Category: ссср

Category was added automatically. Read all entries about "ссср".

Кортес

"Новая" старая линия (Евлах - Степанакерт)

Эти дни СМИ активно тиражируют сенсацию про "новую линию" прямо в Степанакерт/ Ханкенди, проект Азербайджанской ЖД, "который обсуждается к реализации". Мне даже уже прислали видео с 2-этажными поездами, которые якобы там поедут.

Ребята! Это старая советская линия, которая работала до 1990 год, длиной 105 км. "Новый проект" - это всего лишь восстановление советской линии на уже готовой трассировке. Надо будет подновить балластную призму, засыпать воронки и положить новые рельсы. И всё! Однако пока неясно, как будет урегулирована политико-транспортная сторона этого проекта, т.к. 4 конечные станции анклава контролируются российскими миротворческими силами.

В общем, "новое" - это хорошо забытое советское старое. Для наглядности прикладываю две схемы - свежее сообщение СМИ и скан из атласа 1989 года. Там линия Евлах - Степанакерт показана ещё как действующая.


Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Ворота в Азию

IX. Город Северобайкальск, его колорит и "ленинградская" планировка

Теперь - про сам Северобайкальск. Город этот на БАМе уникален тем, что имеет своё неповторимое лицо, его ни с чем на магистрали не спутать. Проектировали его ленинградцы и строил тоже ленинградский десант - поэтому неудивительно, что на привокзальной площади стоит памятник Ленинградским Строителям и главный проспект носит имя Ленинградского. Планировка тут квадратно-гнездовая, а проспекты широкие и прямые. Кроме того, он - как и Ленинград - стоит на Большой Воде. Его старший брат (или даже, скорее, папа) выходит фронтом на Финский залив, а сын - на Байкал.

Давайте походим по городу и посмотрим его кварталы и центр: тут есть интересные фишки и их не так мало.


Collapse )
Серж борода

30 лет назад. Нобелевская премия Горбачева и прокат "Унесенных ветром"

Коллеги напомнили сегодня, что стукнуло ровно 30 лет, как Президент СССР М.С. Горбачёв получил Нобелевскую премию Мира. Я полез в газеты посмотреть, как это освещалось в перестроечной прессе и увидел, что извещение было малюсеньким и почти незаметным, но всё же на 1-й полосе "Известий" в правом верхнем углу.

А кроме того, 30 лет исполнилось началу проката в СССР "Унесенных ветром" (помню хорошо, смотрел картину в к/т "Парус" в Петропавловске-Камч.!) и большому митингу в Нарве с протестом против разделения региона по искусственным союзным границам. Ну и вдогонку, интересный репортаж Ю.Балакирева из криминального Владивостока и очередная ж/д катастрофа на ГХ Окт. ж.д.

И всё это - в одном номере газеты, за 15 октября 1990.

Collapse )
Ворота в Азию

IV. Усть-Кут - город-перевалка, город-склад

В предыдущих частях мы посмотрели строительство второго Ленского моста, речной порт Осетрово - ворота "северного завоза" и пассажирскую станцию Лена. Теперь, для логического завершения картины, хорошо бы глянуть и на сам город Усть-Куть, где всё это расположено.

А город этот весьма специфический. Есть старый "добамовский" Усть-Кут, который расположен западнее ст. Лена километров на семь. А есть и более новый город, который нарос вокруг станции Лена и протянулся далеко на восток, до Ленского моста. То есть, это город-склад, город-перевалка - узкий, как кишка и растянутый более чем на 20 км вдоль главной реки, с периодическими утолщениями в виде жилых микрорайонов. Но утолщения эти небольшие, все отростки - совсем недалеко от главной дороги-оси. Дорога эта много раз меняет своё название, иногда двоится, ну а центр нового Усть-Кута расположен несколько восточнее ст. Лена, в районе пл. Речники. Все промышленные окраины города пыльные и неказистые, там ещё почти все советское: на багаже прежней страны едут уже 30 лет, и оно (конечно же) изношено уже. Однако центральная часть на удивление цивильная, без обшарпанности. Судя по всему, в этом транзитном райцентре водятся какие-то деньги. Есть и жилой новострой, есть и торговый "зеркальный" туркострой.

Здесь давайте прогуляемся по новому Усть-Куту от станции до Речного вокзала и глянем образцы застройки, в том числе и некоторых отдаленных отростков.


Collapse )
Кортес

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР

Будучи месяц назад в славном городе Самаре, наслушался инфраструктурных баек от местных жителей про то, что там "уникальное метро, которое строили сами заводы" (с) и про то, что "у нас метро так неудачно построили потому, что все средства перекинули на Ташкент и стройку начали позднее" (с). Причём вторая байка - это модификация той, которую мне рассказывали в Харькове 10 годами ранее, только про их метро. Вот один из примеров мифологии (из ФБ):

"...Самарское метро всегда строилось исключительно за счёт городского и областного бюджетов. Строительство первых 4-х станций реально велось за счёт крупных оборонных заводов. [...] Самара это единственный город в СССР где метро полностью построено за счёт местных бюджетов. Я даже помню как его начинали строить сразу было распределение по заводам ответственность за отдельные участки."

Collapse )
Камчатка

Камчатка при СССР и в Девяностые

Пока я плавлюсь от несусветной жары на Средней Волге, на Тактик-Медиа вышел наш новый выпуск - про Камчатку. Разговор примерно на час, но вопросы весьма актуальные - система северных льгот эпохи СССР, почему туда массово ехали, удар по региону в Девяностые и какие возникли новые проблемы, что сейчас и какие изменения.

