Продолжаем прогулки по Чите. Теперь берем машину и за семьдесят рублей из центра доезжаем до Титовской сопки, или «Оленя», как это место называли раньше. Отсюда открывается отличная панорама города – дневная и вечерняя.
Огромный Олень тут стоял во времена моего детства – когда проезжали Читу на поезде, я всё время искал его взглядом, помню. И был в восторге, когда находил! Сейчас того Оленя тут нет, а на этом месте построили часовню. А подле неё – смотровая площадка.
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
А теперь – небольшая архитектурная прогулка по Чите. При этом хочу сразу оговориться, деревянную архитектуру я исключил, ей будет посвящен следующий обзор.
По количеству дореволюционной архитектуры из русских городов за Байкалом Чита сравнима только с Владивостоком и намного опережает все остальные города восточного региона. Давайте же посмотрим, что же там интересного? Основные «вкусности» сосредоточены на исторических улицах вдоль и выше линии ж-д – Амурской, Анохина, Ленина, кое-что – но совсем немного - есть и в других районах. Что меня приятно поразило, большинство архитектурных жемчужин города – в очень хорошем состоянии.
В конце мая я рассказал вам о поездке на электровозе ВЛ85 через Северомуйский перевал в 2001 году, в рамках летней экспедиции по БАМу. А на днях в этом посте оставили интересный коммент - про машиниста этого электровоза, который тогда взял нас на борт и благодаря которому мы смогли увидеть и заснять фантастические пейзажи прямо из окна локомотива:
Привет. меня зовут Олег. Прочитал вашу статью про СевероМуйский перевал и она меня не оставила равнодушным, тем более я на этом перевале проработал 16 лет. И конечно знаком с этим машинистом лично т.к. мы коллеги. Хочу вам немного рассказать об этом замечательном человеке. Зовут его не Владимир, а Валерий Семенович Говоров. Он отличный семьянин и отец, вырастил и воспитал 4 парней, дал им высшее образование, правда младший Михаил, когда я уезжал, еще заканчивал школу, но думаю, что и его довел до ума, по другому неможет быть. Он действительно заядлый рыбак и охотник, спиртного не грамма и не выкурил не одной сигареты, а так же на короткой ноге со спортом, всю жизнь тягал железо, да так, что руку подавать было страшно, чтобы поздороваться. Играл в волейбол и часто выезжал на соревнование и В Северо-Байкальск и Севро Муйск и к этому приучил и детей. Но сейчас его нет с нами. В 2005г он приехал с очередных соревнований с Северо-Байкальска и на следующий день пройдя предрейсовую медкомиссию, а вы наверно в курсе, что она у нас очень строгая и давление и пульс и конечно же алкотестер, получил маршрут и прямо тут же у дежурного по депо упал (инфарт)... Да он толи оформил, то ли оформлял Северную пенсию, очень хотел переехать на другую сторону Байкала.
Да, очень по-демократически: то, что нам не нравится (но было в истории), стереть и замазать нахер, а гражданам - не помнить! Вот такие они и есть, либеральчеги, если поскрести начинку.
Очень подходящий клип на конец недели, для взбадривания перед новой. Действительно "атомный", как выразился Шаман. Проплачен Государственным комитетом Обороны СССР, наймитами шоу-бизнеса в лице Гарика Сукачева и заслуженными игрушкоделами из города Королёва :)
Скатался на велике вечерком на залив в парк 300-летия. Надеялся на красивый закат, но пока ехал туда с полчаса, быстро затянуло тучами и резко стало тёмненько. Поэтому снимки вышли не выразительные, а просто документальные. В общем, для любителей Питера, Финского залива, будущего газпромовского стадиона и Васьки - четыре карточки под катом.
...Срезают лазером сосули, В лицо впиваются снежины. До остановы добегу ли, В снегу не утопив ботины?
