Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

паровоз П-36

X. Третья Пенза, но Четвертой тоже бывать

Пензу-4 и Пензу-2 я показал в предыдущей части, а теперь - черед Пензы Третьей. Она самая огромная на узле и по объемам грузовой работы соотносится с другими номерными Пензами примерно как 25% - 60% - 15% (2-я - 3-я - 4-я). Суммарная протяженность все парков и горок Пензы-3 - примерно 11 км, если включать в её состав и Заречный Парк, находящийся южнее по этой линии. Формально он сейчас к ней и относится. Также Третья Пенза - грузовая стыковая станция, поэтому здесь можно встретить электровозы как переменные, так и постоянники. Система путей разного вида тока и переключений тут очень сложная.
Но не только этим интересна данная станция - впрочем, об этом ниже.

Вокзал Пенза-3

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы.
Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево - Пенза, а затем уже посмотрим две чётные Пензы - Четвертую и Вторую. Пенза-3 слишком огромная и её надо смотреть отдельно, а Пенза-1 пойдёт в комплекте со станцией Арбеково того же тепловозного ряжского хода. Так что всего у нас получится на тамошний железнодорожный узел аж три части.
Давайте начинать :)

Вокзал Пенза-4 бывш. Московско-Казанской дороги

Collapse )
Ворота в Азию

VIII. Прогулка по городку Ртищево

Про станцию я вам рассказал, а теперь стоит прогуляться по собственно городу Ртищево, который со всех сторон окружен ж/д линиями и их петлями. Население - 38 тыс., а на пике в конце СССР было 44 тыс. То есть, не город, а скорей городок, выросший на железнодорожном узле и у которого главный работодатель - железная дорога.

Городом он стал уже при СССР (1925), но до этого существовал в виде крупного села ещё со времён первых царей Романовых, т.е. с начала XVII века. Причём, что интересно, он был назван в начале XVIII века по имени его владельца - помещика Ртищева и несмотря на такую родословную, никогда больше не переименовывался. Было несколько попыток - перед войной в Ежов (однако наркома посадили и расстреляли), после войны в Коллонтай и Манжерок - но ничего не вышло. В 1960-х саратовские краеведы обосновали, что майор Ртищев в петровские времена был большим патриотом Родины и хорошим, честным воякой и тогда от города отвязались насовсем. Так он с этим именем и остался :)

Также любопытно, что хотя Ртищево было в тылу, но станция и узел имели огромное военное значение. В 1918-м его на несколько часов брали чехословаки, однако были выбиты. Затем в 1921-м - антоновские партизанские армии, ненадолго, но не один раз. После этого тут был Ф. Нансен и даже несколько дней прожил на вокзале, организуя пункт питания для голодающих и санпропускник (поэтому и мемориальная доска на вокзале). Наконец, в Великую Отечественную Ртищево тоже подвергалось налётам люфтваффе и через него прошло громадное количество эшелонов с эвакуированными - в 1941-м, а в 1942-м станция была ключевой в Сталинградской битве по вагонопотоку и снабжению фронтов. А все потому, что находилась на стратегической двухпутке Транссиб - Куйбышев - Пенза - Лиски - Харьков.

Ну теперь, после лирического вступления, давайте там прогуляемся :)

На центральной площади города

Collapse )
Серж борода

Как мы добывали честные карты (1990-1991)

Давайте расскажу, как в позднем СССР мы добывали настоящие честные карты :)

Изначальная проблема была в том, что в Союзе картография (атласы, карты, схемы) была упрощенной и со специальными искажениями. Считалось, что незачем простому гражданину знать точные контуры городов, уличную сетку, некоторые дороги, маленькие линейные станции и прочие интересные подробности. А "секретные города" и вообще были полностью стёрты с карт. Не было вообще Арзамаса-16, камчатского Рыбачьего или красноярского Железногорска. Да что там говорить - даже контур Канонерки и акватории морпорта в Ленинграде рисовали частично и приблизительно. В довершение всего в 1973 году атласы - как автомобильные, так и ж/д - упростили ещё и оттуда убрали мелкие детали - небольшие ветки, линейные станции, мелкие реки и т.п. Это называлось "генерализация карт". Всё это в итоге привело к тому, что обычные несекретные советские карты были крайне приблизительны и реальную местность не отражали.

И вот летом 1990 года в "Известиях" появилось изумившее меня объявление от имени ГУГК - некоторые масштабы "открыли" и можно заказать выкопировки с целыми листами. Я очень обрадовался и послал туда письмо с вопросами. В августе 1990 пришёл ответ ЦКГФ - да, делаем, но в связи с большим количеством запросов делаем небыстро. Срок - полгода.


Мы сели с двумя заинтересованными друзьями и составили перечень желаемого. Нужна была прежде всего наша Камчатка - схемы которой были ужасно приблизительны и даже опасны для реальных походов, ну а на десерт я добавил запад Забайкалья, где каждый год бывал у деда с бабушкой и ездил там на велосипеде и на поезде. Отослал в ЦКГФ в конце сентября. Через месяц пришло письмо со счётом - дескать, надо оплатить и тогда будем делать вам ксерокс-копии с наших оригиналов.

