Серж борода

30 лет назад. "Герой дня" - Михаил Сергеевич

Ко вчерашней печальной дате, небольшое продолжение. На следующий день после спуска флага СССР в Кремле в номере "Известий" за 26 декабря 1991 публикуется подборка свежих откликов из-за рубежа на состоявшееся событие. Она весьма показательная - почитайте, как радостный Запад в едином порыве ласково облизывает "героя дня" Михаила Сергеевича. Интересен также последний отклик, из Китая :)

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

Лаборатория Перископа. Рубрикатор постов и очерков

Лаборатория Перископа на Sponsr.ru: подписаться можно здесь, зеленая кнопка "Присоединиться"
Что вы сможете тут прочесть в 2022 году
Вопросы и ответы по Лаборатории
Примечание: знаком (*) помечены общедоступные очерки и посты

I. Книги о путешествиях автора

"Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (весна 2013)
Предисловие *
1. Замысел и подготовка
2. Путь в Поднебесную
3. Первый день в Пекине
4. Пекинское метро. Масштабы, люди, барьеры
5. Поезд-пуля G1 в Шанхай
5а. Окончание главы 5: быт в поезде
6. Небоскрёбный Шанхай с высоты полкилометра
7. Повседневная жизнь трёхэтажного Шанхая
8. От коммунистов до колонизаторов. Баня
9. Контрасты мегаполиса
10. На поезде К56 на север
11. От срединных земель до дымной Маньчжурии
12. Осколки русского Харбина
13. Китайская "Россия" на острове и первая встреча с КВЖД
14. Непарадные предместья и амурские тигры
15. Чуринский хлеб и снежный поход в Новый Город
16. Городок КВЖД и станция Харбин
17. Порт-Артур. Дальний предел Империи
18. Порт-Артур. Перепелиная гора и обзор города с высоты
19. Советский военный некрополь Порт-Артура
19a. Русский некрополь. "Пусть гаолян вам навевает сны"...
20. Форты Порт-Артура. "На сопках Маньчжурии"
21. Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица
22. Прибрежные бухты Даляня
23. "Не надо бояться чифанек!" (*)
24. Русско-советское кладбище Цинъюньцзе
24a. Мир китайских пятиэтажек и Тропа здоровья
25. Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк
26. Советский авианосец в Бохайском заливе
27. Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин
28. Поход в Мавзолей Мао Цзэдуна
29. Западный вокзал Пекина и поезд Т43
30. Яньань - город "Великого Похода"
31. Пещеры в горах. У истоков Красного Китая
31a. Музей Революции
32. Яньань. Коллективные танцы и возвращение в столицу
33. Поездом на Великую Стену
34. Пекин. Вокзальные куранты бьют "Алеет восток"
35. "Утиное яйцо" и Пекин олимпийский
Субъективные размышления о современном Китае
36. Китайское государство, Мао и Сталин. Отношение к СССР
37. Китайская модель: капитализм, социализм или неведомый гибрид?

38. Китай и Анти-Китай. Отношение к японцам
Эпилог

"От Петербурга до Хайнаня. Большая диагональ Евразии" (осень 2013)
(на будущее).

II. Исследования

История дальних ж/д сообщений Восток - Запад
1. Первые сибирские экспрессы (1898-1900)
2. Сквозной путь до Тихого океана (1903)
3. После постройки Кругобайкальской ж.д. (1908-10)
4. Спрямление. В начале Первой Мировой (1914-15)
5. Первый год после апокалипсиса (1922-23).
6. Расцвет Нэпа (1925-27)
7. Великий Перелом (1929-31)
8. Эра Кагановича. Первый приход (1935-36)
9. Эра Кагановича. Второй приход (1938-39)
10. После присоединения Западных территорий (1940-41)
11. Первый послевоенный год (1945)
12. При Сталине через Кругобайкалку (1948-50)
13. Начало хрущевской эры и путь в Пекин (1957)
14. При Хрущёве через Перевальный участок (1962-63)
15. Ранний Брежнев. Создание именных поездов (1966-67)
16. При позднем Брежневе (1979-81)
17. Советский пик скоростей (1985-87)
18. Перед концом СССР (1990-91)
19. Сообщения сразу после распада СССР (1992-93)
20. Постепенная фрагментация (1998-99)
21. После введения российских паспортов (2002-03)
22. После полной электрификации Транссиба (2006-07)
23. Перед украинским кризисом (2011-13)
24. Доковидная современность (2018-19)
25. Ковидный шок (2020-21)


