Расшифровывал вот эту известную фотографию Горького при его втором приезде в СССР (1931). Какое-то время я думал, что все банально: это его фото в классном вагоне типа "Полонсо", который ему предоставили в Негорелом, и прицепили к курьерскому поезду Негорелое - Маньчжурия. Но нет. Окно совсем не такое, как в том типе, поэтому пришлось залезть в газетный архив. Итак, Горький прибыл на советско-польскую границу днём 13 мая 1931 года. В статье корр. "Известий" упоминается (см. под катом), что они поехали на дрезине прямо на границу, в Колосово, чтобы встретить польский поезд. "Вместе с пограничным отрядом они первые приветствовали Горького, ступившего на советскую землю".
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
Как можно простой железнодорожный снегоочиститель превратить в поэтический объект с элементами романтики и мистики? Эта задача решаема, если в твоей газете работают сливки советской литературы! :)
Стихотворение Валентина Катаева из тех гудковских благословенных времен, когда в главной газете НКПС на стабильных гонорарах кормились литераторы Олеша, Булгаков, Паустовский, Зощенко, Ильф и Петров и многие другие. Последние два увековечили те ламповые времена в своём романе "12 стульев", видоизменив название на "Станок". (Гудок, 2 февраля 1923 года)
Зашёл в интернет, впервые за два прошедших дня: вся лента в снимках Куравлева. Сразу понял, что он ушёл - так как ещё числа с 10-го газеты его уже заранее отпевали. Концовка у Леонида Вячеславича, действительно, была незавидной: с лета 2021-го дом престарелых, затем зимой две больницы и потом всё. Старость - не радость. Тем не менее прожил он немало, а самое главное - достойно: не бегал как подорванный по телевизорам, не пихал "своё личное ретро" для сегодняшнего быстрого заработка, не снимался в кровавых зубодробительных поделках. Посмотрел его фильмографию после распада СССР - она весьма большая; впрочем я его помню только по "Улицам разбитых фонарей" и в "Сибирском цирюльнике", а также по постсоветским поделкам Меньшова и Гайдая, не очень удачным - "Ширли-Мырли" и "На Дерибасовской хорошая погода" (кстати, в ней он Горбачева сыграл - тот еще жив! а вот Куравлев теперь нет).
Все главные работы и фантастическая популярность Куравлева остались в СССР. Оттуда сантехник Афоня, которому спустя почти полвека, до сих пор (!!!) сотни тысяч фейсбучников и жежешников перемывают кости, оттуда и Шура Балаганов. Уголовник Копченый в бильярдной, очаровательный жулик Жорж Милославский, Айсман из "17 мгновений" и много-много десятков других ролей. Сыграл он много, жил содержательно и интересно. Можно только искренне позавидовать такой результативности. Поэтому легендарный советский актёр Куравлев намертво впечатан в наш национальный культурный код, как бы кто не возражал. Ну а я отдельно вспомню его работу в железнодорожной драме "Мы, нижеподписавшиеся" (кстати, если кто не видел - посмотрите).
Мир праху, товарищ Куравлёв. Мы не прощаемся, вы остаетесь с нами.
К 78-й годовщине снятия блокады Ленинграда - 4 вырезки из "Красной Звезды" за 27 января 1944 года. Особо рекомендую прочесть очерк "Три города", где военкор Денисов по свежим следам описывает состояние Пушкина, Павловска и немного Гатчины, как их застали советские войска. С праздником, товарищи!
Две вырезки 30-летней давности, обе из номера "Известий" за 25 января 1992 года. Как говорится, "почувствуйте сладкий вкус свободной эпохи новых русских и бандюганов" (с)
На очереди - очередные 30-летние юбилеи. 15 января 1992 года были введены первые платные визы с Россией на пространстве экс-СССР. Пионером выступила Эстония, которая ещё 15 ноября 1991 года выставила шлагбаумы на мосту между Нарвой и Ивангородом. Это было начало процесса, и вот он продолжился введением виз. Сперва они тоже были простые, без визита в посольство, а потом - и довольно быстро, к началу 1993 года - стали уже сложные.