Обещал сделать небольшой анализ итогов деятельности Валентины Иванны (2003-2011) - так что сейчас, пожалуй, и выскажусь. В Питер на постоянное жительство я приехал при Яковлеве - правда, уже на излёте, поэтому застал как состояние города на эту черту, так и весь срок Тети Вали, со всеми его вывертами и нюансами. Тяжкие охи-вздохи с закатываемыми глазами и экзальтированные всхлипы оставим политизированным юзерам и интеллигентствующим тётушкам, пущай они живут в своих мирках, а я обращусь в основном к инфраструктурной и управленческой составляющей. Потому что "болтовня приходит и уходит, а метро - остаётся" почти (с).
Решился, наконец, приступить к описанию большого похода вдоль Феодосиевых стен в Стамбуле, которые были в основном выстроены 1600 лет назад и обозначали границы византийского Константинополя - самого большого мегаполиса мира в 300-650 гг. н.э., от Константина до Ираклия. Стены и посейчас протянулись по городской территории Стамбула от Мраморного моря до Золотого Рога, с незначительными прерываниями на дороги и железные дороги.
Само их существование в наше время удивительно - скажем, городская Европа массово избавилась от большинства средневековых рудиментов внутри своих больших городов ещё в середине XIX века. Однако в Османской империи этого не произошло - развивающийся город мирно сросся с остатками старого, не стала потом рушить стены и кемалистская Турция. И в результате этого мы на сегодня имеем самый большой по масштабу (около семи километров в длину) сохранившийся памятник римско-византийской античности. * * * Неудивительно, что такой грандиозный памятник павшей Византийской империи вызывал наш большой интерес. Поход вдоль стен в турецкой поездке был выделен приоритетом №3 - после св. Софии и двух османских вокзалов, и на него было решено отвести полный световой день - чтобы пройти всё протяжение границ старого Константинополя и не спеша осматривать все интересности рядом - не бегая, как овца в отаре, за экскурсиями, и не суетясь. При условии хорошей погоды, конечно, и в будни. Критерием успешности похода условились считать омовение рук в обоих водных бассейнах напротив окончания стен - утром в Мраморном море, после обеда или вечером в Золотом Роге. Забегая вперёд - так оно в итоге и вышло, и несмотря на некоторые приключения по пути, первое омовение состоялось чуть позже десяти утра, а второе - после четырёх часов вечера. Правда, устали за день, но это была хорошая - не нервно-стрессовая, а физическая усталость.
Кроме того, было и ещё одно важное соображение - такой поход на 90% своей длины проходил в нетуристических местах и позволял осмотреть реальный город, безо всяких прикрас, с разными районами разного достатка, чтобы составить о городе объективное впечатление. Так что я смело мог сказать после него - да, мы видели настоящий будничный Стамбул. Уложить свой рассказ я постараюсь в 4 части; надеюсь, что получится - поход был большой и интересных снимков получилось много. Жалко их оставлять безмолвно солиться в архиве, пусть лучше покажут реальность.
Заложенные османскими султанами византийские Золотые ворота в крепости Едикуле. В каменных клетках наверху ворот неоднократно сиживали в заточении послы Российской империи. На горизонте - Мраморное море с судами, стоящими на рейде в ожидании прохода по Босфору
Небольшая фотоподборка со вчерашнего вечернего моциона. Обычная питерская окраина, с северо-запада подступает уже Юнтоловский заказник. Правда, рассечённый недавно ЗСД. Снимал для памяти, так как года через два на Шуваловском просп. будет развязка с ЗСД и всё снова изменится. Так что посмотрите на наши северо-западные ебеня, в их нынешнем виде :)
Ещё один осколочек советской Атлантиды ушёл в вечность. "Мертвый сезон", "Операция Трест", "Командир счастливой Щуки" и много-много других фильмов. Шикарная микророль в "Берегись автомобиля". И конечно, совершенно неподражаемый Председатель Клуба Самоубийц из "Флоризеля" :) Интересно, что Донатас Юозович, будучи уже гражданином постсоветской Литвы, не засветился ни в какой русофобии и прочих плевках в СССР - выдержал чётко свой путь и свои принципы до конца. Не встал в карликовую шеренгу убогих лимитрофных пигмеев. Достойно уважения.
