Вчера показал колоритное видео въезда в Череповец на 618-м поезде, через промзону "Северстали". А сейчас - вид на "Северсталь" с воды, т.е. с Шексны, где проходит магистральный водный путь Волго-Балт. Комбинат логистически исключительно удачно расположен, имея и вывозную станцию на ж/д, и мощную сеть причалов для судов типа "река-море". Ехали мы вдоль промзоны на мощном катере со скоростью эсминца (ок. 28-29 узлов), что само по себе было любопытным опытом :)
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
В начале месяца состоялся поход на Балтийский завод, и я уже писал про его историю и географию. А в этом посте - картинки с крупнейшего в России стапеля "А" и территории близ него. Длина стапеля 350 м, его ёмкость позволяет формировать корпуса кораблей водоизмещением до 100 тыс.т. Именно здесь строились в своё время тяжелые атомные крейсеры пр. 1144 ("Орланы"), атомные ледоколы типа "Арктика" (первая), кормовые секции "Мистралей". Сейчас тут формируются корпуса атомных ледоколов пр. 22220 типа, причём сразу два - "Арктика" (вторая) и "Сибирь".
На фото - заводской ж/д транспорт, на заднем плане - стапель А с корпусами ледоколов
В ФБ встретилось мнение (весьма характерное, впрочем) от френда по т.н. "окну возможностей" весны 2014 г. Когда-то и я рассматривал его отдельно - вот тут, ещё по горячим следам осенью 2014-го.
Но в целом, это мнение представляет собой упрощение. Даже, я бы сказал, очень сильное упрощение - если говорить о той действительно уникальной ситуации.
Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.
Балтийский завод. На главной проходной
Завод был основан в 1856 году (т.е. 160 лет назад) петербургским купцом М. Карром и инженером-механиком парохода «Невка» М. Л. Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.
В 1874 году предприятие становится собственностью английского акционерного общества, а в 1877 году преобразуется в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество, избавляясь от "английского" шлейфа. В 1894 году выкупается в собственность казны в лице морского министерства и тогда уже становится гигантом судостроения, получая крупномасштабные госзаказы. Балтийский завод первым среди своих коллег по производству приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы).
В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных. Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.
Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.
Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода. Все данные и фотографии взяты из открытых источников. Сперва немного военного судостроения:
Вчера (в составе небольшой группы от HeadHunter и нашего сообщества Spbblog) впервые в жизни удалось побывать на Балтийском заводе, который до сих пор оставался для меня terra incognita. Из-за специфического характера вчерашнего дня пришлось отложить пост на сегодня, а то бы вы считали его за розыгрыш :)
Заводчане показали нам цикл производства атомных ледоколов - от первичной обработки и раскроя металла через сборку мелких секций до сборки корабля на стапеле. А также лично и своими глазали убедился в том, что на Васильевском острове есть не только рельсы колеи 1520 мм, железная дорога и вагоны, но даже и тепловозное депо.
Тепловоз ТГМ и наклонный стапель А на заднем плане
Оказывается, страдают от мирового кризиса и упадка нефтяных цен не только пресловутые "нефтезависимые страны", которых публицисты сладострастно и назидательно поминают каждый день. Но и те страны, у которых никакой такой "иглы" отродясь не было, и их ставили всем в пример - однако забывая, что их экономика обращена вовне и критически зависима от общемирового спроса.
Вот что было у ЮК всего лишь 7-8 лет назад, сплошные розовые краски, рисовали радужные перспективы:
Короче, недавно - 42% мирового судостроения (2008), гигантское количество заказов, 300 (!) судостроительных заводов, из них более 30-ти - верфи, способные строить суда дедвейтом более 10 тыс.т. Сказка, да и только!
Наконец, добрался до материалов по Чемпионату рабочих профессий, состоявшегося в Екатеринбурге (где я был четыре дня в начале ноября).
