On this day in journal — May 3rd

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Красная Звезда

Самолеты советских асов. Боевая окраска. Часть 2

Первая часть была посвящена в основном Якам и МиГам, а в этой части будут «Лавочкины» разных модификаций и американские ленд-лизовские Аэрокобры. И в том числе два наиболее знаменитых самолёта - асов Кожедуба и Покрышкина.


Collapse )
мудрый котик

Питерская фотозагадка

Небольшая питерская фотозагадка.
В общем-то, довольно лёгкая, понимаю, но все же...
Скажите мне, друзиа (и желательно, поточней) - где находится сей колоритный барельеф (-ы) с носами кораблей, якорьком внизу и медицинской эмблемой вверху?



Подсказка 1. Вы, несомненно, много раз видели эти барельефы.
Подсказка 2. Снято в 6 часов вечера, в апреле.
UPD.
Подсказка 3. Ребята, это не Кронштадт, это Питер!


Комменты скрываются, но завтра открою; победителю (первому, конечно) – приз!
Ну, вспомните же! Успехов :)
Серж флот

Майские виды с набережной Л.Ш.

День совершенно летний сегодня был!
Да и все выходные, просто потрясающие. Чудный май!

Совершил сегодня фотопрогулку по довольно длинному маршруту, но сейчас хочу выложить избранные снимки с моей любимой невской набережной - Лейтенанта Шмидта. Это та, напротив которой «Адмиралтейские верфи».

Collapse )
Уссурийский тигр

А за окошком месяц май

Вчера под водительством babs71 был совершён большой поход по району Нарвской заставы, которые я бы после всего увиденного назвал Царством советского авангарда. Обязательно сделаю архитектурный пост по этому району, он того стоит - но попозже, как получится.

Но самое главное - не это. А то, что в столицу империи и колыбель мировой революции, поставленную Петром Великим на болотах невской дельты, пришла настоящая, буйная и зелёная весна. И сфинксы в солнечные дни загадочно улыбаются нам так, как только они умеют. Неделю назад, в самом начале солнечного буйства, про это самое душевно написал камрад jazzmax:
Нестерпимо горят на солнце крылья грифонов Банковского мостика... Расстегни свое серое пальто, петербуржец, стяни с шеи вязаный шарф и сложи в сумку, одень темные очки! Наконец-то весеннее тепло с нами, да еще и в пятницу! Все на вечерний моцион!
С чем всех питерских и поздравляю!

А скоро уж и белые ночи :)

PS. И - все на вечерний моцион! Дома не сидеть, когда вокруг такая красота!
Серж фиолетово-черный

На Нарвской заставе. Торговые зарисовки

Архитектурные зарисовки с района Нарвской заставы я покажу отдельно - там много шикарного авангарда и вообще, всякого-разного вкусного. А пока - торговые зарисовки оттуда. Как обычно в питерских фотопрогулках, интересное тоже нашлось.

Совершенно типовая питерская вывеска небольшого магазинчика в глуби района.
Скажите, где ещё, в каком городе, в продмагах продают Песок, щебень и гравий? :)

Collapse )
разговоры

Я вам не скажу за всю Одессу...

- Что вы на меня смотрите такими злыми глазами, как солдат на вошь? Вы на себя посмотрите!
- Но ведь мне аптекарь говорил, что это будет радикально черный цвет. Не смывается ни холодной, ни горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином... Контрабандный товар.
- Контрабандный? Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Покажите флакон... И потом посмотрите. Вы читали это?

(И.Ильф., Е.Петров - "Двенадцать стульев")

Да, товарисчи. Вы не ошиблись - фото сие сделано именно на Малой Арнаутской. И - кто знает! - вдруг роскошное заграничное средство "Титаник" для Ипполита Матвеевича Воробьянинова было сделано именно за этим окошком? :-)
* * *
В общем, я вернулся - из Одессы и Николаева. Планировалось немного больше, но получилось столько, сколько получилось. Зато Одесса подарила нам перманентно солнечную погоду. А под катом - чуть-чуть несистематизированных (пока) фотовпечатлений. Совсем чуть-чуть. Систематизированные будут попозже - очень уж много всего увидено и отснято, надо немного разложить всё по полочкам и осознать, ху из ху что есть что :)

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Смоленск взят

Доброго вечера, друзиа, и с прошедшим Первомаем вас! (кому он люб, конечно)

