Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

Ворота в Азию

XII. Пенза: колорит и характер города

Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на какое-то краеведение или полный список памятников, у меня цели такой, конечно же, не было. Это скорее общее впечатление от города и попытка найти прочные ассоциации с ним. Я уже говорил раньше в этом цикле, что Пенза – это информационное «слепое пятно», про неё практически нет публикаций в федеральных СМИ, как будто бы её не существует. Но она есть, и это большой город с населением больше полумиллиона. И у неё нет какого-то устойчивого внешнего образа, который был бы известен в общероссийском масштабе ("тамбовский волк", "тульский самовар", "Сталинградская битва" и проч.). Тем не менее оказалось, что своё лицо у Пензы вполне себе есть, и ассоциации тоже имеются, разве что они не раскручены.

Вот с общего образа города мы и начнём.

Уникальный деревянный планетарий 1920-х на вершине пензенского холма, снесенный вскоре после этого снимка

Collapse )
promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
паровоз П-36

XI. Пенза Первая и Арбеково

В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы (Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция - Пенза-1. Там и расположен основной вокзал, там - остановки поездов дальнего следования и она ближе всего к центру. Здесь происходили и основные исторические события начального периода Гражданской войны - те, что с белочехами. Кроме этого, здесь же я покажу и Арбеково - станцию на Ряжском тепловозном ходу, которая находится на западе города и граничит с его самым огромным жилым районом.


Collapse )
паровоз П-36

X. Третья Пенза, но Четвертой тоже бывать

Пензу-4 и Пензу-2 я показал в предыдущей части, а теперь - черед Пензы Третьей. Она самая огромная на узле и по объемам грузовой работы соотносится с другими номерными Пензами примерно как 25% - 60% - 15% (2-я - 3-я - 4-я). Суммарная протяженность все парков и горок Пензы-3 - примерно 11 км, если включать в её состав и Заречный Парк, находящийся южнее по этой линии. Формально он сейчас к ней и относится. Также Третья Пенза - грузовая стыковая станция, поэтому здесь можно встретить электровозы как переменные, так и постоянники. Система путей разного вида тока и переключений тут очень сложная.
Но не только этим интересна данная станция - впрочем, об этом ниже.

Вокзал Пенза-3

Collapse )
Ворота в Азию

IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы.
Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево - Пенза, а затем уже посмотрим две чётные Пензы - Четвертую и Вторую. Пенза-3 слишком огромная и её надо смотреть отдельно, а Пенза-1 пойдёт в комплекте со станцией Арбеково того же тепловозного ряжского хода. Так что всего у нас получится на тамошний железнодорожный узел аж три части.
Давайте начинать :)

Вокзал Пенза-4 бывш. Московско-Казанской дороги

Collapse )
паровоз П-36

VII. Конец пути на 551-м поезде. Станция и вокзал Ртищево-1

В мурманско-крымском поезде №551 мы ехали по стране уже двое суток, и после Арзамаса наступила третья по счёту ночь. Поезд прошёл Саранск, Рузаевку и через Пензу двигался на юг к Лискам, где должен был вливаться в главный южно-курортный ход.

Здесь надо пояснить, а как вообще выглядел пассажирский состав поезда? Иногда несведующие люди поверхностно судят - "а зачем вообще нужен такой поезд, кто им поедет, если он от Мурманска до Крыма едет почти 4 суток? Вот я бы не поехал, а полетел!". Но на самом деле, поезд таким изломанным маршрутом выполняет не одну важную роль - он забирает на курорты Крыма и Кубани жителей востока нечернозёмного Центра и Верхнего Поволжья и одновременно служит прямой связкой Заполярья и Ярославщины, Костромщины и Ивановской области. То есть, от Мурманска в Крым ехало примерно 15% пассажиров. Это немного, конечно - многие оттуда летят. Зато в Ярославле и затем в Иваново выходило очень много народу с северов. А, как мы знаем, прямых рейсов Мурманск - Иваново или Мурманск - Ярославль в природе нет. И непрямых тоже. И тут здорово выручает, что поезд идёт без пересадки.

Вторая часть его социальной роли начинается, опять же, на Ярославщине, где на Кубань и Крым садится множество народу. От Ярославля ехать уже не 3,5 суток, а всего лишь 2 суток и это для многих уже очень даже приемлемо. Особенно для тех, кто с вещами и с семьями. Затем большая партия пассажиров садится в Иваново (в частности, наш вагон именно там заполнился на 90%), в Нерехте (там и Кострома рядом) и на нижегородской платформе Стригино. Так что от Средней России поезд уже заполнен практически под завязку теми, кто едет в Крым или на станции Кубани. Москву поезд объезжает восточней, поэтому места достаются региональным облцентрам. По факту они получают очень важную беспересадочную связь с Крымом: не надо ехать в московские аэропорты бессонную ночь, затем ждать свой самолёт, регистрироваться и т.д. Сразу сел на своём вокзале - и едь прямо до места со своими баулами, удобно.

Ладно, хватит пояснений, в этой части смотрим финальный участок, а затем станцию Ртищево и вокзал.

Вокзал Ртищево (Саратовская обл.)

Collapse )
паровоз П-36

V. Поезд №551: на архангельском ходе

С самого утра и до раннего вечера 551-й поезд пробирается по "онежской перемычке" между мурманским и архангельским ходами (почти 10 часов), а на станции Обозерская выходит наконец на главный ход Северной ж.д., который ведёт через Вологду и Ярославль прямиком на Москву. Тем не менее электрификация по этому ходу есть только до станции Обозерская, а дальше она ведет именно на онежскую линию с интенсивным грузовым движением. А вот на Архангельск и Северодвинск - только тепловозное движение.

