On this day in journal — April 9th

Уссурийский тигр

Новые светотени Кронштадта

Вот, наконец, и наступило то благословенное самое прозрачное время!
Самых ярких и резких светотеней, самых контрастных рисунков солнца – и наслаждайтесь, пока не распустились первые зеленые листочки. Дальше будет ещё интересней, но и в это время надо погрузиться и получить заряд позитива.

А Кронштадт – это средоточие жанра городской светотени. Где еще можно найти на ограниченном пространстве столько чугунных решеток, якорей и парапетов мини-мостов? Чтобы накопать столько же светотеневой красоты в Питере - нужно ходить втрое, если не вчетверо больше, на единицу площади. А в Городе морской славы, так это пожалуйста – три часа, и готово – тридцать-сорок отборнейших светотеневых пейзажей у тебя в кармане на флэшке. Точно вам говорю. Только ходи и смотри, заглядывай и наслаждайся. И - попутно дыши воздухом Залива и олимпийским спокойствием улиц. Никакой суеты, только расслабление. И люди вокруг улыбаются, а не бегут сломя голову – это так приятно.
Вот честно, сколько не бываю в Кронштадте весной - столько удивляюсь концентрации светотеней. Просто с ума сойти! И ведь еще целых пять недель таким чудом можно насладиться - ну а потом пойдет уже другой жанр, более тепло-зеленый.


Обратите внимание – на здании парусной мастерской остался флаг ВМФ СССР.

Ну, кое-что из субботнего похода хочу вам показать, да и для себя запомнить.
Итак, кому интересно – идём со мной.

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Советская Армия

О Знамени Победы. Берем на карандашик

Ну что ж, и опять в продолжение темы о Знамени Победы.

Полный списочек поименного голосования доступен теперь в текстовом виде, можно ознакомиться. Спасибо vorchunn, забрал для памяти себе в мемориз; пригодится. Смотреть поучительно, теперь видны все конкретные лица. И можно разобрать обстановку.

Значицца, так. Голосовали единогласно «за» этот позорный законопроект ЕдРосы и ЛДПР.
Профессиональных политиков и тихих «партийных строителей», цементирующих рядовую массу, мы откинем сразу – профессия это в принципе собачья, и ничего хорошего от них ждать не приходится. Рядовую депутатскую массу тоже, много их. Просто фамилии сохраним, благо они там в алфавитном порядке по фракциям.
Однако знаковые, публичные фигуры в списочках голосовавших «за» тоже есть, вот их-то и давайте глянем. Некоторые там логичны, а некоторые - вызывают недоумение. Но зато проявились – и это уже плюс.

Collapse )

Теперь, Владимир Владимирович, ваш ход.
Посмотрим, какой вы сын фронтовика, и подпишете ли этот позорный закон.
Если вы и вправду серьезный стратег, как многие предполагают - то закон этот отправится в топку.
Но посмотрим.
Серж фиолетово-черный

Комендантская площадь и окрестности

Этот фотоальбом будет нестандартный по наполнению. Внезапным он был и для меня самого - так как я и не задумывал специально снимать такие ординарные виды.
Ведь мы обычно как рассуждаем? Снять покрасивше и поинтересней, то, что необычно и запоминается. То, что составляет «изюминку» нашего города. А в это воскресенье вышло совсем по-другому: я пошел в «поход» по своему району, дабы в двух рекомендованных мне точках посмотреть и «пощупать» руками навигаторы. Захватил камеру с собой, на всякий случай. И, неожиданно для себя, по пути стал снимать разные виды того района, где живу, и который, если честно, я в обычной жизни вижу втрое-вчетверо чаще, чем признанные красоты Петербурга (исключая разве что Петроградку, где приходится по делам бывать почти каждый день).