Вернулся с города-героя Смоленска. Ну что сказать? Интересный город - неденежный, несуетливый, не светится сильно в новостях (кроме ситуаций, когда поляки или пришельцы с запада вмешиваются внезапно), небольшой областной центр без сильных претензий. Контрастов там много, надо признать - широкие дороги-почти-автобаны на одном мосту, а чуток подальше - днепровский мост с разбомбленным асфальтом (ещё немцами, видимо), где авто еле ползут, филигранно огибая дыры-воронки. Этот сюжет я снял, покажу. Или в Заднепровье - всего за 20 минут можно окунуться как в 1997 год с лотками и деревянными поддонами, а рядом - громадный гипермаркет питерского масштаба со всеми торговыми наворотами и всем-чем-хочешь на прилавках, кроме свежей рыбы.
Программа пребывания вышла весьма насыщенной - и попутно выражаю признательность т-щу sirjones с супругой за комфортную доставку автора в Катынь и на место падения польского Ту с березкой, а также на указание ряда нестандартных мест в городе, которые я бы без наводки местного уроженца искал бы долго и упорно или вообще бы про них не узнал.
* * *
Итак, в журнале грядёт новый цикл, условно мною названный "На Смоленщине". До дня Победы покажу вам два поста - "Авиа-Смоленск" и "Русская берёзка плюс самолёт в тумане" (по мотивам пребывания на траектории падения польского Ту с Качиньским и Ко). Остальное - попозже, после праздника. В городе, неожиданно для меня, оказался очень мощный сталианс, совсем не по рангу для 300-тысячного города - по нему тоже будет пост. Кроме того, шедевральный ампирный вокзал и транспортные сущности, такие, как трамвай. Всяческие же глубоко-вековые вещи я не сильно копал, и не буду отнимать хлеб у тех путешественников, которые показывают исторический город со стенами и башнями. В новом цикле будет в основном представлен Смоленск пластов начала-середины XX века, а также авиационный, торговый и транспортный - то есть преимущественно нетуристическое. И конечно же, традиционный аналитический пост "Характер и колорит города". Кроме того, отдельный пост про польский мемориал в Катыни.
Ниже - чуть-чуть карточек с дороги, прибытия и отбытия.

За Днепром - исторический город

Collapse )
Уссурийский тигр

Пекин. Мавзолей Председателя Мао и вокруг него

С чего начать китайский цикл? С каких объектов?
Я подумал и решил рассказать вам для начала о сакральном и смысловом центре столичной площади Тяньаньмэнь - Мавзолее Председателя Мао (Chairman Mao Memorial Hall, 毛主席纪念堂). О нём наши акулы пера упоминают крайне редко, в основном концентрируясь на более актуальных темах, которые модны, зрелищны и у всех на слуху - небоскрёбы Шанхая или Шэньчженя, высокоскоростные поезда, сверхпроекты ГЭС и так далее.
Но всё-таки, несмотря на всё остальное - Мавзолей Председателя на площади Небесного Спокойствия был и остаётся сакральным центром притяжения столицы - сюда едут тысячами со всего огромного Китая, организованно и не очень. По субботам-воскресеньям очередь в Мавзолей доходит до полутора часов и заметно длинней аналогичной очереди в Мавзолей Ленина советского времени этак 1970-х. И что интересно - движется намного быстрей, благодаря умению китайцев филигранно работать с большими массами. Здесь причудливо смешивается весь Китай, который очень разный - от лощёных шанхайских менеджеров до диковатых сычуаньских дедушек или экзотических тибетцев и уйгур.
* * *
Я посетил и сам мавзолей Мао, в один раз, и понаблюдал за людскими массами вокруг него, в другой раз. Очередь в Мавзолей сама по себе достойна осмотра и осмысления, интересна также технология ограничений, прохода и выхода оттуда. Сакральные традиции у китайцев не вполне совпадают с аналогичными советскими, что также не менее любопытно - скажем, саркофаг Председателя находится выше уровня земли. Есть и другие отличия.
Давайте всё это и посмотрим, а я также расскажу и о своих наблюдениях изнутри (снимать внутри, понятно, строжайше запрещено).

На выходе из Мавзолея Мао Цзэдуна

Collapse )
Тигр голодный

Китайские танчики. На опознание

Вне серии, просто попутное наблюдение и вопрос к знатокам танчиков и военных машынок.
Северней Пекина, на бадалиньской линии, я случайно поймал эшелон с танками и машинами, похожими на наши "Уралы". Вопрос - что у них там за танки и что за машинки? А то я в них слабовато разбираюсь (под катом 4 фото, нерезких, сделаны навскидку).

