Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Люди... Это тоже любопытная ипостась каждого географического места. Но никакой официальщины я не терплю! Только сюжетное, настроенческое, естественное. Итак, вот что я отобрал из увиденного.
Вот крышку-то мою отшибло, как увидел. Цвет совершенно улетный! А его сочетание с зеленым! Сидел на корточках рядом с ними и офигевал... И в продаже ведь таких не видел.
Вообще-то, кое-где считается, что петергофский Самсон – это банальщина, растиражированая в миллионах буклетов на тридцати языках. Такое журнально-затёртое, сусально-золотое, ярко-барочистое, утомившее всех, одним словом, витрина парадного Петергофа для иностранцев. Надо бы что-то пооригинальней. Но, тем не менее, он красив, зараза. Как ни крути! И я никак не мог, снимая Петергоф, проигнорировать этого мужика-культуриста из мифов. Тем более что он предстал мне в двух ипостасях: без воды и с водой. А без воды – летний, начищенный, не зимний. То есть всё-таки не очень обычный.
Вот он, без воды-то. Немного ветеринарный стоматолог, да? Как будто осматривает пасть большой рыбины в раздумьях о методе дальнейшего правильного лечения. А вокруг рыбешки сдохшие валяются, правильным кругом.
Когда внезапно возникает Еще неясный голос труб, Слова как ястребы ночные Срываются с горячих губ, Мелодия как дождь случайный Гремит и бродит меж людьми, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви
Я отправил Бодо с компанией во дворец на часовую экскурсию, а сам, ожидая их возвращения, пошел смотреть на фестиваль оркестров у пруда Марли. Любопытное зрелище, тем более что оркестр был в очень зрелищной форме и играл хорошо – в основном русские вальсы и марши начала XX века, а я их очень люблю. Душевно было. И колоритно.
Первую часть питерского карнавала я выложил позавчера. По избытку чувств и восторжености восприятия сего действа закросспостил их ещё в пяток комьюнити. Однако, наряду с хорошими отзывами, проявилась и фракция критиков. Суммируя отзывы, оборону пришлось держать по двум фронтам: а) у вас в Питере бабы толстые участницы зело упитанные! Чё, разве реально нельзя было выписать из Парыжу пару тыщ моделей по образцу Vogue? б) ты недостаточно рафинирован! Как могёшь торчать от таких грубых зрелищ, недостойных истинного питерского антиллихента? Настоящие в это время (машут топориком на лесосеке, осушают озера в Финляндии, любовно читают сочинения графа Салиаса – подставить нужное) *почесав в затылке* Да, товарисчи, открою вам таперича две страшные военные тайны: а) Какие уж бабы есть участницы, зато – наши, и с куражом! И вообще, нынешний образ красоты, который продвигают в неокрепшие мозги всякие дуроскопические издания типа Cosmo, он меня не трогает. Мне по душе гораздо больше образ 1900-1950 годов, вот например такой. б) Да, рафинаду в свое время недоупотребил; все больше приходилось чавычи да кедровых орехов на Крайнем Севере; так что звиняйте, милаи. Ем пельмени и матерюсь :)
А посему, для истинных ценителей грубых зрелищ, вторая часть карнавала!
Ага, они уже тут - ажно на набережной Лейтенанта Шмидта! Зашел к нам в Питер вчера вечером с дружеским визитом вот такой империялистический зверюга из Ройял Нэви, под названием HMS Albion L14. Тяжелый десантный корабль, аналог нашим БДК, благополучно угробленным в памятные 90-е.
Огромное спасибо камраду vasser за своевременный сигнал, благодаря которому я не только узнал о нём, но и сумел днём вовремя перестроиться по работе и выкроить часок на его посещение. Впечатлен, друзиа. Разгребу фоты – покажу, что можно (хитрые британцы показывали ошалевшему народу только внутреннее обширное чрево и верхнюю вертолетную палубу, но и на том спасибо).