Ну и конечно, "святые Девяностые" во всей красе с их наивной верой в дружеские объятия Европы и Америки, ярчайшим представителем которых был тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев. После возвращения Путина на третий президентский срок г-н Козырев немедленно сдриснул в Майами (штат Флорида, USA) и с 2012 года отсиживается там, не возвращаясь больше в Россию. (16 января 1992, "Известия")
Для "Лаборатории Перископа" создан внешний рубрикатор постов, настоящих и будущих, на программу 2022 года. Внешний - сугубо для удобства пользования, пока в виде привычного формата жж-поста (можете запомнить ссылку), но будет сделан ещё и на сайте Транссиб.ру отдельной страницей. Только немного попозже.
Поскольку ревизия материалов теперь уже сделана, откорректирован и текст того, что будет появляться в "Лаборатории" для подписчиков. Все материалы функционально делятся на 4 больших раздела.
(I) "Очерки из поездок" - жанр "лонгрид" (т.е. большие иллюстрированные посты с текстом автора), который требует серьёзных временных затрат. Как я и говорил ранее, "короткий жанр" остается в ЖЖ, я никуда не исчезаю; но "большой формат" уйдёт в Лабораторию для клуба подписчиков, поддерживающих автора регулярно. В ближайшее время займусь "ленинской" темой по Ульяновску. Некоторые очерки я буду затем открывать и для всеобщего ознакомления, но не сразу: в любом случае подписчики будут получать преимущество во времени и читать раньше.
(II) "Исследования" - этот формат вообще не жж-шный и тем более не соцсетевой, он именно для ценителей темы. В первой половине года, начиная с февраля, буду выкладывать историю дальних транссибирских поездов - от первых экспрессов 1898 года до ковидного шока и всеобщего упадка сообщения 2020 года. Предполагается 25-27 новелл в хронологическом порядке. Эта работа уже сделана примерно на 70% в процессе написания "Путеводителя Транссиба" (неопубликованного до сих пор), но для "Лаборатории" я буду дополнять каждый период новыми сведениями, а их много. Во второй половине года (или осенью - как закончу с первой темой), перейдем к исследованию пика транспортной связности в конце СССР и процесса деградации сообщений после распада Советского Союза. Что было - и к чему пришли. Поделим это на крупные регионы и по первоисточникам будем рассматривать степень связности СССР и экс-СССР и как это все гнило и распадалось.
(III) "Книги" - со вчерашнего дня начал выкладывать "Рельсовую Поднебесную": опубликовано Предисловие и две первых главы книги (Раз, Два). Всего в книге 38 глав. Думаю, выкладка будет вестись со скоростью 2-3 главы в неделю, 8-10 в месяц. Нормально для регулярного чтения. После окончания выкладки этой книги начну выкладывать вторую ("Большая Диагональ Евразии. Петербург - Хайнань"), у которой пока готово 11 глав из 40, но я буду дописывать постепенно. Надо отдельно подчеркнуть, что связное литературное повествование "книжного формата" сильно отличается от разрозненных очерков в постах ЖЖ прошлых лет, где я сильно экономил на тексте, не соблюдал связный сюжет и делал упор на картинки.
(IV) "Дневники" (1981-2002) - выдержки из дневников автора разных лет о реалиях Советского Союза. Дневник вёлся непрерывно с 1981 по 1984 год, когда я был студентом; затем с перерывами в 1986-87 гг., 1988-1991 гг., 1999-2002 гг. Ценность дневника в том, что это взгляд не с сегодняшним послезнанием, а именно "оттуда", взгляд человека того времени. Эта опция пока в резерве, подумаю как её лучше выкладывать. На небольшую мотивированную аудиторию, думаю, будет норм.
PS. Теперь вот ещё что. На сейчас уже имеется больше десятка годовых подписок (тут понятно, ведь месяц выходит дешевле на 10%) - однако они хороши, если их делать сейчас. Дальше, чем на этот год, я заглядывать не рискую, поэтому в феврале-марте оптимальнее подписываться помесячно. Только месяца через 3-4 будет ясно, как идёт взаимодействие с платформой и что можно планировать дальше. Но уже сейчас понятно, что трудозатраты на создание типового поста на Sponsr примерно вдвое ниже.
