Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Сегодня вполне уместно обратиться к истории, а конкретней — к военной и сталинской теме; ведь исполнилось 56 лет со дня смерти И.В.Сталина. Этот фоторяд из архива «Лайфа» несколько месяцев лежал у меня, многие снимки из него показывались в других журналах (в частности, неоднократно обращался к этой теме lord_k); и тем не менее, считаю, что он стоит отдельного показа с комментариями, потому что фотографии — поистине уникальные.
Все эти снимки обьединяет авторство и время — их сделала фотокорр «Лайфа» 37-летняя Маргарет Берк-Уайт (Margaret Bourke-White, 1904-1971) в военной Москве в июле-августе 1941 года. Кроме двух, 1931 года и её же авторства, которые тоже связаны контекстом с этим фоторядом. Условия, в которых она работала, были поистине уникальные — ведь с наступлением войны режим сьёмок сильно ужесточился, и за несанкционированную сьёмку на улицах, равно как и за несданный фотоаппарат, полагался однозначный трибунал. Однако она была в особых условиях: в преддверии приезда в Москву специального эмиссара президента США Гарри Гопкинса (а этот визит рассматривался Сталиным в данный момент как сверхважный) ей был выдан фактически карт-бланш на сьёмки образов воюющего Советского Союза для авторитетного журнала заокеанского союзника (США), который был способен положительно повлиять на общественное мнение той страны. Снимала она в Москве и в августе, в том же режиме благоприятствования. Разумееется, её сопровождали, договаривались о сьёмках заранее, и многие снимки — постановочные; но, как вы увидите ниже, задача создания запоминающихся образов воюющего народа-союзника ею была решена блестяще. Прошло уже более 68 лет, а люди, смотрящие на нас, потомков, с тех снимков, и сегодня выглядят живыми и непосредственными. А вечером 31 июля 1941 года (правда, довольно неожиданно для неё самой) наступил её звёздный час как фотографа — впервые в советской истории иностранный корреспондент буржуазной страны (безо всяких посредников в виде официальных фотографов) был не просто допущен в рабочий кабинет загадочного для Запада вождя, но и снял его в непарадной, камерной обстановке вблизи. Это было беспрецедентное событие - если, конечно, вести отсчёт с момента обретения Сталиным полной власти в государстве, примерно с 1929 года. Обратимся к журналу посещений рабочего кабинета Сталина в Кремле. Итак, запись от 31 июля 1941 года: 1. Гопкинс 18.35—21.00 2. Потрубач 18.35—20.55 3. Петров 20.45—20.55 4. Власик 20.45—20.55 5. Маргарет Боркуаит 20.45—20.55 Последние вышли 21.10 * * * Гарри Гопкинс - эмиссар Рузвельта - вёл со Сталиным важнейшие переговоры по установлению рамок союзнических отношений; Потрубач - это переводчик, Власик - начальник охраны Сталина, а Петров - адьютант. И Маргарет. Больше никого не было. Я не могу утверждать однозначно; однако логически, из состава присутствовавших, следует, что в процессе переговоров Гопкинс предложил для сьёмок своего фотографа, а Сталин согласился. А может, это было согласовано немного ранее. На последней 10-минутке (с 20.45 до 20.55) фотограф зашла в кабинет в сопровождении начальника охраны генерала Власика и адьютанта, которые, возможно, помогали Маргарет ставить в кабинете правильный свет для сьёмки - ведь она снимала на среднеформатную камеру, на весьма длительных выдержках. Ну что ж, давайте посмотрим эти снимки.