Так вот, в этот альбом вошли виды Комендантской площади и её окрестностей – тот район, где я живу (северо-запад города). Это совсем не старый Петербург, конечно. Но это и не Ленинград: потому что, когда Ленинград стал Петербургом, тут почти ничего не было. Более того, даже когда я сюда переехал пять лет назад, тут была едва ли половина того, что сейчас понастроено в этих местах. А скорей, много меньше. Поэтому это – именно Петербург, никак не Ленинград. Только, наверное «новый Петербург», нулевых годов. Этот Петербург совсем неизвестен тем, кто уехал из города лет 15-17 назад, в годы резкого перелома – его тогда физически не существовало. Но он сейчас есть, этот «новый Петербург», и сумасшедше, лихорадочно разрастается прямо на моих глазах, захватывая всё новые и новые территории и ярусы. Иногда я и сам удивляюсь контрасту, сравнивая снимки, скажем, 2004 и 2008 годов.
Сразу хочу предупредить, что никаких красот тут не будет: это обычная ординарная городская среда. Не центр, а окраина. Несколько неустроенная: ибо непрерывно все время что-то строится, перестраивается, доделывается, пробивается, мостится. Романтики тут совсем немного. Ну что, какая уж есть. Просто показываю, что Петербург – он вообще-то очень разный. Очень.
Посмотрите и такую грань города.

Collapse )
Серж флот

Речные извозчики Шилки. 1958

А помните, я как-то писал про Шилку и Сретенск, когда рассказывал про восточно-азиатский вояж?
Так вот, вчера мне прислали пару любопытных снимков 1958 года, сделанных на Шилке у Сретенска. Оказывается, 50 лет назад по ней ещё ходили колёсные пароходы (если я правильно разглядел).


Collapse )
Серж борода

Коллекция газет III Смуты

Ещё к вопросу, зачем мне нужен домен periskop.su и сайт: нужно как-то подымать пласт из коллекции газет III Смуты. Причем подымать более-менее систематизированно, так, чтобы можно было отсортировать что-то по названию и по городу. И чтобы содержимое не терялось среди проходных постов, как в жж. Сегодня вот капитально убирался на лоджии и в процессе работ дошли руки немного поснимать подборки из коллекции - не подробно, а чтобы вы просто представляли себе, хотя бы приближённо к реальности, что там есть.

"Смутой" процессы 1987-1999 гг. называют не просто так - а потому, что в эти годы произошло совершенно глобальное, всеобщее потрясение (а то и помутнение) умов. Это очень хорошо видно по многим газетам, которые я собирал - со дна социума наверх поднялся всякий мусор, иногда даже инфернальный мусор. Люди, прежде вполне адекватные, переворачивались мозгами и массово верили во всякую чудовищную лабуду, потеряв привычные ориентиры. Поэтому в те годы процветали не только обыденные, простые, но и самые удивительные подвиды лохообработчиков. А само по себе определение "Третья Смута" (меня как-то спрашивали, откуда оно) принадлежит А.И.Солженицыну - это я у него заимствовал. Нашёл такое название достаточно метким, точным и ёмким. Первая смута - это времена Самозванцев, Вторая - обе революции 1917 г. и гражданская 1918-1922 гг. Третья - нашего поколения, вот её мы и черпанули. И я в том числе.
* * *
Вот, к примеру, передовая газеты "Голос Вселенной" за начало 1991 года (аккурат 20-летней давности). Причем, надо подчеркнуть, газета сия, как и все остальные позднесоветские легальные, была включена в общесоюзный подписной каталог, всё чин по чину - а не как нонче. И, конечно же, пользовалась льготными госценами на бумагу и распространение.


А теперь ещё 9 подборок - просто для общего представление, что такое есть моя региональная коллекция. Москва, Белоруссия, Прибалтика, Новосибирск, Владивосток... и так далее, по всему необьятому Союзу :-) Ну и, приложением, Корея, Китай, Румыния, ГДР - куски Второго Мира.

Collapse )
Уссурийский тигр

Сестрорецк - блог-тур

Сегодня состоялся большой блог-тур в Сестрорецк, в результате которого я впервые в жизни оказался на внутренней территории знаменитого оружейного завода, родины винтовки Мосина (затем инструментального завода, а сейчас - впечатляюших размеров заброшки, но внутри территории). Пунктов было много, это только одна из точек посещения. Расскажу попозже про него отдельно.