Заголовок ролика редакторский и сильно на него не возбуждайтесь: на самом деле внутри ролика какой-то особой полемики с креативом Юрия Дудя нет; хотя вспоминали его фильм пару раз, в контексте обсуждаемого материала. Кроме того, тема приобретает дополнительную актуальность и в связи с "хабаровским" прецедентом. Что это вообще такое за феномен - "человек, живущий на фронтире" и почему его интересы надо уважать и желательно учитывать.

Столичным турблоялистам это всё непонятно и мутно, они наивно полагают, что "вот Путин пришлет московский омон и бузотеров из АУЕ задавят" (с) Но на самом деле человек, выкованный характером на суровой окраине большой страны - это особое состояние души. К тому это это иной геостратегический регион, с немаленьким влиянием крупных акторов - Китая, Японии, Штатов, Кореи. И с рязанскими или тамбовскими мерками там править не получится. Так что есть о чём задуматься.



Серж пионер

45 лет советско-американской стыковке в космосе

45 лет стукнуло, стыковке "Союз-Аполлон".
А ещё, я только сейчас сопоставил даты, в этот же момент, кроме "Союза-19" с "Аполлоном" (политический полёт), параллельно находился на орбите и "Союз-18", состыкованный с ОС "Салют-4" (внутренний плановый полёт) с космонавтами Климуком и Севастьяновым. Вот такой был тогда космический размах. Но тот полёт остался в тени громкого и международного.


Collapse )
Кортес

Из ракетчиков да в политологи

К кончине младшего сына Н.С. Хрущева в САСШ.
Раньше как-то не придавал значения и не вникал в его биографию, но прочитав пост от matsam, решил поизучать пристальнее. Оказалось - очень поучительно.

Collapse )
Ворота в Азию

Как в Красной Армии погоны вводились

Изучал тут недавно неопубликованные воспоминания начальника Тыла РККА в войну генерала армии Хрулёва, которые его семья выложила на сайте, напечатанные на машинке и с его правкой. Кроме ж/д, которые меня изначально интересовали, там есть потрясающая по драматизму глава №15, где он рассказывает о введении в Красной Армии погон вместо петлиц.

Так вот, погоны и новая форма РККА знаете с чего начинались? С того, что Главное интендантское управление всесильной Красной Армии разыскивало в 1942 г. бывшего владельца магазина погон и галунов гр. Дмитриева. Нашли его "в нетопленой квартире в Москве" и этот осколок империи охотно согласился быть консультантом, наведя их попутно на дмитровских артельных мастеров. После этого доложили вопрос Сталину (октябрь 1942).

Дальше - больше. Поиски концов привели посланцев ГИУ РККА в немалых чинах в село Непеино Дмитровского района, где до революции мастера специализировались на изготовлении шитья и погон.
"...В селе Непеино в артели им. 8 марта было найдено 2 старых жокардовых станка, которые были куплены у артели за 30 тыс. руб.".
"...Кроме того, на фронте разыскали уроженца Непеино ткача Фонарева"

Сталинские артели, да! Через них и решили вопрос. И тут я поневоле вспомнил главного ненавистника этих мелкобуржуазных образований kommari, который отрицал какую-либо положительную роль артелей в СССР. Там же, в Дмитрове, нашли и гражданина Марченко, который до революции сбывал материал в магазины, торгующие погонами. У него армейские интенданты тут же за 75 тыс.руб. наличкой купили бесценные на этот момент оставшиеся от царского времени запасы "волоки огневого золочения и серебрения".

Причём если производство офицерских погон передали на гос. фабрику (оно крупносерийное), то генеральские, адмиральские и маршальские погоны делала Очуднинская* артель Московской области, так как производство сложное и мелкосерийное. Получается, у артелей всегда была своя устойчивая ниша - там, где нужно было филигранное мастерство в небольших тиражах.

В общем, там не история - а просто песня! Ставлю сюда 6 первых страниц из этой главы мемуаров Хрулева, почитайте. Сюжет закручен более хитро, чем у пьес Горького или Островского. Можно хоть сейчас ставить остросюжетный фильм :)

* правильно - "Огудневская"

Collapse )
Красная Звезда

Железные дороги СССР в годы войны

На Тактик-Медиа выложили целый плейлист небольших роликов про ж/д в годы Великой Отечественной - один из итогов нашей 2-месячной работы к 75-й годовщине Победы. Сняты они вообще-то для интеграции с плакатами, которые будут выставлены в Москве - чтобы можно было отсканить QR-код и просмотреть устный рассказ на эту тему. Но, как я думаю, имеют и самостоятельное значение. Один ролик большой - 40 минут (рассказ про паровозы и вагоны военной эры), остальные компактнее - от 6 до 20 минут.

Темы роликов:
1. Подвижной состав НКПС военного времени
2. Бронепоезда
3. Санитарные поезда.
4. "Теплушка"
5. Московская битва и транспорт
6. "Куйбышевская пробка" - 1-й кризис войны
7. Блокада Ленинграда и транспорт
8. "Дровяной" кризис на Северо-Западе
9. Сталинград, "Волжская рокада" и нефтяной кризис
10. Курская дуга и ноу-хау снабжения (закольцовка маршрута с достройкой новой линии). Здесь же - партизанская война
11. Маршруты ленд-лиза и их транспортное обеспечение
12. Война в Европе и перешивка линий
13. Что такое колонны особого резерва НКПС
14. Наркомы путей сообщения периода войны
15. Маньчжурская операция
16. Итоги войны на транспорте

PS. Поскольку всё снималось единым сьемочным днём за один день (14 апреля), то разумеется в устном диалоге на такой огромный массив работы встречаются оговорки и ошибки. Я нашёл их 4 в 3 роликах. Потом выложу поправки.

PPS. В качестве примера из плейлиста - ролик про наркомов периода войны (Каганович, Хрулев, Ковалев):