PPS. Отдельная просьба к комментаторам не отправлять меня на Я-Дзен. Не тратьте буквы, этот опыт уже был мной пройден в 2018-19 г., и он в сумме негативный. Дзен - информационная помойка без четкого алгоритма, тоталитарно относящаяся к авторам и постоянно (и произвольно!) меняющая правила игры. Там невозможно добиться четкого ответа в случае блокировки и ограничения показов, в чем же ошибки автора и где что надо исправлять. Кроме того, правила игры Дзена по факту мотивируют его авторов писать крикливо, кликбейтно и резать тексты на куски "для формата". Это мне категорически не подходит.
И ещё немного про Казахстан - по теме транспорта (в жузах и кланах, как большинство сетевых экспертов, извините, не спец). Сейчас экс-президента и елбасу Назарбаева не пинает в рунете разве что ленивый. Неудачников сетевые иксперды у нас не любят и над ними словесно издеваются. Но... Ради справедливости, надо отметить, что за 25 лет Назарбаева конфигурация железных дорог бывшей КазССР была полностью переформатирована - достроено аж 8 отрезков, которые объединили в сеть ранее несоединенные сегменты. Бывшая тупиковая станция Дружба стала главным пунктом пропуска контейнерного транзита Китай - Западная Европа (до 5000 составов/год по 2020). Построен еще один вход в Китай для транзита, в основном южного - Хоргос. Построена Средне-Казахстанская линия для прямого выхода из Синьцзяна и Кашгара на порты Каспия. Достроена магистраль Север-Юг от бывшей тупиковой Узени, на Туркмению и далее на Иран. Соединены другие разрозненные магистрали внутри страны. Ситуация, немыслимая для любой постсоветской страны вне региона Средней Азии. То есть, на 1991 г. это была часть ж/д МПС в рамках всего СССР с множеством тупиков на сырьевые комбинаты - а стала разветвленная транзитная сеть, которая теперь позволяет технически перенаправлять транзит из Китая, из Ирана или из Европы через Россию в любом направлении. Можно варьировать потоки при осложнении политической ситуации. По сути, при Назарбаеве с 1995 по 2017 год создан глобальный центральноазиатский Транзитный Узел - без помпы и треска барабанов, тихо и незаметно для глупого сетевого обывателя, живущего только сиюминутными инфоповодами.
Продолжаю рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, во второй - основной "зоопарк" музея, а сейчас посмотрим подробно сверхзвуковой Ту-144 с необычных ракурсов, и его детали. В тот день, когда я его смотрел, был сильный мороз, все сидели по норам и я мог подлазить снизу к элементам конструкции, где хочу. Как сваривали куски фюзеляжа, где лючки топливных баков, как закреплены двигатели НК-144А, где у них баки, как устроено крыло и проч.
Причём в Ульяновске стоит не какой-то там испытательный экземпляр - а один из двух лайнеров "Аэрофлота", серьёзно доработанный после катастрофы 1973 г. с новыми движками, который реально летал в 1977-1978 гг. с пассажирами на рейсе Москва - Алма-Ата. Ту-144 действительно необычен и смотрится весьма инопланетно, даже сегодня, спустя 45 лет после изготовления (этот экземпляр полетел в 1977-м). В конце поста - недопоказанные во 2-й части остатки экспозиции: Ил-86, Ил-28, МиГ-25.
* части 2 и 3 доступны подписчикам всех уровней "Лаборатории Перископа"
2 января в постновогоднем угаре прошёл ещё один значимый 30-летний юбилей - начало "гайдаровской реформы" цен и отпуск их на свободу. Предыдущие дни после НГ я был в пути, поэтому мне недосуг было писать про это событие; а вот сейчас, пожалуй, немного повспоминаю.
Так вот. В тот год я жил на Камчатке. Цены там были III пояса, т.е. по умолчанию всегда выше, чем на материке и чем даже во II поясе - Сибирь, юг ДВ. Ну да, ненамного, но всё же выше. Поэтому народ был привыкший к "северным ценам" и особо не роптал - да и никто толком не понимал, что мы получим по итогу после ельцинского гнусавого обращения. Скорей, у многих было обычное человеческое любопытство - "оп-па, а что будет-то? Надо посмотреть!".
И вот утром 2 января я побежал вниз, к остановке, где были киоски-комки (возникшие в основном в 1991-м), большой универсам, хлебный и овощной. Всех цен я не помню, запомнились почему-то две цифры: 1) наше камчатское пиво в "чебурашках" 0.5, которое стоило 60 копеек, а стало - 10 рублей. Такая круглая красивая цифра. И 2) австралийская баранина, которую привозили на Камчатку пароходами. Она стоила 5.50, а стала - 75 рублей. То есть, пиво подорожало почти в 17 раз, а мясо - примерно в 14 раз. Однако многие продукты подорожали несильно, в основном "регулируемые" (была тогда и такая категория) - хлеб только раза в три, например. Ещё из впечатлений тех дней запомнилось, как ругалась тётка из молочного отдела, которая к вечеру не смогла продать и половину бадьи первоклассной густой и вкусной мильковской сметаны. Из-за новой цены её просто не брали - просто подходили и смотрели, качая головой. Да, со середины года в продаже появилась кура со вкусом рыбы - комбикорм с материка перестали завозить и курей в птицефабрики кормили рыбной мукой с Моховского РБК, так было дешевле. Поэтому от куриц несло каким-то рыбным привкусом. Его приходилось терпеть - другого ничего не было, до тех пор, пока осенью из Штатов не привезли брикеты толстых и каких-то неестественно раздутых американских бройлеров. Они тоже были желтоватые после оттаивания и вонючие, но по-другому.
Да, надо уточнить, что цены летели в космос всю зиму, весну и лето. И обесценивание сбережений, которые превратились в пыль - оно прошло не в январе, а к августу-сентябрю. У меня их толком и не было, я же был просто молодым специалистом после вуза. А вот на тех, кому 40-50, было жалко смотреть - кто на что-то откладывал несколько лет, это уже было прахом и стоило "пол-телевизора". Старики массово откладывали "смертные", был тогда такой обычай - они тоже превратились в копейки. А ещё погорели все те, которые страховали в Госстрахе детей и откладывали по фиксированной сумме в месяц, чтобы они получили к 18 годам, например, круглую сумму на что-то. И это все сгорело к лету.
Прилавки наполнились тоже не сразу и совсем не тем, о чём говорили в начале года "реформаторы". В основном полез на прилавки яркий и низкопробный импорт и речь вовсе не о пресловутых "Сникерсах" и "Марсах". Это было спиртное, мороженое, консервы. У меня где-то в конце весны 1992-го был интересный случай. Решил я взять в комке новое мороженое. А к тому времени их появилось стоооолько видов! И все яркие, в упаковках, разного цвета. Глаза разбегались на фоне унылых старых советских этикеток. И вот, значицца, беру я какое-то красивое и не очень дешевое, разворачиваю его, предвкушаю... Пробую - гадость! Ну правда, какая-то химическая гадость. Есть реально невозможно и само оно какое-то неприятное, крупнозернистое. Так и выкинул его неподаеку. И зарекся брать с тех пор. А, и вот ещё что. Той же весной стали завозить и первые партии химических разбавителей воды - Зуко, Инвайт, ещё какой-то вид. Дети радовались - круто же, теперь вместо газировки можно наделать много своей газировки, и просто из воды! В 1992-м, 1993-м, 1994-м эти штучки были очень модные, их много брали. То же и по консервам. Привычные по старому времени марки оказались лотереей: например, вместо мяса в тушонке можно было получить желтый жир и какие-то вареные ошмётки волокон. Ветчина могла быть похожей внещне на "старую" ветчинку, но с ватным вкусом. По большому счёту, весь 92-й год торговля у нас пребывала в хаосе, да и 93-й тоже.
Трагедия промышленности с массовой остановкой заводов прошла мимо меня - это всё было в промышленных регионах, где много заводов. А на Камчатке что? Военные, строители, рыбаки, судоремонт. Немного сельхоза. Массовая продажа и распад бывших огромных рыболовецких флотов эпохи СССР пришлась на 1993-1994 гг., это было немного позже упоминаемого времени. Впрочем, судоремонт рухнул почти сразу, в том же 1992-м.
Ниже - статья из "Известий" за 4 января 1992 года, там много о ценах и реалиях тех дней. Но из других регионов. Кое-какое впечатление о происшедшем даст.