Мероприятие по факту называется гораздо сложнее: "II национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech". Но это объяснимо, если знать его предысторию. Оказалось очень интересное по сути мероприятие, хотя и довольно сложное для первоначального вникания.
Что же это такое? Что за чемпионат и зачем он проводится? В чём его суть? Если вы помните, в Девяностые годы в Государстве Российском промышленность, а в особенности промышленность обрабатывающая, была перерублена т.н. "реформами". В тот период деградировали или обвально уменьшились не только отрасли промышленности, но был переломан хребет ещё и базовой структуре профессионального образования. Престижность рабочих профессий фатально упала, относительно советского уровня; в массовом сознании их заместили банкиры, финансисты, юристы, менеджеры и прочие завоевания периода свободного рынка.
И после периода мазохистского саморазрушения неизбежно настал момент, когда на повестку дня встал вопрос о восстановлении промышленности. О реконструкции уцелевшего после тотального погрома "реформаторов" советского наследия и даже иногда о новом строительстве. Это произошло ближе к середине нулевых, когда начало возрождаться судостроение, авиастроение, металлургия и некоторые другие отрасли промышленности. Однако в области кадров оставался досадный разрыв - ведь система среднего профобразования была разрушена, и нужно было что-то делать. А именно - возрождать эту систему, снова накапливать опыт, знания и кадры для восстановления. Но возрождать - дело сложное, долгое и более нудное, чем разрушение и радостные пляски на руинах.
* * * Одна из граней возрождения - это подготовка молодых кадров для промышленности и работа над повышением престижности рабочих профессий. Но не просто "для промышленности", а для высокотехнологичных её секторов. Задумайтесь, логически - вот если сейчас строятся на верфях атомные ледоколы для освоения Арктики, клепаются "Калибры", которые потом летят за две тыщщи километров на точно определённую цель, создаётся истребитель пятого поколения в Комсомольске-на-Амуре или делается новая модель спутников для Глонасса, и так далее и тому подобное - то ведь где-то, кто-то и на чём-то всё это должен делать? Правильно?
Во-о-от. Правильно. Это всё берётся откуда-то, а не с неба. Делают это реальные люди, решая реальные проблемы. Одна из них, и довольно острая - рабочие кадры. Поэтому и появился - на стыке "нулевых" и "десятых" - в России такой чемпионат, как раз попав "в струю" этого непростого восстановительного процесса.
В продолжение этого. Сегодня взял на тест D5500 - с подачи представителя Никона в СПб kotaff. Взял потестировать с китовым 18-140, на пару недель. Нужно понять, как ведёт себя аппарат, что там из нового - свистелки-перделки, а что - реально пригодится. Аппарат немного полегче моего старого, есть встроенный Wi-Fi и поворотный экранчик стал сенсорный. Возьму его с собой на Ижорский завод, ну и попробую в разных ситуациях - вечер, помещение, движущийся локомотив на железке и т.п. Тогда и будет понятно, стоит менять на такой или нет.
Мега-пост от Славы gelio про питерский Балтийский завод. Место, где я очень хочу побывать - но пока так и не сумел попасть. Там много всего, почти полста фото - смотрите и наслаждайтесь! :)
Стапель А. Формирование корпуса нового атомного ледокола пр.22220
Локомотив спроектирован на основе известного семейства электровозов TRAXX , отлично зарекомендовавших себя в эксплуатации во всех страх ЕС.
Вообще, строительство нового завода с нуля - для Новой России (которой "20 лет") событие очень нерядовое. И когда появилась такая инфа, я было подумал, что строится завод на замену Луганскому на Украине - так как из-за войны тот сильно снизил производство, а магистральные тепловозы нам очень нужны. Но по изучении доп. информации оказалось, что он тоже будет выпускать магистральные электровозы, т.е. работать в той же нише, что и активно работающие Новочеркасский и Верхне-Пышминский (кстати, этот тоже новый, 2010 г. пуска в эксплуатацию).