Этот снимочек сделан мной в супермаркете Rimi в Вильнюсе, полтора месяца назад. Да, товарисчи, у прибалтов тоже продается напиток под хорошо знакомым нам названием Kvass. Более того: этот напиток делают латыши, потом везут в соседнюю литвинию, и там народ его успешно раскупает. О чем это говорит? Да о том, что слово "квас" - оно магически знакомое не только для русских, но и для их разнообразных постсоветских соседей. 23 августа (незабвенный и любимый наш Пакт) они официально празднуют, в пику варварским р-р-русским, однако квас тоже глыщут, несмотря на. Потому что квас - это квас. Он устоял и выжил - хотя получил, лет пятнадцать-семнадцать назад, колоссальный удар под дых.
Но, этот kvass - не очень хорошая копия правильного кваса живого брожения российского производства. Вот что можно записать в достоинства постъельцинской России - так это то, что угар нэпа спрайтов и пепси-кол, а также прочей химической химии, в массе своей прошёл (эти напитки ушли в молодёжную резервацию), а производство кваса - успешно восстановилось в 2000-е и снова обрело популярность (потому что ментальность, в том числе и пищевую, из национальной подкорки до конца трудно выдавить). Да, хороший квас сейчас можно купить, и это очень здорово. Так что давайте поговорим в сегодняшнюю пятницу о квасе. Итак, друзиа, какие у вас фавориты по готовому квасу? Что покупаете? Что нравится? Делитесь, не стесняйтесь! ( Collapse )
«Российские железные дороги» (РЖД) вместе с железными дорогами Австрии, Словакии, Украины договорились о начале подготовки проекта по продолжению железнодорожной колеи российского образца (ширина 1520 мм) до Вены. Для подготовки ТЭО участники собираются создать СП, которое со временем может получить полномочия по строительству самой дороги. Предполагаемая длина пути составит 575 км, стоимость проекта оценивается в 2-3 млрд долл. [отсюда]
Решил в выходные поискать в своей газетной коллекции чего-нибудь для очередной выборки "20 лет назад" и в процессе наткнулся на две "Камчатских Правды" конца августа 1990-го. Стал листать их, и как ударило: сразу вспомнил два события конца лета - начала осени того года: как на 7-м км встретил улетающего на вертолёте Ельцина и как пожал руку Вилли Токареву на стадионе "Спартак". Вспомнил и улыбнулся - это, конечно, не трактир "Матрёшка" на Брайтон-Бич, но все же рукопожал по-настоящему, Лев Натанович должен одобрить :-) * * * Для не знающих камчатские реалии надо пояснить, что эта пора - август-сентябрь - в том краю самая прекрасная. Там же Тихий океан, и все сезоны сдвинуты позже. Июнь там ещё весна, а сентябрь - почти-лето. Погода часто прекрасная, вулканы почти оттаявшие, красная рыба идёт вовсю - что ещё надо для кайфа? Разве что с фруктами напряг. Поэтому неудивительно, что в это время туда ломятся всяческие высокопоставленные визитёры-туристы и гастролёры. Так было и в 1990-м. Давайте-ка я вам сегодня расскажу именно про это, не соблюдая 20-летнего интервала от событий. Конечно, мой взгляд - уже из сегодняшнего дня, заведомо зная то, как именно прошли эти два десятка лет, но всё равно...
Я приехал из деревни в этот крупный городок, Очень трудно разобраться, где тут запад, где восток! /Вилли Токарев/
Ответы ко вчерашней финляндской угадайке. Я заранее предупредил, что никакой экзотики в языках нет, все они близкие и соседние. Так что арабский и прочее - отпадает.
№7 "В метро" - по-фински. Деффки, может, и "ассимиляшки", но болтали по-фински №8 "На газоне" - скорей всего, по-эстонски. Язык был очень похож на финский, но не финский. №9 "На улице" - по-фински №10 "На скамейке" - по-русски. Да, многие "наших" распознали :) №18 "На дорожке" - по-шведски.
По совокупности ответов ближе всего к реальности подошли ukc_urpek (золото), серебро с бронзой поделили calendulae и ximera, на четвертом месте - твиттерный transogolik, с чем их и поздравляю. Тренировка по распознанию лиц, конечно, штука шуточная - но тренировка, и иногда пригождается :) Всем принявшим участие - спасибо!
