Подстаканник СВПС: видимо, самое начало 1950-х. Потому что на рельефе уже "МПС", а не "НКПС"; но при этом не электровоз, а ещё паровоз. С 1956-57 гг. такой подстаканник уже не стали бы делать. Надо поискать аналоги на Уделке. (для тех, кто не в курсе - СВПС это "спальные вагоны прямого сообщения")
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Когда был в прошлом году в городе Данилове на севере Ярославской области, на одной из улиц этого городка совершенно случайно встретился дом, где в 1920-е гг. провел детство киноактер Алексей Смирнов, которому вчера исполнилось 100 лет. Дом до сих пор цел, хотя и по состоянию уже не очень.
Позавчера стукнуло 110 лет Сергею Георгиевичу Горшкову, "отцу" как Большого флота СССР, так и ракетно-ядерного подводного флота. Горшкова записные флотофилы очень любят ругать - за всяческие неправильности и несбалансированности, которыми сопровождалось строительство Большого Флота, за отставание в строительстве инфраструктуры базирования, за нестроительство "классических" авианосцев немедленно и так далее.
Однако были у Сергея Георгиевича и большие плюсы, которые тоже не стоит забывать. Во-первых, впервые в истории флот СССР стал неоспоримо вторым в мире на целых 35 лет и полноценно вышел в Мировой Океан в круглогодичном режиме. Была выращена целая плеяда специалистов - два поколения военных моряков - на этот Большой флот, серьёзно продвинулась военно-морская наука и океанографические исследования.
1. Всего маршалов Советского Союза было 41 человек, если считать и Сталина, который был маршалом в промежуток 1943-45, а затем Генералиссимусом.
2. Четыре маршала было лишено звания - Тухачевский, Берия, Кулик (понижен в звании), Булганин (понижен в звании).
3. Пять маршалов были расстреляны либо закончили жизнь в тюрьме - 4 при Сталине (Тухачевский, Егоров, Блюхер - умер в тюрьме, Кулик в низшем звании), 1 при Маленкове-Хрущеве (Берия). Из них Егоров и Блюхер не были лишены звания юридически и оставались ими и после расстрела.
4. Также были ещё Главные маршалы родов войск, приравненные к званию Маршала Советского Союза, но шедшие отдельной строкой. Их было 13 человек (12 сохранило звание): - 4 Главных маршала артиллерии (один - Варенцов - лишен звания за "дело Пеньковского") - 7 Главных маршалов авиации - 2 Главных маршала бронетанковых войск.
5. Были ещё и Адмиралы флота Советского Союза, эквивалентные Маршалу Советского Союза. Их было трое - Кузнецов, Исаков, Горшков. Из них первый был понижен в звании Хрущевым в 1956 и восстановлен в нём только в 1988 посмертно.
6. Таким образом, всего в истории СССР было 57 человек с высшим маршальским званием или его эквивалентом (маршалы рода войск и адмиралы флота приравнивались к генералу армии, так что их не считаем)
7. Маршал Российской Федерации в истории был только один - И. Сергеев. Звание присвоил Ельцин в 1997, Сергеев умер уже в отставке.
8. Звание Маршала РФ юридически существует и поныне, но никому не присваивалось после Сергеева.
9. Наиболее долго в постоветское время прожили маршалы Язов (до 2020), Петров (2014), Куликов (2013), Соколов (2012), Главный маршал авиации Бугаев (2007). Т.е. ещё 10 лет назад были живы аж 4 маршала Советского Союза.
10. С сегодняшнего дня в России жив единственный человек, имеющий в звании именование "маршал" (рода войск) - это маршал авиации Е. Шапошников. Звание было присвоено в СССР в краткий миг после ГКЧП 26 августа 1991. Однако это звание эквивалентно генералу армии и на 1 ступень ниже полноценного маршальского звания.
Вот и всё. Нет больше на земле Маршалов Советского Союза: последний из них сегодня ушёл в вечность. Когда-то давно, в прошлой жизни, 7 ноября 1984 года на военном параде в Хабаровске 20-летним студентом ХИНХа стоял совсем близко от него на боковой трибуне и слушал речь генерала армии перед войсками округа. Тогда он был командующим войсками КДВО. Счастлив, что видел его живым и бодрым. Прощайте, Дмитрий Тимофеевич. Вы долго держались, но человеческая жизнь конечна. Земля пухом.
