Показав станцию Тайшет, теперь стоит походить и по прилегающему к ней городу - тем более что он и возник как придаток узловой станции. У меня было не очень много времени, поэтому я видел только северную половину города (Транссиб делит Тайшет примерно пополам), но всё равно общий колорит можно уловить. Давайте немного обозрим его :)
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Праздничное, товарищи. К 78-й годовщине Сталинградской победы приготовил вам сюрприз - расшифровку логистики оборонительного периода битвы. Один из первых эшелонов в освобождённый Сталинград
Толчком к написанию поста послужил эмоциональный вопрос от моего ФБ-френда Артура Гроховского: "Загадка, ПОЧЕМУ немцы не смогли взять Сталинград и выйти к Волге остается до сих пор непонятой и непонятной. Мне, во всяком случае. И ни в художественной литературе, ни в мемуарах ответа нет. Защитить город военной силой в тех условиях было невозможно, это ясно при первом же взгляде на карту. Немцы ДОЛЖНЫ были выйти к Волге и перерезать ее. Почему они этого не смогли сделать - вопрос, ответ на который (как мне кажется) лежит вообще вне чисто военных (тактических, например) рассуждений. Тут нечто другое...."
Мой краткий ответ у него в блоге был таков: "Я думаю, что точкой неустойчивого равновесия осенью 1942 г. стали бои севернее Сталинграда, сковавшие крайне необходимые для штурма города немецкие войска и ввод в сентябре 1942-го же Волжской рокады, по которой напрямую подвозились резервы и войска. Немцы планировали операцию, держа в уме то, что к Сталинграду были линии снабжения только с юго-запада, запада и северо-запада. И они были выведены из игры, кроме северо-западной. А с севера и востока железных дорог к нему не было. К ноябрю, однако, сумели удержать равновесие, бросая все новые и новые части в топку битвы, и параллельно копили свежие войска, не вводя их в бой до поры до времени - те самые, которые потом пошли на окружение через более слабых румын. Ну а дальше мы знаем."
В своём цикле про дальневосточную поездку осени 2020 г. я не рассказал ещё про Тайшетский узел. Тайшет - географически единственная станция Транссиба, которую никак нельзя миновать на пути из Москвы на Дальний Восток, здесь сходятся все возможные сибирские линии. Тут и начало БАМа, и конец Абакано-Тайшетской магистрали. Название "Тайшет" – кетское, и означает в переводе "холодная вода". Пасс. станция тут смещена к западной части города и делит его примерно пополам.
Поначалу в Тайшете был только скромный разъезд, но в 1904 г. здесь построили депо и начал расти пристанционный посёлок. Практически сразу станция оказалась транзитной точкой для ссыльных, следующих в более отдалённые сёла в бассейн р. Лены. В Гражданскую войну здесь имели место весьма серьёзные бои колчаковцев с партизанами, а в мае 1919 г. станцию Тайшет даже ненадолго брала партизанская армия Кочергина, разрушив пути на подходах к ней. Это был уникальный случай тотального прерывания сообщения по Сибирской ж.д.: в тот момент на ней с обеих сторон образовалась гигантская пробка из тысяч вагонов, до Канска и Тулуна.
В 1938 г. Тайшет стал городом, тогда же здесь образовался ж/д узел – именно отсюда стали строить первый участок БАМа до Усть-Кута. К 1951 г. Транссиб соединился с судоходным верхним течением реки Лены, таким образом установив сообщение с Якутией. Линию Тайшет - Братск после войны достраивали японские и немецкие военнопленные. В 1965 г. тайшетский узел стал четырёхугольным: сюда подошла "Магистраль Мужества" от Абакана. В период 1930-1950-х в Тайшете находились управления ТайшетЛАГа, ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа - т.е. здесь фактически была "лагерная" столица Иркутской области. Электрифицирована станция Тайшет в 1960 г. на прогрессивном переменном токе, который тогда был новой технологией.
Давайте посмотрим виды этой станции, осени 2020 года.