"Известия" сообщают: В Москве все-таки повесят плакаты с портретами Сталина - во вторник мэр столицы Юрий Лужков сформулировал официальное отношение к неоднозначной идее оформления городских улиц к Дню Победы. По мнению градоначальника, историческая объективность требует присутствия генералиссимуса на праздничных билбордах. Хотя и "без перебора". То есть в количестве десяти штук. Московские чиновники и общественные организации ветеранов выдержали напор жителей столицы, шокированных этим дизайнерским решением. На заседании правительства Москвы чиновники окончательно определялись с тем, как отмечать 65-летие Победы. Содокладчиком выступил председатель Совета ветеранов войны и труда [...] Владимир Долгих. Ветеран ответил на все претензии противников, сказав, что отрицать роль Сталина в создании потенциала страны и, следовательно, в Победе - неправильно. Долгих призвал городские власти не отказываться от идеи размещения на улицах города, в числе прочего, плакатов с информацией о заслугах Верховного главнокомандующего. У Юрия Лужкова его позиция вызвала полное понимание. - Я хочу поддержать Владимира Ивановича, - заявил он. - Средства массовой информации устроили форменную вакханалию, представив дело так, словно мы собираемся всю Москву обставить портретами определенных руководителей государства. Я сам не являюсь почитателем Сталина, но я сторонник объективной истории. А объективность требует, чтобы всех тех, кто руководил государством, не вычеркивали, не исключали, а оценивали их роль в Великой Отечественной войне и в послевоенных усилиях по восстановлению народного хозяйства. Мы будем давать и образ Сталина и описывать его роль - без перебора, но в пропорциях, в которых это необходимо. Не дай нам бог ошибиться. * * * Мне интересно, а вы как относитесь к этому решению? Должны ли на День Победы присутствовать на улицах плакаты с Верховным Главнокомандующим победившей армии или этого допускать нельзя? Давайте попробуем выявить мнения в голосовании (см.ниже).
Продолжаем прогулку по красавице-Самаре. В прошлой серии мы дошли до польского костёла с островерхими шпилями, на ул. Фрунзе, а сейчас - пройдём по ул. Куйбышева до здания Окружного суда, где служил помощником присяжного поверенного пылкий юноша В.И.Ульянов и затем спустимся к Волге.
Два интересных сообщения украинского происхождения (от УНИАН):
О Бандере и Шухевиче Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ обещает до Дня Победы отменить указы о присвоении Степану Бандере и Роману Шухевичу званий Героя Украины. [...] «Есть процесс правовой и политический - и Украина его проходит. И это решение будет принято до Дня Победы», - сказал В.ЯНУКОВИЧ.
О праздновании дня Победы В.ЯНУКОВИЧ подчеркнул, что во время переговоров с Д.МЕДВЕДЕВЫМ достигнута договоренность о праздновании 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне на территории России и Украины. «У нас есть совместное понимание, что празднование Дня Победы должно быть совместным», - сказал В.ЯНУКОВИЧ. Он отметил, что праздничные мероприятия будут синхронизированы. Кроме того, Президент Украины сообщил, что накануне 9 мая будет находиться в Москве, а непосредственно в день празднования 65-летия Победы - в Киеве. «Военные парады состояться во всех городах-героях», - также сообщил В.ЯНУКОВИЧ.
/задумчиво/ ...ещё бы кол за Лаврой снести и таможни между Россией и Украиной отменить. А отменить таможни - значит, поезда на три часа ускорить. И людей не дёргать. Вот было бы здорово...
Случайно нашёл у незнакомой мне барышни (eliebeth) отличное сравнение, поразившее меткостью осмысления ситуации:
Все-таки есть в путешествиях на корабле, поезде, машине что-то существенно более правильное, чем в путешествии на самолете. Расстояние прочувствывается, проживается. Его, если угодно, можно пощупать. Самолет - как телепорт - удобен, но пуст. Кроме того, в поезде и на корабле пребываешь в чудесном состоянии безвременья. Никуда не надо спешить, ничего не надо делать, все происходит само. И в то же время происходит, нет ощущения бессмысленно потраченного времени. В вечной гонке я-всё-успею - это очень ценные моменты.
Такие фразы надо записывать каллиграфическим почерком в любимый ежедневник на первую страницу - как эпиграф. А я, пожалуй, запишу его в профиль :-)
"Ближняя Дача" должна была стать общедоступным музеем в 1956 г. Предлагалось её открыть для всех 5 марта 1956 года, но 25 февраля Хрущёв неожиданно выступил с докладом "О культе личности..." на XX съезде и это не состоялось. И вполне возможно, к лучшему - потому что её бы потом с воем закрыли, а в период самого лютого партийного антисталинизма 1961-63 гг. - ещё и разорили экспозиции. А так, она стоит себе тихо - и что интересно, никто из вождей и президентов не решился тронуть внутренности и интерьеры. Ни Хрущёв, ни Горбачев, ни Ельцин. Если когда-нибудь откроют (а это, на мой взгляд, случится в перспективе 10-25 лет) - то это место, вполне возможно, станет одним из самых популярных исторических музеев России. Под катом - документ ЦК КПСС от 10 января 1956 г. о готовности открытия Ближней Дачи как музея.