Collapse )
Кортес

Географические шалости Euronews

Смотрел сюжет бусурманского Euronews про Донбасс. Понятно, что регион сейчас у всех на слуху - тем более для западников, которые про эти точки на карте, скорей всего, вообще первый раз в жизни слышали. Всё вроде понятно, разбирают долю Донбасса в промышленности и его общий вклад в Украину. Названия городов теперь транслируются латиницей с украинского, а не с русского, как было ещё лет 12-14 назад (Kyiv вместо Kiev, Kharkiv вместо Kharkov).
Впрочем, это частности. Больше всего меня изумило, как толерантный европейский канал изображает территорию постмайданной Украины. Гляньте, я снял скрин с сюжета (отдельно его можно глянуть тут):

Это что же получается? Свободное демократическое СМИ прогнулось под кремлёвского диктатора, угнетающего индийских йогов? По-моему, всем громким промайданным рупорам, типа Цензор.Нет или "Украинской правды", надо немедленно жаловаться в ПАСЕ и ОБСЕ на нехорошее Euronews!
Серж борода

История одной старой книжки

На днях делал весеннюю приборку на лоджии и вытащил из загашников тяжеленный старый том.
Элизе Реклю, пятый том "Человек и Земля". 1908 год.
И вспомнилось, что с ней у меня связана интересная история. Пожалуй, она стоит отдельного рассказа. Дело в том, что чудесному обретению этого увесистого тома я всецело обязан академику А.Д. Сахарову, трижды Герою Социалистического Труда и обладателю Сталинской и Ленинской премий сами знаете за что.


Collapse )
Консерватор

Железные дороги Империи в Первой Мировой: путь в пропасть

На Ленте.ру 31 марта была опубликована вторая часть моей статьи про железные дороги Империи в годы Первой Мировой.
В этой части я рассмотрел как некоторые позитивные сущности - вроде строительства новых линий в 1914-16, так и (в основном) негативные - постепенный распад транспортной связности страны, начиная с лета-осени 1915. Особенно неприятно было отслеживать 1917-й, когда сообщение за какие-то 10 месяцев с января по ноябрь коллапсировало вдвое - по наличному парку как вагонов, так и (в особенности важно) локомотивов.

Вообще, беда тогдашней ситуации, если её упростить ("генерализовать", как говорят картографы) - это то, что имперская верховная власть так и не поняла, до самого своего конца - что транспорт в мировой войне, при таком напряжении сил, не должен работать разрозненно и расслабленно. Он просто обязан в такой ситуации быть единым организмом с жёсткой вертикальной дисциплиной, управляемым из одного центра - как это было во Вторую Мировую войну. Такой организм быстро реагирует даже на катастрофические изменения ситуации и может устоять и в пиковом случае, снабжая войска в изменившейся конфигурации фронта.

Collapse )

Уже летом 1915-го транспортными специалистами рисовались вот такие карты, с зонами затруднённого и "невозможнаго" снабжения продовольствием районов Империи (незакрашенные белые зоны - это там, где снабжение было более-менее приемлемо). По факту, ещё за полтора года до Февраля Семнадцатого из нормального товарообмена были выключены Омско-Кулундинский, Зауральский, Алтайский хлебопроизводящие районы. И чем дальше - тем хуже.


Ниже - немного сканов, которые могут дополнить мою статью на "Ленте", но не вошли в неё по объёму.
Для интересующихся более подробным раскладом ситуации.

Collapse )
Ворота в Азию

Воркутинская весна-2015

Ну что, товарищи, братия и сестрия, а равно и господа с панами и геррами!
Рассупонилось весеннее солнышко, расталдыкнуло свои лучи по пределам расейским. Посмотрел старик Ромуальдыч на свои ватные часики "Ракета" и ажно заколдобился - по новому зимнему постоянному времечку рассветишко в пределах полярно-уральских теперь ажно в 03.17, и это в начале апреля (!). Живёт Воркутинушка теперь в одном поясе со Львовишкой, Оулушкой и Клайпедишкой, так уж сложилось. И это весьма интересный кульбитишко :)
* * *
А если серьёзней - пришла пора заполнить большой пробел в моём железнодорожном кругозоре. Разведать стылые пределы Северо-Печорской и 501-й магистрали до реки Оби, где я до того никогда в жизни не бывал. Посмотреть своими, а не чужими глазами на Воркуту, Инту и возможно даже Салехард (впрочем, сие всецело зависит от состояния ледовой переправы на Оби 16-17 апреля). Ощутить колорит разных северных поездов и даже "Полярной Стрелы", от Лабытнанги до Инты.

