Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Друзиа, если вам кто-то вдруг захочет сказать примерно такую фразу «Сегодня в Питере будет...(солнечно, облачно, морозно, метельно, ... – нужное подставить самим)», то просто рассмейтесь такому умнику в лицо. Потому что это полная бессмыслица, ибо в Питере «сегодня» может быть какая угодно погода, произвольно меняясь в течение дня.
В подтверждение и назидание привожу четыре картинки сегодняшней пасхальной погоды, разделенные каким-то смешными тремя часами.
А на сладкий десерт пора показать немного избранного из натурной экспозиции Артиллерийского музея. Надо отдать им должное: они в ельцинское время, когда был бардак и массовое списание даже довольно новой техники, очень много экземпляров себе понатаскали и поставили. Хотя бы чтоб потомки смотрели.
Давайте-ка и мы посмотрим некоторые милитаристские девайсы из мира Союза Советских Социалистических Республик, ушедшего ныне в память людскую. Ну, или повозмущается, кому охота (знаю, и такие непременно найдутся, по теории вероятности). Всё разом не выложить – экспозиция огромная и плотно-набитая, но хотя бы немножко из сапёрной, а затем ракетной техники. Собственно артиллерии тут практически не будет, только для затравки.
На днях kazagrandy выложил любопытный плакат времён Февральской революции, который хорошо отражает настроения тех эйфорических денёчков: обрушим ненавистное самодержавие и под алым цветом Свободы, на броневике, быстро достигнем Щастья (собственно, образованные граждане так же и в 1991-м думали, только цвет поменялся). У меня же в связи с ним есть вопрос: а что там в левой стороне плаката за архитектурный силуэт? Это, часом, не Литовский ли Замок? Или просто абстракция?
Рассматривая большой массив снимков Жака Дюпакье из его советских путешествий, поймал себя на мысли, что надо в журнале обязательно показать ещё и Москву 1964 года. Очень уж у него там "вкусные" снимки. И период интересный - ещё не стали массово строить "брежневские" здания, эти скучные угловатые параллелпипеды, оживляемые лишь чеканкой, но зато отлично видно замысел "сталинских семи сестер"-высоток, расширяющих панораму и силуэты Кремля в новом масштабе и при этом смотрящихся абсолютно гармонично в московском пространстве. И - люди. Он снимал много людей. В ГУМе, у автоматов газводы, у бассейна "Москва" и так далее. Кстати, современный миф о "сером совке" этими сериями фото (включая вчерашнюю ленинградскую-1956) полностью опровергается. Советский Союз был весьма цветастым и разнообразным - пусть небогатым, невещистским, более скромным, чем нынеший гламур; но "серым" и "унылым" он точно не был. Да я и сам, отлично помню яркие кримпленовые платья девушек и женщин 70-х, ко мне-то этот миф не пристаёт, но вот в поколении 1980-х г.р. он почему-то имеет хождение. Впрочем, давайте посмотрим эту "неведомую" Москву, от которой нас отделяет уже 46 лет. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, правда? * * * Как и в прошлой серии, снимки - Jacques Dupâquier; их отбор, последовательность, постобработка для Интернета и комментирование - мои. Если кто (это больше к москвоведам, наверное) может какие-то снимки уточнить или дополнить, указывайте номер фото и в комментарии пишите свои версии и дополнения. Поехали!
Бассейн "Москва" (на фундаменте Дворца Советов; ныне тут Храм Христа Спасителя)
Френд dkphoto выложил интереснейший фоторассказ про историю строительства Уссурийской ж.д. (Хабаровск - Владивосток). Всем интересующимся историей Транссибирской магистрали - настоятельно рекомендую к прочтению.
Гм. Какая интересная новость, особенно в контексте современных противоположных веяний:
На Садовую улицу возвращаются трамваи: планируется, что в конце 2011 – начале 2012 года они пойдут от площади Репина до Сенной площади, а в дальнейшем, возможно, маршрут продлят до Невского проспекта. Чтобы трамваи не стояли в бесконечных пробках, линию планируют сделать выделенной. [...]
Любопытно, что проект не предусматривает создание на Сенной площади «кольца», что крайне затруднительно из-за плотного движения в этом районе. Планируется, что по маршруту пустят двусторонние трамваи: они будут доходить до площади, затем машинист будет переходить на другой конец трамвая и ехать в обратном направлении.
Получается, что массированный демонтаж линий и почти полное исчезновение его в центре сменяется "мягким" возвратом?