Волгоградский Планетарий. Мозаичный портрет Сталина работы В.Н. Аракелова, заштукатуренный в 1962-м и отчищенный в 2004-м
Сегодня минуло 60 лет с того дня, когда умер И.В. Сталин. Однако - удивительное дело - его физическая смерть не привела к забвению его памяти. Напротив, спустя шесть десятилетий именно Сталин выдвинулся на первое место среди наиболее обсуждаемых и исторически актуальных государственных деятелей XX века. Не только в советской истории, но и, пожалуй, в мировой.
Почему так вышло? Ведь было две полномасштабных десталинизации - одна яростная и мощная, хрущёвская (1956-1964), вторая длительная, яковлевско-волкогоновская (1987-2004), была "сусловская подморозка" и умолчание о Сталине (1965-1983). Случилась даже и карикатурная медведевская попытка "десталинизации" образца 2010-2011 гг. Ан нет - Сталин в массовом народном сознании и сегодня "живей всех живых". Лишний раз этот факт подтвердил эпический конфуз на громко распиаренном конкурсе "Имя России" в 2008 году, где только внезапное изменение правил и наперсточнические усилия ведущих привели к тому, что удалось "сбавить" его до третьего места.
Зимой, когда я показал, как шведский поезд с уборщицей-машинистом сьехал с рельс и врезался в частный дом, многие евроцентристы возмущались, как это так, что за наглость - клеветать на образцовую Европу, и замалчивать недостатки в собственном доме. Что ж, сегодня можно увидеть и "наш" случай: московский состав монорельса пробил ворота ангара и вылетел на улицу:
Авария случилась около 14 часов в депо во время манёвров. Состав задним ходом загоняли на поворотный круг для перестановки на другую канаву или выдачи на линию. Однако, по неизвестной пока причине, состав не остановился на ходовой балке поворотного круга, а продолжив движение, сошёл с направляющего рельса, после чего, пробив металлическую стену ангара депо, четырьмя вагонами вылетел на улицу [отседова].
На Украине поле возможных действий быстро схлопывается: "окно возможностей" широко открыто первую неделю - максимум две, потом уже всё. Этим окном успел воспользоваться только Крым - благодаря ранней консолидации жителей Севастополя, начиная с 23 февраля, успешной нейтрализации крымских татар, а также "вежливым людям", бескровно взявшим под контроль подавляющее большинство ВЧ на территории полуострова.
Разбуженный и недовольный Юго-Восток, который теперь вообще никак не представлен в новом замайданном руководстве страны, всё-таки постепенно приводят к повиновению Киеву, несмотря на захваты обладминистраций (Донецк) или грозные резолюции облсоветов (Луганск). Тем не менее, в такие переломные моменты появляются и выходят в зону всеобщего внимания совершенно новые люди, способные действовать в экстремальных условиях и громко заявившие о себе. Например, донетчанин Павел Губарев - глава небольшой рекламной фирмы, 30 лет от роду:
Организовал людей, прорвал цепь оцепления и двое суток удерживал здание Донецкой ОГА, объявив неподчинение киевским путчистам и проведение референдума о судьбе Донбасса. К сожалению, контроль за силовыми органами ему перехватить не удалось, поэтому сегодня этих ребят сумели вытеснить из здания ОГА под предлогом "поиска бомбы".
Сегодня исполнилось 62 года со дня смерти И.В. Сталина. По этому поводу, недавно попалась на глаза интересная разнарядка, кто какие награды нёс на его похоронах:
Сомневающиеся товарищи не верили в комментах, про то, что на ввод в строй критически важного для внутренних коммуникаций Дебальцевского узла - судя по визуальным материалам оттуда - нужно не более 72 часов, при условии концентрации пары-тройки восстановительных поездов (коих в зоне контроля Донецкой ж.д. несколько) и энергопоезда.