Фото varandej, из его эпического северо-печорского цикла

Такие дела. Завтра утром старт экспедиции.
В Воркуту прибываю утром 12 апреля, аккурат в Пасхальный День Космонавтики. Ежели кто из воркутинских читателей захочет составить компанию по Воркутинскому кольцу 13 или 14.4 - буду рад :)
Тогда пишите в личку или на periskop(собачка)ya.ru.

Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"
Петербург

Питерская весна. Окрестности Кронверкского просп.

Посетил вчера с коллегами-блогерами новую экскурсию в музее политистории, посвящённую "советской кухне". О ней рассказать уже не успею, в связи с утренним отьездом на Северо-Восток - а поэтому просто выложу немного вчерашних карточек, с окрестностей Кронверка и ул. Куйбышева.


Collapse )
Камчатка

Петропавловск-1996. Ч.7 - Снова 8-й и 7-й километры

Продолжение оцифровки плёнок 1996 года.
Здесь - снова мой район, Восьмой и Седьмой километры. Но с других ракурсов.
На 0:16 - мой дом на Чубарова, пятиэтажка справа - дом 12 в самом конце улицы, самая высокая. Вот там на 5-м этаже мы и жили, долгое время. Там есть дом ещё выше (14-й), но он построен левее и его не видно. На 2:07 - пивнушка на Кавказской, центр притяжения камчатских бичей вне сезона путины и безработных мареманов. Сейчас, наверное, давно снесена. На 2:55 - место моей работы с 1989 по 1996, КГТУ Госснаба СССР. На 5:51 - пл. Дзержинского, или "Трое непьющих", как её называли на местном жаргоне. Вулканы вдали прикрыты облаками, увы - день был на этот счёт не очень удачный.



Часть 1 - 7-8-й километр
Часть 2 - АЗС и Силуэт, виды на бухту
Часть 3 и 4 - центр города и спуск к Морвокзалу
Часть 5 - американский корабль у Морвокзала + наш ПСКР немного
Часть 6 - 9-10-й километры

Канал periskopspb на YouTube
Уссурийский тигр

Полинезийский обычай постсовков

Близится 9 мая, и с "фронта драпировки Мавзолея" постепенно приходят первые новости этого сезона.
Я следил за этим полинезийским обычаем постсовков ("закрыть фанеркой ихнее Божество - глядишь, оно не нашлёт злых духов на нас в праздник") ещё с самого его возникновения, а с 2009 мониторил визуальное исполнение и традиционно показывал в этом журнале. Поначалу большинство вообще не понимало, что Мавзолей драпируют, т.к. одобренные ТВ-ракурсы с парада строго регламентируются и этот участок Красной площади попадал на камеру буквально на секунды.


Как он зарождался и с чего начинался, можно почитать у меня в трех частях исследования вопроса:
1. 1995-1999: ельцинские парады. Формирование новых традиций
2. 2000-2003: ранние путинские парады
3. 2004-2006: процесс "демавзолеизации" и первый сидячий парад

Письмо президенту РФ по этому поводу написал депутат ГД от КПРФ Н.Ф. Рябов, цитата из него:

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Тампере. Фестиваль по мотивам The Beatles и Битлз-месса (!) в соборе

Ещё одна зарисовка из мартовского Тампере - пребывание на фестивале "Tampere Beatles Happening-2016". Честно говоря, сперва ребята мне сказали, что мероприятие будет по мотивам творчества Элвиса Пресли - я было обрадовался, люблю его) Потом ближе к отъезду выяснилось - что фестиваль таки про "Битлз". К ним я уже относился попрохладней. Ну что ж; тогда, как говорится - посмотрим на месте, оценим :)


Collapse )
наполеон

99 лет легендарному "пломбированному" рейсу из Цюриха в Петроград

Сегодня исполняется 99 лет со дня начала одного из самых знаменитых железнодорожных рейсов в мировой истории (в 2017-м стукнет ровно столетие). Рейс длился больше 7 суток, начавшись в городе Цюрихе днём 9 апреля 1917 г. по н.ст., пройдя транзитом через воюющую кайзеровскую Германию и закончившись в Петрограде на Финляндском вокзале 3 (16 по н.ст.) апреля поздно вечером.

