Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Итак, продолжаю тему «Нивы»-1914, как и обещал. Пойдем постепенно, порциями, по мере сил, от более раннего – к более позднему. Первым рассматриваем номер 41 от 11 октября 1914 г.
Начинаем, как и положено, с официоза. Государь Император на фронте. Главнокомандующий Великий князь Ник.Ник. изволит вести беседу. И в том же духе :)
А у нас сегодня под занавес зимы что-то снежок повалил. По пути с Рамбова ехал через мост Л.Ш., остановился на Ваське, немного погулял по набережной – и вот вам мини-зарисовочка сегодняшняя..
Встрял у Флинтера тут в небольшую полемику. Я бы не стал тратить время, но вопрос о БЖРК неожиданно стал обрастать всякой предвыборной мутотой текущего полемического плана, а меж тем это был один из самых эффективных носителей в стратегических силах СССР за всю их историю. Поэтому вынесу из комментов мой ответ, чтобы остался у меня в анналах. Чую, ещё пригодится, когда в очередной раз новые полемисты будут обгаживать поезда с БЖРК.
Третий этап в развитии постсоветских парадов - это этап "освобождённого Путина" (2004-2006 гг.). То есть этап, когда новый президент освободился от непосредственной опеки Семьи, отправил "смотрящих" Касьянова и Волошина в отставки, перешёл своеобразный рубикон посадкой Ходорковского и в результате обрёл гораздо большую свободу рук в своих действиях. Это если смотреть общую политическую обстановку тех лет.
Если же оценивать ритуал парадов Победы, то эти годы ознаменовались началом их "демавзолеизации", то есть попыток скрыть визуальными средствами Мавзолей Ленина от остального окружения Красной площади, и расчленить ранее единый архитектурный ансамбль главной площади страны на выгодные и идеологически невыгодные элементы. Попытки по расчленению ансамбля площади были ещё робкие - до "медведевских" циклопических конструкций 2010-2011 годов пока далеко, но режиссёры уже начинали экспериментировать с формами маскировки. Кто именно был режиссёром процесса демавзолеизации и первичным автором идеи, пока неизвестно. Но, возможно, в будущем эта завеса приоткроется, сейчас можно лишь примерно предполагать мотивацию и авторов.
В 2005-м усилилась зрелищная составляющая парадов, когда был введена "воздушная" часть (пролёт самолётов). Кроме того, это был один из двух сидячих парадов в современной истории РФ (2005 и 2011 гг.). Началась постепенная замена старых советских флагов на новые. А в 2006-м был последний парад, когда на нем присутствовал первый президент РФ Ельцин (к параду-2007 он окажется в мире ином), и последним "безленточным" - то есть без нового массового ритуального признака - т.н. Георгиевских ленточек. Акция с ленточками началась на низовом уровне в 2005-м, в 2006-м расширилась и в 2007-м обрела официальное признание со стороны высших руководителей страны, когда они их одели на сам парад.
2004. Первый подход к маскировке Мавзолея: "мягкая демавзолеизация" 3-цветными флагами
2. В связи с подготовкой новой дальней экспедиции на восток в этом журнале может появляться реклама. Где-то раз в неделю, видимо. Или пореже, раз в декаду. Посему, всех принципиальных ненавистников, типа такого товарисча, заранее прошу убрать этот журнал из своих лент, дабы сильно не переживалось. Правила размещения рекламы изложены тут.
3. Авторам нового вида записи, лишившим альтернативы старого - кол в жопу. Длинный, берёзовый, грубо отёсанный, с отслоенными кусочками коры. Почему? Потому что с тегами при создании нового поста стало работать намного трудней и неудобней. Они а) не сортируются корректно внутри буквы, б) перестали сортироваться по строчным-прописным - и из-за этого возникла неудобная каша из географических и функциональных тегов. Раньше можно было гораздо комфортней выбирать для конкретного поста и географию и функционал. Кому это мешало??? Короче, вырвать этим умникам ручки шаловливые и посадить на цепь на месячную принудительную лекцию по основам восприятия информации и интерфейса.