Умер Маршал Советского Союза Виктор Георгиевич Куликов. Теперь осталось только два маршала Советского Союза (Д.Т. Язов и В.И. Петров).
Немного из его биографии: В 1941 году окончил Гродненское пехотное училище, был направлен командиром взвода в Киевский Особый военный округ. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях на Юго-Западном, затем Калининском, 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах, занимая должности командира мотоциклетной роты разведбата и начштаба танкового батальона. Август 1943 - май 1945 года: начштаба 143-й отд. танковой бригады. Осуществлял планирование боевых действий бригады в Смоленской, Белорусской, Рижской, Восточно-Прусской и других операциях. [...] Октябрь 1969 - сентябрь 1971: главком Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Сентябрь 1971 - январь 1977: начальник Генштаба Вооруженных Сил СССР, январь 1977 - январь 1989 года: главком Объединёнными вооружёнными силами государств - участников Варшавского Договора. Жена - хирургическая медсестра, также прошла фронт в молодые годы.
Неудивительно и почти полное медийное молчание нынешних писак пера: ушёл человек из великой эры - а не очередной "творец" из суетного, мелочного, одержимого баблом, мирка.
...Река Енисей берет свое начало в горах Монголии, возвышающихся над Улан-Батором, и широкой дугой проходит через южную часть Сибири прежде чем достичь, направляясь на север, скованных льдом вод Северного Ледовитого океана. Самый большой город на ее пути – это входивший раньше в систему ГУЛАГа Красноярск, население которого сегодня составляет почти один миллион человек. Этот город был центром сталинской пенитенциарной системы, в нем в свое время находились также немецкие солдаты, захваченные в плен во время Второй мировой войны, а сейчас этот город представляет собой тюремную столицу России Владимира Путина – в самом Красноярске и в его окрестностях расположены 30 тюрем.
Температура здесь может опускаться до минус 40 градусов, а тяжелый физический труд до сих пор является нормой в тюремных лагерях. Окруженный чередой красноватых гор и раскинувшийся на обоих берегах Енисея, по которому целые ледяные флотилии устремляются дальше на север, Красноярск расположен в суровом краю. Можно подумать, что это не совсем подходящее место для культурного возрождения, финансируемого Михаилом Прохоровым [...]
Был вчера вечером в окрестностях Балтийского вокзала. А поскольку краем уха слышал, что где-то за Варшавским в середине мая (буквально пару недель назад), поставили памятник Николаю II, то решил пройти по Обводному и посмотреть на свежепоставленный памятник самолично. Потом уже не стал возвращаться обратно и ушёл на "Фрунзенскую".
Памятник нашёл: правда - сюрприз, он оказался за решёткой, пришлось снимать через прутья. В общем, немного зарисовок оттуда: император с супругой Аликс, пешеходный домовой тоннель с локомотивами, городская реклама мастеров по уборке тротуаров.
Обводный канал. Николай Александрович Романов (1868-1918) и его супруга Аликс
Как-то так вышло, что славный город Тяньцзинь из первой китайской экспедиции (годичной давности) я вам ещё не показывал. Может быть, вы даже и города-то такого не слышали - но он есть! И не просто есть, а один из четырёх гигантов всекитайского подчинения, наряду с Пекином, Шанхаем и Чунцином. В нём проживает сейчас 9 миллионов человечков, что всего лишь на четверть меньше, чем в Москве. Конечно, в городской зоне: вся территория ГЦП 14,5 млн.чел, но не вся она в городской застройке.
Тяньцзинь сам по себе огромен, так что осмотреть его за полдня совершенно невыполнимо. У нас в ходе экспедиции получилось так, что мы большую часть тяньцзиньского времени провели в Бинхайском милитари-парке, где базируется советский авианосец "Киев", купленный по дешёвке у ельцинских адмиралов - и ставший для Тяньцзиня своеобразной неповторимой фишкой. Туда сейчас едут десятки тысяч, место у китайцев очень популярное. Но Бинхай довольно далеко, он на берегу залива, а сам город и его центр расположен несколько в глуби от моря. Ехать или на такси, или на автобусе, больше часа.