Спасибо за ваше творчество, Донатас Юозович. Земля пухом.
Хочу рассказать вам, как мы по пути на самую западную точку Исландии наткнулись на разбитый 60 лет назад "Дуглас" DC-3 US Navy, а также на тайный советский АН-2 с аэрофлотовской ливреей, спрятанный в ангаре. Место глухое, отдалённое, мало кто сюда заворачивает. Но от этого оно ещё интереснее :)
Скажу даже больше: меня это тихое место с экзотической техникой впечатлило гораздо сильней, чем сам мыс Латрабьярг с его хилыми атлантическими тупиками (куда мы, собственно, в тот день и направлялись). На этот мыс ломится куча народу, потом шляется по утёсам толпой, коллективно стреляя мега-объективами бедных тупиков - а тут тихо, подлинно и время как будто застыло в Пятидесятых годах XX века. И всего в каких-то 12-14 км от мыса. А тупики гораздо жирней и смелей на южной исландской оконечности, Дирхолае.
Ну так что, давайте побродим по этой удивительной точке, с техникой Раньшего Времени?
Захватил на днях новый кусок Варшавы, где ранее не ходил - т.н. "Королевский тракт" от Иерусалимских аллей до ул. Юрия Гагарина. Прошёлся там не спеша пешком, идя по направлению к русскому посольству. Самое потрясающее открытие прогулки - это, конечно, Рональд Батькович, собственной ейной персоной. Ещё в начале пути я миновал заведение "Манхэттен", потом смотрю - на другой стороне проспекта магазин "Пятая Авеню". Ну, думаю, что-то одна тут сплошная мериканьщина - наверное, ещё что-то на эту тему будет. Так оно и вышло, буквально через 10 минут наткнулся на Рейгана :)
Рональд Батькович - почётный гость Варшавы. С гербом, как положено
Итак, друзиа, встреча и разговор с российским послом в Польше Сергеем Вадимовичем Андреевым состоялись.
Российское посольство в Варшаве. Главное здание
Пообщались очень развёрнуто и без спешки: почти все и свои и читательские вопросы из поста-вопросника я задал. В том числе прояснил позицию посла и по вопросу отношения к пакту Молотова-Риббентропа, по Катыни, по информационной работе внутри Польши, по поисковому движению и вопросам советских воинских памятников в Польше (и борьбы официальных поляков с ними), и многих других.
В мае 2014-го умер самый, пожалуй, выдающийся поляк послевоенной современности - генерал армии Войцех Ярузельский. В тот момент я дал себе обещание обязательно проведать его последнее пристанище, когда и если окажусь в Варшаве. Ну а поскольку этот момент настал, то выполнил его и сьездил на военно-мемориальное кладбище Повонзки. Правда, нашёл место упокоения не с первой попытки, но ничего, поляки подмогли.
Любопытная утечка картинок с проектами вокзалов будущей ВСМ Москва - Казань. Правда, только по Владимирщине, и явно переснято с альбомов. Но можно судить об общем стиле высокоскоростной магистрали - каким он мыслится проектировщикам. Однозначно заметен китайский след (см., напр. картинку №32 в том посте), так что владимирская железнодорожная глубинка будет несколько похожа на пейзажи Поднебесной где-нибудь на Янцзы. Мотивов славянских, древнерусских - а ведь там был один из ранних очагов формирования русской нации - как-то не просматривается. Возможно, от китайцев будет заимствован и "принцип бутерброда" в части логистики вокзальных пассажиропотоков.
В продолжение темы про Автово (было про французский трамвай) - места, связанные с памятью А.И. Маринеско. Прежде всего, это сквер Маринеско у приметного сталинского дома "с короной", затем улица Маринеско неподалёку и наконец, колоритный подвальный бар "Подводная лодка", который находится на этой улице. Вот всё это давайте и посмотрим.
