Ко вчерашней печальной дате, небольшое продолжение. На следующий день после спуска флага СССР в Кремле в номере "Известий" за 26 декабря 1991 публикуется подборка свежих откликов из-за рубежа на состоявшееся событие. Она весьма показательная - почитайте, как радостный Запад в едином порыве ласково облизывает "героя дня" Михаила Сергеевича. Интересен также последний отклик, из Китая :)
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013) (на будущее).
II. Исследования
История дальних ж/д сообщений Восток - Запад 1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900) 2. Сквозной путь до Тихого океана (1903) 3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10) 4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15) 5. Первый год после апокалипсиса (1922-23). 6. Расцвет Нэпа (1925-27) 7. Великий Перелом (1929-31) 8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36) 9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39) 10. После присоединения Западных территорий (1940-41) 11. Первый послевоенный год (1945) 12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50) 13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957) 14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63) 15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67) 16. При позднем Брежневе (1979-81) 17. Советский пик скоростей (1985-87) 18. Перед концом СССР (1990-91) 19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93) 20. Постепенная фрагментация (1998-99) 21. После введения российских паспортов (2002-03) 22. После полной электрификации Транссиба (2006-07) 23. Перед украинским кризисом (2011-13) 24. Доковидная современность (2018-19) 25. Ковидный шок (2020-21)
От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020) (начало публикаций планируется на осень 2022)
Тольятти (2020) 1. Колорит и характер города 2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы 3. ВАЗ и его окрестности 4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭС
Железные дороги и поезда 1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*) 2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).
И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью...
Важное объявление, товарищи, друзья, коллеги и господа. Скоро новый год - а значит и новый старт. Итак, хочу объявить всем читателям - как постоянным и давним, так и случайно приходящим, о запуске нового проекта - "Лаборатории Перископа" на базе портала Sponsr.ru. Портал позволяет, в отличие от обычных блог-платформ, делать посты разного уровня доступа и таким образом, осуществлять поддержку автора за счёт регулирования доступа к его постам, очеркам и репортажам. Это давняя проблема, которая мешает создавать нормальный качественный контент - и в новом формате она должна по идее решиться. Адрес "Лаборатории" очень простой: https://sponsr.ru/periskop/
Некоторые избранные посты на платформе будут бесплатными, а для чтения всей ленты постов нужно будет подписаться и тогда читать их полноценно. Уровней подписок платформа предлагает несколько, и мне пришлось подстроиться под это требование.
Ещё интересный кусок из мемуаров Маллейна, глава 25 "Золотой век": там повествуется о розовом "романтическом" периоде шаттлов после первых испытательных полётов, когда интенсивность полётов стала быстро нарастать. NASA клятвенно обещала конгрессу выйти на самоокупаемость и поэтому получила нужное финансирование на старте, но в итоге гонки за количеством запусков получилась грандиозная катастрофа "Челленджера" (январь 1986). Короче, живительный рыночек отрегулировал космическую экономику почему-то совсем не в ту сторону. Очень живо об этом пишет сам Маллейн, который видел ситуацию изнутри.
Разрушение шаттла "Челленджер" на старте 28.01.1986
[...] Если у программы Space Shuttle и был золотой век, то это период с 1984 года до «Челленджера». За эти два года состоялось в общей сложности 15 успешных полетов, из них 10 в последние 12 месяцев. С тех пор шаттлы никогда уже не достигали такой частоты полетов.
Внешне все выглядело прекрасно для NASA. Однако была проблема: доведение частоты полетов до 20 с лишним в год, что дало бы шаттлу преимущество в цене перед другими системами запуска, оказалось намного более сложной задачей, чем ожидали. Шаттл был очень прожорливым потребителем человеко-часов. После каждого приземления требовалось проверить, высушить, наддуть или обслужить иным образом тысячи компонентов. На орбитальной ступени было 28 000 плиток и матов теплозащиты, и каждый из этих элементов необходимо было проинспектировать. К каждому полету нужно было написать и протестировать специфический набор программ. Требовалось установить на борт и проверить полезные грузы. Каждый цикл подготовки серьезно затрудняло отсутствие запасных частей. Часто с только что приземлившегося корабля снимали маршевые двигатели и другие компоненты, чтобы переставить на следующий шаттл, подготавливаемый к пуску. Это называлось звучным термином «каннибализация».