4. Прошу иметь в виду, что данный журнал с самого начала своего существования никогда не участвовал ни в каких акциях масс-френдинга и не будет участвовать в этом и далее. Не шлите мне предложения такого характера; они игнорируются. Правила журнала и френд-политика изложены тут.
Досмотрел "Дальневосточный экспресс" от 1968 года. В заключительной части, про Владивосток, на 13:30 засветился красавец "Советский Союз", выходящий из Золотого Рога. С басовитым гудком :-)
Попутно - ещё раз про "Союз", а то меня спрашивали в посте про покинутую в Атлантике "Орлову". Итак, весной 2009 года я написал про него очерк "Четыре жизни "Советского Союза", в 4-х частях, где собрал всю возможную на тот момент информацию, а также собственные воспоминания о нём:
Посты за три с половиной года не отмерли, не ушли в пучину забытья, они живут своей жизнью и постепенно пополняются новыми фотокарточками, так как находятся на верхних строках поисковой выдачи по т/х "Советский Союз" и Albert Ballin. Поэтому, туда иногда пишут добавочные сведения, которые я заношу в основную канву очерка. 17 июня 2013-го легендарному лайнеру исполнится 90 лет (4 июля - начало первого рейса).
Посему, если у вас есть фотоснимки с "Союза", или свои воспоминания, или есть знакомые, которые ходили на нём (всё ж таки он 23 года был на камчатской линии, это целое поколение) - дайте им наводки на этот очерк, и присылайте новые материалы об этом историческом корабле, который вошёл в память сотен тысяч дальневосточников. Особенно ценно, если вы пришлете мне снимки фирменной посуды и предметов с персональной маркировкой с лайнера, я нигде не могу найти их. А их было много видов! Буду признателен за пополнение информации. Она, если я ничего не пропустил, самая полная в Сети по этой теме.
Ну вот, грандиозное спортивное шоу завершено. Триумфально. Скептики и аналитики массово посрамлены и вынуждены выдавливать из себя смущённые признания в неверности своих прогнозов. Медальный зачёт закончился на ноте, которую никто не ожидал:
Сейчас, конечно, уже пишут, что это сравнение ничтожно, так как в Калгари было 46 комплектов наград, а сейчас - 98. С другой стороны, и конкуренция повысилась - количество стран-участниц с 1988 выросло больше, чем в полтора раза.
Так что вычисление долей и процентов в такой сложной системе - не очень простая задача. В итоге всё равно безоговорочная победа в медальном зачёте, и сейчас уже никто не вспоминает о профукивании Самой Веской Медали - за хоккей.
Когда перед Сочи-2014 я запилил здесь опрос об отношении к Олимпиаде, сразу несколько человек предложило провести такой же, но сразу после. Выполняю обещание - теперь по отношению к итогам Олимпийских игр. Итоги первого опроса были весьма неоднозначными. Конечно, влиял и негативный информационный фон (просрали-все-полимеры-ничего-не-светит), но тем не менее. Давайте проверим, изменилось ли сейчас ваше отношение? Итак,
Голосуем пару дней, до полудня 26.02; затем я подведу итоги и сравню две версии: до и после. Тыцните мышкой, братия и сёстры, найдите три секунды на это! :-)
Свёл воедино всякие-разные собственные мысли по украинскому вопросу - каким боком он повернулся к нам по состоянию на день 24.02. Считайте это февральскими тезисами :)
Любопытный факт зафиксировали внимательные наблюдатели на параде 9 мая в 2014-м: министр обороны Шойгу внезапно появился на лимузине принимающего парад с новым орденом. Да не просто с орденом, а с орденом очень не простым: Андреем Первозванным с мечами, который после его восстановления в 1998-м в военной версии ещё ни разу не присваивался. Никому. Сей факт был широко и публично отфиксирован ведущими СМИ, однако президентский указ на этот счёт искать бесполезно: его в открытом доступе нет.
Друзиа, а помните такую Аню фон Бремзен? Где-то с пару лет назад я про неё писал: клинический экземпляр, помешанный на зловещей тоталитарности "Книги о вкусной и здоровой пище", откуда исподволь высовываются грубые щупальца сталинизма. Надо быть осторожным!
