Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Первым пунктом на пути из Челябинска к Троицку, которые мы посетили, было Коркино - городок горняков и место грандиозного угольного разреза, одной из самых глубоких рукотворных дырок на планете. Городок небольшой (40 тыс.чел.), причём с сокращающимся населением - полвека назад в Коркино проживало 83 тыс.чел, более чем в два раза больше.
Герб Коркино. Жёлтая спираль на чёрном фоне - это символ Гранд-Карьера.
Был когда-то во Владике чайнатаун, до революции фактически неподконтрольный русской полиции - целые кварталы Китая и Кореи, настоящий этнический муравейник, живущий по своим жестоким внутренним законам. С тех пор, как он окончательно канул в Лету перед войной (1936-38 гг.), прошло уже много времени, однако осколки его сохранились и посейчас. Благодаря удачному стечению обстоятельств и точечной наводке, сходил туда в этот приезд и я. * * * Итак, в этой серии - мой рассказ о легендарной владивостокской Миллионке. Снимков много, меньше не получалось - и так урезал, сколько мог, за счёт соседних кварталов.
[...] - Скажу больше, здесь скрывался и действовал известный предводитель бандитов Чжан Цзолинь, ставший впоследствии генералиссимусом. Единоличный диктатор, этот реакционный милитарист целое десятилетие (1918 - 1928 гг.) держал в своих руках весь Северо-Восточный Китай; возглавлял, пользуясь покровительством японцев, пекинское правительство. Он никогда не забывал своего "славного" прошлого - в его армии были целые полки и даже дивизии, сплошь состоящие из хунхузов.
Ближайшим сподвижником (точнее сказать, сообщником) Чжан Цзолиня был бандит, ставший генералом в Маньчжурии - Чжан Цзунчан. Последний китайский император Пу И, сам привлекавший шайки разбойников к себе на службу, в своих воспоминаниях "Первая половина жизни" рассказывает его биографию. Чжан Цзунчан "хунхузничал" в свое время во Владивостоке и служил частным сыщиком при корпорации китайских купцов, содержал публичные дома, игорные притоны, опиекурильни и благодаря тесному сотрудничеству с русской жандармерией и полицией стал признанным авторитетом среди преступного мира во Владивостоке". Вернувшись в Маньчжурию, хунхуз сделал блистательную карьеру - стал генералом. [*]
С памятником создателю "Новой России, которой 20 лет", никому из отмывальщиков справиться не удалось, будут демонтировать: Памятник первому президенту России в Екатеринбурге, облитый вандалами на прошлой неделе чернилами, будет демонтирован. После проведения тщательной чистки его планируют поставить на место. [...] Отмыть монумент до конца сотрудникам клининговой компании не удалось даже c применением спецреагентов. [отседова]
PS. Кроме того, в процессе платёжных разборок выяснилось, что памятник-то мутный, по принадлежности. Оказывается, он не принадлежит ни государству (президент которого приезжал его с помпой открывать), ни Екатеринбургу (муниципалам), а принадлежит - та-дам-парам! - некоему "Фонду Ельцина":
Вот, к примеру, полуостров Завойко, с пирсами КВФ. Именно там я проходил первые сборы офицеров запаса в 1989-м. Каждого запасного зародыша начфина (по вус 310101) прикрепляли к конкретному кораблику и обучали, как оформлять снабжение, ставить на учет в ПУ Госбанка и прикреплять экипаж на новом месте к ДД, согласно положениям приказа-80 МО СССР. На полуострове есть и жилой микрорайон, там столовался у своего карифана, начмеда Васи - чтобы не ездить постоянно чёрти куда домой, аж на 8-й километр. Через год его поставили начмедом на "Червону Украину", которая только что пришла на Завойко. На ней я тоже разок успел побывать, потребляли шило прямо в операционной, в Васином хозяйстве :-) Сейчас её переименовали - она давно уже стала "Варягом" и стоит во Владике. С другой стороны пролива, если видите, плотная застройка - это уже город, не Завойко. ЖБФ - туда ходила "единица"-сарай, а где трубы ТЭЦ - СРВ, туда ходила "тройка"-лаз. А на Завойко кружным путём ходил "пазик" с маршрутным №13. Хотя можно было пройти и через понтон напрямую, но просто так не пускали - мне лично удалось пройти так раза два, кажется. На фото, кстати, понтон расстыкован. В верхней части кадра - ворота Авачинской бухты и дальше, в мареве немного видна Саранная бухта. Где-то там легла на грунт К-429 в 1983-м.
Видеоприложение ко вчерашнему обзорному посту про город Яньань. Заснял перед отъездом представление прямо на привокзальной площади для пассажиров. Ничего не было, тихо, сижу на скамейке, мирно чипсы грызу, и вдруг - буквально минут за 5 - какие-то чуваки вытащили красные барабаны, набежали с разных сторон китаянки разного возраста. Причём не в артистических нарядах, а просто обычные, в повседневном. Затем раздали цветные зонтики, веера, розовые шлейфы - и понеслась! Обратите внимание, как самозабвенно лупят по барабану барабанщики - видимо, сами получают кайф :-) Ещё что удивило - к танцу в процессе подсоединялись тётки, за минуту-две до этого вышедшие из городского автобуса. Подходили к распорядителю, им выдавали зонтик, и они вливались в общую змейку.