Collapse )
МПС СССР

Легенда о Кагановиче и "Красной Стреле". Расследование

В популярной исторической литературе о транспорте, а также в СМИ бытует трогательная история о "железном наркоме" Кагановиче, который заботился о советских командированных и поэтому установил время отправления "Красной Стрелы" за 5 минут до полуночи - в 23.55. Чтобы они получали суточные за двое суток, а не за одни. Вот, например, в такой редакции:

"По личному распоряжению народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича время отправления "Красной стрелы" было установлено в 23 часа 55 минут"

"Лазарь Каганович также приложил руку к организации движения «Красной стрелы». Именно по его приказу было установлено время отправления поезда - 23.55. Нарком таким образом проявил заботу о «командированных пассажирах» - они получали суточные за лишний день."

"В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» ездили, главным образом, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича. Таким образом, он позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за лишний день." (сайт rzd-expo.ru)

Эта версия широко тиражируется и вообще, очень употребима в повестке дня по теме - например, в "Гудке", в сообщениях РИА-Новости, в передачах Рен-ТВ, на сайте Федерального агентства ж/д транспорта, на радио ВестиFM и многих других. Ту же легенду тиражирует даже сайт поезда "Красная Стрела". Не избежал этого соблазна и я - 12 лет назад, когда в 2009 году писал пост про историю "Стрелы".

Однако после 2009 года много воды утекло, постепенно у меня собралась солидная подборка исторических расписаний и просматривая их, я начал всё больше сомневаться в этой версии. Но картина была фрагментарной, существовали пробелы в годах - поэтому я не мог с уверенностью утверждать, что история про наркома Кагановича - просто байка. И вот, после широкого отмечания 90-летия этого заслуженного поезда в июне 2021 г. было решено проверить версию целиком, по всем годам наркомства Лазаря Моисеевича - так ли это? Или не так?

Collapse )
Красная Звезда

Устройство и толщина ордена Победы

Любопытный ракурс на орден Победы. Тут лучше видна его немаленькая толщина и устройство: есть основной корпус с лучами звезды (1), под ним - подкладка (2), а над ним - две накладки. Первая, круговая, с лазоревым фоном (3) и вторая, со Спасской башней и Мавзолеем. Обе довольно толстые и массивные, что не видно на фронтальных изображениях. И даже в музеях на дубликатах ордена истинную толщину этих деталей рассмотреть довольно проблемно.

Сам орден тяжелый - так, 2 ордена на маршальском кителе (например, Жукова) весят более 150 г. Ну а в ювелирном смысле - тут 47 г платины, 2 г - золота, 19 г серебра и 16 карат бриллиантов. Также есть рубины на 25 карат - но они искусственные, чтобы добиться однотонности.


Серж строгий

Памяти Владимира Меньшова

Владимир Меньшов ушёл. Быстро и неожиданно - от последствий ковида.

Его уникальность среди творческих людей была не только в том, что он создавал шедевры мирового уровня, но и в том, что он не был перевертышем и не накладывал куч дерьма на свою павшую большую Родину. Он не жёг партбилетов в периоде полураспада, как Марк Захаров, не кривлялся, как дешёвый клоун и не плевал в Советский Союз задним числом, чтобы выслужиться перед новой властью. А напротив, защищал его образ, выделял там хорошее и подавал всем нам пример интеллектуальной стойкости и верности идеалам.

Помню, был в хорошем смысле изумлён его смелым поступком на вручении премии фильму "Сволочи", примитивной антисоветской поделке. Это был, кажется, уже далёкий теперь 2007 год. А потом, спустя ещё 4-5 лет, он же отказался подписывать номинацию на "Оскар" другой не менее мерзкой поделке - михалковской "Цитадели". Да и вообще, приятно было читать его интервью и оценки ситуации. Удивительно цельная личность.

Земля вам пухом, Владимир Валентинович.
Безумно жаль, что такой человек рано нас покинул.


Ворота в Азию

III. Колорит и характер города Кандалакша

Про вокзал и станцию Кандалакша я уже рассказал, но сходили мы ещё и в сам город.
Он вообще-то расположен по обе стороны железной дороги, но чтобы прийти к центру, Белому морю и морскому порту - надо идти на юг, а в пристанционный микрорайон и депо - на север. На юг - это надо переходить через виадук на другую сторону магистрали, а с вокзальной стороны располагается другой микрорайон, имеющий отношение к военным, стоявшим здесь в советские годы. Есть ещё большой микрорайон Нива-3 дальше на север вдоль Кировской магистрали, но мы туда не ездили. Там же находится и алюминиевый завод, активно работающий.
Всего в городе живёт сейчас около 30 тыс. чел., но в лучшие времена - перед распадом СССР - тут проживало до 55 тыс. чел.

Нам - на юг, через пристанционный виадук.


Collapse )
Серж борода

"Наш Никита Сергеевич" (1961)

Посмотрел, наконец, эту эпическую документалку про Никиту Сергеича, о которой столько читал в книгах про эпоху Хрущева и Оттепели. Но никогда до этого не смотрел.


Какие основные впечатления?

Collapse )
Серж строгий

50 лет гибели трех советских космонавтов

50 лет прошло, а я помню этот день как вчера. Проходил выпускной утренник в садике, а осенью мне уже пора было в школу. Жили мы тогда в Хабаровске. И вот воспитательница зашла в праздничную комнату, где у нас был большой тортик и много-много вкусного лимонада, и внезапно говорит: "Дети! Наши космонавты погибли в космосе!" - и плачет при этом. Прямо такими крупными слезами, текущими по щекам.
PS. А потом через пару дней смотрел по телеку и похороны космонавтов. У нас была черно-белая "Балтика" на тоненьких таких ножках.


Collapse )