Своеобразное "торговое" приложение к двум недавно написанным частям про Полоцк. Здесь - кое-какие белорусские торговые наблюдения и любопытные реалии, полученные в основном в ходе хаотичного хождения по полоцкому Дому Торговли (т.е. универмагу) и близлежащему рынку "Скарб", и пара затесавшихся кадров на ту же тему из Витебска. В основном отмечены, конечно, те моменты, которыми тамошняя реальность отлична от российской картины. Снимки делались только для впечатления, в неожиданных местах, так что могут быть размазаны.
Вот всё-таки не устаю удивляться полякам, их удивительной "адекватности" (как у них крыша отъехала в XVIII веке, так на место и не вернулась). Оказывается, они смоленскую берёзу увековечили в серебре, на своих монетах: Национальный банк Польши выпустит почти 900 тысяч памятных монет. Золотые номиналом сто злотых (около тысячи рублей) - с изображением покойной президентской четы Леха и Марии Качиньских, серебряные в десять злотых - в память о погибшем главе Центробанка Славомире Скшипеке. Появятся также серебряные монеты номиналом 20 злотых, на них - самолет и злополучная береза, прервавшая полет.
Монета с берёзой на первом плане - слева. Так, глядишь, лет через 30 легендарное аэропортовское дерево тоже станет польским мемориалом: обделают камнем, высекут слова похлеще, правительственные делегации будут к ней летать...
В константинопольской серии я вам уже рассказал про знаковый собор святой Софии, являвшийся когда-то духовным центром громадной Византийской империи. Однако беспощадная История внесла в его окружение свои коррективы - после взятия Города османами он был переделан в мечеть и с южной стороны его через некоторое время стали строить усыпальницы султанов - тюрбе. Давайте зайдём на территорию и посмотрим их.
Есть у меня давняя традиция - на Вербное воскресенье гулять по набережной Лейтенанта Шмидта и инспектировать состояние Невы и причалов перед настоящей весной. Обычно в этот день (хотя он, конечно, скачет вместе с Пасхой по неделям) красиво и солнечно, но в этом году весна идёт как-то совсем не так, страшно холодно и не по сезону морозно - прямо не 8 апреля, а 68 февраля. Да и солнца сегодня не было. Но, традиция есть традиция - сьездил, погулял, посмотрел, что делается. Фотки очень серые, но всё равно выложу кое-что.
Никогда больше не буду ругать наше питерское метро за перегруженность. Да и московское буду теперь очень осторожно. Потому что вы скорей всего не видели, что такое час пик в пекинском метро. Вот это, товарищи, реально ахтунг. Специальные тетки-забивалки в двери в час пик, поголовная просветка на входе всех "сумочников", переходы между линиями чуть ли не по километру, к тому же узкие. На это все накладывается такая интересная особенность, как то, что входящие в вагон не пропускают сперва выходящих, как у нас, а сразу же ломятся внутрь, как только двери открываются. Из-за этой особенности у дверей образуются настоящие людские водовороты, и ежели вы случайно встали на выходе у края двери, то выйти у вас в час пик мизерные: входящая толпа оттеснит вас внутрь. Я было попытался сегодня один такой водоворот заснять, возвращаясь обратно с Тяньаньмэня около шести, но меня чуть не сбили.
Короче, когда будете читать в умной википедии про рекордное в мире по длине метро, 442 км, и про кучу открываемых линий, помните про то, что у него есть некоторые нюансы :-)
Я было подумал в начале месяца, что на Украине обстановка постепенно успокаивается. Медийная истерика с российской стороны стала понемногу спадать (украинские сми так и бьются в непреходящем неврозе, но это объяснимо), вроде бы что-то стало стабилизироваться. Но нет, тектонические плиты Истории снова хрустят.
Я уже несколько раз рассматривал здесь транспортную ситуацию с сообщением в Крым. Но время на месте не стоит, вчера пришли свежие новости на тему:
К началу летнего сезона россиянам предложат «единый билет» на проезд в Крым из различных городов России. Он предполагает сквозной тариф, который будет ниже, чем при покупке отдельных билетов на поезд, автобус и морской транспорт. Пассажир, покупая в железнодорожной кассе билет до Анапы, Крымска или Новороссийска, сможет одновременно приобрести билеты на автобус от вокзала до керченской переправы, а также на морской паром и опять на автобус – до Симферополя, Севастополя, Алушты, Феодосии. Об этом сообщил глава Минтранса Максим Соколов после совещания по транспортной доступности Крыма, которое прошло в Керчи в воскресенье, 6 апреля. [...] Транспортно-логистическая схема доставки пассажиров в Крым по российской территории должна быть отработана уже к майским праздникам, а единый билет может появиться в кассах к 1 июня.