От пика сообщений СССР до распада транспортной связности СНГ (1988-2020)
(начало публикаций планируется на осень 2022)


III. Очерки из поездок

Ульяновск (2021-2022)
1. Авиамузей (ч.1) - тяжелые турбореактивные машины (*)
2. Авиамузей (ч.2) - от АНТ-4 до Ил-62
3. Авиамузей (ч.3) - Ту-144, который летал с пассажирами
4. Тема Ленина в городе
5. Ленинский дом №2. Где жил Володя Ульянов в ранние годы (1871-75)
6. Где и в каких услових жил подросток Володя Ульянов в гимназические годы (1885) *
7. Колорит и характер города
8. Туркострой и совмод в Ульяновске
9. Обзор электротранспорта: две половинки города
10. Железнодорожный Ульяновск
11. Район УАЗа и индустриальные окраины
12. Заволжская "авиационная" половина


Тольятти (2020)
1. Колорит и характер города
2. Начало брежневского Тольятти. Ранние кварталы
3. ВАЗ и его окрестности
4. Заволжский Жигулёвск и Волжская ГЭС


Пермь и окрестности (2018)
1. Ракетный городок Звездный (*)

Железные дороги и поезда
1. Поезд №347 Санкт-Петербург-Уфа, его колорит и зимний маршрут (декабрь 2021) (*)
2. Цикл постов о маршруте поезда Петербург - Костомукша (2019).


IV. Дневники (1981-2002)
1. 8-12 января 1982. Отьезд на запад. Хабаровск - Чита
2. 12-17 января 1982. Пребывание в Забайкалье
3. 18-22 января 1982. Путь на запад. Забайкалье - Урал
4. 23-25 января 1982. Омск - Москва
5. 26-27 января 1982. Первые впечатления о Москве
6. 28 января 1982. У гроба Суслова. Поход в Колонный зал Дома Советов*
7. 29 января - 3 февраля 1982. Впечатления о Москве
8. 4-8 февраля 1982. Отлёт из Москвы и возвращение к учёбе. Хабаровск

Внимание! В процессе развития проекта возможны дополнения и изменения к этому плану.
наполеон

30 лет назад: спуск флага СССР с Кремля

Снова вернемся на 30 лет назад. Я уже рассказывал здесь про то, как весьма равнодушно воспринимался в глубинном народе Беловежский сговор 8 декабря и обнадежившая многих встреча лидеров республик в Алма-Ате 21 декабря. Время было мерзкое и какое-то... сволочное, что ли, вспоминать его не очень приятно. Но всё же вспомним.

И вот на этом фоне 25 декабря было отмечено пронзительной сценой спуска флага СССР с кремлевского здания СМ СССР. Это показали по телевизору, после прощальной речи Горбачева, и многих зацепило. Хотя, строго говоря, 25-е это было на материке. А на Камчатке это, с учетом разницы во времени, случилось уже 26-го, в 5 утра. Поэтому и увидел этот репортаж я только по программе "Утро" по Орбите-1 - была тогда такая замена вечернему "Времени". Включил телик, по нему говорил Горбачев, бла-бла-бла, я покидаю пост, всё будет не очень хорошо, но я надеюсь и так далее. Затем показали ЭТО: в тишине флаг СССР спускался с флагштока и поднимался через пару минут флаг Новой России. Смотреть это было дико и как-то даже страшновато, и я где-то внутри себя ощутил холодок - "что-то с нами теперь будет?". Старый красный флаг был привычным, я с ним родился и вырос, он сопровождал меня все 27 лет моей жизни, был и в букваре и в учебниках, и в энцилопедиях, и на открытках, и вообще везде. И вот, новая реальность с неизвестностью...