Так что, пока вернулись, пока перекусили - на прогулку по центру осталось световых часа три. Ну и на следующее утро немного. Не претендуя на показ достопримечательностей города (а их много), предлагаю немного прогуляться близ вокзала и по набережным речки Хайхэ.
Планы по шестичасовому сообщению Москва-Киев с погранконтролем в пути на "Тальго" окончательно отставлены (RBC-Daily). Теперь заказанные составы пойдут на Минск, и видимо, на Минск - Берлин. Соглашение с УЗ ржд-шники подписали перед самым началом 2-го Майдана (в ноябре 2013), так уж вышло неудачно и уже в марте проект явно завис. Сейчас стало ясно, что "всё", так что Киев как пункт сообщения отпадает. Плюс резкое падение пассажиропотока - почти втрое:
Скоростной поезд не пойдет из Москвы до Киева, решило руководство «Российских железных дорог» после того, как пассажиропоток на Украину резко сократился. Вместо этого россияне получат возможность быстро добраться до Минска. Количество пассажиров на белорусском направлении сопоставимо с былым потоком на Украину, говорят эксперты.
[...] В ноябре 2013 года ФПК и «Укрзалiзниця» заключили соглашение о запуске скоростного сообщения между двумя странами. Поезд Talgo должен был пройти путь от Москвы до Киева вдвое быстрее обычного распорядка — всего за семь часов. Планировалось максимально упростить пограничный контроль и запустить поезд, способный развивать скорость до 200 км/ч, в октябре 2014 года.
[...] Поезд Talgo может быть запущен и внутри России, говорил журналистам в начале мая начальник департамента управления пассажирским бизнес-блоком Геннадий Верховых. По его словам, рассматриваются несколько маршрутов — в Нижний Новгород, Брянск и Белгород. Представитель ФПК отметил, что два состава Talgo уже прибыли в Россию и сейчас проходят испытания в Щербинке, которые продлятся до сентября.
А вот и свежее фото испытаний в Щербинке заказанных "испанцев", от cpmaker:
Пока готовлю сводный отчёт о ж/д поездке по второму сегменту "Большой Европы по диагонали", юго-западному - давайте пока расскажу про неожиданность, подстерёгшую меня в конечном пункте. Называлась она "Гран-При Монако": это одна из плановых гонок Formula-1. Узнал о её наличии в станции моего отправления я только за пару дней до отъезда, так что менять параметры поездки было уже поздно. Пришлось хлебать колорит гонки полной ложкой :)
Суть Гран-При Монако для зрителя: одна заткнула от неимоверного зудящего звука уши, вторая восторженно снимает, третья в шоке от шанхайского количества толпы в этом малюсеньком государствике
Так вот. Приехал я в Ниццу утром 23 мая, и вижу - всё стоит на ушах, вокзал заклеен-переклеен красными ленточками, а озабоченные французы на вокзале сортируют народ на четыре части. Одна с билетами вип, вторая просто с билетами, третья - те, кто собирается билеты взять прямо на вокзале у торговцев и четвёртая - это те бедолаги, которые просто хотят доехать до Монте-Карло вне всякой связи с гонкой. Например, бабушка там живёт, или поезд отправляется оттуда. Я относился, понятно, к четвёртой категории граждан. И с ними было особенно туго, с доступом к поезду.
Посмотрел я на переполненные электрички, которые к тому же поголовно шли с опозданием на 40 минут и час (привет SNCF!) и решил для себя: нуевонафиг, не, не буду так мучиться. Времени до вечера много, пойду-ка я на приморскую эспланаду, погуляю по Ницце, по средиземноморскому берегу дойду помаленьку до другой станции, и там уже тихо-благочинно сяду на поезд до Монако. Так и сделал: наметил по карте две подходящих промежуточных станции, и пошёл.
Вопросик знатокам зарубежных паровозов. Мне тут на ДР полтора месяца назад картину подарили, с паровозом. Саму картину (точней, репродукцию) нашли на блошином рынке в Прибалтике. Вставили в раму, ну и затем привезли сюда, в Питер.