Ёлка на Дворцовой в этом году уже второй год как натуральная, живая и честная - как и положено. Радует, что и зима нонче тоже зимняя - снежная и с морозцем, а значит тоже честная. Как и положено. Что же касается хвойной ёлки, то этой осенью я тоже немного поборолся за нее, а не ждал у моря погоды. Нашел на городском портале, где голосуют и отдал голос. По итогу фанаты пластиковых угробищ проиграли, чем я зело доволен. Так что главная ёлка-2022 Питера опять правильная, с чем вас и поздравляю!
Ещё один забавный эпизод из мемуаров Маллейна, показывающий настрой американских лётчиков периода "холодной войны" с советским блоком, а также эффективную работу американской пропаганды. Напомню контекст: это полёт STS-41D в августе 1984 года, командир экипажа - Генри Хартсфилд (в отставке - полковник USAF), именно он сидит в туалете и делает дело. От кризиса с южнокорейским "Боингом" прошёл всего год, военная напряженность в мире высокая.
О хорошем: в Большом Камне перед НГ сдали в эксплуатацию гигантский сухой док, самый большой в России и один из крупнейших в мире. Площадь 485*114 м - то есть можно строить хоть супертанкер, хоть авианосец, заглубление 14 м, кран грузоподъемностью 1200 т (!!!). Я когда был в Николаеве в 2011-м, то видел своими глазами на ЧСЗ краны-гиганты на 900 т., строившие наши советские авианосцы. Так вот, тут они ещё мощней.
Совершенно незамеченным прошло 30-летие события №2 по юридическому прекращению существования СССР. А именно - создание СНГ в Алма-Ате на заседании 11 глав бывших советских республик. Это событие совершенно заслоняется первым по очереди - а именно, Беловежским сепаратным соглашением только трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) 8 декабря. Тем не менее оно тоже было, и тоже влияло на умонастроения.
Если вы помните, 2 недели назад я писал именно об низовом отношении к тому событию 8.12 - что оно не воспринималось в "глубинном народе" как что-то тревожное, из ряда вон выходящее. Многие считали, что это как раз начало "нового, более справедливого СССР", только под другим названием. Зато в мире Беловежский сговор наделал гораздо больше шума - и прежде всего, потому, что основные мировые державы были обеспокоены процедурой принадлежности огромного ядерного арсенала СССР. А на собственно переговорах Ельцина, Кравчука и Шушкевича этот вопрос не был самым гвоздевым, хотя и стоял. А во-вторых, другие союзные республики сильно обиделись на "славянских сепаратистов", что их не позвали.
Так что через 2 недели пришлось передоговариваться, и теперь уже в широком составе 11 глав республик. И вот все комментарии и документы этого совещания как раз и сообщали широкому (ещё) советскому зрителю, что типа всё хорошо и типа находится более справедливый консенсус. То есть, те, кто считал, что СССР сохраняется под новым названием - и я в тот момент так считал - они торжествовали победу и говорили скептикам "Вот видите! А я же говорил, что это по факту сохранение Союза"! И действительно - внешне все выглядело именно так. Даже прибалты серьёзно забеспокоились - неужто "империя" сохраняется в новом обличии? (прикладываю комментарий Ландсбергиса-старшего).
- Вообще-то, я не хотел ехать в круиз. Я думал купить жене шубу... - Нет-нет, шуба подождёт! (с)
PS. Давно уже нет никакого ЧМП, когда-то крупнейшего морского пароходства в мире - оно распродано дельцами постсоветской Украины на иголки ещё 25 лет назад. Нет и "Михаила Светлова" (aka "Победа" / Magdalena) - судно ушло на слом ещё в 1977-м. Да и тем, кто родился в год выхода "Бриллиантовой руки", сегодня уже за полтинник. А вот Юрий Владимирович, несмотря на сегодняшние 100 лет, всегда с нами и вечно молод. "И меня, быть может, наградят... Посмертно!"