Итак, около 6 вечера наш поезд прибыл на очень колоритную станцию Обозерская с уникальным вокзалом 1896 года времён ещё мамонтовской узкоколейки. Для меня было очень удивительно, что в наши "эффективные" времена такой вокзал не просто уцелел, не только не одет в сайдинг, но ещё и дотошно отреставрирован, вместе с высокой трубой! Видимо, он успел стать объектом культурного наследия, что его и уберегло.


Collapse )
паровоз П-36

IV. Поезд 551 и "онежская перемычка"

Из Кандалакши мы стартовали на юг на весьма специфическом поезде - №551 Мурманск - Симферополь частного оператора "Гранд-Экспресс". Специфический он прежде всего своим заковыристым маршрутом, из-за которого мы и приехали сюда. Он идёт не прямо через Петрозаводск - Москву -Воронеж на крымские юга, а восточнее - гораздо более длинным и сложным путём. Сперва переходит по "онежскому пояску" на архангельский главный ход, потом по нему спускается к Вологде, а от Ярославля уходит правее и блуждает по средней России и Поволжью второстепенными ветками - проходя Иваново, Ковров, Арзамас, пригород Нижнего Новгорода, Саранск, Пензу. Поэтому мы и хотели на него попасть: в прошлом 2020-м году его внезапно отменили из-за ковида, в итоге тогда пришлось сдать билеты. А сейчас, когда его возобновили - снова взяли, но теперь уже не от Кеми, а от Кандалакши. Так было несколько дальше ехать, но зато удобней для нормальных ночёвок и избегания ночного ожидания. Единственно, ходит он только раз в 9 дней, поэтому маршрут пришлось дотошно рассчитать.

В общем, в 2 часа ночи 16 июня в кандалакшский полярный день наш 551-й плавно тронулся от перрона и двинулся по Кировской магистрали направлением на юг. В этой части мы посмотрим проход "онежского пояска", который я до этого никогда не проезжал на поезде.

Станция Сумской Посад на "онежком поясе"

Collapse )
паровоз П-36

I. Поезд 22 от Петербурга до Кандалакши

Июньская поездка началась с поезда №22 сообщением СПб - Мурманск. Раньше это был скорый поезд "Полярный", с давней традицией, но не так давно - вроде бы вообще в этом году - его радикально перекомпоновали, поставив туда 2-этажные вагоны вместо старых одноэтажных. Изначально мы полагали ехать утром, но этот по расписанию гораздо лучше подходил - он приходил в нужную нам станцию около 4 час. дня. А симферопольский поезд от "Грандов" через Кандалакшу шёл ночью - так что разрыв был не слишком-то большой и даже оптимальный для изучения небольшого города. Вот на нём и остановились.

Отправляется 22-й вечером, в 21.24. Но в Питере в это время ещё совсем светло и солнце. Сезон белых ночей! На наш состав ставят скоростной 2-системный ЭП20, поэтому на станции стыкования в Свири мы стоим совсем немного. И вообще, расписание составлено довольно шустрое.


Collapse )
паровоз П-36

Открыт вокзал Керчь-Южная

Из существенного нового, что произошло за время моего отсутствия - открыт наконец Керчь-Южная, ключевой транзитный вокзал на крымской ветке после Моста. Долго его доделывали, не успели к сезону - но все же сдали в июне.


PS. В недостроенном виде этот вокзал со стороны путей я показывал в прошлогоднем обзоре маршрута поезда "Таврия" от ГЭ Петербург - Севастополь.

паровоз П-36

Июньская поездка по России 15-25.06

15-25 июня отсутствовал в жж по причине большой поездки по России, так что регулярных постов не было.
Поездка июня-2021 включила в себя сразу три разных опции: (1) тестирование 60% протяженности уникального маршрута 551-го поезда от Гранд-Экспресса, которое из-за ковида было отменено в прошлом году, (2) изучение города Пензы с её пригородами и (3) исследование Сызрано-Вяземской линии западнее Пензы до Узловой, по которой до 1914 г. шел "Сибирский Экспресс". Тулу с её узлом я охватил месяц назад, как вы помните по циклу постов.

Прибытие поезда №90 Волгоград - Петербург на ст. Узловая лунным вечером

При планировании маршрута пришлось проложить маршрут на север аж до Кандалакши, чтобы избежать ночных ожиданий и бессонных ночей. Получилось всего 5280 км пути. Поездка в дневном экспрессе от Пензы до Ряжска и дизеле РА2 от Ряжска до Узловой вышла наиболее тяжелой из-за сильной жары. Увы, заранее мы не знали, что солнце будет жарить беспощадно и беспрерывно до +36° в тени. И если в Пензе ресурс организма позволял как-то терпеть пребывание на жаре, то потом стало хуже. Из Узловой эвакуировались обратно на север.

По итогам этой поездки планируются несколько постов: обзор станций Кандалакша, Пенза-1/2/3/4, Ряжск-1/2, Узловая, Ртищево. Кроме того, обзор поезда 551 Мурманск - Симферополь, а также небольшой рассказ о самой Пензе и ЗАТО Заречный неподалёку от неё, ну и наверное о Кандалакше с Ряжском, если будет хватать время.

Collapse )