Так вот, какие вопросы. 1) Что там за паровоз, что за тип? Чей? Английский? 2) Что за художник, если его можно определить? 3) (и по содержанию) Что означает такое пламя и огонь из его будки? "Художник так видит"? Или реально смоделированная ситуация, какова она могла быть? А то я не понял, что автор хотел этим сказать, и ломаю голову.
UPD. Ответ на №1 и 2 есть, спасибо: By Terence Cuneo. Great Western - King George V - in full fiery steam. Image 17.75 x 36 ins (46 x 91.5 cm). 'Giant' overall paper size 25 x 38.5 ins
Вот гады, а... свои мерзкие замки вешают уже и на исторических мостах. Шёл вчера на Книжный салон через Мойку и увидел близ Спаса-на-Крови вот такое непотребство:
Если вы думаете, что я случайно углядел единичный факт, то вы ошибаетесь.
Интересное мнение про поезда в СССР, 60-летней давности (автора узнаете внизу цитаты)
[...] "Понятно, почему в Советском Союзе поезда — настоящие отели на колесах; человеческое воображение с трудом может осмыслить такие необозримые просторы. Поездка от Чопа до Москвы через бескрайние пшеничные поля и бедные украинские села — одна из самых коротких: всего 40 часов. Из Владивостока — на побережье Тихого океана — по понедельникам отправляется скорый поезд, в Москву он прибывает в воскресенье вечером, преодолев пространство, равное расстоянию от экватора до полюса. Когда на Чукотском полуострове пять часов утра, в районе озера Байкал — полночь, а в Москве еще семь часов вечера предыдущего дня.
Эти детали дают приблизительное представление о распростершемся на все свою величину колоссе — Советском Союзе с его 200 млн. человек, говорящих на 105 языках, бесчисленными национальностями — есть такая, что умещается в одной деревне, двадцать населяют маленькую республику Дагестан, а некоторые даже еще не определены окончательно, — колоссе, чья территория, равная трем Соединенным Штатам, занимает пол-Европы, — треть Азии и в сумме составляет шестую часть земного шара — 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы.
Эти расстояния ощущаются сразу, едва пересекаешь границу. Поскольку земля не является частной собственностью, нигде нет заграждений: производство колючей проволоки не фигурирует в статистических отчетах. Кажется, ты путешествуешь в направлении недостижимого горизонта по совершенно особому миру, где все по своим размерам превышает человеческие пропорции и нужно полностью изменить представления о нормах, чтобы попытаться понять эту страну. Для того и существуют поезда."
Приобщился вчера к XI международному Книжному салону, что в Михайловском манеже. Ничего, занятненько, креативненько. Было много издательств, в т.ч. и зарубежных (хотя, их было - как мне сказали - меньше, чем в прошлые года). Ходил там наверное, часа два с половиной - и даже успел отдохнуть на мягкой подушке, просматривая купленную книжку :)
На днях varandej вернулся из "двойной" поездки по Донбассу и постмайданной Украине. По вполне понятным причинам сделать это ему пришлось инкогнито, несмотря на то, что он любит объявлять о поездках очень заранее. Вот тут есть подробная раскладка этой эпической поездки. Первым был Донбасс, маршрут по которому Илья организовал - надо отдать ему должное - очень грамотно. Взял аккредитацию, распланировал пункты, взвесил и разумно отмерил точки повышенного риска. Поскольку он не "фронтовой" корреспондент, а путешественник, то из проблемных точек посетил Новоазовск, Дебальцево, Горловку, Ясиноватую и совершил поход к Донецкому аэропорту. Ну и конечно, проверил на себе "внутренние" города - включая знаменитый теперь Иловайск, точку самого крупного котла для майданщиков.
Донецкий аэропорт глазами varandej
Украинская часть его поездки была ещё более масштабной. Он проехал в Сумы, Нежин, Полтаву - цитадель незападэнского украинизма, побывал в Киеве на 9 мая, охватил Винницу с Переяславом, и в заключение посетил Запорожье с Днепропетровском, ныне "Днепром". Здесь он уже советовался со мной по рискованным точкам, и в процессе планирования отсёк такие пункты, как прифронтовой Славянск с оборонной Шосткой. Считаю, это было очень разумное решение - снизить степень допустимого риска, чтобы не потерять фотосессии остальных пунктов.