Историческая запись. Сейчас смотрится как другая планета. А ведь я хорошо помню и этот день и эту трансляцию. Мне было 16, и я включил телик (тогда у нас был цветной "Темп") посмотреть. Первые полчаса шла прямая передача, а примерно на 33-34-й минуте этого ролика "живую" трансляцию отключили, и текст доклада Генерального секретаря стал торжественно и медленно зачитывать с бумажки Игорь Кириллов в чёрном костюме.
Помню, тогда поразился, как Брежнев плох, как ему тяжело отрабатывать ритуал и почему же его не сменят более бодрые товарищи. Суслов-аскет был пободрей, но при этом ему осталось на этой земле всего 11 месяцев. Леонид Ильич протянет ещё полтора года. Осень СССР...
PS. Интересны первые секунды ролика: на ком фокусируется камера. Конечно, сперва на Л.И., но не меньше хронометража занял Второй человек СССР - Михал Андреич Суслов. Третьим ненадолго серый кардинал Черненко и затем №4 - Предсовмина Тихонов. Он тоже совсем старенький. Несокрушимый Косыгин совсем недавно умер - кажется, месяца 2-3 всего как. И как-то тихо и непочётно: перед этим его сняли с поста и похоронили как персонального пенсионера, со сниженными почестями.
На "Тактик-Медиа" выложили ролик о железных дорогах СССР и логистике в 1939-45 гг. Я им, правда, не очень доволен, потому что тема крайне обширная и мы поневоле скакали по отдельным событиям, пропуская целые периоды. В этот же ролик умудрились вместить и литерные поезда Молотова-1940 в Берлин и Сталина-1945 в Потсдам. Плюс в тот же день записались по БАМу, что добавило нагрузки.
Тем не менее это первый заход о многом, что я давно хотел озвучить. В частности, о том, что и в сфере транспорта были свои масштабные кризисы в годы войны. Один мы пропустили (нефть-1942), про два других сказали (Куйбышев-1941, Заволжье-41/42). История была не очень парадная, а весьма драматичная. Совсем почти не сказано конкретики про переброску на ДВ и Забайкалье-1945, я уже выдохся под конец (хотя заготовил цифры, но не использовал). Надеюсь, ещё наверстаем при более конкретных подходах к теме. Ещё, конечно, стоит как-нибудь связно рассказать и про роль Кагановича в развитии и устойчивости ж/д транспорта в предвоенные и военные годы и роль его соперников в главнейших мероприятиях по переброске войск и эвакуации (И.В. Ковалева, А.И. Микояна, А.А. Андреева и др.).
Интереснейший ролик от Алексея Исаева на тему, смежную с транспортом. Главный посыл - эвакуация промышленности СССР на восток не была плановой, не была безболезненной, это была грандиозная импровизация в момент смертельной опасности. Она сталкивалась со сложностями, порой большими. И поэтому героический эпос - это одно, а жестокая реальность - совсем иное.
А с классической картины Виктора Орешникова из Русского музея на нас смотрит юбиляр. Да-да, товарищи, Иосифу Виссарионовичу сегодня стукнуло два раза по 70.
Три десталинизации провели, из Мавзолея выкинули, на XXII сьезде при Никите Сергеиче ритуально попроклинали. Опять же, миллиарды слов пролились от гиен ротационных машин и шакалов пера для воспитания несмышленого народца, от ранней Перестройки и до сегодня - а всё никак не удаётся его разоблачить до конца. Поразительная живучесть! Выходит, заместил товарищ Сталин своего предтечу товарища Ленина в амплуа "живее всех живых".
PS. К юбилею вышел очень интересный и дотошный очерк про утерянные изображения Сталина в метро. Есть ряд интересных малоизвестных фактов. Например, я не знал, что в московском метро долгое время существовала фантастическая медаль "За оборону Волгограда" - на станции Курская-кольцевая. Оказывается, усердные десталинизаторы в раже борьбы с культом личности в начале 1960-х перебили даже облик медали "За оборону Сталинграда". Вернули облик только в 2009-м.
Вчера стукнуло ровно 30 лет со дня смерти академика А.Д. Сахарова. Тогда это было эпическое мега-событие, заполнившее первые полосы во всех газетах и по телеку; а сейчас - практически полная тишина. Никто и не помнит уже толком ту дату - вышел диссидент Сахаров из моды, давно и бесповоротно. Не то чтобы кто-то про него скрывает сведения, а просто - неинтересно и неактуально. Sic transit gloria mundi.