[...] Также рассматривается и возможность организации железнодорожного сообщения непосредственно до порта «Кавказ», где пассажиры пересядут на паром, а уже в Керчи вновь сядут на те же места в поезде, ожидающем их с другой стороны переправы. Возможно, что пассажирские вагоны также будут переправлять из порта «Кавказ» в Керчь. Оба варианта обсуждаются РЖД.
(украинское, но неполитическое) А вот интересно. Почему Юля перестала носить косу бубликом? Ведь это был очень важный элемент её образа? Смотрел её вчера в Донецке - совсем не то. Такая не победит, слишком уныла и сера. Вот гляньте, снял скрин с трансляции:
2 этаж. Окна расположены настолько низко, что приходится стоять буквой "зю". При росте чуть более 180 см глаза на самом деле упираются в середину скошенной части потолка. Аналогично и в купе, 2-я полка находится в замкнутом стеновом пространстве под потолком и, пожалуй, самое элитное место в двухэтажном поезде - нижняя полка 2 этажа, отсюда действительно лучшие виды. Порадовало наличие розеток, кроме коридора по 2 розетки в каждом купе :)
Всем, кому интересен такой вагон как средство на дальнее расстояние, почитайте наблюдения. Любопытно.
Продолжение сахалинской автодорожной видеосаги. Если до этого мы пересекали остров наперерез - мчали по прекрасному шоссе к западному побережью на Холмск, то в этой серии - путь вдоль берега Татарского пролива на север, к городу Чехову. Прекрасная дорога закончилась, теперь - брутальная грунтовка, где с жёсткой подвеской можно и зад отбить :) Так что я к ней подобрал заунывную мелодию, чтобы усилить впечатление. Дорога зажата между морем и железной дорогой, только кое-где уходит вверх, где железка ныряет в японские тоннели. Обратите внимание, как миниатюрна железная дорога и насколько мала у неё зона отчуждения. Приятного просмотра и не забудьте включить HD-качество!
Один из самых медийных и активно использовавших возможности прессы советских космонавтов. Очень хорошо его помню по советскому ТВ начиная со школьных лет - с конца 1970-х и практически до падения СССР. Его в телевизоре тогда было много: мастерски владел словом и умел выразить свои ощущения живо и завлекательно. Потом как-то потускнел - всё-таки его характеру больше соответствовала советская романтика и героика покорения новых высот, чем гольный и циничный постсоветский расчёт на пути к "успешному человеку".
Из интересного в его биографии: к нему на "Салют-7" летал самый первый "Интеркосмос" (1978), с чехом Ремеком и В. Губаревым. А на заре своей космической карьеры Гречко готовился к облёту Луны - но программу закрыли, после высадки американцев.
Ещё один осколок великой советской эпохи - нацеленной на познание и созидание, а не на сжирание друг друга ради прибыли и капитализации, ушёл в вечность. Мир праху.
Удивительная гримаса истории: сталинский план Трансполярной магистрали, многажды осмеянный и стократно перепроклятый антисоветчиками (от хрущевских до перестроечных и ельцинских), снова всплывает. И не просто так - ибо проект был объективно нужный стране, да и сейчас его значимость меньше не стала. Другое дело, что тогда его начинали строить по принципу раннего Транссиба - с хлипкой железной дороги по временным нормам.
Кто помнит, как исторически строился Великий Сибирский путь, ничего удивительного в последовательности действий по этой эпопее не увидит. Транссиб точно так же начинался в конце XIX века с хлипкой дороги с деревянными мостами и большими допустимыми уклонами, с черепашьмим скоростями движения и каторжниками на стройке. А через 12-20 лет он был радикально реконструирован, выровнян и переложен на тяжёлые рельсы практически полностью - по мере своего наполнения и роста экономического значения. Трансполярке же не повезло - проект после смерти Сталина остановили, а всего через 10-12 лет после остановки проекта в том районе нашли грандиозные запасы нефтегаза. И в 70-е протянули линию на Уренгой от Сургута, затем ещё и восстановили примерно треть Трансполярки от Уренгоя до Надыма. Но замкнутой линией она не стала, разрыв Надым - река Обь остался.
Любопытная получасовая документалка про лютое время психических атак и забивания мозгов сограждан политотой. Я сейчас и сам поражаюсь, как огромное множество вполне адекватных до того людей были сбиты на некоторое время с толку. Произошло всеобщее смещение ориентиров, полная смена стиля жизни и только где-то к 1995-96 гг. люди в глубинке нахлебались настолько сильно, что стали тосковать о времени "застоя", которое через 5-7 лет после распада Союза воспринималось как благословенное, сытое и спокойное. В столице, которая отчасти выиграла от развала страны и стянула к себе все свободные финансы, было несколько иначе - но и там у многих людей дела были не ахти, по сравнению со спокойным советским бытом.