В идеале хотелось бы, конечно, повторить этот рейс в год столетия в те же самые интервалы времени и посмотреть на все эти точки своими глазами, сделав новый цикл - но неизвестно, позволят ли это сделать финансы и текущая занятость. Поэтому сейчас давайте посмотрим не политику, а чисто транспортную составляющую легендарного теперь "пломбированного вагона Ленина".


Collapse )
Петербург

Сакральная рыбка Северной Пальмиры

Короче. Ходил по раёну и всё равно нашёл правильную и не совсем дорогую (398). Сегодня понавезли много ладожской свежайшей. А как пахнет, м-м-м! Зашёл по пути уже с пакетом ея в оптику, так пока подбирал оправу, оптика вся пропахла огурцами. Врачиха-окулистка даже спросила меня, где конкретно я затаривался :)


Как правильно заметила моя френдесса - только тогда формально начинается питерская весна, когда ты нажарил первой корюшки свежего хода!

Collapse )
Уссурийский тигр

Два столкновения: Москва и Польша

Уезжаю на военно-историческую реконструкцию в Тёсово, поэтому очень коротко про оба столкновения (фотки некогда вставлять, но они есть по ссылкам немного):

1) Столкнулись поезд Москва - Брест и электричка в Москве в р-не Кунцево, до 50 пострадавших, ~12 госпитализировано:
https://ria.ru/incidents/20170409/1491842037.html

По информации РЖД, 8 апреля в 22.16 на перегоне Фили — Кунцево-1 машинист пригородного поезда №6919 "Москва-Усово" применил экстренное торможение, чтобы предотвратить наезд на пешехода. Как отмечается, из-за нештатной ситуации была нарушена система торможения электропоезда, в результате чего произошло его самопроизвольное движение в обратную сторону, а затем — столкновение со стоящим на перегоне Фили – Кунцево пассажирским поездом №3 сообщением Москва – Брест.

В результате с рельсов сошли два вагона электрички и секция локомотива пассажирского поезда, движение на участке временно приостановлено.


2) В Польше - наезд Pendolino сообщением Вроцлав - Варшава на грузовик на переезде, пострадали 18 чел., 7 госпитализировано:
http://www.gazetawroclawska.pl/komunikacja/wypadki/a/wypadek-pendolino-z-wroclawia-do-warszawy-wiele-osob-rannych,11965620/

Кортес

Пломбированный вагон. 100 лет

Ровно 100 лет назад, 9 апреля в 15.10 среднеевропейского времени поезд с политэмигрантами отошел от Цюриха.

Однако проезд в "пломбированном вагоне" начался позже: в него группа эмигрантов пересела на пограничной станции Готтмадинген. И ехали до Засница на Балтике, где они прямо на станции и переночевали в вагоне, поставленном в тупик. Затем в Треллеборг они попали уже на пароходе "Королева Виктория". То есть, собственно рейс с последующей ночёвкой в этом вагоне длился около 60 часов.


Подробней про рейс - в прошлогоднем посте.
Кортес

Гражданская война на железной дороге

У humus недавно интересный альбом всплыл - на этот раз антибольшевистских "белых" сил, разгар Гражданской войны, 1918-19 годы. Большие фото, куча деталей, много можно разглядеть. Единственно, атрибуция неточная, приходится искать дополнительно.

Collapse )
Кортес

Австралийцы и снег на Транссибе

Группа австралийцев поехала по Транссибу на "России" в марте месяце и внезапно увидела снег - первый раз в жизни. Восторгу аборигенов из Сиднея, Аделаиды и Мельбурна не было предела! Они буквально подметали пути Транссибирской магистрали своими телами. К сожалению, не нашёл оригинал на ютубе, поэтому пришлось загрузить на свой канал.



паровоз П-36

Транссиб вдоль Хилка на Забайкальской ж.д. (видео)

И ещё одно "поездное" видео с восточной осенней поездки до Тихого океана.
На этот раз из Забайкалья. Помните же дореволюционные открытки, где нитка Великого Сибирского пути вьется вдоль реки Хилок, повторяя его изгибы? Все эти "Утесъ Жипхегенъ" или "Траншея Арбагаръ"? Вот, это те самые места, где Транссиб подымается над Хилком и наворачивает живописные кривые. Тут - выход со станции Хилок и движение на запад. 4,5 минутки.
Приятного просмотра :)