорог, приключения, с ней связанные. Став читателем этой книги, вы получите прекрасную возможность увидеть историю нашей страны из окна вагона, с высоты локомотива.
Вышла она довольно давно, и просто в магазине уже не найти, поэтому приходится выискивать на интернет-магазинах. Нашёл таковую на Озоне. Почему-то на такие антологии, хотя это не сильно большие книги, цены под две тысячи (есть ещё второй том, про советский период). Странно, что так ломят цену. Тем не менее, побаловал себя на Новый год.
Так вот, в это же время мне предложили попробовать новый сервис – т.н. "кэшбэк". Я разными интернет-новациями не увлекаюсь, поэтому про такую возможность ранее не слышал. Суть её в том, что с каждой покупки в обычном интернет-магазине покупателю обратно возвращается некая сумма. В итоге получается эквивалент скидки на товар, купленный электронным образом.
Очень интересная беседа с военным историком А. Исаевым про мемуаристику. Не про конкретные битвы Великой Отечественной - а про собственно жанр военных мемуаров, про его недостатки и достоинства. Где и в какой степени можно мемуарам доверять, почему их надо перекрестно перепроверять, каким образом они искажают реальность и почему так происходит. Особенно любопытно с 17-й минуты, где Алексей приводит конкретные примеры авторской отсебятины от военачальников: пишут про хорошо проверяемые документами события, и тем не менее творят на ходу легенды. Именно поэтому всегда нужно знание общего контекста - тогда мемуар даёт свою содержательную мозаику в картину, а не запутывает её. Финальные полчаса можно пропустить, там уже так себе (ответы на вопросы) - а вот первый час стоит послушать.
Пишут, что бывший глава РЖД (в 2005-15 гг.) Владимир Якунин накропал книжку:
[...] На официальном сайте лондонского издательства Biteback Publishing в аннотации к книге Якунина рассказывается, что это рассказ об опыте автора «на первой линии», где он повествует о своей деятельности в качестве офицера разведки, министра и руководителя одной из крупнейших российских компаний. По предзаказу книгу предлагается купить за £16–20, а в продаже она появится в марте. «Это первый раз, когда человек такого уровня открыто и честно рассказывает о своей стране», — говорится в аннотации. Там же указывается, что, хотя «в начале 2000-х было достигнуто некое подобие стабильности, сегодняшнее будущее России непонятно, а ее правящий класс разделен».
И, кстати, назвал её весьма громко - "Коварная колея". Не очень понятно, будет ли там что-то именно про ж/д события применительно к эпохе руководства Якунина - а в его бытность на российской "железке", как ни крути, произошло много всякого разного. Если будет только "палитега и интриги Кремля" - то не очень хорошо. Если и транспорт - то это уже как минимум любопытно. Правда, смущает ориентация книги на западного читателя и издание её в Лондоне - те вообще ничего не знают про наши реалии и схавают любой "текстовый бутерброд", если он вписывается в весьма узколобую западную картину мира. А может, это будет попытка оправдаться за негативный имидж в самом конце его руководства. Пока неясно.
Книг о Транссибе выходит не так уж много - тема эта не столь популярна, как военные или морские сражения. Тем не менее, создание этой магистрали, которая в XX веке фактически стала каркасом государства Российского – важная для понимания российской истории тема. Журналист Кристиан Вольмар (Christian Wolmar) написал несколько книг о железных дорогах; и вот он обратился к теме Транссиба.
Решил выкладывать краткие отзывы на недавно прочитанные книги (да, я до сих пор читаю их и в бумаге!). Сперва - две книжки питерского культуролога Натальи Лебиной. Точней та, что слева - про хрущёвскую эпоху - прочитана полностью, а правая ещё в процессе. Книга посвящена истории повседневности отрезка примерно с 1955 по 1964 год. То есть, эпоха космоса и кукурузы, разоблачения "культа личности" и минимализма в быту, нового витка "борьбы с замшелыми попами" и массового строительства хрущевок. Рассматриваются разные срезы действительности - от жилья и пития до отношения общества к сексуальности.