И ещё одна жертва пандемии: тоннель под Ла-Маншем. Правда, тут наложился ещё и выход Британии из ЕС, последствия для любителей овсянки оказались не очень приятными:
[...] ...В последнем квартале 2020 года пассажиропоток упал на 95 процентов. Доходы за год сократились более чем на 80 процентов. В 2019 году Eurostar перевёз 11 миллионов пассажиров из Лондона в Париж, Брюссель и Амстердам. Несмотря на то, что билет на поезд дороже, чем на бюджетные авиалинии, многие предпочитали поезд, так как он быстрее, комфортнее и прибывает в центр выбранного города назначения. Этих 11 миллионов больше нет. Как и у авиакомпаний, бизнес-модель «Евростара» была торпедирована коронавирусом. Сейчас под проливом проходит только два пассажирских поезда в день, что очень далеко от двух поездов в час, которые курсировали между Европой и Лондоном в пиковые часы до пандемии. Да и оставшиеся поезда заполнены не более чем на четверть. Уволено более 90% работников пассажирских линий. При этом «Евростар» пока не делится информацией об убытках, связанных с грузовым сообщением. Ранее по тоннелю ходило два типа грузовых составов: контейнерные и автомобильные. В автомобильных составах автопоезда шли на платформах, пока водители ехали в отдельных пассажирских вагонах. Очевидно, что и на этом направлении сокращение бизнеса не менее болезненно.
Ну что тут скажешь? Долго пожил, много видел, мыслимые почести все ещё при жизни собрал. Ленинская премия, герой Труда, народный артист Союза. Красивые жёны, сильные фильмы. Играл хорошо, стал актером-символом лет 40 назад, когда половина юзеров ващще ещё не родилась. И даже распад СССР и наступление новой эры этот его символизм не развеяло: крепкий патриотический образ без интеллигентских ужимок и забубённых сложностей стране всегда нужен, причём любой стране. Партбилет не рвал и не жёг, обезьяной на митингах Перестройки не прыгал, слюной на большую страну от Ужгорода до Уэлена не брызгал. "Завидовать будем" (с)
На днях владивостокский краевед Сергей Корн выложил в ФБ историю пребывания Владимира Высоцкого на Дальнем Востоке. Точней, первую из нескольких историй. Высоцкий успел побывать в двух городах ДВ - Магадане и Владивостоке. Так вот, Магадан в его биографии возник совершенно внезапно: в марте 1968 года ему надо было лететь в Одессу на досъемки фильма "Служили два товарища". Одесса упорно не принимала, несколько раз откладывая рейс - так он взял и поменял билет... на Магадан! Вот это по-высоцки поступок. То есть, культовая песня Владимира Семеновича "Москва - Одесса" не случайность - она навеяна его реальной биографией (и магаданский цикл песен, соответственно, тоже не случаен). Более того, поскольку С. Корн установил и точную дату полёта - появилась возможность более подробно понять логистику поэта в его посещении Магадана.
Впрочем, давайте подробно ознакомимся с расследованием Сергея, из которого вытекает и моё логическое продолжение по транспорту.
На Вгудке - любопытный Топ-10 самых затратных в $$ железнодорожных дорогостроев. На вершине топа - проект английской ВСМ Лондон - Эдинбург с фантастической ценой в 136 млрд.$ (в пересчете это 10 трлн. руб.). Планируют осилить его к 2035 году, но смета уже раздулась вдвое. На третьем месте - несчастная обамовская ВСМ в Калифорнии с её 80 млрд.$. Что-то роют, копают там мериканьцы участками, но конца-края не видно и результата нет. (и добавлю, что скорей всего и не будет в итоге)
Российских проектов тут нет, но вот если бы мы сюда подставили нынешний проект российской ВСМ Мск - Петербург, то она бы заняла 7-8 строчку рядом с метро Эр-Рияда (1,7 трлн. руб., или 22,5 млрд.$).
100 лет назад: в "Известиях" 28.1.1921 публикуется статья под псевдонимом Ф. Эго о воздухофлоте, его рекордах и быстром развитии авиации в буржуазных странах. Констатируется опасность для Страны Советов и даётся совет развивать собственный воздушный флот. Там же - сообщение о первом беспилотнике: "В Америке изобретен, построен и испытан автоматический самолёт, пролетающий без лётчика от 50 до 100 английских миль в определенном направлении и сбрасывающий по пути бомбы".
На Portnews.ru появились свежие годовые данные по портам. Этот год особенно интересен, т.к. это ковидло-год с обвалом пассажирского сообщения и снижением грузового, впервые за много лет роста. Общий объем перевалки через порты России уменьшился за год на 2,3% и составил 820 млн. т. (снижение на -20 млн.т.).
Коротко по грузам: обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Общее потребление топлива снизилось вообще в принципе, во всём мире, равно как и спрос на него - причем экспорт сырой нефти в портах обвалился на 15%, а продукты нефтепереработки втрое меньше - на 5%. Выросли все, кто работают с контейнерами - они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков: уголь подрос на 7%, а зерно - аж на 30% (!!!). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство - полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).
Топ-10 портов экс-СССР и России:
Ниже - полная таблица с разбивкой по бассейнам. Цифры даны по трём опорным годам: 2013 (докрымский), 2019-й (до пандемии) и 2020-й.