Collapse )
Ворота в Азию

Старт "Лаборатории Перископа"

Важное объявление, товарищи, друзья, коллеги и господа. Скоро новый год - а значит и новый старт.
Итак, хочу объявить всем читателям - как постоянным и давним, так и случайно приходящим, о запуске нового проекта - "Лаборатории Перископа" на базе портала Sponsr.ru. Портал позволяет, в отличие от обычных блог-платформ, делать посты разного уровня доступа и таким образом, осуществлять поддержку автора за счёт регулирования доступа к его постам, очеркам и репортажам. Это давняя проблема, которая мешает создавать нормальный качественный контент - и в новом формате она должна по идее решиться. Адрес "Лаборатории" очень простой:
https://sponsr.ru/periskop/

Что на ней предполагается публиковать в течение года, описано тут:
https://sponsr.ru/periskop/9075/CHto_vy_smojete_zdes_prochest_v_2022m/


Некоторые избранные посты на платформе будут бесплатными, а для чтения всей ленты постов нужно будет подписаться и тогда читать их полноценно. Уровней подписок платформа предлагает несколько, и мне пришлось подстроиться под это требование.

Collapse )
Кортес

Как погоня за окупаемостью привела к катастрофе в космосе

Ещё интересный кусок из мемуаров Маллейна, глава 25 "Золотой век": там повествуется о розовом "романтическом" периоде шаттлов после первых испытательных полётов, когда интенсивность полётов стала быстро нарастать. NASA клятвенно обещала конгрессу выйти на самоокупаемость и поэтому получила нужное финансирование на старте, но в итоге гонки за количеством запусков получилась грандиозная катастрофа "Челленджера" (январь 1986). Короче, живительный рыночек отрегулировал космическую экономику почему-то совсем не в ту сторону. Очень живо об этом пишет сам Маллейн, который видел ситуацию изнутри.

Разрушение шаттла "Челленджер" на старте 28.01.1986

[...] Если у программы Space Shuttle и был золотой век, то это период с 1984 года до «Челленджера». За эти два года состоялось в общей сложности 15 успешных полетов, из них 10 в последние 12 месяцев. С тех пор шаттлы никогда уже не достигали такой частоты полетов.

Внешне все выглядело прекрасно для NASA. Однако была проблема: доведение частоты полетов до 20 с лишним в год, что дало бы шаттлу преимущество в цене перед другими системами запуска, оказалось намного более сложной задачей, чем ожидали. Шаттл был очень прожорливым потребителем человеко-часов. После каждого приземления требовалось проверить, высушить, наддуть или обслужить иным образом тысячи компонентов. На орбитальной ступени было 28 000 плиток и матов теплозащиты, и каждый из этих элементов необходимо было проинспектировать. К каждому полету нужно было написать и протестировать специфический набор программ. Требовалось установить на борт и проверить полезные грузы. Каждый цикл подготовки серьезно затрудняло отсутствие запасных частей. Часто с только что приземлившегося корабля снимали маршевые двигатели и другие компоненты, чтобы переставить на следующий шаттл, подготавливаемый к пуску. Это называлось звучным термином «каннибализация».


Collapse )
Петербург

Второй год подряд в Питере - живая ёлка на Дворцовой

Ёлка на Дворцовой в этом году уже второй год как натуральная, живая и честная - как и положено. Радует, что и зима нонче тоже зимняя - снежная и с морозцем, а значит тоже честная. Как и положено. Что же касается хвойной ёлки, то этой осенью я тоже немного поборолся за нее, а не ждал у моря погоды. Нашел на городском портале, где голосуют и отдал голос. По итогу фанаты пластиковых угробищ проиграли, чем я зело доволен. Так что главная ёлка-2022 Питера опять правильная, с чем вас и поздравляю!


