Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Описывая Забайкалье, я несколько перескочил и после Читы стал сразу показывать Петровский Завод, который к западу от неё. Однако в реальности мы из Читы поехали сначала на восток. Так что я возвращаюсь к нормальной последовательности :)
Ночёвка в поезде – и в 5 утра мы уже на станции Куэнга. Именно там Транссиб отворачивает от реки Шилки на северо-восток, в зону вечной мерзлоты, огибая китайскую границу по Аргуни; а вдоль Шилки дальше уходит на восток третьестепенная сейчас ветка ж-д на город Сретенск – которая, однако, век назад была главной линией Забайкальской железной дороги. Нам – туда. Но сперва немного посмотрим Куэнгу и Шилку.
А в Кронштадте сейчас действительно сказка (я про вчера, сегодня-то тучи наползли): самое буйство золотой осени. Я хоть и не любитель этого сезона, но красоте оного в определенный период всегда отдаю должное. Снимал в Петровском парке, немного второпях, перед отправлением парома, так что не судите строго :)
За три дня на Южном Урале мы проехали около 800 км, побывали в Троицке, Коркино, Южноуральске, Карабаше, Златоусте, захватили краешком Миасс и посмотрели интересные уголки самого Челябинска, где, собственно, и базировались. Обо всём этом я вам рассказал. Однако пора было двигаться дальше на юго-запад, к Каспию: следующим пунктом назначения был избран Оренбург. Из Челябинска туда мы купили билеты ещё в Питере, через сайт РЖД, а средством передвижения был избран поезд №120 сообщением Свердловск - Оренбург с удобным временем отправления - в 9 вечера местного. Ночёвка в поезде, а в полдень следующего дня уже на месте.
Итак, вечером 11 августа мы поблагодарили камрадов polar_bee и vedmed1969 за гостеприимство и отбыли далее.
А вот кому нужны кане-корсы, производства Санкт-Петербург, со всеми аусвайсами и печатями? Если кто такое хочет, идем к gunter_spbвот сюда - заценяем, любуемся, проникаемся, покупаем. Предложение весьма ограничено - осталось четыре из шести! Все вопросы по собачкам не тут, а к хозяину - он будет рад вашему визиту в его уйутную днявку! :-)
[...] Чуть позже ветераны Второй мировой войны рассказали российскому лидеру о судьбе своих погибших товарищей, не забыв, впрочем, и о Верховном главнокомандующем, товарище Сталине. Китайским ветеранам было жаль, что они так и не смогли увидеть его вживую.
- Мы преклоняемся перед советским Верховным главнокомандующим - Сталиным, но никогда не имели возможности видеть его и тем более с ним сфотографироваться, - намекнул Медведеву один из ветеранов. - Но когда мы дожили до преклонных лет, мы встретились с президентом России и несказанно этому рады и хотели бы с вами сфотографироваться. Вы для нас символ страны, давшей нам марксизм и сталинизм!
Российский президент не стал комментировать этот пассаж, но фотографироваться все же пошел. А чуть позже заметил, что высоко ценит подвиг и советских, и китайских солдат, однако все попытки переписать историю и представить ее в ином ракурсе будут пресекаться. [...] [отседова]
Да, неудачную страну выбрал Дмитрий Айфоныч :-) Надо было ехать в Литву или там Эстонию какую-нибудь. Там бы он, напротив, "душевно" поиспражнялся на товарища Сталина совместно с местными аборигенами, продолжая свою линию. И те были бы довольны и он тоже. Глядишь, и орденок бы какой лимитрофный заодно отжал - как дядя Боря 15-ю годами ранее.
В связи с этим случаем мне вспомнился интересный эпизод из жизни, девять лет назад. Он тоже с китайцами произошёл. ( Collapse )
Господа (и товарищи) москвичи, ну как вы там? Довольны, наконец, окончанием эпохи? Или не очень? А то нам тут, на северных болотах, не совсем понятно ваше моральное состояние :)
Ещё, интересное дополнение к теме "Советский пищепром в 1930-х и его генеральная реконструкция перед войной". В статейке из "Техники - Молодёжи" (январь 1938) про торговые автоматы, которую я недавно выложил, был наглядно виден дух и настроение той эпохи. К сожалению, тогда в посте разразился неконтролируемый срач, и у меня несколько остыло настроение выкладывать дальше - а то я следом заготовил ещё и статью с новопостроенной фабрики мороженого, от 1939 г. Но всё же её выложу - немного попозже. А сейчас увидел у ihistorian выдержки из мемуаров Анастаса Микояна, как раз по этой теме. И по этой наводке залез в мемуары и освежил сведения. Ниже, под катом, выдержки из мемуаров - именно по теме генеральной реконструкции пищепрома СССР. И почему полигоном для заимствования новых технологий тогда была избрана именно САСШ, а не Западная Европа.