Collapse )
Петербург

Нулевой километр Империи и заслуженный твёрдый знак

Одно из самых атмосферных мест классического Петербурга - Главный Почтамт.
Туристы, шастающие по центрам, обычно обходят его стороной, не зная про это место - и совершенно зря! И идти-то от Исаакия совсем немного - может, минут семь или десять. Именно там находится нулевой километр Империи, и совершенно ретроградский и потрясающий центральный операционный зал. Вчера я туда заглянул по случаю, и был наповал сражён новинкой главпочтамта - "ретро-отправлением". Оказывается, там можно послать письмо, написанное пером и чернилами, а запечатают его хорошей порцией сургуча! Я был в полном восторге :)
Нулевой километр, главный зал и ретро-точка с пером и сургучом - ниже.


Collapse )
Петербург

Двор-колодец new

Близ Главпочтамта есть ещё один интересный дворик, о котором пока мало кто знает.
Он любопытен тем, что это мимикрия под классический питерский двор-колодец, но в новом стеклобетонном качестве. Идя снаружи по улице, этого не понять, пока не заглянешь внутрь - ведь фальш-фасад на ул. Почтамтской остался старый.


Collapse )
наполеон

1945. Конец фюрера и советские газеты

Очень интересным вопросом в хронологии последних дней агонии Третьего Рейха является вопрос освещения факта смерти Гитлера, которая последовала, как мы знаем сейчас, 30 апреля 1945 г. примерно в 15.15 среднеевропейского времени, или в 17.15 московского. Т.е., ближе к вечеру.

Этот факт стал известен советским военным властям раньше всех остальных иностранных источников, так как в ночь на 1 мая эту информацию генералу Чуйкову (командующему 8-й гв. армии) сообщил немецкий парламентер, начальник штаба сухопутных войск генерала пехоты Ганс Кребс. Он доставил ему письмо, обращённое к Сталину и подписанное Геббельсом.

1 мая вечером (около 22 часов по среднеевропейскому времени, и примерно в полночь на 2 мая по московскому) о смерти Гитлера было впервые объявлено по германскому радио, по трансляции из Гамбурга. Таким образом, новость в этот момент стала общедоступной. На следующий день, 2-го, западные газеты вышли с шапками-заголовками главной новости дня (см. ниже). Но не советские - там эта новость не была обнародована, как топовая, а информацию об этом приходилось выискивать в потоке корреспонденций.

Давайте посмотрим, как о "Гитлер капут" писали в те дни агонии Третьего Рейха основные советские газеты, на примере имеющихся у меня в коллекции "Известий" и "Красной Звезды". Посмотим, что писали они на эту тему 1 мая, 4 мая (2-го и 3-го газеты не выходили, в связи с первомайскими выходными) и 6 мая. Для понимания следования цепочки новостей учитывайте, что газета обычно подписывалась в печать примерно в 3-4 часа ночи этого дня, т.е. в номер за 1 мая могли войти новости максимум до 3 часов утра этого дня, а основные новости ставились за предыдущий день - т.е. 30 апреля.

1 мая 1945, последняя 4-я полоса "Известий". Гитлер в карикатуре Бор. Ефимова подаётся ещё живой (к моменту подписания газеты в печать он мёртв около полусуток, и только 2 часа назад о факте смерти фюрера узнали Чуйков, Жуков и Сталин):


Collapse )
Советская Армия

Т-34 "Rudy"

Обычно про военные памятники в Польше мы слышим в новостях в основном плохое.
Разрушили, осквернили, убрали, перекрасили...
Но вообще, тут по пути попадается разное. Не в столицах, конечно, а в провинции.
Вот, например, едем мы из Дзялдово (Зольдау) по направлению к Варшаве. И где-то перед Плонском нам попадается "тридцатьчетвёрка" в отличном состоянии и с надписью на ней RUDY. Молодому человеку эта надпись не скажет ничего, а вот всем, кому "за сорок" - сразу же напомнит культовый социалистический фильм производства ПНР "Четыре танкиста и собака". В нынешней III Речи Посполитой он давно уже изъят из сетrи вещания и не рекомендован к показу, как "восхваляющий тоталитарный режим и искажающий борьбу АК" - но народ-то всё равно помнит, несмотря на! :)