Collapse )
Разговоры с ревизионистами

Как наложить из космоса на Кастро и Кубу

Ещё один забавный эпизод из мемуаров Маллейна, показывающий настрой американских лётчиков периода "холодной войны" с советским блоком, а также эффективную работу американской пропаганды. Напомню контекст: это полёт STS-41D в августе 1984 года, командир экипажа - Генри Хартсфилд (в отставке - полковник USAF), именно он сидит в туалете и делает дело. От кризиса с южнокорейским "Боингом" прошёл всего год, военная напряженность в мире высокая.

на фото - "Хэнк" aka Хартсфилд слева

Collapse )
Серж флот

Сдан в эксплуатацию сухой док в Большом Камне

О хорошем: в Большом Камне перед НГ сдали в эксплуатацию гигантский сухой док, самый большой в России и один из крупнейших в мире. Площадь 485*114 м - то есть можно строить хоть супертанкер, хоть авианосец, заглубление 14 м, кран грузоподъемностью 1200 т (!!!). Я когда был в Николаеве в 2011-м, то видел своими глазами на ЧСЗ краны-гиганты на 900 т., строившие наши советские авианосцы. Так вот, тут они ещё мощней.

Кран на 1200 т грузоподъемности

Collapse )
Серж борода

30-летие Алма-Атинской декларации, как этапа распада СССР

Совершенно незамеченным прошло 30-летие события №2 по юридическому прекращению существования СССР. А именно - создание СНГ в Алма-Ате на заседании 11 глав бывших советских республик. Это событие совершенно заслоняется первым по очереди - а именно, Беловежским сепаратным соглашением только трех славянских республик (Россия, Украина, Белоруссия) 8 декабря. Тем не менее оно тоже было, и тоже влияло на умонастроения.

Если вы помните, 2 недели назад я писал именно об низовом отношении к тому событию 8.12 - что оно не воспринималось в "глубинном народе" как что-то тревожное, из ряда вон выходящее. Многие считали, что это как раз начало "нового, более справедливого СССР", только под другим названием. Зато в мире Беловежский сговор наделал гораздо больше шума - и прежде всего, потому, что основные мировые державы были обеспокоены процедурой принадлежности огромного ядерного арсенала СССР. А на собственно переговорах Ельцина, Кравчука и Шушкевича этот вопрос не был самым гвоздевым, хотя и стоял. А во-вторых, другие союзные республики сильно обиделись на "славянских сепаратистов", что их не позвали.

Так что через 2 недели пришлось передоговариваться, и теперь уже в широком составе 11 глав республик. И вот все комментарии и документы этого совещания как раз и сообщали широкому (ещё) советскому зрителю, что типа всё хорошо и типа находится более справедливый консенсус. То есть, те, кто считал, что СССР сохраняется под новым названием - и я в тот момент так считал - они торжествовали победу и говорили скептикам "Вот видите! А я же говорил, что это по факту сохранение Союза"! И действительно - внешне все выглядело именно так. Даже прибалты серьёзно забеспокоились - неужто "империя" сохраняется в новом обличии? (прикладываю комментарий Ландсбергиса-старшего).

Collapse )
Серж пионер

Юрию Никулину - 100

- Вообще-то, я не хотел ехать в круиз. Я думал купить жене шубу...
- Нет-нет, шуба подождёт! (с)


PS. Давно уже нет никакого ЧМП, когда-то крупнейшего морского пароходства в мире - оно распродано дельцами постсоветской Украины на иголки ещё 25 лет назад. Нет и "Михаила Светлова" (aka "Победа" / Magdalena) - судно ушло на слом ещё в 1977-м. Да и тем, кто родился в год выхода "Бриллиантовой руки", сегодня уже за полтинник. А вот Юрий Владимирович, несмотря на сегодняшние 100 лет, всегда с нами и вечно молод. "И меня, быть может, наградят... Посмертно!"

С юбилеем, товарищ Никулин!