Совсем уже скоро, в октябре, исполняется 50-летие Карибского ракетного кризиса. В связи с надвигающимся юбилеем и закончившимся летом, пора бы нам снова помахать шашкой вернуться к опросам о знаменитых деятелях российской и советской истории. 23 мая мы все оценивали Николая II, а сегодня в программе - неистовый Никита Сергеич. Ага, Хрущёв.
Итоги его деятельности чрезвычайно противоречивы. Целина и космос с ракетами. "Хрущёвки" и кукуруза. Оттепель и заморозки. Борьба с культом личности и усопшим Сталиным, вплоть до выноса бывшего шефа из Мавзолея. Дружба с Насером и Неру и грандиозная ссора с Мао. Асуанская плотина и Ил-18 в подарки зарубежным друзьям. Умелое спихивание всех соперников и четыре Золотых Звезды (ещё до Брежнева). Борьба с пидарасами-от-искусства и печать Солженицына. Резка сталинского флота и авиации, но приход нового поколения оружия. Тепловозы и электровозы вместо паровозов. "Спутник" и берлинская Стена. Наконец, ракеты на Кубе... * * * Так что? Как к нему относитесь? Давайте определимся, а потом сравним с другими персонами. Оцениваем именно Хрущёва как деятеля, на его пике - от снятия Маленкова с поста Предсовмина (1955) до падения самого Хрущёва (1964).
Методика та же, она не меняется. Выведем, традиционно, затем и средний балл. Если есть что дополнительно сказать по теме - в комменты. Опрос закроется в субботу поздно вечером - так что у вас есть полтора суток на размышление :-) Голосуем дружненько!
Poll #1869134Никита Сергеич Хрущёв и его роль в истории
This poll is closed.
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 801
Для начала знакомства с Казанью покажу сперва парадный центр - Кремль и окрестности. Конечно, кому-то это жуткий боян (один казанец краеведческой направленности говорил мне там, что Кремль ни фотографировать, ни показывать не надо - так как это всё "искусственно" и "показуха"), но для меня - важная часть образа города. Тем более что там расположены его исторические и современные символы, а также атрибуты татарстанской государственности, кои мы также посмотрим. Так что начинаем всё-таки с Кремля, который, вкупе с ближайшими прилегающими кварталами, я осмотрел в первый же день пребывания. Город подарил мне в тот день красивую контрастную облачную погоду, отчего прогулка стала ещё приятнее.
Символ города - башня Сююмбике, примыкающая к резиденции Президента Татарстана. Правей её, несколько ближе, возвышается часть Благовещенского собора
Офигенно понравилась платная парковка в центре Москвы. Стало свободно и можно, наконец, увидеть переулки без наставленных чуть ли не на голову по тротуарам машин. Приедешь и поставишь, только если надо - а не ошиваясь просто так. Однозначно, надо такое же делать у нас во всем центре - в промежутке между Лаврой, Обводным, Васькой примерно до 15-й линии, Петроградкой до Чкаловского проспекта и Финбаном. Прям таки позавидовал москвичам. Молодец оленевод. А они его еще ругают.
И к теме цены прохладительных вод на вокзалах-ерапортах. Помните мой пост "Алчность российской аэроторговли"? Где аэропортовские торгобарыги продают в закрытой зоне Ш-2 после досмотра 0,5 л бутылочку минимум за 110 р.? Так вот, железнодорожные торговцы имеют все-таки много более умеренный аппетит, сфотал вчера вечером в 30 м от поездов на Московском вокзале:
Любопытные зарисовки от моей луганской френдессы Нины ninaofterdingen. Во время войны она уехала с двумя детьми, спасаясь от террористических обстрелов ВСУ из Луганска в село, а сейчас после перемирия вернулась обратно. И с восстановлением доступа к интернету (правда, частичным и фрагментарным) выложила в журнал своим военные впечатления - как оно там сейчас. Поскольку наблюдения интересные, решил собрать несколько её постов сюда, чтобы ознакомились многие. Записки её не политизированные - она не боец информационного фронта, не журналист, они обычные жизненные и касаются повседневных сфер - медицина, особенности жизни без света, вывоз мусора, разговоры детей и т.п.