Тальков, конечно, был видной частью этого всеобщего помешательства и стоял на одном уровне с Кашпировским, Чумаком и "прорабами перестройки" типа Карякина-Шмелева-Заславской. Только он окормлял политической сумасшедшинкой эстрадную сферу, а не публицистику или гипнозолечение. Вот про это культурное явление и говорится в фильме.
Интересные записки о трансконтинентальных поездах через Австралию, почему-то раньше не попадались на глаза. Человек пересек Зеленый Континент в обоих направлениях - с севера на юг (поезд The Ghan) и с востока на запад (Indian Express). Причём расстояния серьёзные - к примеру, из Сиднея в Перт около 4000 км, это почти как от Москвы до Красноярска. Из записок видно, что поезда там сугубо туристические, а не транспортные - и видимо, крайне дорогостоящие. В постах автор не указывает цену, так что можно лишь догадываться. Ну и вальяжное расписание с экскурсиями, неограниченным баром и 3-разовым питанием намекает на это.
Краткого катехизис по сюжету "паровозы в СССР во время войны" по схеме "вопрос-ответ". Возник в ходе фб-дискуссии, но я подумал, что и тут будет полезен, для просвещения в этом вопросе.
Советская трофейная команда осматривает захваченный немецкий паровоз BR56. Шклов, июль 1944 г. Виден результат работы Ил-2 - пробитый РС-ом котел внизу и поврежденный от скачка давления сухопарник
* * * - Собирали ли паровозы в СССР во время войны?
- Да, хотя и немного. Если смотреть по годам, то вот так: 1941 - 200-210, 1942 - 9, 1943 - 43, 1944 - 32, 1945 - 8. Всего за время войны получается в диапазоне 292-302. [есть ещё немного отличающиеся цифры у Ракова, но в сумме выходит всё то же]
- А почему так неточно? Почему цифра "плавает"?
- Потому что в 1941 году суммарное производство было 708 локомотивов, но к 22 июня успели сделать около 500, а оставшееся число собиралось в первые 3 месяца войны, сколько успели до эвакуации. Первым эвакуировались Брянский и Харьковский заводы, прекратив сборку, позже них - Ворошиловградский и Коломенский. Там есть разброс по цифрам.
Подумалось тут. Вот у меня многие в ленте серьёзно пострадали от ситуации всеобщего карантина и закрытия сферы услуг, риэлторства и проч. Действительно, тут есть проблема - тем более в условиях неопределенности и отсутствия каких-либо социальных гарантий. Многие жалуются и на ушедшие реалии "довоенной" жизни - театры и концерты, фестивали, невозможность куда-то поехать и т.п.
Но ни один (в моей ленте, как минимум) не пожаловался на отсутствие телевизионного спорта - всех этих чемпионатов по разным спортингам или на закрытие всяких лиг, даже хоккейных или футбольных. Практически никому не жалко отложенной Олимпиады. Странно, но факт :)
То есть, когда из нашей жизни пропал профессиональный спорт как зрелище - ровно ничего не случилось. Вообще. Люди оказались совершенно равнодушны к этому паразитическому наросту "мирной" жизни.
Проектировщики межстоличной ВСМ выложили подробную карту с планируемыми станциями для согласования в госорганах. Из карты видно, что проектировщики выбрали "китайскую" схему прохождения ВСМ - в максимальной отдаленности от нас. пунктов с целью достижения наивысшей средней скорости. ВСМ-Тверь и ВСМ-Великий Новгород будут примерно в 40-50 км от этих городов, как аэропорты. Планируется интенсивность сообщения в 48 пар/сутки (96 рейсов).
Однако китайская методика не имеет особого смысла в отрыве от большой сети ВСМ, построенной на немалую часть страны. "Европейский" метод другой - при нем ВСМ заходит в центры городов транзитом, резко снижая скорость до обычной, а затем в чистом поле снова повышает до крейсерской высокой. В этой схеме вокзалы находятся в центрах городов, но средняя скорость ниже. Эту схему решили в России не задействовать.
PS. Ошибка в названии Новгорода - увы, банальная спешка тех, кто готовил. Торопились и небрежно расставили топонимы, дабы уложиться в формальные сроки согласования. Станция рядом называется верно, Великий Новгород-ВСМ.