Для аналогии - представьте себе, что где-нибудь у нас на барабинском вокзале обычные пассажиры танцуют под "Светит месяц, светит ясный", пенсионеры-любители из какого-нибудь местного ДК наяривают на балалайке и ударных, и прямо там всем желающим потанцевать выдают реквизит - в том числе и тем, кто только что подъехал на автобусе. Смешно же? Для нас - да, а вот в Китае такое вполне себе бывает. Смотрите. Две с половиной минутки.
Зацифрована ещё одна кассета Video8, так что буду вечерами показывать фрагментики. На этот раз - поездка 2-4 ноября 1996 года на скором поезде №43 Хабаровск - Москва "Амур". Я ехал с сестрой Надеждой, от Хабаровска до Петровского Завода в Забайкалье - это 49 часов ходу. В поезде практически не снимал почему-то, зато выходил на больших станциях и запечатлевал окружающий мир. На плёнке остались люди того времени, старые вокзалы, которых уже нет, станционная торговля и весь тот неповторимый колорит "славных девяностых" (на которые так сладостно дрочат наши либералы) с китайскими абибасами, кожаными куртяхами из Суньки и котлетами из кошек и галок.
В этом фрагменте - станции Бира и Архара, с культовым архаринским пивным павильоном. Поскольку для не-дальневосточного человека места эти совершенно неизвестные, даю по сюжету более подробный расклад.
Нет сейчас и вокзала, уже 11 лет стоит новый. Смотрите также, как был одет реальный народ - какой % спортивных костюмов Абибас и Пумо. Ну и конечно, хороши бабки-торговки, с их непременными детскими колясками, которые пахли солёными огурцами и луком. Ролик - на три с половиной минуты. Приятного просмотра :-)
Третий и заключительный день в Воркуте был посвящён поездке по шахтёрскому Кольцу (предыдущая часть тут). Мы загодя узнали, откуда уходят рейсовые автобусы на Воргашор и Северный - т.н. "Площадь Металлистов". В кавычки взял её потому, что на местности это вообще никакая не площадь, а просто банальное начало центральной улицы Ленина. Утром в столовой УФСИН, где мы уже примелькались за два обеда и ужин, словоохотливые буфетчицы нам охотно рассказали, где и куда идти на этот автобус. - А вы ещё у нас долго будете? А то за пять обедов у нас вам полагается скидка! И приз! - Да не, девчата, мы завтра уже от вас на поезде ту-ту. Так что немного осталось. - В Москву? - Не, в Салехард. - Ого! Затейливо! А по автобусу, идите сейчас прямо по пешеходной тропинке к ДК Шахтер, это совсем коротко. - Спасибо. А легко её найти? - Да элементарно. Выйдете на улицу и возьмите немного левее.
Сказано - сделано. После сытного завтрака мы сразу и пошли, чтобы не затягивать процесс. День 14 апреля выдался без снега и даже с солнышком - в противоположность Дню Космонавтики, когда мела пурга, и вчерашнему дню, когда весь день сыпал снег. Хорошо, конечно, что с утра разошлись тучи, но не было понятно, что с дорогами - открыто ли сегодня всё Кольцо, или нет. Ну да ладно. Решили начать покорение по часовой стрелке, т.е. в сторону Воргашора. А там будем смотреть по обстановке.
Стела шахты "Комсомольская" в апрельском свежевыпавшем снегу
Видеоприложение к XIX части "Большой Европы по диагонали": сьемка из окна воркутинской маршрутки по пути на Воргашор. Суровый зимний индастриал, шахты на горизонте, разные участки дороги - от укатанного снегом гладкого зимника до напрочь разбитой, в районе моста. Можно также оценить воркутинский автопарк, стиль езды, а также музыку в салоне. 3 с небольшим минутки. Приятного просмотра! :)
Медитативное видео с камчатской поездки, 2 минуты. Сюжет простой: парапланеристы парят над Мишенкой на фоне Домашних вулканов. Вроде ничего особенного, но на месте завораживает. Стоишь и смотришь, как ребята мастерски ловят воздушные потоки. А тебя обдувает свежий ветерок с Авачинской бухты. Посмотрите, я и музыку подходящую нашёл :)
Чрезвычайно полезное начинание тов. yapet, который решил составить альбом расцветок фирменных поездов СССР и пространства экс-СССР (включая УЗ, БЧ, КТЖ и расцветки ж-д других республик). Альбом сделан очень толково и наглядно, смотреть просто наслаждение. Понятно, что "фирмачи" туда вошли не все, можно и нужно помочь ему в дополнении ассортимента. Выглядит карточка поезда так:
[...] решил для себя сделать небольшой справочник по вагонам фирменных поездов наших железных дорог в их «Яркое десятилетие» (в 2000-2010 годы). Это потом все в РЖД приобрело скучный серо-красный цвет, а яркость и пестрота исчезли. Мне хотелось бы сохранить в памяти эту безумную железнодорожную радугу. Сейчас уже даже трудно поверить, что ТАКОЕ ездило по нашим рельсам.