Луганский автовокзал после обстрела
От себя добавлю, что Нину я знаю лично и давно, общались с ней и в Питере - в довоенные времена. И она для меня не какой-то там абстрактный и сферический в вакууме блогосферный автор, а лично знакомый человек с умением наблюдать и выражать свои мысли. Так же, как и я, она не любит истерического надрыва и патетического заламыванья рук. Не бегает, как ошпаренная, по тематическим форумам, не просит "помогите, Христа ради!" (хотя, кто знает - может, и надо. Но это Нине решать). Так что информации от неё доверяю вполне.
Записи идут в хронологической последовательности (21-28 сентября). Многабукв. Фоточек нет, только текст.
Продолжение записок с борта "Принцессы Анастасии" компании St Peterline. В этой части сходим на мостик и пообщаемся с капитаном, а также немного подробней осветим историю и особенности круизного пассажирского лайнера. Встреча с капитаном, к сожалению, получилась заметно короче, чем было изначально обозначено программой поездки, но и из такого формата всё равно можно было извлечь немало интересного. Если заприметите какие-либо критические неточности в терминологии - пишите в комменты, плиз.
Мега-пост от Славы gelio про питерский Балтийский завод. Место, где я очень хочу побывать - но пока так и не сумел попасть. Там много всего, почти полста фото - смотрите и наслаждайтесь! :)
Стапель А. Формирование корпуса нового атомного ледокола пр.22220
Небольшой вклад в нашумевший флешмоб по "мотивам девяностых". Решил посканировать кой-чё из моей газетной коллекции. Пусть останется в анналах, для полноты картины. Буду ещё выкладывать, по мере сил. Сейчас - номер за 15 ноября 1996 года, с "нужным человеком России" :)
Омск в плане экспедиции возник не сразу. Сперва я думал вклинить ещё одну остановку за Енисеем, но после комплексного рассмотрения маршрута всплыл именно он. Почему? Потому что у него сложилась крайне неоднозначная и даже отрицательная репутация в блогосфере - в немалой степени благодаря стараниями топ-блогера Ильи Варламова (бывш. zyalt) и его коллег по "урбанистике". И поэтому было решено сделать там остановку на 7-8 часов, чтобы понять обоснованность этого имиджа города. Правда это или неправда, этот самый "очень плохой Омск"? Ангажированность это или реальность? Причём я сам писания Ильи заранее не читал - и поэтому решил, что будет полезно посмотреть всё своими глазами, а потом сверить картину с его критикой, ознакомившись с ней постфактум.
Что касается моего знакомства с Омском, то был я тут давно, но зато немало по времени - две командировки почти по месяцу в последнем советском 1991-м году. Одна весной, вторая зимой. Так что в общем плане город я знал и о нём у меня сохранялось неплохое воспоминание - в то время всеобщей талонизации и пропажи продуктов Омск был этаким оазисом хороших продуктов, благодаря своему уникальному положению - одинокий город-миллионник среди необъятного сельскохозяйственного окружения. Запомнился он мне тогда ещё уютностью, зелёностью и неспешным ритмом жизни. А вот как сейчас? Посмотрим, сравним.
Сказано - сделано. И вот я в погожий сентябрьский день выхожу из поезда №70 на перрон омского вокзала. В составлении плана передвижений по городу мне сильно помог омич Антон (в сети - lysik_9), который к тому же оказался моим давним коллегой по незабвенной памяти конференции 1520мм. Поскольку у нас оказались сходные интересы и мы оба фанаты транспорта, то Антон практически сразу схватил суть общей идеи, с которой я сюда прибыл. К тому же он встречал меня на машине и прекрасно знал город, что сразу давало высокую мобильность. Посидев минут 10-15 с картой, мы решили начать с магистралей и мостов, потом проехать по спальному Левобережью, захватив два вида районов - брежневской застройки 70-80-х и путинской застройки "нулевых". Осмотреть там среду жизни, дворы, торговлю и транспортные подходы, а затем переехать на правый берег с историческим центром и посмотреть два вида застройки - капитальную и вклинение архаичного частного сектора в центр (вроде бы, именно второе особенно возмутило интернет-урбанистов). Уже пешком. И как вишенка на торте - проехать на трамвае. Забегая вперед - последнее в итоге мы уже не успели реализовать, но всё остальное получилось и мы успели до вечерних пробок.