Так вот, у неё случился новый графоманский высер приступ. Одну главу выложила Лента.ру, насладитесь. Настоящий концентрированный носкаин а-ля "Огонёк-89"! Сейчас таких старомодных портянок уже не сушат, вышло из моды после Перестройки. Но пепел "Детей Арбата" всё равно стучит эмигрантским графоманам в тюбетейки :)
К вопросу о "шёлковых путях". Прямой поезд Иу (Южный Китай) - Тегеран прошёл маршрут в 10300 км за 14 дней (по сообщению RailNews).
Маршрут Китай - Иран через казахстанский Достык получился вполне адекватным. Далее маршрут был через Туркмению и погранпереход Серахс. Недавно построенное прикаспийское соединение Бейнеу - Жанаозен - Бекдаш оказалось как нельзя кстати. Узбеки оказались полностью выключены из транзитной игры. Сейчас от Бекдаша далее там немалый крюк через Ашхабад, но туркмены усиленно строят второй ж/д переход на Иран, более короткий.
Для наглядной иллюстрации транзита через Туркмению - небольшая карта. Смотрите, синей окантовкой показан путь сейчас. Красной - то, что построено к началу 2015, прямое спрямление с коротким выходом на Тегеран. Однако пользоваться им сейчас реально ещё затруднительно - нет мощностей для перегруза контейнеров. (вообще, сейчас длина туркменских ж/д уже в 1,6 - 1,8 раза превышает ту, что была при СССР)
Проведал сегодня Кронштадт, а там - плавмаяк "Ирбенский", который ещё ждёт перегона в Калининград по весне. Хорошо, успел его застать. Судно уникальное - история и параметры плавмаяка тут. Под катом и снимки плавучего маяка, сейчас к нему можно подойти совсем близко.
Вчера, в день столетия Красной Армии, рванули вместе с flackelf в заледенелый Кронштадт. Ниже - немного зарисовок оттуда, в этот раз целенаправленно заехали на восточную оконечность города. Был неплохой морозец, и вместе с тем - умеренно солнечная погода, красивый закат. Наверное, сейчас точка наивысшего замерзания акватории, с середины марта будет постепенное таяние.
Если кто-то следил за прошлогодним циклом Варандея про его экспедицию на о. Вайгач, то теперь можно ещё и посмотреть на Вайгач по видео. По наводке от Мегаслава набрёл на часовую любительскую фильму, очень хорошего качества. Сюжет такой: два отвязных бродяги из Питера на своём катере прошли сперва по Печоре, потом через Нарьян-Мар и Варандей прибыли на Вайгач. Рыбачили там, смотрели на моржей и проч. Потом обратно, с приключениями. Это не краеведческое видео, без научности и историзма - оно просто жизненное. Снято с неплохим юмором, искусством рассказчика и вниманием к деталям :)
Интересная статья (правда, большая) из №3 "Красноармеец и краснофлотец" за 1938 г. с впечатлениями от предвоенной Франции и Чехословакии, куда хор Александрова ездил с триумфальными гастролями в 1937 г. Написано не скучно и много разных мелких деталей. Некоторые я даже пометил красными полосами - автор жалуется, например, на неудобнейшие тесные спальные евровагоны. Похоже, по части спальных вагонов с того времени ничего не поменялось, в подходе к планировке пространства :) Для неспешного чтения на выходные. Ещё раз повторюсь, статья немаленькая.
21 февраля вечером в вк-паблике Крымской ж.д. появилась интересная запись про будущий запуск ж/д движения на Крым; её потом перепечатали ведущие СМИ, но уже в своём пересказе и интерпретации. Давайте и мы почитаем, что там нам обещается и в какие сроки. Сообщение составлено в императивном стиле - дескать, нам уже всё известно заранее и будет "именно вот так". Употребляется и оборот "нет никаких сомнений". При этом из текста видно, что информация исходит конкретно от КЖД, а не от РЖД. Судя по одному из пунктов - поезда будут формирования не прямо от РЖД (ФПК), а от новой "дочки" - видимо, чтобы избежать сложностей с европейскими ж/д и УЗ. Наиболее интересные куски выделены мною.