Единственно, я бы его немного поправил: эра массовых "фирмачей" - это отнюдь не "Яркое десятилетие". Это, скорей, яркое тридцатилетие, 1979-2009. Массово фирменные поезда регионов со своими расцветками стали плодиться с конца 70-х и достигли расцвета в конце 1980-х. А 90-е дали новые расцветки национальных железных дорог. И только после принятия "корпоративного цвета" РЖД фирменные расцветки стали массированно уничтожаться в пользу однотонных стандартных.
Вчера ближе к вечеру заехал в Кронштадт. Написали несколько дней назад в личку: "...открыли пирс с маяком, теперь там выставка корабельного вооружения". А то, что пирс с проходом к старому маяку внезапно перегородили, я писал ещё летом 16-го. В общем, решил проверить, что там сейчас. Под катом - перегороженный пирс, швартовка "Зеленодольска" и китайский ресторан, куда я заглянул впервые.
Цезарь Август наконец расчехлился - спустя 2,5 месяцев после начала пенсиаля. Так что дилемма "хороший царь, плохие бояре" сама собою увяла. Больше её нет - зато есть резкий либеральный поворот Пятого срока. Голосовали за Путина образца 2012-го, но получили "болотного" активиста Кудрина в верхах и бюст гайдара, наскоро крашеный серебрянкой. И украинских политтехнологов образца 2004 года впридачу. Которые успешно "обеспечили" первую кампанию Януковича - ту ещё, послекучмовскую. Все приёмы и ухватки аналогичны.
Интересный фотосет полувековой давности (1965) немецкой туристки Инге Вейдман на Транссибе. Весь фотосет в журнале humus слишком большой, так что я отобрал сугубо ж/д фото - давайте их посмотрим!
Как видите - самый дальний поезд в СССР пока ещё не "Россия": до её появления остаётся год. Самый быстрый транссибирский поезд на Владивосток - с вагонами СВПС (Спальный Вагон Прямого Сообщения). У него уже номер 1/2, а не 5/6, как после войны - но фирменного названия ещё нет.
Между прочим, сегодня стукнуло ровно 70 лет одному из самых важных событий XX века в нашей истории - первому испытанию атомной бомбы РДС-1 и конец монополии САСШ на этот вид оружия. Атомный проект увенчался успехом.
Страна, наконец, получила абсолютный антидот от проблемы Двадцать Второго Июня - ядерный щит. Который стал через десяток лет и ракетно-ядерным. Он честно работал на державу семь десятилетий, и более того - даже сильно смягчил катастрофический удар Девяносто Первого, помог сохранить геополитический статус и защиту уже для России. Спасибо всем участникам - от рядовых инженеров и сборщиков до Игоря Васильевича, Лаврентия Палыча и Иосифа Виссарионовича. Ура!
Телеграм-канал "Якутский тепловоз" в полную силу начнёт действовать рано утром 2 сентября, но уже сейчас начал туда складывать рассказы про АЯМ: первые отклики проехавших по магистрали уже есть. Подписывайтесь, там будет интересно! Адрес: https://t.me/yakuteplovoz
Также прикрутил к основному телеграм-каналу чат под названием "Чай из подстаканника". И привязал к каналу. Вот он: https://t.me/chai_iz_titana
Обсуждаем там железную дорогу, станции, попутчиков, истории про поездки, окружающие реалии и путешествия. Делимся интересными ссылками по теме. Пока он публичный, но если вы начнете туда тащить политику, пакт молотого риббентропа, Украину или дюралевые баклажаны - придётся сделать частным. Просто сидим в купе и болтаем за чаем из титана, ок?
Потом, после экспедиции, и канал и группа сохранятся и станут просто железнодорожно-транспортными. Там же буду выкладывать новости про книги по транспорту и свои проекты.
PS. Напомню также, что в Телеграме действуют ещё два моих канала: 1) Минутка транспортного искусства (ведется регулярно, более 2200 подписчиков) https://t.me/minutkatrans 2) Газетное ретро (ведется нерегулярно, от случая к случаю) https://t.me/gazeta_retro
Где-то с неделю назал Росатом выложил уникальное видео про испытания Царь-Бомбы со множеством неизвестных подробностей её транспортировки из Арзамаса-16 на Север. Ролик оказался настолько уникален по наполнению, что я порезал его на скриншоты и сделал последовательный рассказ. Итак, конец октября 1961 г., Изделие весом 26 т на базе стандартной открытой ж/д платформы стоит в цехе сборки Арзамаса-16.