Любопытное фото Высоцкого на отдыхе. Скорей всего, на Чёрном море (upd: прояснили - это Пицунда). Обратите внимание на погоны того, кто слева. Это - ранг не ниже зам. ген.директора пароходства. Т.е. сопроводить куда-то Владимира Семеныча почитали за честь высшие чины различных ведомств. UPD. Пишут, что это капитан т/х "Грузия" Анатолий Гарагуля. Но тогда возникает резонный вопрос - почему у Гарагули на фото ранг выше капитанского (четыре полосы) на одну ступень (одна толстая полоса)?
Появилось очень странное объявление: собираются восстановить "прямое" ж/д сообщение СПб - Берлин. Но не просто "прямое" (хотя, строго формально его сейчас быть не может технически: кусок Петербурго-Варшавской магистрали в Литве на границе с Белоруссией банально разобран), а ещё и через Калининград (!). Т.е. погранпереходов на пути должно быть вдвое больше, чем если бы поезд просто шёл из Белоруссии в Польшу. Какой в таком раскладе будет маршрут - неясно. Кто будет пассажирами такого поезда и поедет с такой кучей погранпереходов на пути - тоже не очень понятно. Обоснования туманны и неопределенны. Читаем:
[...] Россия и Германия запустят прямое железнодорожное сообщение между Берлином и Санкт-Петербургом. Об этом «Известиям» заявили в Министерстве транспорта ФРГ, информацию также подтвердили в РЖД. Новый маршрут пройдет через Калининград, и для него не придется строить новые пути: стороны максимально задействуют уже существующие ветки в Польше и прибалтийских странах. Как заявил «Известиям» директор по исследовательской работе Германо-Российского форума Александр Рар, появление прямого сообщения с Берлином приведет к росту туризма, что немаловажно для Калининградской области. Член комитета берлинского парламента по транспорту Гуннар Линдеманн уверен, что маршрут будет крайне востребован в ФРГ и его открытие повлечет ощутимый приток инвестиций.
(тут тоже непонятно: кем он будет востребован в ФРГ и на какие сегменты? Ностальгическое посещение "Кенигсберга"? Или неужели так поедут в Питер?)
Минутка транспортного искусства. Чрезвычайно выразительная картина, одна из моих любимых в "северной" теме. Итак, Александр Бурак "Полярная Весна" (1971)
Ну что ж, вот и ещё один мощный столп советской культурной матрицы ушёл на небеса. Марк Захаров, конечно же, не был идеалом - однако за свою жизнь успел создать культовые фильмы и спектакли, удерживая свой "Ленком" на вершине популярности в очень разные времена.
Советский массовый зритель 1970-1980-х вырос на таких киношедеврах, как "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен" или "Формуле любви". Можно даже так сказать, что эти произведения вошли в золотой фонд позднесоветской идентичности и разошлись на цитаты. Немногие фильмы достигают такой вершины. Правда, тут есть ещё и некоторый вклад советской цензуры - которую приходилось обходить эзоповым языком и поэтому всё шлифовалось до алмазного блеска. Когда цензура исчезла, и стало можно делать "че-хошь", киномастера сдулись.
Были в биографии мэтра и немалые закидоны - в период поздней Перестройки, например, он прославился публичным сожжением партбилета, и многими громкими заявлениями. Но, положа руку на сердце, в те годы кукуха поехала у очень многих людей, даже ранее адекватных. Вспомните и себя, олдфаги. Многие ведь в том хаосе и смятении умов топили за Ельцина. А мастера искусств в силу творческого склада ума особенно подвержены влиянию эпохи и поэтому выкидывают в переломные годы самые головокружительные коленца. Достаточно вспомнить коллегу Захарова - Станислава Говорухина, который за годы перелома жизни и падения СССР перевернулся в своих воззрениях аж трижды и за 10 лет снял диаметрально противоположные агитки. И Захаров тоже был вполне в этом шизофреническом тренде. Но надо особо отметить, что в событиях 1993-го он сумел особо не запачкаться и "письмо 42-х" не подписал, как многие его коллеги. Чутьё.
Лет 15 назад, когда травма Девяностых была ещё свежа в памяти, я бы оценил фокусы Марка Анатольевича гораздо строже - но теперь понимаю, что деятеля искусств судить надо в основном по его работам, по суммарному вкладу в национальную идентичность. Его закидоны уже ушли в историю и забыты (а поколение миллениалов про них и вообще не ведает), зато его главные фильмы остались бессмертными - для многих поколений.