Автово. Бар с портретом Маринеско на улице Маринеско
Любопытная серия снимков, озаглавленная на лоте аукциона, как "Парад ВМФ 1957 года в Ленинграде". Со снимками связана политическая загадка, о которой подробней - в конце поста. И кстати: в 1957-м тоже был авиапарад над Невой - хотя журналисты недавно писали, что (дескать) в Питере на Большом параде-2017 это был первый прецедент. Получается, не первый. Принимал парад на катере маршал Г.К. Жуков.
Ледокол с крайне неудачливым именем "Виктор Черномырдин" 1 сентября переведен на достройку через Неву - с Балтийского завода на Адмиралтейские верфи. Его уже несколько лет преследуют нестыковки и неудачи, и когда я ранней весной побывал на этом ледоколе, заводчане мне говорили - "Так и будет маяться, пока не переименуют. Имя нехорошее...".
Любопытный прецедент исчезновения "императорского" имени в названии вуза. Главные транспортные вузы в последнее время обзавелись собственными императорами: так, экс-ЛИИЖТ (ПГУПС) взял себе имя Александра I, а МИИТ обзавелся другим личным императором - и до недавнего времени звался Московским Государственным Университетом путей сообщения Николая II. Без "имени такого-то", а просто Николая II - как основанный при нём, в 1896 г. Так вот, не так давно МИИТ переименовался в более престижное общефедеральное имя - Российский университет транспорта - и при этом отрезал от себя "императорскую" приставку! Теперь он просто РУТ (МИИТ).
Сделал всё-таки ролик с парада паровозов в Щербинке 31 августа на Экспо-1520. Позиция у меня была, как я и говорил, не особо удачная - но тем не менее ролик даёт общее представление о тексте и музыке, сопровождавшие торжественный проход паровозов. Получилось по впечатлению очень сильно, хотя паровозы пустили далековато от зрителей, за платформой (я считаю, можно было и по 2 пути пустить, было бы намного нагляднее).
Здесь фрагменты про 6 паровозов из 11 прошедших перед нами - Эу, ФД, 9П, Эр, Су и П-36. Особенно красиво шёл "генерал" - за реверсом стояли явно мастера и дали повышенную отсечку прямо перед зрителями. Именно про него я 11 лет назад написал "Оду паровозам" :)
Приятного просмотра!
UPD. И ещё хороший ролик от cheslav_kara, там все 11 паровозов.
А помните, года полтора назад в прессе всплывал проект питерского аналога МЦК - огромного ж/д полукольца вокруг города? Так вот, он даже подаёт некие признаки жизни (возможно, оживили после феноменального успеха самой МЦК):
[...] Компания РЖД подала заявку на финансирование проекта железнодорожного полукольца для организации движения пассажирских поездов в черте Санкт-Петербурга, по аналогии с Московским центральным кольцом (МЦК), запущенным в 2016 году.
Как сообщает 3 сентября «КоммерсантЪ», петербургское полукольцо, которое пройдет по девяти районам города, может быть построено за счет федерального бюджета и инвестиционной программы ОАО «РЖД». Также ранее было известно, что соинвестором проекта может стать группа «ЛСР». Предварительная стоимость проекта — 170 млрд рублей.
«Предлагаемая трасса новой линии проходит от жилого района Юнтолово через Лахту, Старую Деревню, Кушелевку, Пискаревку, Ладожский вокзал, Волковскую, Электросилу до Сосновой Поляны», — отмечает источник. Протяженность железнодорожного полукольца составит 53 км, пассажиропоток — 150−170 тыс. пассажиров в сутки, поезда будут ходить с интервалом от 5 до 15 минут. Планируется, что на полукольце будет 24 остановки. Как и в Москве, будет обеспечена пересадка с железнодорожных станций на смежные станции метро или пригородные поезда. (отседова)