Особенно тут восхищает заголовок: "...террористы восстановили..." Интересные какие "террористы" на Донбассе - инфраструктуру восстанавливают :)))
Ну и к базовому вопросу о достоверности сообщаемой информации, ещё раз: ничего не берите на веру сразу. Есть визуальные свидетельства? Отлично. Смотрите, что с путевым развитием, разрушена ли профессионально рельсошпальная решётка, что с устройствами СЦБ и стрелочными переводами. На видео ведь очень многое видно. И - самостоятельно делайте выводы. Без посредников-"спикеров АТО". А то они вам такой лапши насообщают, что собирать с ушей будете неделю.
Неудивительный, но любопытный для стороннего наблюдателя поворот событий. Или - вторая серия глобального евразийского транспортного эксперимента: первая была с запретом авиасообщения полтора года назад. Теперь "эксперимент" углубляется, распространяясь на ж/д сообщение.
Отличие от первой серии в том, что вторую серию инициировала внутренняя личинка, угнездившаяся в теле уже успевшего частично прогнить изнутри майданного организма - а вовсе не официальная власть Новой Украины, этим телом формально управляющая. Что ж, посмотрим на активность жовто-блакитных обезьян, укушенных бендерой. По сути, это уже выстрел не в ногу, а в пах :)
Взгляд 100-летней давности на психологически новую опасность для людей из начала XX века - с воздуха. Это объявления в "Известиях" за 3 марта 1918, когда ещё неясно было, подпишут ли Брестский мир или нет, а защиты в тот момент от германца никакой не было - армия разбежалась, и всё это знали. Петрограду оставалось быть столицей Республики ещё ровно неделю.
"О приближении вражеских летательных аппаратов население города будет предупреждаться сиренами и тревожными гудками с наблюдательных станций, а также разъезжающими по городу мотоциклистами" (!)
Годовой объём вложений в транспортную инфраструктуру Китая (только ж/д, морские порты, речные пути и автострады - т.е. без метросистем и местных аэропортов):
[...] Китай в нынешнем году намерен вложить в строительство железных дорог 732 млрд юаней (около $115 млрд), следует из доклада о работе правительства Китая, с которым выступил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
«Китай в 2018 году вложит в строительство железных дорог 732 миллиарда юаней, еще 1,8 триллиона юаней (около $284 млрд.) будут вложены в развитие проектов скоростных автомобильных дорог и водного транспорта», — приводит РИА «Новости» выдержки из документа. Правительство сохранит в числе приоритетов развитие инфраструктуры в центральных и западных регионах страны.
Причём последняя, выделенная фраза отрицает выгодность вложений в ж/д, если её рассматривать в контексте типичных воззрений канонических "рыночников", а не в разрезе повышения транспортной связности с отдалёнными местностями. В общем, Китай вкладывает в дороги и связность территорий примерно столько же, сколько весь остальной мир в сумме - по 0,4 трлн.$ /год :)
PS. Сейчас, кстати, там идёт форсированное строительство Сычуань-Тибетской магистрали, о которой я рассказывал в прошлом году.
Ну что - думаю, все ревнители чистоты льда и добровольные охранители идиётов-пешеходов уже оттоптались по тем, кто ходит по льду Невы и наслаждается необычностью ситуации. А значит, можно выложить и видеоприложение - как именно питерский норот преодолевает фарватеры. Всего на 3 минутки. Приятного просмотра!
PS. Попутно замечу, что в политике этого жж нет дидактической составляющей и я отнюдь не претендую на ваше воспитание. А просто показываю объективную реальность такой, как она есть на самом деле. На отражение в зеркале не стоит дуться и обиженно поджимать губки, мои милые охранители обчественной нраффственности "как бы чего не вышло" (с) :)
Немногие сейчас помнят, что как раз на зиму 1952 - весну 1953 года пришёлся оглушительный триумф картины Решетникова "Опять двойка". И вот в том самом траурном номере "Советского Союза" со смертью Сталина 65 лет назад, на финальных полосах журнала была опубликована и сама эта нашумевшая картина - причём с КАНОНИЧЕСКИМ ТОЛКОВАНИЕМ! Так совпало.
У капитана Лобусова aka dmitry_v_ch_l - снова шикарная порция арктических снимков, много. Я вытянул из его серии самый зрелищный ракурс новой "Арктики" во льдах, очистил снимок от зимней дымки и прибавил контраст. Можно оценивать.