Collapse )
Ворота в Азию

"Шторочки", кипяток и длинные ноги в новом плацкарте (видео)

Вот и остальные две части видео с тестирования нового плацкарта.
2-я часть, двухминутный ролик - про популярность "шторочек" и о проблеме коротких полок и роста. Снят вечер и утро.
а) можете оценить сколько народу пользуется шторочками
б) увидите, как народ решает проблему размещения длинных ног (сгиб в коленках, просовывание в дыры панелей, вытягивание в сторону)
в) можно посмотреть, как любопытно выглядит купейный отсек при задраенных с обеих сторон "нижних" шторках



И 3-я часть на 5 минут. Как работает новомодный пурифайер, какие температуры воды, почему у проводника стоит большой дублирующий чайник, как работает умывальник (кстати, вот эта новация мне очень понравилась - и сушилка, и вода, осваивается быстро).



PS. Полный текстовый обзор воспоследует вскоре.

Красная Звезда

Железные дороги СССР в годы войны

На Тактик-Медиа выложили целый плейлист небольших роликов про ж/д в годы Великой Отечественной - один из итогов нашей 2-месячной работы к 75-й годовщине Победы. Сняты они вообще-то для интеграции с плакатами, которые будут выставлены в Москве - чтобы можно было отсканить QR-код и просмотреть устный рассказ на эту тему. Но, как я думаю, имеют и самостоятельное значение. Один ролик большой - 40 минут (рассказ про паровозы и вагоны военной эры), остальные компактнее - от 6 до 20 минут.

Темы роликов:
1. Подвижной состав НКПС военного времени
2. Бронепоезда
3. Санитарные поезда.
4. "Теплушка"
5. Московская битва и транспорт
6. "Куйбышевская пробка" - 1-й кризис войны
7. Блокада Ленинграда и транспорт
8. "Дровяной" кризис на Северо-Западе
9. Сталинград, "Волжская рокада" и нефтяной кризис
10. Курская дуга и ноу-хау снабжения (закольцовка маршрута с достройкой новой линии). Здесь же - партизанская война
11. Маршруты ленд-лиза и их транспортное обеспечение
12. Война в Европе и перешивка линий
13. Что такое колонны особого резерва НКПС
14. Наркомы путей сообщения периода войны
15. Маньчжурская операция
16. Итоги войны на транспорте

PS. Поскольку всё снималось единым сьемочным днём за один день (14 апреля), то разумеется в устном диалоге на такой огромный массив работы встречаются оговорки и ошибки. Я нашёл их 4 в 3 роликах. Потом выложу поправки.

PPS. В качестве примера из плейлиста - ролик про наркомов периода войны (Каганович, Хрулев, Ковалев):

Красная Звезда

Апрель 1945-го. Прощальный салют

Сильное фото, хотя и непарадное. Прямо-таки до пяток пробирает.
Видно, что не для газеты снималось, а просто на память. Бойцы всякие, маленькие, большие, не по росту и не с наградами. Явно не так давно вышли из боя, тут не до форсу.
Автор - Валерий Фаминский.

Collapse )
Авиация

Пугливые инвесторы

К вопросу об авиаперевозках: теперь уже и "портфельные инвесторы" чухнули из отрасли, продавая свои доли. Бизнес он такой - идёт не туда, где нужны деньги, а туда, где лично ему выгодно.

[...] "...Баффетт отметил, что в результате экономического кризиса из-за пандемии коронавируса бизнес существенно поменялся. «Мир изменился для авиакомпаний, и я желаю им всего хорошего». Глава холдинга признался, что допустил ошибку, когда инвестировал в авиакомпании, и потерял на этом деньги. При этом Баффетт пошутил, что позвонит по номеру социальной службы и объявит себя «аэроголиком», если когда-либо захочет снова инвестировать в авиакомпании."

В общем и целом, разрыв между инвестициями и отдачей в этой отрасли из-за коронокризиса увеличится в несколько раз. А поскольку теперь уже понятно, что пассажирский флот авиакомпаний будет стоять на приколе не 2, а минимум 4 месяца (а может, и полгода), отрасль авиаперевозок от столь сильного финансового удара будет восстанавливаться не менее двух лет, долго и тяжко. Кого-то спасут, но многие не переживут. Особенно лоукостеры, которые работали от оборота.