Как и что было в процессе, он подробно расскажет сам, в ходе нового цикла. Добавлю только, что его метод познания местности и наблюдения за людьми в месте их обитания весьма схож с моим собственным, за исключением нюансов (у него упор на этнографию, у меня на транспорт). Так что к его впечатлениям стоит прислушаться - тем более он давно уже не склонен к повышенной эмоциональности, и может смотреть на увиденное аналитически. Потому что, как ни крути, а Украину мы поневоле видим искажённо - и именно поэтому доверия профессиональным интернет-дрочерам всех мастей по этой теме у меня нет. И свидетельства неполитизированных путешественников весьма ценны.
Также, пожалуй, поставлю тут свежее интервью с ним по итогам поездки, от soullaway. В нем много любопытных украинских и донбасских наблюдений.
Кстати, сегодня ровно 565 лет со дня падения византийского Константинополя, который современники называли просто Город. И всем было понятно, про кого речь. Исчезновение империи ромеев тогдашними православными людьми воспринималось как эсхатологическая катастрофа. Впрочем, Византия выжила в виде культурного кода и занесла своё семя в более северные территории.
Честно говоря, к Византии, особенно поздней, у меня весьма сложное отношение: душили-оскопляли-интриговали и подкупали варваров они как сто англий - и в историческом итоге сами себя перехитрили. Но! Нельзя отрицать, что в свою отведенную им историей Тысячу Лет они создали колоссальные цивилизационные заделы. Которые потом пригодились другим нациям.
В декабре 2011 года я ради интереса прошёл все стены Феодосия - от Мраморного моря до Золотого Рога, включая криминальные районы, прочувствовал величину того Константинополя и написал про это цикл. Кто не читал из новых читателей - привожу ссылки, приобщайтесь!
Товарищи путешественники, растолкуйте мне про славный город Ярославль. Что там имеется интересного, кроме стандартных красот Золотого Кольца, которые стандартно впаривают приезжающим турикам?
Есть ли в городе технические монументы (авиация, авто, речфлот, ж/д)? А интересные "спальники" есть? Куда можно прокатиться на трамвае? Где хорошо и недорого питаться, какие сети/ кафе? Что есть интересного в ближних окрестностях? Кое-что я и сам знаю и осмотрю, например район "гептилового крушения" 1988 года или старый Московский вокзал, но явно же там много интересностей
Когда-то там ходили прямые и быстрые элки (при СССР - полтора часа, сам много раз ездил в те времена), потом ввели таможню и погранцов, потом стали ходить согласованные электрички до границ с пересадкой, а после второго Майдана в 2014-м и вообще отменили весь пригород. Теперь - только по полям и лесам, через автопереход. Вот его путь на местности через границу:
Сегодня, кстати, особый день, который случается не каждое десятилетие - в столице России городе Москве открылся 10-й ж/д вокзал - Восточный, в районе Черкизово. И это первый вокзал без своего чёткого выделенного направления, он транзитный и обслуживает разные ветви. Первым поездом нового вокзала стал поезд №81 "Белгород - Санкт-Петербург", прибывший туда в 1.36 ночи.
Вчера принял участие в "Международном обозрении" на России-24, где засветился по вопросу авиации в нынешнее турбулентное время. Вообще, меня звали на передачу несколько раньше - когда Суэцкий канал на неделю задницей перегородил кораблик, но тогда помешали вопросы согласования. Сейчас позвали второй раз, на сей раз возникла уже тема авиации как основная.
Отказываться я не стал, хотя авиационные вопросы - не совсем моя тема. Я их мониторю в разрезе пассажиропотока и его главных путей, но не в разрезе технических нюансов. Получилось стечение обстоятельств, из-за того, что я в начале 2021 года оказался единственным в публичном пространстве, который попробовал подсчитать ущерб мирового транспорта в комплексе. В ролике, который мы делали с Артемом Драбкиным на Тактик-Медиа. А вот ссылка на вчерашнюю передачу: