On this day in journal — August 27th

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Уссурийский тигр

Канонерский остров-3: поцелуй Звёздной Принцессы

Итак, сперва мы познакомились с Канонеркой, а потом рассмотрели особенности канонерской архитектуры. И вот, жилой поясок острова остается позади, а наш путь лежит далее на юг, по левой стороне, вдоль Морского канала. Вперед!


Collapse )
Ворота в Азию

Ворота в Азию, ч.2. От Вятских краёв до Удмуртии

В первой части я выехал из Питера поездом №88 и достиг станции Бабаево, уже на закате.
Сейчас - едем дальше на восток, тем же поездом.

Станционная торговля на станции Шарья. Костромская область.

Collapse )
Красная Звезда

И ещё о советско-германском Пакте

Фондом "Историческая память" издана научно-популярная книга А.Дюкова - "Пакт Молотова-Риббентропа" в вопросах и ответах, в которой даны аргументированные ответы на ключевые вопросы, связанные с "пактом Молотова-Риббентропа" и бытующими в России и за рубежом представлениями об его последствиях.

Кратко ознакомился с ней вчера вечером: неплохая аргументация, грамотная подача материала, чётко выделены главные, узловые моменты. Имеется в книге и давно ожидаемое мною рассмотрение возможных альтернатив Пакту, на чём в современной публицистике традиционно строится множество спекуляций. Содержание построено по схеме "вопрос - развёрнутый ответ".
Резюме: рекомендую к чтению и осмыслению (конечно, для людей думающих - тех, кто не живёт штампами, а уважает логику, контекст исторических событий и ссылки на документы).

Прямая ссылка на скачивание (PDF - 3.9 Mb)
Серж строгий

Сергей Михалков умер

Автор слов к гимнам Советского Союза (включая тот, сталинский) и современной России, а также бессмертного "Дяди Стёпы", почил в бозе.
Теперь и он принадлежит Истории.
Серж борода

Мальчик с маузером

Ув. babs71 намедни тут выложил интересную коллекцию постреволюционных фото. Всё бы ничего, тем более что пару представленных снимков я уже видел, но один из них оказался настоящим шедевром. Попался такой снимок мне на глаза впервые и просто не могу удержаться от того, чтобы показать наиболее колоритный его фрагмент.
Суть дела: Председатель Петросовета и губкома РКП (б) Зиновьев Григорий Евсеевич открывает в 1919 г. памятник злодейски убиенному товарищу Володарскому, и по этому случаю выступает с машины перед публикой. Подчеркиваю, снимок не постановочный, а совершенно естественный, живой - реввождя Зиновьева фотограф случайно "поймал" с закрытыми глазами.
Вот такие тогда были авангардные времена :)

Collapse )
Серж фиолетово-черный

Транссиб-120. Владивосток, мост через Золотой Рог

Как я уже говорил ранее, в обзорной серии, облик Владивостока за 10 лет сильнейшим образом изменился, и большинство привычных ранее видов ушли в прошлое. Конечно, повлияла и массированная высотная застройка склонов сопок, и снос некоторых зданий, и сооружение храмов, но более всего облик побережья бухты Золотой Рог (а это и есть сердце города, его огромная внутренняя гавань и главная визуальная доминанта) изменило сооружение вантового моста через бухту. К нему долго подступались, и в 1959 году, после осенней поездки в США, Никита Сергеич Хрущев даже распорядился включить такой объект в будущий генплан города. Мост был очень нужен, потенциально соединяя большие и оживлённые районы города - Мыс Чуркин и центральную часть. Но, тогда не срослось. Так что в итоге начали мега-стройку в наиболее жирный предкризисный год нефтяной путинской эпохи - летом 2008 года.
* * *
Мост через морскую бухту получается очень нерядовой, высотный - шестиполосная трасса пройдёт на высоте 64 метров над уровнем моря (для сравнения, на нашем вантовом мосту эта величина более чем в 2 раза меньше - 30 метров), а гигантские пилоны, поддерживающие ванты - высотой 226 метров (в Питере - 126 м). Пилоны сами по себе, будучи ещё недостроенными, стали доминантами, видимыми почти отовсюду в пределах центра. Длина моста - 1388 метров, главный судоходный пролёт - 737 м, а общая длина мостового перехода - более 2 километров.

Процесс покорения Золотого Рога движется вовсю

Ниже - фоторассказ про то, как мост выглядел в начале августа 2011 года, с разных точек Тигровой сопки, с моря и с земли (сейчас, возможно, его облик уже немного изменился - стройка-то идёт). Впечатлительным градозащитникам под кат не ходить, там показ весьма радикально-азиатских методов изменения ландшафта городской среды.

Collapse )
Серж борода

Москва 20 лет назад (27.8.91)

Ещё пять снимков ровно 20-летней давности, на этот раз Москвы - они сделаны 27 августа 1991-го. Автор тот же - Владимир Валдин, питерскую серию которого я показал неделю назад. Фотографии опять же ни на что не претендуют, они любительские: автор, оказавшись в Москве спустя несколько дней после событий, влекомый любопытством, прошагал на то место, где закончили своё бренное существование трое человек, получивших затем от Горбачёва звания Героев Советского Союза посмертно. Вроде бы пытались накинуть брезент на смотровые щели БТРа, выполнявшего своё задание по патрулированию проспекта и Садового Кольца.


Collapse )
Уссурийский тигр

По следам лунных конспирологов

Вчера написал скромный некролог астронавту Нейлу Армстронгу, в четыре строчки, и там неожиданно вылезли лунные конспирологи, которые до того у меня в жж не проявлялись. Честно говоря, несколько озадачен, что столько граждан фанатически придерживается верований этой экзотической секты. А оно, вона как :-)
Срач в астронавтическом некрологе продолжался весь вечер и всю ночь, сейчас только дочитал его. И в связи с этим вспомнилось давнее, забавное.

Дело было в Хабаровске, ближе к середине 90-х - по-моему году в 94-м, когда бушевало МММ. Или на год раньше. Если помните, тогда в огромном количестве всплыли разные мелкие секты, каких только подвидов не было. Они занимали освободившиеся помещения клубов, детских садиков, микрорайонных красных уголков и прочей советской инфраструктуры. А граждан-адептов, придавленных радикальным и быстрым изменением жизни, хватало в изобилии.

И вот, иду я как-то задами ул. Ленина, в Волочаевском городке. Мимо воинского клуба, где первый этаж как раз сдали под какую-то секту. А у них была привычка свои окна заклеивать своими пропагандистскими материалами. Я бы равнодушно прошёл мимо, но издалека в окне увидел портрет Гагарина, только странный. Подхожу ближе. Ага, точно - на голове первого космонавта, вместо нимба, поверх аккуратно вырезан и подклеен "атомный" символ - эти три эллипса с кружочком посередине. И надпись - "Гагарин - посланец Небесного Господина". Ну не было тогда фотошопа, и интернетов не было, пичалька. Приходилось просто клеить. Ниже, под портретом, подробно объяснялось, что вот Гагарин полетел, приобщился к Богу, вернулся преображённым и стал Посланцем. И княжеская фамилия у него не просто так. Ну и так далее. И ему теперь надо молиться, он несёт Высшую Истину.

А ещё припоминается, в начале 90-х, ряд статей про того же Гагарина, что дескать он был не первым, а пятым. А четыре предыдущих совковых космонавта, тайно запущенных, сгорели и померли на орбите - пятый Гагарин потому стал первым, что его смогли первым вернуть на Землю. Такое тоже было. И некоторые верили :-)

Правда вот, полного отрицания полёта Гагарина я не встречал - ну навскидку такого верования не припоминаю. Или было? Что скажете, помнит ли кто?
И вот ещё вопрос. А много ли в Северо-Американских Соединённых Штатах отрицателей лунных экспедиций? Или это прерогатива только русскоязычных граждан?

UPD. Да, спасибо за ссылочки про отрицание Гагарина. Он, оказывается, тоже никуда не летал, это мистификация :-)
паровоз П-36

Манский тоннель

Вчера была окончательно расшита однопутная "пробка" на Абакано-Тайшетской магистрали - сдан в эксплуатацию новый Манский тоннель длиной 2,5 км:

Манский тоннель протяженностью 2465 м расположен на 729 км линии Абакан — Тайшет Красноярской железной дороги, на перегоне Лукашевич — Кравченко. Существующий тоннель был построен в 1965 году. Пропуск поездов по нему осуществлялся по одному пути. В 2007 году началось строительство нового современного тоннеля параллельно старому на расстоянии 59 м.

Теперь поезда на Кузбасс по пойдут без замедлений по южному абакано-тайшетскому ходу, через оба тоннеля в обоих направлениях (красный пунсон).

Кортес

Перспективы Новой Украины: итоги опроса

Не подвёл сразу итоги опроса по перспективам Новой Украины, делаю это сейчас.
Хотя голосовали дружно и весело - видимо, вопрос показался актуальным :)


Итак, читатели моего журнала в большинстве своём считают, что недолго осталось майданному режиму.
Напомню, что опрос был посвящен не Украине в общем, а конкретно перспективам нынешнего жёстко националистического режима, основанном на насильственном сломе старой власти в ходе Евромайдана и выводящем свою идентичность из этого факта.
Наибольшее количество мнений набрал пункт "полгода, рухнет зимой" (помечен галочкой). А 7% вообще считает, что пару месяцев осталось - и испустит дух. Если сложить оба оптимистических прогноза, то выйдет почти 40%.

Честно говоря, я не столь оптимистичен, и полагаю, что ещё один День Независимости майданщики точно смогут отметить. Но если режим продолжит нынешнюю линию без существенной корректировки внутренней политики - ему слишком надолго не выжить. Поделят внешние силы на зоны влияния. А как уж конкретно карта ляжет - того мы не знаем. Ещё ведь и "туман войны" в Новороссии к неопределённости перспектив прибавляется.

Так что качественный прогноз по перспективам Новой Украины дать почти невозможно, и эти пункты можно рассматривать скорей как преломление сегодняшней ситуации в массовом сознании. То есть, не слишком серьёзно. Но всё равно интересно было узнать ваше мнение.
Спасибо всем проголосовавшим :)
Петербург

Питер хороший и плохой глазами екатеринбуржца

Очень любопытный сравнительный пост про Питер в формате "хорошее-плохое, в сравнении с Ёбургом" от уральского коллеги makeev_dv. Мерзкая крошка на парковых дорожках, начавшееся замусоривание замочками на исторических мостах, чистота на газонах, фальшивые петры-екатерины, массовые забеги на красный свет и прочее такое. Немало точных наблюдений.
Я, честно, уже многое из этого не замечаю: если первые лет пять виделось всё остро и свежо, то на двенадцатом году питерского пребывания глаз замылился. Тем интересней почитать слепок с нашенской натуры от мегаполисного жителя из Урала.

Провинциальная мода на мостовые замочки стала загрязнять уже и исторические мосты Питера

Читать целиком
Серж флот

Военно-морской кордебалет: новый акт

Геополитический кордебалет с "Мистралями" продолжается. Сперва "Москву" долго троллили и щёлкали по носу, теперь "Париж" подсел на ниточку и смешно дёргается. Неплохая так получается драма, многоактная и с сюжетом:

ЖУКОВСКИЙ, 27 авг - РИА Новости. Москва пока не дает разрешения Парижу на перепродажу кораблей типа "Мистраль" третьим странам, сообщил в четверг РИА Новости в четверг высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

"Несмотря на то что Франция перечислила все средства на непоставку "Мистралей" России на сумму порядка 900 миллионов евро, тем не менее Франция не получила разрешения от России на реэкспорт этих кораблей", — заявил собеседник агентства.

По его словам, для того чтобы получить данное разрешение, Франция должна назвать конкретную страну, возможного покупателя кораблей. "Если данная страна не вызовет противопоказаний со стороны Москвы, то тогда Париж получит разрешение на реэкспорт", — сказал высокопоставленный представитель ФСВТС.

(отседова)


PS. К истории с "Мистралем" пришла пора ставить тег "юмор" :)
Серж флот

Первый отечественный речной круизник за полвека

Пока я отсутствовал, накопилось много транспортных новостей. Начинаем постепенно разгребать завалы :)
Из наиболее интересного - в экс-СССР впервые примерно за полвека заложили речной полноразмерный круизник. В Астрахани, на заводе "Лотос". По речным перевозкам примерно 15 лет (1991-2005) был настоящий провал по части трафика, потом постепенный подъём - но восполнения старопостроенного судового парка не было никакого. И вот, первая ласточка:

Круизный лайнер, сравнимый по уровню комфорта с пятизвездочным отелем, был заложен на астраханской верфи «Лотос» 15 августа 2016-го. Туристический лайнер стоимостью примерно 2,5 миллиарда рублей строится по заказу Московского речного пароходства. Четырехпалубное судно будет рассчитано на 300 пассажиров, иметь 155 двухместных кают, в том числе 4 для людей с ограниченными возможностями. Его длина – 141 м, ширина – 16,5 м. К услугам пассажиров СПА-салон с сауной, фитнес-центр, интернет-офис, панорамный театрально-музыкальный салон с баром, трансформируемые конференц-залы, бары, рестораны и многое другое. Такое судно в России строится впервые. Раньше наше судостроение ориентировалось прежде всего на военные и рыболовные нужды.

Вид с кормы:


Collapse )
наполеон

Штаты: таки грядёт первая ВСМ?

В Соединённых Штатах - крупнейшая лет за двадцать железнодорожная подвижка, в части перспектив пассажирского сообщения (фальстарт Обамы с фантастическими ж/д прожектами-обещаниями 2009 года не в счёт - они давно ушли в песок и похоронены). "Амтрак" решил радикально обновить парк поездов на Северо-Восточном электрифицированном коридоре (Бостон - Нью-Йорк - Вашингтон) и нашёл на это деньги - точней, каким-то чудом пробил сопротивление мощнейшего тамошнего антирельсового лобби.

Итак, Alstom сделает "Амтраку" аж 28 новых составов Avelia Liberty "под ключ" - причём соберёт поезда на территории Штатов, т.е. с отечественной американской локализацией. И впервые за много десятилетий пассажирские поезда пойдут там со скоростью более нынешней максимальной (160 км/ч) - обещаются аж до 250 км/ч. Т.е. Северо-Восточный коридор, если проект реализуется, возможно станет первой в Западном полушарии (вне Европы, конечно) более-менее полноценной ВСМ длиной 730 км.

Уссурийский тигр

Три Брата: стражи Авачинской бухты

С Камчатки не было никакой возможности постить видео - и тем более, собирать нужные кусочки в ролики на видеоредакторе, как я уже привык. Только сейчас стало можно, когда вернулся.
Поэтому - вот вам первая видеоласточка: "Три Брата" с борта яхты. 1 минута.



Канал periskopspb на YouTube
Содержание серии
паровоз П-36

Рельсовый эллипс по земле Шлезвиг-Гольштейн

В ходе кратковременного пребывания в Германии в середине августа один день посвятил объезду ж/д сети Шлезвиг-Гольштейна. Сперва из Любека уехал второстепенными ветками на северо-запад к Фленсбургу, с двумя пересадками. Затем из самого северного города Германии уехал магистральной веткой на юг к Гамбургу, с краткой остановкой на Кильском канале в Рендсбурге. После чего вернулся из Гамбурга в Любек, и рельсовый эллипс был замкнут.
Ниже - некоторые впечатления от ж/д и новые вокзалы в коллекцию. Что же касается собственно приграничного с Данией Фленсбурга, где я пробыл несколько часов - то постараюсь по нему сделать отдельный пост попозже.

Высоководный ж/д мост через Кильский канал у Рендсбурга

Collapse )
Тигр задумчивый

Монтаж ж-д пролёта Керченского моста

У Керченского моста началась самая ответственная операция монтажа: установка арки железнодорожного пролёта над главным фарватером, с запретом судоходства через пролив на это время. С утра избавлялись от балласта, перевели нагрузку на плавопоры, а сейчас транспортируют пролёт на место установки. Операция продлится около 2-3 суток. Вес пролёта - ок. 6.500 тонн.

Онлайн-трансляция монтажа ведётся здесь.

Кортес

B-2: супербомбер или бездумная растрата денег?

Недавно в дополнение к старой заслуженной рубрике в ФБ ("Минутка Транспортного Искусства") завёл ещё одну, менее регулярную и эпизодическую - "Вечерние крылышки". Так вот, в одном из выпусков выложил работу иллюстратора James Vaughan с футуристическим B-2.

Collapse )
Камчатка

Атомный "Севморпуть" на Камчатке

Из Камчатки приходят любопытные новости: туда пришёл атомный лихтеровоз "Севморпуть", отшвартовавшись на погрузку в Сероглазке.
Причём обратно он пойдёт в Петербург по Севморпути.


ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 26 августа. /ТАСС/. Лихтеровоз "Севморпуть" впервые встал в Петропавловске-Камчатском под загрузку рыбопродукции для доставки в Санкт-Петербург по Северному морскому пути, сообщила в понедельник пресс-служба правительства Камчатского края. "У причала терминала "Сероглазка" пришвартовалось единственное в мире грузовое судно на атомном ходу. Лихтеровоз доставит по Северному морскому пути в Санкт-Петербург продукцию камчатских рыбопромышленников", - говорится в сообщении.

Судно прибыло с 200 пустыми рефрижераторными контейнерами. В них загрузят камчатскую рыбопродукцию - около 5 тыс. т замороженной рыбы, филе, икры и др. Переход лихтеровоза в Санкт-Петербург займет около трех недель.


Collapse )
Кортес

Белоруссия. Читая Nехту: взгляд с другой стороны

В продолжение белорусской темы. Как и обещал, подписался на эту самую Нехту и уже несколько дней поглядываю на ленту протестующих, смотрю на коммуникацию канала с читателями, на язык общения, на поток контента и его особенности. Кое-какими предварительными наблюдениями уже можно поделиться, хотя я ни в коем случае не претендую на многомерный анализ - для этого надо погрузиться в поток минимум на две недели, а лучше на месяц. Но давайте по порядку.

Collapse )
Ворота в Азию

Мост через Обь: очередное отодвигание сроков

Мост через Обь в районе Салехарда (в рамках проекта Северного Широтного хода, СШХ) - очередное отодвигание начала строительных работ на конец 2020-го.

Изначально торжественное открытие стройки с помпой состоялось весной 2018-го, т.е. 2 с половиной года назад. Но, увы - воз и ныне там. Стратегические мосты у нас строятся быстро и шустро, а вот "экономические", которые сброшены на частников и хитрые схемы типа ГЧП - вот так.